Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)
Оценка 5

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
16.02.2018
Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)
Создать условия для ознакомления с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями; формулирования правил поведения, направленных на охрану обитателей водоема; определение границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о жизни пресного водоема; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Урок 27. Жизнь в пресных водах.doc
ЖИЗНЬ В ПРЕСНЫХ ВОДАХ Цели  деятельности  учителя Создать условия для ознакомления с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями; формулирования  правил поведения, направленных на охрану обитателей водоема; определение границ знания и «незнания»;  способствовать формированию представлений учащихся о жизни пресного водоема; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» Тип урока Планируемые  образовательные  результаты Методы и формы  обучения Образовательные  ресурсы Построение системы знаний (общеметодологической направленности) Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать  с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют  способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться  учебником. Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного  выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к  собственным поступкам Объяснительно­иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная http://download8.proshkolu.ru Оборудование Интерактивная доска, компьютер; плакат «Пресный водоем»; гербарий; рисунки и фотографии с изображением  растений и животных пресного водоема Основные понятия  Водоем, растения водоема, животные водоема, цепи питания Этапы  урока Обучающие  и развивающие компоненты,  задания  и упражнения I.  Мотива ция (само­ определ ение)  к  учебной  деятель ности Эмоциональн ая,  психологичес кая  мотивационн ая  подготовка  учащихся  к усвоению  учебного  материала. О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а Деятельность учителя Формы организаци Деятельность  и  учащихся взаимодейс твия на уроке Фронтал ьная,  индивид уальная Читает стихотворение: Лежит кувшинка на листке, Как на плоту упругом, И поплыла бы по реке К приветливым подругам, Да вот беда: привязан плот – Он никуда не поплывет. – О каком природном сообществе рассказывается  в этом стихотворении? Где мы только что побывали? – Сегодня на уроке мы познакомимся с  разнообразием животного и растительного мира  пресного водоема. Узнаем, как они связаны друг с  другом Слушают  учителя.  Принимают  участие в  диалоге с  учителем.  Демонстриру ют готовность к уроку,  готовят  рабочее место к уроку II.  Актуали зация   опорных Проверка  домашнего  задания: фронтальный опрос. – Чем луг отличается от леса? – Какие живые существа встречаются на лугу? – Почему луг называют природным сообществом? – Приведите примеры экологических связей луга. Предлагает решить кроссворд и прочитать  Отвечают  на вопросы. Отгадывают  Фронтал ьная,  коллект ивная Формируемые умения (универсальные  учебные действия) Промежу точный контроль Устные ответы, организ ация  рабочег о места Устные ответы Личностные:  понимают значение  знаний; имеют  желание учиться;  проявляют интерес к изучаемому  предмету. Коммуникативны е: планируют  учебное  сотрудничество;  оформляют свои  мысли в устной  форме, вступают в  диалог,  обмениваются  мнениями Познавательные:  осуществляют  логические действия: анализ, синтез,  сравнение, знаний  Кроссворд  ключевые слова    кроссворд Рассказ  учителя.  III.  Изучени е  нового  материа ла Работа  со схемами. – Луга украшают наш край, и очень важно оберегать  их. Как использует человек луга? Почему луга  нуждаются в защите? Почему нельзя поджигать  старую траву? На доске: плакат «Пресный водоем». – Сегодня мы отправляемся на берег пресного  водоема. Какие водоемы называют пресными? – Водоем – это место, где живут самые  разнообразные живые существа (показывает  фотографии).  Открывает на доске схему, рассказывает о  Внимательно  слушают  учителя.  