Урок внеклассного чтения в 1ё0 классе "Когда душа во власти денег"
Оценка 4.7

Урок внеклассного чтения в 1ё0 классе "Когда душа во власти денег"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
27.05.2019
Урок внеклассного чтения в 1ё0 классе "Когда душа во власти денег"
«Когда душа во власти денег…» (тема денег в русской и зарубежной литературе) Урок – исследование в 10 классе. В основу подготовки и проведения урока положен групповой метод работы по исследованию текстов художественных произведений. Цель урока - создать условия для получения и осознания новой учебной информации по данной теме, способствовать осмыслению связей нового материала и жизненных ситуаций
Когда душа во власти денег.doc
«Когда душа во власти денег…» (тема денег в русской и зарубежной литературе) Урок – исследование в 10 классе. Работа учителя МОУ «Зимстанская СОШ» п. Зимстан Усть­Куломского района Республика Коми Кочановой Валентины Викентьевны. Предмет Класс Технология построения  урока Тема Цель Литература 10 Урок­исследование, работа  в группах   тема денег в русской и зарубежной литературе создать условия для получения  и осознания новой  учебной информации по данной теме, способствовать  осмыслению связей нового материала и жизненных  ситуаций Планируемый результат Предметные умения ­ Формировать умение  формулировать проблемный и  исследовательский вопросы  урока; ­ Вырабатывать критерии для  сравнения героев романа; ­Совершенствовать умение  работать с текстом  произведения; ­Делать выводы и связывать их  в монологическое  высказывание;    Личностные УУД: ­формирование учебной мотивации, ­ формирование адекватной самооценки, ­ необходимость приобретения новых знаний. Регулятивные УУД: ­самостоятельно формулировать тему урока;  ­ определять и формулировать цель деятельности на  уроке;  Познавательные УУД: ­ ориентироваться в своей системе знаний;  ­ проводить анализ учебного материала; ­ извлекать информацию, представленную в разной  форме; ­ формулировать конечный результат   Коммуникативные УУД:  ­  слушать и понимать речь других;  ­ уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;  ­договариваться и приходить к общему решению в  совместной деятельности; Приемы создания учебной ситуации:   предъявить противоречивые факты, теории;  обнажить житейское представление и предъявить научный факт;  использовать приемы «яркое пятно», «актуальность». Подготовка к уроку.    В основу подготовки и проведения урока положен групповой метод работы по  исследованию текстов художественных произведений.    Задания 3 группам были предложены за 10 дней до урока: 1) прочитать указанные произведения: О.Бальзак «Гобсек», Н.В.Гоголь «Мёртвые  души» (глава о Плюшкине), А.С.Пушкин «Скупой рыцарь», Салтыков­Щедрин  «Господа Головлёвы». 2) подобрать материал по проблеме: 1 группа – Что сближает героев, охваченных единой страстью – страстью к  наживе? Чем они похожи друг на друга?  2  группа – Чем опасен человек, отдавший свою душу во власть денег, золота? 3группа – Как, по мнению писателей, избавиться от губительного влияния  «золотого тельца» на душу человека? 3) Подобрать эпиграф к уроку, объяснить свой выбор. Ход урока: I. Мотивация  О.Бальзак «Гобсек»,  Н.В.Гоголь «Мёртвые души» (глава о Плюшкине),  А.С.Пушкин «Скупой рыцарь»,  Салтыков­Щедрин «Господа Головлёвы». что сближает эти  произведения? тема этих произведений – влияние «золотого мешка» на внутренний мир человека – сегодня как нельзя созвучна вопросам нашего времени    Многие публицисты утверждают, что мы, как когда­то герои вышеуказан­ных  произведений, живём в эпоху «первоначального капитала». Поэтому нам особенно  полезно поразмышлять о персонажах, основной и единственной страстью которых стала нажива. Исследование в группах. II. 1) Что сближает героев (Плюшкин, Гобсек, Арина Петровна Головлёва, Барон), охваченных страстью стяжательства? Чем они похожи друг на друга? 2)Чем опасен человек, отдавший себя во власть денег, золота? Гобсек . Гобсек   верит   во   всесилие   золота:   «Из всех   земныхблаг   есть   только   одно, достаточно   надёжное,   чтобы   стоило человеку гнаться за ним. Это … золото. В золоте всё содержится в зародыше, и всё оно даёт в действительности» … «В Скупой рыцарь. Что не подвластно мне? как некий демон Отселе править миром я могу; Лишь захочу — воздвигнутся чертоги; В великолепные мои сады Сбегутся нимфы резвою толпою; И музы дань свою мне принесут, мыслях он мог владеть всеми странами, которые   исколесил,   обшарил,   взвесил, оценил, ограбил».     