Предлагаемый урок разработан в рамках программы литературы 9 класса. В ходе урока проводится подробный анализ программных произведений А. С. Пушкина. Урок нацелен на развитие следующих предметных умений:
- расширение объема знаний по литературе,
- восприятие текста литературного произведения,
- выразительное чтение поэтических текстов,
- нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений и т. д.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №7»
Нижегородского района города Нижнего Новгорода
Урок
Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
Воротникова О.Г., учитель высшей категории, учитель русского языка и литературы МБОУ
школа №7 Нижегородского района города Нижнего Новгорода
Предмет (направленность): урок литературы
Возраст детей: 9 класс
Место проведения: классПредметные умения
расширение объема знаний по литературе,
восприятие текста литературного произведния,
выразительное чтение поэтических текстов,
нахождение в тексте незнакомых слов и определение их
значений,
формулировка ответов на вопросы по тексту произведений
понимание связи литературного произведения с эпохой его
написания, выявление заложенных в него вневременных,
непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания,
формулирование собственного отношения к произведению,
понимание авторской позиции свое отношение к ней,
получение опыта метапредметной деятельности.
Планируемый результат
Личностные УУД:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
определять общие для всех правила поведения;
оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
осуществлять самоконтроль;
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности
на уроке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы
знания/незнания);
находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;
проводить анализ учебного материала;
проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка,
развивать мыслительные способности учащихся при выполнении
творческих заданийХод урока
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
А. С. Пушкин «Вольность»
1. Вступительное слово учителя.
Особенности петербургского периода творчества А. С. Пушкина.
Становление Пушкина поэта происходило в атмосфере осмысления «грозы двенадцатого года», под влиянием декабристских идей
«вольности святой». Молодой поэт мечтает о конституции, ограничивающей самодержавную власть («Вольность»), обличает
ужасы крепостничества и надеется на восстановление социальной справедливости «по манию царя» («Деревня»). призывает
посвятить «души прекрасные порывы» и верить в осуществление свободы – «звезды пленительного счастья»..
2.Проблема свободы, служения Родине в лирике петербургского периода творчества А. С. Пушкина.
«К Чаадаеву» 1818 г.
Выразительно прочитайте стихотворение.
Кто такой П. Чаадаев? Заранее подготовленное выступление ученика – рассказ о личности П. Чаадаева.
Почему любовь, надежда, тихая (поэтическая) слава осознаются в послании как «обман», «тихие забавы»?
(По сравнению с другим «желаньем» они представляются несерьезными («забавы»), немужественными («нежил»); это еще не
•
•
•
•
настоящая жизнь. не явь («как сон»), не день, не ясность(«как утренний туман»).
О каких двух «снах» идет речь в послании и как они связаны?
(Исчезли забавы, как сон – т.е. лирический герой пробудился ото сна детства, несерьезности. Это пробуждение – условие
пробуждения России. которая «воспрянет ото сна», т.е. мгновенно и торжественно проснется).
•
Что говорит о серьезности и силе «желанья» свободы молодыми людьми?
(Это «желанье» «горит» в них, они свободою «горят»).
•
Покажите, что желание свободы, по мнению лирического героя, удел молодости.
(Об этом говорят «нетерпеливая» душа этих людей, проявляющаяся в «порывах», упоминание «молодого» любовника
(влюбленного), убеждение в кратковременности периода молодого «горения» отсюда выражение «пока…горим», «пока…
живы»).
•
Как показано особое восприятие лирическим героем и его друзьями призыва отчизны?
(Этот призыв они слышат «нетерпеливою душой», а не органом слуха).•
Зачем здесь сравнение ожидания вольности с любовным ожиданием?
(Во – первых, одно чувство вытеснило другое – любовь вытеснена свободой; во – вторых, «нетерпеливая душа» лирического героя
не знает разделения, теперь он отдается свободе с такой же страстностью, как прежде любви).
•
Какие политические термины противопоставлены в стихотворении?
(«Власть роковая», «самовластье» и «вольность святая», «свобода»).
•
Покажите, что у этой «души» – «прекрасные порывы».
(В «сердцах» этих молодых людей есть «честь» одно из наиболее ценных для Пушкина человеческих качеств).
В чем смысл метафоры «звезда пленительного счастья»?