Решают  на вопросы. Фронтал ьная,  коллект ивная . растениях водоема  – В толще воды плавают водоросли. Целиком  погруженные в воду растения получают кислород для дыхания  и углекислый газ для создания органических веществ  из воды. К ним относятся: рдест, элодея (показывает фотографии). – Какую роль выполняют растения в водоеме? Растения  водоемов → → →  дают кислород;  пища для животных;  дом для животных. Загадки. – Как уже говорилось, живут в мелких водоемах и  разные животные: лягушки, рыбы, насекомые. Предлагает по теме урока отгадать загадки  . Составляют  схему о роли  растений в  водоеме,  записывают в  тетрадь. Отгадывают  загадки. Устные ответы, записи  в  тетради обобщение,  аналогию,  классифика­ цию, сериацию;  извлекают  необходимую  информацию из  текстов; используют  знаково­ символические  средства; осознанно  и произвольно строят речевое  высказывание;  подводят под  понятие. Регулятивные:  ориентируются в  учебнике;  контролируют  учебные действия,  замечают  допущенные ошибки; осознают правило  контроля  и успешно  используют его в  решении учебной  задачи. Работа  по учебнику Отгадки сопровождаются показом картинок с  изображением этих животных. Предлагает рассмотреть иллюстрацию «Пресный  водоем» в учебнике (с. 192–193) и найти, каких  животных еще не назвали. – Кто такие головастики? – Осторожно и тихо подойдя к водоему, мы увидим  на поверхности толчками скользящих клопов­ водомерок. Их лапки покрыты тонкими волосками,  которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не  тонут, а свободно передвигаются по воде. Клоп­ водомерка – хищник. Он ловит личинок комаров,  нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок  в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.  Насекомые и их личинки, водные растения служат  пищей для рыб. – Назовите, какие хищники обитают в водоемах. – Очень часто человек наносит вред водоему.  Прочитайте статью «Если вмешивается человек…» в  учебнике (с. 196–198). Какие беды принес человек  водоему? – Как же должен вести себя человек, чтобы не  нарушить экологическое равновесие в водоеме? Отвечают  на вопросы  учителя. Внимательно  слушают. Читают  статью в  учебнике,  отвечают на  вопросы Коммуникативны е: обмениваются  мнениями; умеют  слушать друг друга,  строить понятные  для партнера по  коммуникации  речевые  высказывания,  задавать вопросы с  целью получения  необходимой для  решения проблемы  информации; могут  работать в  коллективе, уважают мнение других  участников  образовательного  процесса. Личностные:  осознают свои  возможности в  учении; способны  адекватно  рассуждать о  причинах своего  успеха или неуспеха  в учении, связывая IV.  Практич еская  деятель ность Составление  цепей  питания. Сценка.   Игра «Плюс – минус». – Расскажите, как связаны между собой растения и  животные водоема. Составьте цепи питания: 1. Растения  2. Растения  А в т о р . Сидели на пустынном берегу озера 3 рыбака и ловили рыбу. Задергался поплавок у одного, дер­  карась   головастики   утки. → → →  щука. → нул он удочку и выловил старый башмак.  1­й  р ы б а к . Вот так­так! А в т о р . Задергался поплавок у второго – выловил он бутылку из­под сока. 2­й  р ы б а к . Вот это – да­а!  А в т о р . Тут и у третьего клевать стало – выловил он маленькую рыбку. 3­й  р ы б а к . Ух, ты! А в т о р . Жалко стало ему рыбку, решил отпустить  ее. Но тут рыбка взмолилась человеческим голосом.  Р ы б к а . Не отпускай меня назад в речку! Лучше  кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше  нет жить в озере!.. – Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь  вода – ее родной дом! – Прочитайте высказывания. Какие из них вы бы  отнесли к знаку «МИНУС», а какие – «ПЛЮС»? 1. Мусорить на берегах.  