Урока обществознания по теме «Свобода в деятельности человека»
10 класс (профильный уровень)
Цель: создать условия для дальнейшего формирования навыков проектной деятельности.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.
Развивающие: развивать критическое мышление, умение планировать дальнейшую деятельность, работать в группе, умение систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: урок-исследование с использованием технологии РКМ (развитие критического мышления).
Методическое обеспечение урока:
• Учебник «Обществознание 10 класс профильный уровень. Авторский коллектив под руководством Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой.- М, «Просвещение», 2015 г.
• Раздаточный материал.
• Презентация к уроку. Стадия «Вызов».
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Позвольте пригласить вас в творческую лабораторию и, вооружившись приемами технологии РКМ, совершить путешествие в мир социально – гуманитарных наук.
- Мы с вами побываем в прошлом, окунемся в настоящее и заглянем в будущее, как говорил В.Г. Белинский «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее».
(слайд 1 «Высказывание В.Г. Белинского)
- А какие социально – гуманитарные науки вам известны?
- Предлагаю вам проверить прочность своих знаний о классификации социально – гуманитарных наук.
- Исключите лишние науки из предложенного списка. Обоснуйте свой выбор. (слайд 2)
Социология
Демография
Бухгалтерский учет
Археология
Всеобщая история
Общая психология
Общая педагогика
Лишние науки: генетика, общая педиатрия, топология.
- Из оставшихся слов составьте ключевое слово, используя только первые буквы.
- Какое слово получится? (свобода)
- Какие ассоциации возникают у вас, когда произносят слово «свобода»?
- А как звучит слово «свобода»? Как оно выглядит? Какого цвета свобода?
- Обратите внимание, свобода – это свободный полет, свободное плавание, свобода от препятствий и неудач.
- Как понятие «свобода» осмысливали художники и скульпторы? (слайд 4)
- Итак, мы открыли тему нашего дальнейшего исследования «Свобода в деятельности человека».
Историческая справка:
- Первооткрывателем в борьбе за права и свободы человека считается Англия, так как еще в средние века, в 1215 г. Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей и признал право справедливого суда дл всех сословий.
- в 18 в. в США была принята Декларация независимости (1776 г.), которая стала первой в истории декларацией прав человека.
- В эпоху Великой Французской революции была создана «Декларация прав человека и гражданина» (1789 г.), в которой нашли сове воплощение идеи о свободе и равенстве.
- В 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН была подписана Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря стал международным днем прав человека.
- Обратимся к высказываниям философов:
(слайд 5)
- Задумаемся! Каковы границы свободы в деятельности человека, чем они определяются? Обладает ли человек свободой воли?
(слайд 8)
- Чтобы стать абсолютно свободным, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими людьми.
- Полная свобода одного ведет к полному произволу в отношении другого.
- «Буриданов осел» (слайд 9)
Стадия «Осмысление, целеполагание и планирование».
- Вы сегодня попали в творческую лабораторию, а это значит, что без исследования нам не обойтись.
- Предлагаю вам с позиций представителей разных социально – гуманитарных наук рассмотреть тему «Свобода в деятельности человека».
- Сегодня в нашей творческой лаборатории встретились языковеды, философы, социологи, журналисты, правоведы, историки, чтобы разрешить проблемный вопрос: что же такое свобода?
- Как вы думаете, будет ли одинаковое понимание свободы у представителей разных социальных наук? (высказываются предположения)
- Итак, точки зрения о свободе у представителей разных социальных наук не совпадают.
- Вам предоставлена уникальная возможность их не только изучить, но и собрать воедино.
- Подумайте, каков будет план нашей работы? (целеполагание)
- Что нам необходимо сделать, чтобы получить практически полезный результат? (планирование этапов деятельности)
- Какие возможны варианты оформления продукта нашей совместной деятельности? (справочник, словарь, буклет и др.)
- Какое название будет более точно соответствовать результату нашей работы? («Что такое свобода?», «Всё о свободе и не только…» и др.)
Работа по группам (время на работу - 15 минут
Языковеды (Гущин Владимир, Дмитриев Виктор)
Что такое свобода с точки зрения языкознания? Напишите ассоциации к слову «свобода».
Свобода – это выбор?
Каковы «плюсы» и «минусы» свободы?
Нарисуйте символы свободы и придумайте слоган о свободе.
Философы (Башурова Ангелина, Коренев Иван Свобода - это жизнь)
Что такое свобода с точки зрения философии? Напишите ассоциации к слову «свобода». Как соотносятся понятия «свобода» и «необходимость»? Составьте «ПОПС - формулу» о свободе как необходимости.
Нарисуйте символы свободы и придумайте слоган о свободе.
Социологи (Маркин Андрей, Головацкая Алена)
Что такое свобода с точки зрения социологии? Напишите ассоциации к слову «свобода».
Свобода – это ответственность?
Продолжите фразу: «Я свободен, так как…»
Нарисуйте символы свободы и придумайте слоган о свободе.
Журналисты (Дерябин Роман, Попова Татьяна, Метелев Юрий)
Что такое свобода с точки зрения журналистики? Напишите ассоциации к слову «свобода».
Какими качествами обладает свободная личность?
Составьте портрет свободного человека. Нарисуйте символы свободы и придумайте слоган о свободе.
Правоведы (Глухова Анастасия, Сошняков Степан, Валерий)
Что такое свобода с точки зрения права? Напишите ассоциации к слову «свобода».
Какие права и свободы гарантирует Конституция РФ?
Нужно ли ограничивать свободу?
Составьте перекрестную дискуссию «Да - нет».
Нарисуйте символы свободы и придумайте слоган о свободе.
Историки (Грудинина Вера, Козлова Любовь)
Что такое свобода с точки зрения истории? Напишите ассоциации к слову «свобода». Используя прием «Цветок лотоса», предложите способы решения проблемы «Как достичь баланса между свободой и необходимостью?»
Нарисуйте символы свободы и придумайте слоган о свободе.
Стадия «Рефлексия»
- Скажите, какое понятие будет противопоставлено «свободе»? (несвобода, неволя)
- Предлагаю, полученные сегодня знания интерпретировать в необычной стихотворной форме
– диаманте:
(слайд 18)
На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой
необходимо высказать свое мнение:
§ большой – для меня было важно … / неважно …,
§ указательный - я получил(а) конкретные рекомендации… / я не узнал (а) для себя ничего нового…,
§ средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)… ,
§ безымянный – моя оценка психологической атмосферы… , § мизинец – хочу для себя выяснить … .
§ центр ладошки – хочу сказать организатору мастер – класса / урока …
Подведем итоги:
- Мы почерпнули только толику знаний о свободе, а это значит, что наше исследование будет продолжено, так как «Наука никогда не решит вопроса, не поставив при этом десятка новых.
Бернард Шоу».
(слайд 19)
«Быть свободным – это значит оставаться собой, не потерять себя, жить свою жизнь».
Свобо́да — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми факторами[1]. Существует множество различных определений свободы.
В этике понимание свободы связано с наличием свободы воли человека.
В философии: Свобо́да — возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества[2].
В праве свобода — это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.). Категория свободы близка к понятию права в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие юридического механизма для реализации и обычно соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие. Напротив, юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей соответствует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий[3]. Так, в «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция) свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом»[4].
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.