(Это счастье – высокое, как звезда, и заветное, пленяющее юных).
•
Сформулируйте политическую концепцию Пушкина в этом стихотворении.
(«Самовластье», т.е. непросвещенное, неограниченное самодержавие должно быть уничтожено).
Откуда видно, что разрушение «самовластья» осознается лирическим героем как подвиг?
(Имена борцов с «самовластьем» люди напишут на его обломках, т.е. прославят героев в веках).
•
В чем оригинальность этого стихотворения как послания?
(В неразрывности личного и общественного: прекрасные порывы души лирический герой предлагает посвятить отчизне).
•
•
•
•
•
В чем оригинальность решения темы дружбы в послании?
(«Товарищ», «друг» душевно близок лирическому герою жаждой свободы).
Ода «Вольность» 1817 г.
Как сказалось в оде место ее написания ( в квартире братьев Тургеневых, в доме напротив Михайловского замка)?
(В Михайловском замке был убит Павел I – факт, осмысляемый в оде.)
•
У какого русского писателя XVIII века есть ода с таким же названием?
(Радищев в оде «Вольность» заявлял о праве народа вернуть отнятую свободу и судить тирана. Политическая концепция
Пушкина в одноименном произведении иная).
«Цитеры слабая царица» – кто это?
(Афродита, богиня любви и красоты; ее культ существовал на острове Цитера, иначе Кифера, в Греции).
•
Кто должен помочь поэту изменить лирическую тему?
(Для того чтобы заменить тему любви на тему свободы, поэту необходимо, чтобы от него бежала богиня любви, чтобы певица
свободы сорвала с него венок, разбила его «изнеженную лиру», открыла ему «след … возвышенного галла», т.е. избавила бы
его от атрибутов любовной поэзии, указала пример).
•
«Возвышенный галл» – кто это?
(Скорее всего, Андре Шенье, 1762 1794, поэт Великой Французской революции, не принявший якобинского террора и павший его
жертвой).•
Что предпринимала певица свободы в отношении «возвышенного галла»?
(Она внушала ему смелые гимны, именно поэтому ее помощи просит поэт).
•
Как вы понимаете выражения «восстаньте, падшие рабы», « законов гибельный позор», «порфира», «твою погибель ... вижу»,
«Клио», «Калигула»?
(«Восстаньте, падшие рабы» встаньте, исполнитесь достоинства, « законов гибельный позор» зрелище гибели законов,
«порфира» мантия, пурпур, «твою погибель ... вижу» предвижу твою погибель, «Клио» богиня истории, «Калигула»
римский тиран, убитый своими телеохранителями).
•
На каких заблуждениях общества основывается «неправедная власть»?
(Ее легче держаться в условиях существования предрассудков – «предрассуждений»).
•
В чем гарантия свободы, по мнению автора оды?
(В соблюдении законов и монархом, и народом, в неподкупности блюстителей закона).
•
Какой пример нарушения закона народом приводит Пушкин?
(Казнь Людовика XVI во время Великой Французской революции).
•
Как история, по мнению автора, наказала французский народ?
(К власти над «скованными галлами» пришел «злодей» Наполеон, на «челе» которого – «печать проклятия»).
•
Какой образ лирического героя создает Пушкин в оде?
(Это «задумчивый певец», который в то время, когда беззаботные люди спят, вглядывается в Михайловский замок, слышит и
видит события прошлого).
•
Какой пример наказания за нарушение закона царем приводит Пушкин?
(Убийство «увенчанного злодея» Павла I в ночь с 11 на 12 марта 1801 г.).
В чем состоит урок царям в конце оды?
(Гарантия крепости власти – не наказания, не награды, не тюрьмы, не церкви, но соблюдение закона, которое обеспечит свободу
•
•
народам и покой монарху).
«Деревня» 1819 г.
Чем вызваны жанровые контрасты стихотворения?
(Первая часть, до слов “Но мысль ужасная…» идиллия, вторая часть – сатира. Смена жанра вызвана наличием в деревне
наличием покоя – и ужасных пороков крепостничества. Вторая часть отличается от первой и графически – она не
содержит пробелов).
•
Укажите адресаты обращения в стихотворении.
(«Пустынный уголок», «оракулы веков», «друзья»).
