Уроки 105–107.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ. БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ.
ВАРИАНТЫ МОРФЕМ
Цель деятельности учителя |
Работая с текстом, провести наблюдение за чередованием гласных и согласных звуков в словах; познакомить учащихся с явлением беглого звука; понятием о редуцированных гласных, явлении «падения редуцированных» в истории языка и некоторых его последствиях; обобщить навыки обоснованного выделения морфемы, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; воспитывать живой интерес к языковым явлениям |
Тип урока |
Урок объяснения нового материала |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, отражении некоторых чередований на письме, перечне чередующихся звуков, чередовании гласных О и E с нулем звука в одной и той же морфеме; уметь опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; опознавать слова с беглыми гласными О и E в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования |
методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Чередование, беглые звуки |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и развивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы |
Формируемые умения (универсальные |
Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и
мотивационная подготовка учащихся |
Вступительное слово: – Добрый день, дорогие друзья!
Для меня это не просто приветствие: день сегодня действительно добрый, потому
что нам предстоит очень интересная и увлекательная работа. – Всё на свете из чего-нибудь
состоит: лес – И наша цель на уроке – подробно исследовать те самые «кирпичики» – морфемы, из которых построено слово |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции |
Листы обратной |
2. Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Письменная работа, игра |
– Проверим знания по теме
«Морфемика» 1. Раздел науки о языке, изучающий части слова. (Морфемика.) 2. Значимая часть слова. (Морфема.) 3. Морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова. (Приставка.) 4. Морфема, стоящая после корня, образующая новые слова. (Суффикс.) 5. Главная значимая часть слова. (Корень.) 6. Слова, имеющие одинаковый корень. (Однокоренные.) 7. Часть слова без окончания. (Основа.) – Найдите в языковом материале § 78–80 такие слова, в которых наблюдается позиционное чередование звуков, назовите их и объясните, какому правилу подчиняется написание этих слов. (Ученики могут назвать слова восторг
[г//к], луг [г//к], лужка [ж//ш], пенёк [е//и], вбе- – Назовите слова, в которых есть
варианты одной и той же морфемы. (Ученики называют слова вошел – вбежал,
лужок – луг – луговой, – Какие чередования происходят? (Чередование Е и О с нулем фонемы.) Выполнение упражнений 422,423. Учитель организует и сопровождает деятельность обучающихся |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Выполняют упражнения |
Фронтальная, групповая |
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности. Познавательные: выполняют
учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,
классификации, устанавливают причинно-следственные Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения |
Эвристическая беседа, письменная работа |
– Почему происходят эти чередования? Учащиеся не могут найти объяснения. – Запишите в столбик слова день, камень, сон, рот, нос, лоб, ночь, лень, рожь, олень. Один ученик работает у доски. – Рядом запишите формы родительного падежа этих слов (дня, камня, сна, рта, носа, лба, ночи, лени, ржи, оленя). – Почему в одних словах происходит чередование с нулем фонемы, а в других нет? Учащиеся высказывают предположения, учитель раскрывает закономерность чередования. – Мы можем научно объяснить позиционные чередования звуков, нам понятна закономерность этого явления. Куда же «деваются» гласные О и А в вариантах некоторых морфем, почему в разных словах они ведут себя по-разному, мы не знаем. Сегодня на уроке мы откроем еще один секрет нашего языка – найдем научное объяснение этому языковому явлению*. Организует и сопровождает
деятельность обучающихся, подводит к формулировке |
Осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Выполняют элементарные физические упраж- нения |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: выполняют
учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,
классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: Регулятивные: осознают
недостаточность своих Коммуникативные: |
Устные ответы. Письменная работа |
Физкульт- минутка |
Мы – веселые мартышки, мы играем громко слишком. пальчик поднесем к виску |
Выполняют упражнения |
Фронтальная |
Личностные: осознают свои
возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха
или неуспеха в учении, связывая |
Выполнение упражнений |
|
4. Целеполагание и постро- ение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усво- ение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Составление памятки, беседа по вопросам |
Формулирует цель учебной
деятельности вместе с учащимися, принимающими ее – Найти ответы на возникшие вопросы нам помогут справочные материалы. Работа с материалами сети Интернет или подготовленных учителем справочников. Работать будем группами, у каждой группы свое задание – найти ответы на вопрос: – Какие фонемы обозначали буквы Ь
и Ъ? – Что произошло с этими фонемами? Как называют в науке это явление? (2-я группа.) – Сколько времени занял этот
процесс? – Какие буквы их заменили в современном языке? (4-я группа.) Учащиеся работают со справочными
материалами целенаправленно, отбирают необходимую для ответа на вопрос
информацию. Организует и сопровождает
деятельность обучающихся, подводит к формулировке |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и
одно-классниками делают
|
Групповая |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Задают вопросы для уточнения информации. Устные ответы |
5. твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усво- ение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа |
– Вернемся к нашей проблеме. Можем ли мы сейчас ответить на вопрос: «Почему в одних словах происходит чередование фонем в морфеме, а в других нет?» • В словах день, камень в древнерусском языке на месте фонемы Е был редуцированный гласный Ь (краткий звук, похожий на И). • В словах сон, рот,
лоб, рожь в древнерусском языке на месте фонемы О был
редуцированный гласный Ъ (краткий звук, похожий • В словах нос, ночь, лень, олень были нередуцированные гласные – гласные полного образования |
Воспринимают на слух информацию, работают со словарями и справочной литературой
|
Групповая, индивидуальная |
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Устные ответы. Составление памятки |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы |
– Сравните: посол (1) – посол (2) посла – посола послу – посолу – Объясните лексическое значение каждого слова. («Посол» (1) – дипломат, представитель какого-либо государства в другом государстве; «посол» (2) – способ заготовки овощей, грибов и др. с помощью соли.) – От каких слов образованы эти слова? («Посол» (1) образовано от слова «послать», «посылать»; слово «посол» (2) образовано от слова «посолить».) – Почему в слове «посол» (1) при склонении фонема «о» заменяется нулем фонемы, а в слове «посол» (2) этого не происходит? посо′лъ(1) → посо′л посъ′лъ (2) → посо′л посъла′ → посла′ посъ′лъ → посо′ла посълу′ → послу′ посъ′лу → посо′лу Редуцированные гласные «падали», исчезали, а под ударением не исчезали, а изменяли свое качество, превращались в гласные полного образования. – Как называются такие слова? (Омонимы, омоформы.) – Сделайте вывод об одном из способов появления в русском языке омонимов |
Знакомят
|
Индивидуальная, групповая |
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют
учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,
классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодо-ления. Коммуникативные: |
Листы обратной Письменная |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения |
– Давайте покажем, что мы –
настоящие зна- Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке |
Выполняют задания, работают со словарями и справочной литературой |
Индивидуальная |
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: само-стоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Задают вопросы для уточнения информации |
8. Включение в систему знаний и повторение |
Работа с учебником литературы или книгами для внеклассного чтения. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы |
– Выпишите из любого литературного произведения (учебник литературы) существительное, прилагательное, глагол с вариантами соответствующих морфем |
Пишут самостоятельную Отвечают на вопросы |
Фронтальная |
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Задают вопросы для уточнения инфор-мации. Оценивание работы учащихся на уроке |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
Заключительная беседа по вопросам |
– Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. |
Определяют свое эмоциональное состояние на уро-ке. Заполняют дневники достижений |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Листы обратной |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.