Урок внеклассного чтения по УМК «Вокруг тебя – мир» в 8 классе .Какой ценой. ( по рассказу Р.Брэдбери «Улыбка»).Цели урока: общая – обсудить с учениками всеобщую значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения; частная – продолжить работу по формированию умения анализировать систему образов.
Улыбка.doc
Урок внеклассного чтения
по УМК «Вокруг тебя – мир» в 8 классе.
Какой ценой.
( по рассказу Р.Брэдбери «Улыбка»)
Цели урока: общая – обсудить с учениками всеобщую значимость
культурных ценностей, необходимость их сохранения;
частная – продолжить работу по формированию умения
анализировать систему образов.
Оформление урока: 1. репродукция картины Леонардо да Винчи
2. запись на доске: Цивилизация – определённая
ступень развития общества, его материальной и
духовной культуры.
Тип урока: урокдиспут
План урока: 1. Организационный момент. 2 мин.
2. Реализация домашнего задания (сообщение о творчестве
Р.Брэдбери). 3 мин.
3. Постановка проблемного вопроса. – 5 мин.
4. Аналитическая работа по тексту. – 27 мин.
5. Подведение итогов урока. – 5 мин.
6. Объяснение домашнего задания. – 3 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Реализация домашнего задания.
Рей Брэдбери (род. В 1920 году) – современный американский писатель – фантаст. В его рассказах и
романах звучат предостережения, обращенные к людям, страх за их будущее, боль и печаль, редко надежда.
Возникают картины опустошенной земли, высохших водоемов, одиночества тех, кто случайно остался в
живых. Брэдбери исполнен сострадания к людям, что рождает лиризм его прозы. Для писателя
необыкновенно интересен внутренний мир ребёнка. Детям он посвятил много рассказов и
автобиографическую повесть «Вино из одуванчиков».
Ребёнок способен вернуть взрослых ко всему светлому, что было в их жизни. Так, в одном из самых лучших
рассказов – «Улыбка» подросток, пришедший с оголтелой толпой, чтобы посмотреть выдающееся
произведение искусства и уничтожить его (ибо люди ненавидят всё на свете и готовы растерзать даже
прекрасную картину, сорвав на ней накопленную злобу), спасает от озверевшей толпы кусочек холста –
бессмертную улыбку «Моны Лизы».
3. Постановка проблемного вопроса.
произведения. Сгруппируйте всех персонажей произведения относительно главного героя.
( запись на доске: а) Том Григсби
родные (мать, отец, брат)
очередь
один из очереди.
б) Григсби очередь
мать Том отец
один из очереди брат.)
Задача урока: поиск, выработка схемы, наиболее точно соответствующей сути конфликта.
4. Аналитическая работа по тексту.
1. Какое чувство объединяет людей, стоящих в очереди?
( Их объединяет многое: усталость, недовольство жизнью… Но самое главное – ненависть к Прошлому.)
Почему люди в очереди ненавидят всё, что связано с цивилизацией?
( «Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж он устроен. Неразумно, может
быть, но такова человеческая природа».)
2. Какое определение слова «цивилизация» вы нашли в словарях?
(ответы учащихся).
Все те определения, которые вы зачитали, сводятся к тому, что я записала на доске: Цивилизация –
определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.
Что под этим словом понимают герои рассказа? Почему не хотят её повторения?
(Потому что цивилизация разрушила их жизнь. Для них цивилизация – разрушение. Они ненавидят «ораву
идиотов», их систему ценностей, всё, что, по мнению людей из очереди, может привести к возвращению
прежней цивилизации.)
Кто, по вашему мнению, является главным героем рассказа. Назовите остальных героев 3. Во что превратился мир? Как это описывается в рассказе?
(ответы учащихся).
4. Как герои рассказа Брэдбери стараются не допустить повторения цивилизации?
(Они разрушают новые, исправные или действующие предметы, являющиеся в сознании людей
своеобразным символом цивилизации, в то время как треснувшая чашка, засаленная одежда,
полуразрушенные жилища не вызывают ненависти людей.)
Что именно разрушают люди из очереди?
