Внеклассное чтение в 5-м классе. Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата"
Цели:
• расширить представление учащихся о литературной сказке;
• показать особенности творческой индивидуальности Е. Шварца;
• развить навыки выразительного чтения, анализ сказки.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.
Оборудование: портрет Е.Шварца (высказывание: «Сказка - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом».); книжная выставка (О.Уальд «Мальчик-звезда», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова «Гордячка», Е. Шварц «Два брата» - верхняя полка выставки; Г. Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев» - нижняя полка выставки); на доске высказывания Е. Шварца: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»; «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».)
Уроки-сказки Евгения Шварца Два брата.doc
Внеклассное чтение в 5-м классе. Уроки-сказки
Евгения Шварца "Два брата"
Цели:
расширить представление учащихся о литературной сказке;
показать особенности творческой индивидуальности Е. Шварца;
развить навыки выразительного чтения, анализ сказки.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.
Оборудование: портрет Е.Шварца (высказывание: «Сказка это самое древнее, самое вечное, самое тайное
место встречи человеческой души с человеческим словом».); книжная выставка (О.Уальд «Мальчикзвезда», К.Г.
Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова «Гордячка», Е. Шварц «Два брата» верхняя полка выставки; Г.
Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев» нижняя полка выставки); на доске
высказывания Е. Шварца: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать
во всю силу, во весь голос то, что думаешь»; «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от
умных мыслей будут и умные правильные поступки».)
1. Организационный момент.
Ход урока:
2. Введение в тему урока.
Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг. Книги, книги, книги... На книжной
выставке видим знакомые и незнакомы нам произведения: (перечисление книг на книжной выставке).
Разные авторы, названия. Что объединяет эти произведения?
Какая особенность сказочного повествования?
Зачем нужны сказки? Только ли развлечь читателя? Вспомните слова А.С. Пушкина о сказке: «Сказка –
ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Что объединяет книги на верхней полке? (Каковы поступки героев? Какими их видим в начале сказки, в
финале?)
Проблемы, ситуации, которые становятся основой повествования сказки не отстраненные, они близки нам,
поучительны. Герой в начале сказочного повествования неприятен, он совершает злые поступки. Потом герой
несет заслуженное наказание и стремиться исправить то зло, которое он сделал.
Через отношение героев к людям, животным мы можем понять, что это за человек, каким он будет в будущем,
способен ли он признать свою вину и исправить ее.
Помогает нам это увидеть и в других людях, и посмотреть на себя более пристально ЛИТЕРАТУРА, и один из ее
жанров сказка. Как сказал Е. Шварц, «сказка это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи
человеческой души с человеческим. словом».
Евгений Шварц новое для вас имя. В 2006 году (26 октября) ПО лет со дня рождения этого писателя
сказочника. Мир сказок Е. Шварца необычен, разнообразен. Мы открываем его книгу и встречаем ваших
ровесников: школьники ищут потерянное время, которое когдато бездумно тратили. В сказках Е. Шварца мы
видим Красную Шапочку, Снежную Королеву, Золушку. Известные и неизвестные герои в незнакомых сказках. Е.
Шварц перепутывает время, включает новых героев в известные сказки, придумывает новые сцены, и его герои,
кажется, вышли из реальной действительности. Многие сказки
Е. Шварца экранизированы. Герои его сказок учат нас, кажется, что это наши современники, знакомые. В сказке
Е. Шварца «Золушка» запоминается новый герой мальчикпаж, а король, обращается к нам и говорит: «Никакие
связи не сделают ножку маленькой, душу большой, а сердце справедливым». Сказки Е. Шварца нужны и взрослым и детям. В последней его сказке «Обыкновенное чудо» звучат такие слова:
« Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь
голос то, что думаешь». Если поймешь авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно
воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».
3. Работа по тексту сказки.
Заставила ли вас «поумнеть» сказка Е. Шварца «Два брата»? Услышали ли вы голос автора? (аналитическая
беседа).
