Уроки литературы в 10 классе с использованием технологии критического мышления на тему" Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"
Оценка 4.8

Уроки литературы в 10 классе с использованием технологии критического мышления на тему" Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
20.04.2018
Уроки литературы в 10 классе с использованием технологии критического мышления на тему" Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"
Уроки литературы в 10 классе с использованием технологии критического мышления на тему" Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"Тип занятия: комбинированный урок с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Используемые приемы: «Письмо по кругу», «Мозаика», «Знаю – хочу узнать - узнал», «Двойной дневник», «Сочинение синквейна». Цели: дидактическая (учебная)- познакомить с этапами жизни и творчества писателя, раскрыть художественное своеобразие рассказа «Ионыч», трагизм повседневно – будничного существования и духовного оскуднения личности в рассказе; развивающая – продолжить развитие навыков и умений анализа художественного произведения, развитие культуры устной и письменной речи, развитие навыка характеристики литературного героя; воспитательная – нравственное воспитание студентов.конспект
конспект.docx
Занятие с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» План занятия Дисциплина: Литература Группа:  Дата: Количество часов: 2 часа Тема занятия: Гибель человеческой души в рассказе  «Ионыч» А.П.Чехова. Тип занятия: комбинированный урок с использованием технологии «Развитие критического  мышления через чтение и письмо». Используемые приемы: «Письмо по кругу», «Мозаика», «Знаю – хочу узнать ­ узнал»,  «Двойной дневник», «Сочинение синквейна». Цели: дидактическая (учебная)­ познакомить с этапами жизни и творчества писателя,  раскрыть художественное своеобразие рассказа «Ионыч», трагизм повседневно –  будничного существования и духовного оскуднения личности в рассказе;   – продолжить развитие навыков и умений анализа художественного  развивающая   произведения, развитие культуры устной и письменной речи, развитие навыка  характеристики литературного героя; воспитательная – нравственное воспитание студентов. Метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, сообщения  студентов, элементы лингвистического анализа. Общие компетенции:       умение работать с информационным потоком; умение задавать вопросы; умение решать проблему; умение вырабатывать собственное мнение; умение выражать свои мысли; умение сотрудничать и работать в группе Межпредметные связи: литература, русский язык, история. Обеспечение занятия: наглядные пособия, портрет писателя А.П.Чехова, текст рассказа  «Ионыч», презентация урока, интерактивная доска, фотографии документы Раздаточный материал: опорная логическая схема к рассказу  «Ионыч», словарь  литературных терминов, иллюстрации к рассказу, фломастеры, карандаши, тетради, ручки,  рисунки. Этапы проведения урока: Наименование этапа Наименование Деятельность студентов Деятельность преподавателя занятия элементов технологии Оргмомент Мотивация Подготовка  рабочего места Проверка готовности студентов к работе Запись в тетрадях темы Вступительное слово урока, высказываний преподавателя Стадия «Вызов» Прием  «Знаю — Хочу Работы по группам Коррекция деятельности узнать ­ Узнал» студентов Стадия «Реализация» Словарная работа Запись словарных слов Под диктовку преподавателя Прием «Мозаика» Ответы на поставленные Преподаватель задает вопросы вопросы «Письмо по кругу» Работа в группах Помощь студентам Проблемная ситуация Анализ ситуации Беседа Анализ I главы Анализ II главы Вопрос­ответ Прием «Тонкие и толстые вопросы» Анализ IV главы Преподаватель редактирует работу Прием «Кластер» Схема Помощь в работе Стадия «Рефлексия» Прием «Сочинение ­ Синквейна» Творческая работа (рисунки) Подведение итогов Анализ урока     Обзор используемой литературы Домашнее задание Сочинение — миниатюра. Объяснение преподавателя Сценарий проведения урока Оргмомент. Вступительное слово преподавателя. 1.Сообщение темы, цели урока. 2.Несколько слов об авторе: Художественный талант А.П.Чехова формировался в 80 годы, в  эпоху переоценки духовных ценностей. Все творчество Чехова – призыв к духовному  освобождению и раскрепощению человека. Писатель не проповедует, авторский голос в его произведениях открыт. Он умел схватить общую картину жизни по мельчайшим ее деталям.  Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». В его рассказах звучит тема духовного  оскуднения человека, особенно в рассказе «Ионыч». В этом мы сегодня постараемся  убедиться. Но прежде поговорим об авторе А.П.Чехове и его творчестве. Стадия «Вызов» Прием «Знаю – хочу узнать ­ узнал ». Возьмите лист бумаги и напишите, что вы знаете, что  хотите узнать (работа в группах, заполняют таблицу 1, 2 графы). Итак, вы знаете что. Что  хотите узнать? (зачитывают свои записи из 2­ой графы). А теперь я вам предлагаю  прочитать текст, который содержит биографические материалы,  а также некоторые  сведения о творчестве А.П.