2. В водоемы не бросать отходы. Составляют  цепи питания. Разыгрывают  сценку: Фронтал ьная,  индивид уальная,  группова я сидят трое  учеников  с удочками… Высказывают свое мнение. Отвечают  на вопросы. Устные ответы, записи  в  тетради ,  выпол­ ненные задания успехи с усилиями,  трудолюбием Познавательные:  осуществляют  логические действия, поиск необходимой  информации;  устанавливают  причин­ но­следственные  связи; осознанно и  произвольно строят  речевое  высказывание;  строят логическую  цепь рассуждений,  доказательство. Регулятивные:  осуществляют  контроль,  коррекцию, оценку,  волеую  саморегуляцию в  ситуации  затруднения. Коммуникативны е: выражают свои  мысли с достаточной 3. Не мыть машины в водоемах. 4. Не сбрасывать промышленные отходы. 5. Вырубать леса по берегам водоемов. 6. Ограничить вылов рыбы. 7. Не рыбачить сетями и во время нереста. 8. Разрешить неограниченную рыбалку. 9. Угли от костра сбрасывать в воду, чтобы не  загорелся лес.   Задания  из  электронного приложения  к учебнику Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает  рекомендации Выполняют  задания V.  Итоги урока. Рефлекс ия Обобщение  полученных  на уроке  сведений. Заключитель ная беседа. – С каким настроением вы уходите с урока? – Дополните предложения: «Теперь я знаю…»,  «Теперь я умею…» (предложения записаны на  доске). – Над какой темой работали? – Что нового узнали? Отвечают  на вопросы Фронтал ьная,  индивид уальная полнотой и  точностью;  адекватно  используют речевые  средства для  решения  коммуникационных  задач; формулируют  и аргументируют  свое мнение и  позицию в  коммуникации. Личностные:  осуществляют  смыслообразование;  оценивают  усваиваемое  содержание с  нравственно­ этической точки  зрения; осознают  ответственность  за общее дело Познавательные:  ориентируются в  своей системе знаний – отличают новое  от уже известного. Личностные:  Устные ответы Выставление  оценок – Какие задания вызвали у вас затруднения при их  выполнении? – Какие задания не вызвали у вас затруднения при их  выполнении? Комментари й учителя Учебник, с. 191–200. Ответить на вопросы рубрики  «Проверь себя». Ответить на вопрос: надо ли  охранять болота? Задают  уточняющие  вопросы Фронтал ьная  VI.  Домашн ее  задание проявляют интерес к предмету. Регулятивные:  оценивают  собственную деятельность на  уроке Регулятивные:  осуществляют поиск  решения  поставленных задач Ресурсный материал Кроссворд 1. Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет. (Бабочка.) 2. Это насекомое луга громко стрекочет, незаметно в зеленой траве. (Кузнечик.) 3. Этот житель луга имеет скрипучий голос. (Коростель.) 4. Эта птица звонко поет «пить­полоть». (Перепел.) 5. Эта птица постоянно потряхивает хвостиком. (Трясогузка.) 6. Ярко­синий и пушистый цветок на лугу, не душистый. (Василек.) 7. Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.) 8. Бегает среди камней, не угонишься за ней.     Ухватил за хвост, но – ах! – удрала, а хвост в руках. (Ящерица.) 9. Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик.) 10.   Этот   житель   луга   –   санитар,   питается   падалью,   для   своих   личинок   закапывает     в     землю   мертвых животных.  (Жук­могильщик.) 11. Земноводное, которое можно встретить на лугу. (Лягушка.) 12. Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон.) К л ю ч е в ы е   с л о в а : БЕРЕГИТЕ ЛУГА. Схема «Растения водоема» 1. Под водой живет народ,     Ходит задом наперед.                              (Рак.) 2. Длинным клювом тонким     Схватит лягушонка –     Капнет с клюва капля.     Кто же это?..                            (Цапля.) 3. У нее во рту пила.     Под водой она жила.     Всех пугала, всех глотала,     А теперь – в котел попала.                             (Щука.) 4. На дне, где тихо и темно,     Лежит усатое бревно.                               (Сом.) Загадки 5. Водяные мастера     Строят дом без топора,     Дом из хвороста и тины     И плотину.                      (Бобры.) 6. У кого глаза на рогах,     А дом на спине?                      (Улитка.) 7. Голубой аэропланчик     Сел на белый одуванчик.                     (Стрекоза.) 8. Пестрая крякушка     Ловит лягушек,     Ходит вразвалочку –     Спотыкалочку.                     (Утка.)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)

Урок "Жизнь в пресных водах"( 4 класс, окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.