Открываем сказку и слышим рассказ о деревьях (чтение учителем).
Какой человек так может говорить о деревьях? Кто из героев сказки так их видит?
А что узнаем о семье лесничего? Что его огорчает?
Может быть, ктото узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим домашним? А как ваши родители относятся к
вашим ссорам с братьями или сестрами?
И лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже на реальность. Заметьте, у героев нет имен.
Наверное, автор хотел подчеркнуть общность проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей двух
братьев беспокоиться за них, и случилась беда...
Что произошло?
Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение эпизода, внимание на
глаголы: опомнился, вскочил, закричал, бросился.)
Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете? (Так вот наши грубые, необдуманные
слова порой приводят к печальным последствиям).
«В какой длинный путь она отправилась ради него», эта фраза о Герде звучит в сказке «Снежная королева». И
Старший брат отправляется на поиски Младшего, ему предстоит тоже длинный путь, выдержать сложное
испытание.
О чем думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ эпизодов текста: портрет брата,
жалость, обращаем внимание при анализе на уменьшительноласкательные суффиксы, повторы ..как..)
Далеко уходит Старший от родного дома. Где же Младший брат? Каким видим Прадедушку Мороза? (пейзаж,
портрет, речь)
Чем понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Но спокоен ли Старший брат в доме в Прадедушки
Мороза? Что тот заставляет его делать? (пересказ учащегося, индивидуальное задание).
Казалось, что внешне Старший смирился, а на самом деле думает о побеге. Кто помогает ему бежать?
Старший находит Младшего (портрет, чувства Старшего). Но надо вырваться из этого ледяного плена. Кто
помогает уйти от погони? В какой момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение эпизода
«Младший разбился»).
Какое чудо произошло? Не только звери и птицы помогли оживить Младшего, но и слезы, которые шли от
самого сердца Старшего, его любовь к брату, осознание совей вины.
Забыли ли их дома? (эпизод возвращения) Какое чудо произошло? (портрет отца).
В какой длинный путь он отправился ради Младшего? Только ли ради него? Еще и ради себя, своей семьи. Что
понял Старший брат? Как изменился теперь в отношении к Младшему?
4. Итог урока.
А что поняли вы? Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас «поумнеть» сказка?
(Письменные ответы учащихся).
Эта сказка учит быть добрыми, любить своих братьев и сестер, не огорчать родителей. (Надя) У меня тоже есть брат, он старше меня на три года. Сказка «Два брата» научила меня уважать старшего брата, не
приставать к нему по пустякам. Я порой ему часто надоедаю, от этого у нас бывают ссоры, а мама огорчается.
(Артем)
Надо уважать своих маленьких братьев и сестер, не обижать их, а этим не огорчать и своих родителей. У меня
есть младшая сестренка, как порой я она мне надоедает своими просьбами, я кричу на нее. Ей обидно, она
плачет. (Наташа)
Сказка «Два брата» меня научила тому, что нельзя говорить злые слова, потому что эти слова и тебе принесут
зло. (Татьяна)
Сказка Е. Шварца «Два брата» научила меня добру. Я поняла, что если меня о чемнибудь попросят, я
обязательно это сделаю ради другого человека, даже если это делать мне не хочется. (Катя В.)
Сказка «Два брата» заставила меня задуматься о том, что если порой злишься на когото, потом всетаки нужно
признать свою вину. Нужно быть добрее к окружающим, слушаться родителей, больше доставлять им радости.
(Катя К.)
Сказка Евгения Шварца «Два брата» учит хорошим поступкам, доброму отношению к окружающему миру, любви к
своим домашним, друзьям, даже незнакомым людям. Нужно быть внимательнее к своим словам, не говорить их
бездумно. (Иван)
5. Домашнее задание:
Cоставить развернутый ответ «Уроки сказки».
Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата"
Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата"
Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.