Урок "Вольнолюбивая лирика Пушкина" (9 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый урок разработан в рамках программы литературы 9 класса. В ходе урока проводится подробный анализ программных произведений А. С. Пушкина. Урок нацелен на развитие следующих предметных умений: - расширение объема знаний по литературе, - восприятие текста литературного произведения, - выразительное чтение поэтических текстов, - нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений и т. д.
Иконка файла материала Вольнолюбивая лирика А.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Школа №7» Нижегородского района города Нижнего Новгорода Урок Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина Воротникова О.Г., учитель высшей категории, учитель русского языка и литературы МБОУ  школа №7 Нижегородского района города Нижнего Новгорода Предмет (направленность): урок литературы  Возраст детей: 9 класс Место проведения: классПредметные умения ­ расширение объема знаний по литературе, ­ восприятие текста литературного произведния, ­ выразительное чтение поэтических текстов, ­   нахождение   в   тексте   незнакомых   слов   и   определение   их значений, ­ формулировка ответов на вопросы по тексту произведений ­  понимание   связи   литературного   произведения   с   эпохой   его написания,  выявление заложенных  в него  вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания, ­ формулирование собственного отношения к произведению, ­ понимание авторской позиции свое отношение к ней, ­ получение опыта метапредметной деятельности. Планируемый результат  Личностные УУД: ­ устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;  ­ определять общие для всех правила поведения; ­ оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);  ­ устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД:  ­ определять и формулировать цель деятельности на уроке;   ­ высказывать свое предположение на основе учебного материала;   ­ осуществлять самоконтроль;    ­ совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.  Познавательные УУД: ­ ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;   ­   ориентироваться   в   своей   системе   знаний   (определять   границы знания/незнания);  ­ находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;  ­ проводить анализ учебного материала;  ­ проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.   Коммуникативные УУД:  ­  слушать и понимать речь других;  ­ уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;  ­владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, ­   развивать   мыслительные   способности   учащихся   при   выполнении творческих заданийХод урока И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. А. С. Пушкин «Вольность» 1. Вступительное слово учителя. Особенности петербургского периода творчества А. С. Пушкина. Становление Пушкина поэта происходило в атмосфере осмысления «грозы двенадцатого года», под влиянием декабристских идей  «вольности святой». Молодой поэт мечтает о конституции, ограничивающей самодержавную власть («Вольность»), обличает  ужасы крепостничества и надеется на восстановление социальной справедливости «по манию царя» («Деревня»). призывает  посвятить «души прекрасные порывы» и верить в осуществление свободы – «звезды пленительного счастья».. 2.Проблема свободы, служения Родине в лирике петербургского периода творчества А. С. Пушкина.  «К Чаадаеву» 1818 г. Выразительно прочитайте стихотворение. Кто такой П. Чаадаев? Заранее подготовленное выступление ученика – рассказ о личности П. Чаадаева. Почему любовь, надежда, тихая (поэтическая) слава осознаются в послании как «обман», «тихие забавы»? (По сравнению с другим «желаньем» они представляются несерьезными («забавы»), немужественными («нежил»); это еще не  • • • • настоящая жизнь. не явь («как сон»), не день, не ясность(«как утренний туман»). О каких двух «снах» идет речь в послании и как они связаны? (Исчезли забавы, как сон – т.е. лирический герой пробудился ото сна детства, несерьезности. Это пробуждение – условие  пробуждения России. которая «воспрянет ото сна», т.е. мгновенно и торжественно проснется). • Что говорит о серьезности и силе «желанья» свободы молодыми людьми? (Это «желанье» «горит» в них, они свободою «горят»). • Покажите, что желание свободы, по мнению лирического героя, удел молодости. (Об этом говорят «нетерпеливая» душа этих людей, проявляющаяся в «порывах», упоминание «молодого» любовника  (влюбленного), убеждение в кратковременности периода молодого «горения» ­ отсюда выражение «пока…горим», «пока… живы»). • Как показано особое восприятие лирическим героем и его друзьями призыва отчизны? (Этот призыв они слышат «нетерпеливою душой», а не органом слуха).