Урока на тему „Перпендикулярность прямых и плоскостей” (бизнес-игра) 10 класс
Данный урок является обобщающим по теме, организуется работа по решению задач исследовательского характера.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
На доске записана тема урока, которую учитель объявляет и объясняет правила бизнес-игры.
Ученики класса объединяются в команды, каждая с которых — это правление определенного банка; капитан команды — это президент банка, члены команды — правление банка. Название каждого банка представлена табличкой на столе: банк «Аваль», банк «Омега», «Интербанк», «Мегабанк»,
Президент имеет право решающего голоса в случае, когда мысли членов правления банка не совпадают.
II. Приобретение начального капитала.
Командам по очереди предлагают вопросы и задачи. Если ответ правильный, то баллы суммируются, если нет — баллы вычитаются и купить этот вопрос или задачу может другой банк, но уже по цене на один балл меньше.
1. Вопросы для устного опроса. (по 3 вопроса для каждой команды)
(Каждый вопрос оценивается в 5 баллов.)
1. Определение перпендикулярности прямой и плоскости.
1. Признак перпендикулярности прямой и плоскости.
2. Теорема о трех перпендикулярах.
3. Определение перпендикулярности плоскостей.
4. Признак перпендикулярности плоскостей.
5. Расстояние от точки до плоскости.
6. Расстояние от прямой до плоскости.
7. Расстояние между параллельными плоскостями.
8. Перпендикуляр к плоскости.
9. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
10. Наклонная и проекция.
11. Свойства наклонных.
Учитель заполняет таблицу полученных баллов.
2. Задачи для устного решения.
(Каждая задача оценивается в 10 баллов.)
1. Известно, что SO I (ABC), SA = SB ∆ABC — прямоугольный.
Объяснить размещение точки А.
2. Известно, что ABCD— прямоугольник, КА ┴(ABC). Где на рисунке отрезок, длину которого можно считать расстоянием от точки К к С В?
3. Известно, что SO┴(ABC), SP = SN = SK. Объяснить размещение точки А.
4. Известно, что KB ┴ (ABC), ∆ABC - прямоугольный. Объяснить, почему КС является расстоянием от точки К до АС.
5.Известно, что KC┴(ABC), ∆ABC – равнобедренный. Объяснить, почему КО есть расстоянием от точки К к АВ
III. Аукцион задач.
Учитель выставляет задачу, как лот, на торги. Представитель банка, которые быстрее ее решит, поясняет решение возле доски. Задачи оцениваются 1,3 в 5 баллов, задача 2 — в 10 баллов.
Задача 1. Расстояние от точки М ко всем вершинам квадрата равна 5 см. Найти расстояние от точки М к плоскости квадрата, если диагональ квадрата 6 см.
Задача 2. Отрезок ВМ перпендикулярный к плоскости прямоугольника ABCD. Доказать, что прямая CD перпендикулярна к плоскости МВС.
Во время оформления и подготовки решения задачи одним учеником на доске, остальные ученики выполняют логическую задачу.
Задача 3. (Логическая.) Какой квадрат лишний?
IV. Решения задач.
Каждый ученик команды получает задачу и лист на котором строит рисунок и решает задачу. Задачи подбираются соответственно к уровню обученности учеников.
1. Постройте изображения куба АВСDА1В1СИD1 и запишите грани куба, которые перпендикулярные к плоскости А1АС . (З балла)
2. Дан прямоугольный треугольник АВС с гипотенузой АВ. К плоскости треугольника АВС проведен перпендикуляр ВМ. Найдите величину угла МСА. (З балла).
3. К плоскости квадрата АВСD проведен перпендикуляр SВ. Найдите величину угла SАD. (З балла).
4. Точка М находится на одинаковом расстоянии от всех сторон правильного треугольника со стороной 12 см и удалена от плоскости треугольникa на 2 см. Найдите расстояние от точки М до сторон треугольника. (3 балла).
5. Каждое ребро треугольной пирамиды равно а. Найдите расстояние между двумя ребрами, которые являются скрещивающимися (3 балла).
Ответ.1. ABCD и А1В1СИD1 , 2.< МСА=90, 3. <SАD=90 , 4. 4 см , 5. а/√2.
Учитель раздает аналогичные задачи каждой команде, ученики их решают и сдают на проверку. Учитель проводит обсуждение решения этих задач и привлекает к этому учеников.
Каждый ученик получает баллы за решенную задачу и эти баллы добавляются к баллам команды.
V. Итог урока.
По количеству набранных баллов определяют банк-победитель. (анализируется количество баллов в таблице).
Работу всех участников игры учитель оценивает по их участию в решении задач.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.