( Разрушению подлежит как то, что имеет отношение к материальной культуре: завод, выпускающий
самолёты, автомобили; типография, так и то, что относится к духовной культуре, книги, живопись.)
5. Прочтите эпизод, описывающий воспоминания Тома о прошлых праздниках. На какой праздник в
этот раз собрались люди?
6. Пришедшие на праздник люди выстроились в очередь. Однородна ли эта очередь? ( Большинство в
очереди ненавидит цивилизацию, то есть стремятся к полному её разрушению. Один человек из очереди,
реплики которого очень важны для понимания мотивов поступка Тома, высказывает особое мнение: «А я так
готов её терпеть. Не всё, конечно, но были и в ней свои хорошие стороны…») Какие «хорошие стороны»
прежней цивилизации имел в виду один человек из очереди? («Человек с душой», «человек, у которого
душа лежит к красивому».)
7. Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину? (Потрясение.)
Какие чувства его переполняли в тот момент? (Чтение отрывка со слов: «Женщина на картине
улыбалась таинственно – печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в
ушах будто звучала музыка.)
Я не могу точно сказать, какая музыка звучала в душе Тома в тот момент, но, скорее всего, она была
очень похожа на эту. Давайте немного посмотрит на это гениальное, божественное, великое
произведение Леонардо да Винчи. Как очаровательно и в то же время загадочно улыбается нам Мона
Лиза! Её улыбка неуловима так же, как пробегающая по воде рябь.
8. Есть ли в тексте чтото, позволяющее предположить, что Том не станет принимать участия в
надругательстве над картиной?
(ответы учащихся, может быть два ответа.)
9. Обратитесь к сцене уничтожения картины. Подумайте, чем поведение Тома отличается от
поведения толпы.
( Вначале Том становится невольным участником уничтожения картины: «Слепо подражая остальным, он
вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дёрнул и упал…» Однако, после того как «толчки и
пинки вышибли его из толпы на волю», Том стоит «притихший в стороне от этой свистопляски», рука его
«судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его», то есть Том сознательно старается уберечь «кусок
холста».)
5. Подведение итогов урока.
Так чем же отличается Том от очереди?
(Тома отличает от других героев рассказа то, что он – «человек с душой», в появлении которого так
уверен «один из очереди».)
Мы знаем, что Том уже принимал участие в праздниках. Мы стали свидетелями того, как он
поступил сейчас. Как вы думаете, пойдёт ли он на следующий «праздник»? Если пойдёт, то как
поведёт себя? На основании чего возникает у вас именно такое убеждение?
Вернёмся к записи на доске. Определите место, которое может занимать в группировке персонажей
«один из очереди».
(появляется запись: 1. Том.
2. «Один из очереди».
3. Очередь (в том числе Григсби, полицейские,
семья Тома).
Ничто не затронуло душу Тома, он не вступился за книги, которые рвали и жгли, не вступился за
автомобиль, который разломали на его глазах. Но частичку красоты он сберёг на груди.
Джоконда.
В далёкую эпоху Ренессанса
Леонардо да Винчи любовь воспевал,
Воспевал красоту, воспевал материнство,
Этот Гимн красоте он Джокондой назвал.
Божество неземное, шедевр мирового искусства –
Мона Лиза – загадка для всех поколений людей:
Совершенство, изящность, души окрылённость –
Шесть столетий подряд покоряет улыбкой своей. Шесть веков Мона Лиза улыбкой прекрасной
Будоражит, волнует и делает чище сердца,
Изменяется мода, обычаи, нравы,
Но извечная ценность не знает конца.
Мир спасёт красота – эта истина вечна,
А улыбка Джоконды как раз подтвержденье тому:
Остановятся войны, тираны душой подобреют,
Свет улыбки небесной рассеет коварство и тьму.
6. Объяснение домашнего задания.
В тексте рассказа есть воспоминания Тома о тех «праздниках», в которых он принимал участие.
Напишите небольшое сочинение о том, что, по вашему мнению, мог бы вспомнить он о последнем
«празднике».
Урок внеклассного чтения в 8 классе. Какой ценой.
Урок внеклассного чтения в 8 классе. Какой ценой.
Урок внеклассного чтения в 8 классе. Какой ценой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.