Урока обществознания по теме «Свобода в деятельности человека» 10 класс (профильный уровень)
Оценка 4.8

Урока обществознания по теме «Свобода в деятельности человека» 10 класс (профильный уровень)

Оценка 4.8
Разработки уроков
pdf
обществознание
11 кл
21.09.2021
Урока обществознания по теме «Свобода в деятельности человека» 10 класс (профильный уровень)
Урока обществознания по теме «Свобода в деятельности человека» 10 класс (профильный уровень) Цель: создать условия для дальнейшего формирования навыков проектной деятельности. Задачи: Обучающие: познакомить учащихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности. Развивающие: развивать критическое мышление, умение планировать дальнейшую деятельность, работать в группе, умение систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Тип урока: формирование новых знаний. Форма урока: урок-исследование с использованием технологии РКМ (развитие критического мышления).
Урок обществознания 10 класс по теме «Свобода в деятельности человека».pdf

Урока обществознания по теме «Свобода в деятельности человека»

10 класс (профильный уровень)

 

Цель: создать условия для дальнейшего формирования навыков проектной деятельности.

Задачи: 

Обучающие: познакомить учащихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение планировать дальнейшую деятельность, работать в группе, умение систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

 

Тип урока: формирование новых знаний. 

 

Форма урока: урок-исследование с использованием технологии РКМ (развитие критического мышления).

Методическое обеспечение урока:

 

      Учебник «Обществознание 10 класс профильный уровень. Авторский коллектив под руководством Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой,  Н. М. Смирновой.- М, «Просвещение», 2015 г.

      Раздаточный материал.

      Презентация к уроку.          Стадия «Вызов».

-                     Здравствуйте, уважаемые коллеги! Позвольте пригласить вас в творческую лабораторию и,  вооружившись приемами технологии РКМ, совершить путешествие в мир социально – гуманитарных наук.

-                     Мы с вами побываем в прошлом, окунемся в настоящее и заглянем в будущее, как говорил В.Г. Белинский «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее».

(слайд 1 «Высказывание В.Г. Белинского)

 

-                     А какие социально – гуманитарные науки вам известны? 

-                     Предлагаю вам проверить прочность своих знаний о классификации социально – гуманитарных наук.

-                     Исключите лишние науки из предложенного списка. Обоснуйте свой выбор. (слайд 2)

 

 

Социология

Демография

Бухгалтерский учет

Археология

Всеобщая история

Общая психология

Общая педагогика

 

Лишние науки: генетика, общая педиатрия, топология.

 

-                     Из оставшихся слов составьте ключевое слово, используя только первые буквы.

-                     Какое слово получится? (свобода)

-                     Какие ассоциации возникают у вас, когда произносят слово «свобода»? 

-                     А как звучит слово «свобода»? Как оно выглядит? Какого цвета свобода?

-                     Обратите внимание, свобода – это свободный полет, свободное плавание, свобода от препятствий и неудач.

 

-                     Как понятие «свобода» осмысливали художники и скульпторы? (слайд 4)

 

-                     Итак, мы открыли тему нашего дальнейшего исследования «Свобода в деятельности человека».

 

Историческая справка:

-                     Первооткрывателем в борьбе за права и свободы человека считается Англия, так как еще в средние века, в 1215 г. Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей и признал право справедливого суда дл всех сословий.

-                     в 18 в. в США была принята Декларация независимости (1776 г.), которая стала первой в истории декларацией прав человека.

-                     В эпоху Великой Французской революции была создана «Декларация прав человека и гражданина» (1789 г.), в которой нашли сове воплощение идеи о свободе и равенстве.

-                     В 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН была подписана Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря стал международным днем прав человека.

-                     Обратимся к высказываниям философов:

 (слайд 5)

 

 

 

-                     Задумаемся! Каковы границы свободы в деятельности человека, чем они определяются? Обладает ли человек свободой воли?

(слайд 8)

 

-                     Чтобы стать абсолютно свободным, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими людьми.

-                     Полная свобода одного ведет к полному произволу в отношении другого.

-                     «Буриданов осел» (слайд 9)

Стадия «Осмысление, целеполагание и планирование».

-                     Вы сегодня попали в творческую лабораторию, а это значит, что без исследования нам не обойтись.

-                     Предлагаю вам с позиций представителей разных социально – гуманитарных наук рассмотреть тему «Свобода в деятельности человека».

-                     Сегодня в нашей творческой лаборатории встретились языковеды, философы, социологи, журналисты, правоведы, историки, чтобы разрешить проблемный вопрос: что же такое свобода?

-                     Как вы думаете, будет ли одинаковое понимание свободы у представителей разных социальных наук? (высказываются предположения)

-                     Итак, точки зрения о свободе у представителей разных социальных наук не совпадают. 

-                     Вам предоставлена уникальная возможность их не только изучить, но и собрать воедино.

-                     Подумайте, каков будет план нашей работы? (целеполагание)

-                     Что нам необходимо сделать, чтобы получить практически полезный результат? (планирование этапов деятельности)

-                     Какие возможны варианты оформления продукта нашей совместной деятельности? (справочник, словарь, буклет и др.)