• Зачем здесь сравнение ожидания вольности с любовным ожиданием? (Во – первых, одно чувство вытеснило другое – любовь вытеснена свободой; во – вторых, «нетерпеливая душа» лирического героя  не знает разделения, теперь он отдается свободе с такой же страстностью, как прежде любви). • Какие политические термины противопоставлены в стихотворении? («Власть роковая», «самовластье» ­ и «вольность святая», «свобода»). • Покажите, что у этой «души» – «прекрасные порывы». (В «сердцах» этих молодых людей есть «честь» ­ одно из наиболее ценных для Пушкина человеческих качеств). В чем смысл метафоры «звезда пленительного счастья»?  (Это счастье – высокое, как звезда, и заветное, пленяющее юных). • Сформулируйте политическую концепцию Пушкина в этом стихотворении. («Самовластье», т.е. непросвещенное, неограниченное самодержавие должно быть уничтожено). Откуда видно, что разрушение «самовластья» осознается лирическим героем как подвиг? (Имена борцов с «самовластьем» люди напишут на его обломках, т.е. прославят героев в веках). • В чем оригинальность этого стихотворения как послания? (В неразрывности личного и общественного: прекрасные порывы души лирический герой предлагает посвятить отчизне). • • • • • В чем оригинальность решения темы дружбы в послании? («Товарищ», «друг» душевно близок лирическому герою жаждой свободы). Ода «Вольность» 1817 г. Как сказалось в оде место ее написания ( в квартире братьев Тургеневых, в доме напротив Михайловского замка)? (В Михайловском замке был убит Павел I – факт, осмысляемый в оде.) • У какого русского писателя XVIII века есть ода с таким же названием? (Радищев в оде «Вольность» заявлял о праве народа вернуть отнятую свободу и судить тирана. Политическая концепция  Пушкина в одноименном произведении иная). «Цитеры слабая царица» – кто это? (Афродита, богиня любви и красоты; ее культ существовал на острове Цитера, иначе Кифера, в Греции). • Кто должен помочь поэту изменить лирическую тему? (Для того чтобы  заменить тему любви на тему свободы, поэту необходимо, чтобы от него бежала богиня любви, чтобы певица  свободы сорвала с него венок, разбила его «изнеженную лиру», открыла ему «след … возвышенного галла», т.е. избавила бы  его от атрибутов любовной поэзии, указала пример). • «Возвышенный галл» – кто это? (Скорее всего, Андре Шенье, 1762­ 1794, поэт Великой Французской революции, не принявший якобинского террора и павший его  жертвой).• Что предпринимала певица свободы в отношении «возвышенного галла»? (Она внушала ему смелые гимны, именно поэтому ее помощи просит поэт). • Как вы понимаете  выражения «восстаньте, падшие рабы», « законов гибельный позор», «порфира», «твою погибель ... вижу»,  «Клио», «Калигула»? («Восстаньте, падшие рабы» ­ встаньте, исполнитесь достоинства, « законов гибельный позор» ­ зрелище гибели законов,  «порфира» ­ мантия, пурпур, «твою погибель ... вижу» ­ предвижу твою погибель,  «Клио» ­ богиня истории, «Калигула» ­  римский тиран, убитый своими телеохранителями). • На каких заблуждениях общества основывается «неправедная власть»? (Ее легче держаться в условиях существования предрассудков – «предрассуждений»). • В чем гарантия свободы, по мнению автора оды? (В соблюдении законов и монархом, и народом, в неподкупности блюстителей закона). • Какой пример нарушения закона народом приводит Пушкин? (Казнь  Людовика XVI во время Великой Французской революции). • Как история, по мнению автора, наказала французский народ?  (К власти над «скованными галлами» пришел «злодей» Наполеон, на «челе» которого – «печать проклятия»). • Какой образ лирического героя создает Пушкин в оде? (Это «задумчивый певец», который в то время, когда беззаботные люди спят, вглядывается в Михайловский замок, слышит и  видит события прошлого). • Какой пример наказания за нарушение закона царем приводит Пушкин? (Убийство «увенчанного злодея» Павла I в ночь с 11 на 12 марта 1801 г.). В чем состоит урок царям в конце оды? (Гарантия крепости власти – не наказания, не награды, не тюрьмы, не церкви, но соблюдение закона, которое обеспечит свободу  • • народам и покой монарху). «Деревня» 1819 г. Чем вызваны жанровые контрасты стихотворения? (Первая часть,  до слов “Но мысль ужасная…» ­ идиллия, вторая часть – сатира. Смена жанра вызвана наличием в деревне  наличием покоя – и ужасных пороков крепостничества. Вторая часть отличается от первой и графически – она не  содержит пробелов). • Укажите адресаты обращения в стихотворении. («Пустынный уголок», «оракулы веков», «друзья»). • Перечислите картины красоты и блаженства деревенской жизни.