Чехова (ученики знакомятся с текстом, записывают новые  сведения в графу №3). Преподаватель в это время корректирует данный этап работы. Стадия «Реализация» Так давайте­ка перейдем к творчеству, т.е. к теме нашего занятия и попытаемся на примере  анализа рассказа «Ионыч» раскрыть нравственную проблематику произведений  удивительного писателя. Словарная работа: Нравственность ­ внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек,  этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Деградация – постепенное ухудшение, упадок человека. Прием «Мозаика»­ проверяется знание текста. Лингвистический анализ текста рассказа «Ионыч» (каждая группа работает по вопросам,  которые указаны в презентации на очередном слайде). Вопросы студентам. (Опираясь на прочитанный заранее текст).  Какова центральная тема рассказа? (Протест против пошлости, обывательщины,  духовного мещанства, самовырождения человека).  Какова главная мысль (идея) произведения? (Она заключается в призыве «Берегите  в себе человека!») 3.     Прием «Письмо по кругу». (У каждого члена группы – лист бумаги и ручка,  каждый  записывает хотя бы одно предложение на заданную тему, затем передает лист соседу,  который должен продолжить его размышления). Слово учителя. Необходимо проанализировать первые предложения, которыми начинается рассказ, т.к. они  несут наибольшую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных ­ украшение города С. Казалось бы, это так. Но так ли это? Еще раз перечитаем начало  текста. Синтаксический разбор первого предложения. (Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни), [то  местные жители, как бы оправдываясь, говорили], (что, напротив, в С. очень хорошо), (что в  С. есть  библиотека, театр, клуб, бывают балы), (что, наконец, есть умные, интересные,  приятные семьи), (с которыми можно завести знакомства). И указывали на семью Туркиных,  как на самую образованную и талантливую. Сначала придаточные предложения, затем главное. Такое построение не случайно. Оно  обращает внимание, что жизнь в городе С. скучна и однообразна. Так думают и местные  жители и «как бы оправдываясь». (В литературном произведении идейно – нравственную  ценность представляют даже такие, казалось бы, незначительные художественные  элементы, как позиции главных и придаточных предложений, порядок слов, использование  вводных предложений), Нам представлена та обстановка, в какой оказался молодой врач Старцев (фамилии у  Чехова, как правило, «говорящие»). Проблемная ситуация: О чем заставляет задуматься фамилия этого героя? Каковы взгляды, характер этого человека? Чтобы решить эту проблему, обратитесь к анализу текста. Анализ I главы. Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. Словарная работа: Земский – это значит участковая форма медицинского обслуживания населения в  дореволюционной России. В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком. Обратите внимание на  художественную деталь (чтение последнего предложения 3 абзаца рассказа). «Он шел  пешком, не спеша (своих  лошадей у него еще не было), и все время напевал». Как вы думаете, каков наш герой?  (Герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он  полон сил, жизнерадостен). Настораживает ли вас вводное предложение, т.е.  художественная деталь: «Своих лошадей у него не было»? Это замечание специально для  вас, читателей, а что же будет дальше. Старцев по приглашению Ивана Петровича Туркина знакомится с его семьей. Какие романы пишет Вера Иосифовна Туркина? («Когда Вера Иосифовна закрыла свою  тетрадь, то минут пять молчали и слушали «Лучинушку», которую пел хор, и эта песня  передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни»). А как в рассказе  преподносится игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили?  («Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же опять  ударила изо всей силы, и опять, и опять»). Назовите примеры русских слов, которые искажает в своей речи Иван Петрович. Чем славен  он? («большинский, недурственно, покорчило вас благодарю»). Он рассказывает анекдоты, острит, предлагает гостям, в том числе и Старцеву, смешные  задачи. Какой вывод? (Мы видим через художественные детали, что в городе С. скучная,  однообразная жизнь. В самой «приятной» семье – люди бездарные, неталантливые, ничем  не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не  бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного  чувства, Иван Петрович пользуется давно заученным набором слов). А что Старцев? (а он  доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно»). Анализ 2 главы. Прошло больше года. Что изменилось за этот год? ( Старцев пребывал в трудах и  одиночестве. И вот он снова у Туркиных, где влюбился в Екатерину Ивановну). Изобразите графически: Какая это была любовь. Опрометчивая     Ненастоящая    Легкомысленная              Притворная            Это не любовь       Нелепая Вывод: «благодаря» такой любви герои расстаются. Котик уезжает в Москву, а Старцев  уже «имеет пару лошадей и своего кучера Пантелеймона  в бархатной жилетке». Анализ 4 главы. Прием «Толстые и тонкие вопросы». Каждая группа по цепочке задает вопросы, Тонкие вопросы – однословный ответ, толстые  вопросы требуют размышления. Примерные вопросы: Сколько прошло лет? (4 года) Какие изменения произошли в семье Туркиных? Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? Продолжите мысль: «Если самые талантливые люди во всем городе бездарны... то каков же  должен быть город!» Сделайте вывод по 4 главе. (Отрезан последний путь к любви. Ничто не задерживает  деградацию (словарное слово), утрату человеческой личности, нравственных (словарное  слово) ценностей. Анализ 5 главы. Прием «Двойной дневник» Герой в начале рассказа Герой в конце рассказа Старцев любил говорить о больнице, была благородная  цель ­  помогать страдальцам, служил народу идеальный,  возвышенный, человечество идет вперед, отменяет  смертельную казнь, нужно трудиться, лечил бесплатно,  добрый к больным, внимательный, доктор Старцев. Такой, как все, просто Ионыч, от любви ни следа,  прижизненное умирание человека, духовно и морально  опустошен, нравственное падение, пополнел, раздобрел,  больных принимает спешно, страдал одышкой, тройка с  бубенчиками, считает по вечерам желтые и зеленые  бумажки руб. на 70 кладет на счет, пухлый, красный, есть  имение, два дома, жадность одолела, горло заплыло  жиром, характер раздражительный, голос неприятный,  одинок, ничего не интересует. Творческая работа: нарисовать доктора Старцева и Ионыча. Защита по рисункам. Прием «Кластер» Чтобы понять, как происходит гибель человеческой души, расставьте основные вехи на  жизненном пути Старцева                                                   Изобразите графически логическую связь между основными этапами жизни. Жизненная карьера               эволюция вкусов                  развитие и финал его романа с  Екатериной Ивановной                 жизненный путь тех людей, которые окружают Старцева,  путь от Старцева к Ионычу. Вывод: Типичен ли образ Старцева? Злободневна ли эта тема – деградация личности  человека? Что произошло с героем? (нравственное падение человека. Началось все с  незначительных недостатков героя: стремление к выгоде, недостаточная чуткость к людям,  лень и нежелание бороться с пошлостью) Бездуховная жизнь,  на которую обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей,  лишила способности думать и чувствовать. Если человек не способен к сопротивлению,  происходит омертвление человеческой души – самое страшное возмездие. Ограждение от  активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой, он равен Туркиным,  безнравственным и бездушным людям. Личная ответственность человека за свою жизнь, надо бороться с тиной окружающей  среды, сопротивляться пошлости, лени, мещанству, эгоизму. Итог урока. («Рефлексия»). Прием «Сочинение Синквейна» (Синквейн – это белый стих,  состоящий из 5 строк, в которых студенты высказывают свое отношение). Стадия «Рефлексия». I строка Одно ключевое слово, предложение. II строка Прилагательные, характеризующие I строку. III строка Глаголы, действия.                                                                                               IV строка Студенты высказывают свое отношение к информации, полученной на занятии. V строка Выражение своих чувств, мыслей. Обзор литературы, использованной на уроке. Домашнее задание: Написать сочинение – миниатюру «Берегите в себе человека».

Уроки литературы в 10 классе с использованием технологии критического мышления на тему" Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"

Уроки литературы в 10 классе с использованием технологии критического мышления на тему" Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"

Уроки литературы в 10 классе с использованием технологии критического мышления на тему" Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"

Уроки литературы в 10 классе с использованием технологии критического мышления на тему" Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"

Уроки литературы в 10 классе с использованием технологии критического мышления на тему" Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"

Уроки литературы в 10 классе с использованием технологии критического мышления на тему" Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"

Уроки литературы в 10 классе с использованием технологии критического мышления на тему" Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"

Уроки литературы в 10 классе с использованием технологии критического мышления на тему" Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"

Уроки литературы в 10 классе с использованием технологии критического мышления на тему" Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"

Уроки литературы в 10 классе с использованием технологии критического мышления на тему" Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"

Уроки литературы в 10 классе с использованием технологии критического мышления на тему" Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"

Уроки литературы в 10 классе с использованием технологии критического мышления на тему" Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова "Ионыч"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2018