•
Перечислите картины красоты и блаженства деревенской жизни.(Мирный шум дубрав, тишина полей, темный сад с прохладой и цветами, луг с душистыми скирдами и ручьями в кустарниках,
лазурные равнины двух озер, ряд холмов, полосатые нивы, рассыпанные вдали хаты, стада на влажных берегах, дымные
овины, крылатые мельницы. Все это оформляет «приют спокойствия», обеспечивает «праздность вольную»; «следы
довольства» крестьянской жизни тоже успокаивают).
•
Какое неожиданное качество идиллической жизни поэта вы обнаруживаете в стихотворении?
(Труд . Деревня еще «приют … трудов и вдохновенья»; «следы … труда» присутствуют и в картине крестьянской жизни).
Что в обращении к «пустынному уголку» говорит о чувстве радостной принадлежности поэта к этому месту?
(Выражение «я твой», употребленное два раза).
•
Покажите сознательность бегства лирического героя от «двора цирцей» (царского двора).
(Лирического героя не удовлетворяли в этом «порочном дворе» роскошные пиры, забавы, заблуждения).
Какие слова говорят об ощущении лирическим героем счастья?
(Он не замечает, как идут дни: « невидимый поток» дней льется «на лоне счастья и забвенья»).
•
В чем особенность пушкинской праздности?
(Она «вольная» и неразрывная с размышлениями; это не похоже на пустое и порочное времяпрепровождение).
Слово «блаженство», неразрывное с идиллией, употреблено в 1 части. Покажите особенность контекста.
(Лирический герой учится находить «блаженство» в истине, т.е. хочет обрести блаженство понимания мира и себя).
•
Каковы последствия освобождения лирического героя «от суетных оков»?
(«Свободная душа» лирического героя проявляется в том, что он учится блаженство находить в истине, боготворить закон, не
зависеть от непросвещенной толпы, быть участливым к застенчивой мольбе, не завидовать судьбе возвеличенных злодея или
глупца – и видеть «рабство» других).
Кто такие «оракулы веков»?
(Оракулы – предсказатели, здесь имеются в виду писатели, мыслители, чьи книги герой читает в своем уединении).
•
Какие условия делают разговор с «оракулами веков» плодотворным»?
(Этому способствует уединение, к тому же среди прекрасной природы, что делает уединение «величавым». В таких условиях
•
•
•
•
•
«отрадный голос мыслителей и поэтов «слышнее»).
Какое влияние имеет на поэта чтение в «уединенье величавом»?
(Оно прогоняет лень, побуждает к труду, и «творческие думы» авторов книг зреют в глубине души поэта. Чтение побуждает к
творчеству).
•
В чем логика перехода к сатирической части?
(Проблема просвещения закрывает 1 часть и открывает 2. Поэт читает и мыслит, а крестьяне неграмотны).
•
Покажите объект и результат воздействия «мысли ужасной» о невежестве.(Эта «мысль» воздействует не на ум, а на «душу» и «омрачает» ее. Это говорит об отзывчивости души героя, о силе и глубине
воздействия «мысли» и решительности последствий для человека).
•
Какое противоречие в окружающей действительности «друг человечества печально замечает»?
(Среди красоты природы – позор невежества).
Какой порок крепостничества назван вторым?
(«Барство» т.е. барщина – принудительный труд на земле помещика и при помощи его орудий труда. Барщина названа дикой,
лишенной «чувства» и «закона»).
•
Какой увидел «друг человечества» душу крепостных крестьян?
(В душе они не смеют питать «надежд и склонностей», что является психологическим следствием их экономического
•
•
•
порабощения).
На какие еще пороки крепостного права указал поэт?
(Разврат, разрушение крестьянских семей, унижение человеческого достоинства).
•
О каком поэтическом даре мечтает поэт?
(Он желает, чтоб судьба дала ему дар витийства – торжественной и грозной речи).
Устраните инверсию в последних двух строках.
( Взойдет ли наконец над отечеством прекрасная заря просвещенной свободы?).
•
Сформулируйте политическую концепцию автора стихотворения.
(Народ должен быть освобожден от крепостного права царем и должен быть просвещенным. Так решается в стихотворении
тема просвещения).
Домашнее задание:
•
•
1. Выучить наизусть одно из стихотворений вольнолюбивой тематики (на выбор).
2. Сформулировать письменно политические взгляды А. С. Пушкина в петербургский период.