(Мирный шум дубрав, тишина полей, темный сад с прохладой и цветами, луг с душистыми скирдами и ручьями в кустарниках,  лазурные равнины двух озер, ряд холмов, полосатые нивы, рассыпанные вдали хаты, стада на влажных берегах, дымные  овины, крылатые мельницы. Все это оформляет «приют спокойствия», обеспечивает «праздность вольную»; «следы  довольства» крестьянской жизни тоже успокаивают). • Какое неожиданное качество идиллической жизни поэта вы обнаруживаете в стихотворении? (Труд . Деревня еще «приют … трудов и вдохновенья»; «следы … труда» присутствуют и в картине крестьянской жизни). Что в обращении к «пустынному уголку» говорит о чувстве радостной принадлежности поэта к этому месту? (Выражение «я твой», употребленное два раза). • Покажите сознательность бегства лирического героя от «двора цирцей» (царского двора). (Лирического героя не удовлетворяли в этом «порочном дворе» роскошные пиры, забавы, заблуждения). Какие слова говорят об ощущении лирическим героем счастья? (Он не замечает, как идут дни: « невидимый поток» дней льется «на лоне счастья и забвенья»). • В чем особенность пушкинской праздности? (Она «вольная» и неразрывная с размышлениями; это не похоже на пустое и порочное времяпрепровождение). Слово «блаженство», неразрывное с идиллией, употреблено в 1 части. Покажите особенность контекста. (Лирический герой учится находить «блаженство» в истине, т.е. хочет обрести блаженство понимания мира и себя). • Каковы последствия освобождения лирического героя «от суетных оков»? («Свободная душа» лирического героя проявляется в том, что он учится блаженство находить в истине, боготворить закон, не  зависеть от непросвещенной толпы, быть участливым к застенчивой мольбе, не завидовать судьбе возвеличенных злодея или глупца – и видеть «рабство» других). Кто такие «оракулы веков»? (Оракулы – предсказатели, здесь имеются в виду писатели, мыслители, чьи книги герой читает в своем уединении). • Какие условия делают разговор с «оракулами веков» плодотворным»? (Этому способствует уединение, к тому же среди прекрасной природы, что делает уединение «величавым». В таких условиях  • • • • • «отрадный голос мыслителей и поэтов «слышнее»). Какое влияние имеет на поэта чтение в «уединенье величавом»? (Оно прогоняет лень, побуждает к труду, и «творческие думы» авторов книг зреют в глубине души поэта. Чтение побуждает к  творчеству). • В чем логика перехода к сатирической части? (Проблема просвещения закрывает 1 часть и открывает 2. Поэт читает и мыслит, а крестьяне неграмотны). • Покажите объект и результат воздействия «мысли ужасной» о невежестве.(Эта «мысль» воздействует не на ум, а на «душу» и «омрачает» ее. Это говорит об отзывчивости души героя, о силе и глубине  воздействия «мысли» и решительности последствий для человека). • Какое противоречие в окружающей действительности «друг человечества печально замечает»? (Среди красоты природы – позор невежества). Какой порок крепостничества назван вторым? («Барство» ­ т.е. барщина – принудительный труд на земле помещика и при помощи его орудий труда. Барщина названа дикой,  лишенной «чувства» и «закона»). • Какой увидел «друг человечества» душу крепостных крестьян? (В душе они не смеют питать «надежд и склонностей», что является психологическим следствием их экономического  • • • порабощения). На какие еще пороки крепостного права указал поэт? (Разврат, разрушение крестьянских семей, унижение человеческого достоинства). • О каком поэтическом даре мечтает поэт? (Он желает, чтоб судьба дала ему дар витийства – торжественной и грозной речи). Устраните инверсию в последних двух строках. ( Взойдет ли наконец над отечеством прекрасная заря просвещенной свободы?). • Сформулируйте политическую концепцию автора стихотворения. (Народ должен быть освобожден от крепостного права царем и должен быть просвещенным. Так решается в стихотворении  тема просвещения). Домашнее задание: • • 1. Выучить наизусть одно из стихотворений вольнолюбивой тематики (на выбор). 2. Сформулировать письменно политические взгляды А. С. Пушкина в петербургский период.

Посмотрите также