Жизнь, которую они ведут, совершенно перерождает   их   личность,   придавая   им страшные   сатанинские   черты.   Ничем нельзя разжалобить Гобсека. Его просят об   отсрочке   плате­жей   и   влюблённая молодая   девица,   и   старик­купец, стоящий   на   пути   разорения,   и   мать, пытающаяся   скрыть   проступок   сына,   и художник без куска хлеба, и вельможа, который впал в немилость. Но тщетно. Жестокость   –   главная   черта   человека­ истукана. И вольный гений мне поработится, И добродетель и бессонный труд Смиренно будут ждать моей награды. Я свистну, и ко мне послушно, робко Вползет окровавленное злодейство, И руку будет мне лизать, и в очи Смотреть, в них знак моей читая воли. Мне всё послушно, я же — ничему; Я выше всех желаний; я спокоен; Я знаю мощь мою: с меня довольно Сего сознанья... ………………………………………. Я царствую!.. Какой волшебный блеск! Послушна мне, сильна моя держава; В ней счастие, в ней честь моя и слава!    Мы видим, власть денег лишила их человеческих, родственных привязанностей. Мир души, чувств заменил слиток золота. Они считают, что всё: совесть, честь, любовь,   дружбу   –   можно   заменить   блестящими   монетками.   себя   они   считают некоронованными властителями, правителями мира. Но не замечают, что вокруг них – море слёз, горя, проклятий, тысячи погубленных жизней, судеб. Они одиноки, прокляты   своими   близкими.   Они   ненавидят   своих   наследников:   те   будут пользоваться плодами их трудов.    Таким образом, деньги – власть зла.      3) Как избавиться от власти «золотого тельца», от его губительного влияния на  духовный мир человека? Бальзак считает: путь  спасения уходит в  недоступный влиянию  «золотого тельца»мир  чистых супружеских чувств (как Фанни Мальво) и  материнской любви (как  Анастази де Ресто). Такова  и нравственная концепция  автора: нажива  несовместима с красотой и  благородством внутреннего мира человека.    Губительно,  Салтыков­Щедрин смысл  жизни на земле видел в  исполнении заветов  Совести. Трагедия Арины  Петровны, Иудушки в том,  что они «бессознательные  предатели Совести»,  бессознательные  истребители «целого  человечьего гнезда». Зло,  для С­Щедрина,  совершается  бессознательно. Добро –  спутник сознания, разума. Пушкин: Барон понимает,  что реальная власть золота  – это всемирная  катастрофа, библейский  потоп. Золото для Барона –  средоточие зла. Голос  сердца, совести не даёт ему  покоя. Ему страшно,  потому что его золото  добыто преступно. Голос  сердца, совести не даёт ему  покоя. Вспомним его  раздражение против вдовы с детьми, которая стояла под  его окнами. Она напомнила разрушительно для  личности, общества  следовать ложным идеалам, ложно понятый смысл  жизни может быть  губительным для человека  и изуродовать даже  крупную личность  (например, Гобсек).   С­Щедрин делал ставку на Совесть, видя в ней  единственное спасение для  «заблудшего человечества». ему то, о ч1м он хочет  забыть – о человечности.  Обвинение сына в доме  сюзерена сводит его в  могилу: он не забыл ещё о  чести. Гор­дость, честь,  отцовские чувства  возмущены в нём настолько, что он решается на дуэль. По мнению писателей, Совесть, Честь, Человечность – вот те спасительные для души  ценности, о которых никогда нельзя забывать, именно они помогут оставаться  человеком. III. Рефлексия.      IV. Оценивание в группах. V.  Домашнее задание. ✒По материалам газет, журналов написать сочинение о губительной власти денег в  наши дни.

Урок внеклассного чтения в 1ё0 классе "Когда душа во власти денег"

Урок внеклассного чтения в 1ё0 классе "Когда душа во власти денег"

Урок внеклассного чтения в 1ё0 классе "Когда душа во власти денег"

Урок внеклассного чтения в 1ё0 классе "Когда душа во власти денег"

Урок внеклассного чтения в 1ё0 классе "Когда душа во власти денег"

Урок внеклассного чтения в 1ё0 классе "Когда душа во власти денег"

Урок внеклассного чтения в 1ё0 классе "Когда душа во власти денег"

Урок внеклассного чтения в 1ё0 классе "Когда душа во власти денег"

Урок внеклассного чтения в 1ё0 классе "Когда душа во власти денег"

Урок внеклассного чтения в 1ё0 классе "Когда душа во власти денег"

Урок внеклассного чтения в 1ё0 классе "Когда душа во власти денег"

Урок внеклассного чтения в 1ё0 классе "Когда душа во власти денег"

Урок внеклассного чтения в 1ё0 классе "Когда душа во власти денег"

Урок внеклассного чтения в 1ё0 классе "Когда душа во власти денег"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2019