-                     Какое название будет более точно соответствовать результату нашей работы? («Что такое свобода?», «Всё о свободе и не только…» и др.)

 

Работа по группам (время на работу - 15 минут

     

Языковеды (Гущин Владимир, Дмитриев Виктор)

Что такое свобода с точки зрения языкознания? Напишите ассоциации к слову  «свобода».

Свобода – это выбор?

Каковы «плюсы» и «минусы» свободы?

Нарисуйте символы свободы и придумайте слоган о свободе. 

 

Философы (Башурова Ангелина, Коренев Иван Свобода - это жизнь)

Что такое свобода с точки зрения философии? Напишите ассоциации к слову  «свобода». Как соотносятся понятия «свобода» и «необходимость»? Составьте «ПОПС - формулу» о свободе как необходимости.

Нарисуйте символы свободы и придумайте слоган о свободе.

                                   

Социологи (Маркин Андрей, Головацкая Алена)

Что такое свобода с точки зрения социологии? Напишите ассоциации к слову  «свобода».

Свобода – это ответственность?

Продолжите фразу: «Я свободен, так как…»

Нарисуйте символы свободы и придумайте слоган о свободе.

 

 

Журналисты (Дерябин Роман, Попова Татьяна, Метелев Юрий)

Что такое свобода с точки зрения журналистики? Напишите ассоциации к слову  «свобода».

Какими качествами обладает свободная личность?

Составьте портрет свободного человека. Нарисуйте символы свободы и придумайте слоган о свободе.

 

Правоведы (Глухова Анастасия, Сошняков Степан, Валерий)

Что такое свобода с точки зрения права? Напишите ассоциации к слову  «свобода».

Какие права и свободы гарантирует Конституция РФ?

Нужно ли ограничивать свободу?

Составьте перекрестную дискуссию «Да - нет».

Нарисуйте символы свободы и придумайте слоган о свободе.

 

Историки (Грудинина Вера, Козлова Любовь)

Что такое свобода с точки зрения истории? Напишите ассоциации к слову  «свобода». Используя прием «Цветок лотоса», предложите способы решения проблемы «Как  достичь баланса между свободой и необходимостью?» 

Нарисуйте символы свободы и придумайте слоган о свободе.

 

Стадия «Рефлексия»

-   Скажите, какое понятие будет противопоставлено «свободе»? (несвобода, неволя)

-   Предлагаю, полученные сегодня знания интерпретировать в необычной стихотворной форме

– диаманте:

 

(слайд 18)

Рефлексия «Ладошка»

На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой

необходимо высказать свое мнение:

§  большой – для меня было важно … / неважно …,

§  указательный - я получил(а) конкретные рекомендации… / я не узнал (а) для себя ничего нового…,

§  средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)… ,

§  безымянный – моя оценка психологической атмосферы… , § мизинец – хочу для себя выяснить … .

§  центр  ладошки – хочу сказать организатору мастер – класса / урока …

  

 

Подведем итоги:

- Мы почерпнули только толику знаний о свободе, а это значит, что наше исследование будет продолжено, так как  «Наука никогда не решит вопроса, не поставив при этом десятка новых. 

Бернард Шоу». 

(слайд 19)

 

«Быть свободным – это значит оставаться собой, не потерять себя, жить свою жизнь».

 

 

 

 

 

 

Свобо́да идея, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми факторами[1]. Существует множество различных определений свободы.

В этике понимание свободы связано с наличием свободы воли человека.

В философии: Свобо́да — возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества[2].

В праве свобода — это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.). Категория свободы близка к понятию права в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие юридического механизма для реализации и обычно соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие. Напротив, юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей соответствует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий[3]. Так, в «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция) свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом»[4].

 

 

 

 

Урока обществознания по теме «Свобода в деятельности человека» 10 класс (профильный уровень)

Урока обществознания по теме «Свобода в деятельности человека» 10 класс (профильный уровень)

Социология Демография Бухгалтерский учет

Социология Демография Бухгалтерский учет

Историческая справка: -

Историческая справка: -

Чтобы стать абсолютно свободным, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими людьми

Чтобы стать абсолютно свободным, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими людьми

Философы (Башурова Ангелина, Коренев

Философы (Башурова Ангелина, Коренев

Рефлексия «Ладошка» На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение: § большой – для…

Рефлексия «Ладошка» На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение: § большой – для…

Мы почерпнули только толику знаний о свободе, а это значит, что наше исследование будет продолжено, так как «Наука никогда не решит вопроса, не поставив при…

Мы почерпнули только толику знаний о свободе, а это значит, что наше исследование будет продолжено, так как «Наука никогда не решит вопроса, не поставив при…

Урока обществознания по теме «Свобода в деятельности человека» 10 класс (профильный уровень)

Урока обществознания по теме «Свобода в деятельности человека» 10 класс (профильный уровень)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2021