Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата"
Оценка 5

Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
чтение
5 кл
01.04.2018
Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата"
Внеклассное чтение в 5-м классе. Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата" Цели: • расширить представление учащихся о литературной сказке; • показать особенности творческой индивидуальности Е. Шварца; • развить навыки выразительного чтения, анализ сказки. Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста. Оборудование: портрет Е.Шварца (высказывание: «Сказка - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом».); книжная выставка (О.Уальд «Мальчик-звезда», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова «Гордячка», Е. Шварц «Два брата» - верхняя полка выставки; Г. Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев» - нижняя полка выставки); на доске высказывания Е. Шварца: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»; «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».)
Уроки-сказки Евгения Шварца Два брата.doc
Внеклассное чтение в 5-м классе. Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата" Цели:    расширить представление учащихся о литературной сказке; показать особенности творческой индивидуальности Е. Шварца; развить навыки выразительного чтения, анализ сказки. Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста. Оборудование: портрет Е.Шварца (высказывание: «Сказка ­ это самое древнее, самое вечное, самое тайное  место встречи человеческой души с человеческим словом».); книжная выставка (О.Уальд «Мальчик­звезда», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова «Гордячка», Е. Шварц «Два брата» ­ верхняя полка выставки; Г.  Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев» ­ нижняя полка выставки); на доске  высказывания Е. Шварца: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»; «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от  умных мыслей будут и умные правильные поступки».) 1. Организационный момент. Ход урока: 2. Введение в тему урока. Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг. Книги, книги, книги... На книжной  выставке видим знакомые и незнакомы нам произведения: (перечисление книг на книжной выставке).     Разные авторы, названия. Что объединяет эти произведения? Какая особенность сказочного повествования? Зачем нужны сказки? Только ли развлечь читателя? Вспомните слова А.С. Пушкина о сказке: «Сказка –  ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Что объединяет книги на верхней полке? (Каковы поступки героев? Какими их видим в начале сказки, в  финале?) Проблемы, ситуации, которые становятся основой повествования сказки не отстраненные, они близки нам,  поучительны. Герой в начале сказочного повествования неприятен, он совершает злые поступки. Потом герой  несет заслуженное наказание и стремиться исправить то зло, которое он сделал. Через отношение героев к людям, животным мы можем понять, что это за человек, каким он будет в будущем,  способен ли он признать свою вину и исправить ее. Помогает нам это увидеть и в других людях, и посмотреть на себя более пристально ЛИТЕРАТУРА, и один из ее  жанров ­ сказка. Как сказал Е. Шварц, «сказка ­ это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи  человеческой души с человеческим. словом». Евгений Шварц ­ новое для вас имя. В 2006 году (26 октября) ­ПО лет со дня рождения этого писателя­ сказочника. Мир сказок Е. Шварца необычен, разнообразен. Мы открываем его книгу и встречаем ваших  ровесников: школьники ищут потерянное время, которое когда­то бездумно тратили. В сказках Е. Шварца мы  видим Красную Шапочку, Снежную Королеву, Золушку. Известные и неизвестные герои в незнакомых сказках. Е. Шварц перепутывает время, включает новых героев в известные сказки, придумывает новые сцены, и его герои,  кажется, вышли из реальной действительности. Многие сказки Е. Шварца экранизированы. Герои его сказок учат нас, кажется, что это наши современники, знакомые. В сказке  Е. Шварца «Золушка» запоминается новый герой ­ мальчик­паж, а король, обращается к нам и говорит: «Никакие  связи не сделают ножку маленькой, душу ­ большой, а сердце ­ справедливым». Сказки Е. Шварца нужны и взрослым и детям. В последней его сказке «Обыкновенное чудо» звучат такие слова:  « Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь  голос то, что думаешь». Если поймешь авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно  воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки». 3. Работа по тексту сказки. Заставила ли вас «поумнеть» сказка Е. Шварца «Два брата»? Услышали ли вы голос автора? (аналитическая  беседа). ­ Открываем сказку и слышим рассказ о деревьях (чтение учителем). Какой человек так может говорить о деревьях? Кто из героев сказки так их видит? ­ А что узнаем о семье лесничего? Что его огорчает? ­ Может быть, кто­то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим домашним? А как ваши родители относятся к  вашим ссорам с братьями или сестрами? И лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже на реальность. Заметьте, у героев нет имен.  Наверное, автор хотел подчеркнуть общность проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей двух  братьев беспокоиться за них, и случилась беда... ­ Что произошло? ­ Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение эпизода, внимание на  глаголы: опомнился, вскочил, закричал, бросился.) ­ Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете? (Так вот наши грубые, необдуманные  слова порой приводят к печальным последствиям). «В какой длинный путь она отправилась ради него»,­ эта фраза о Герде звучит в сказке «Снежная королева». И  Старший брат отправляется на поиски Младшего, ему предстоит тоже длинный путь, выдержать сложное  испытание. О чем думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ эпизодов текста: портрет брата,  жалость, обращаем внимание при анализе на уменьшительно­ласкательные суффиксы, повторы ..как..) ­ Далеко уходит Старший от родного дома. Где же Младший брат? Каким видим Прадедушку Мороза? (пейзаж,  портрет, речь) ­ Чем понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Но спокоен ли Старший брат в доме в Прадедушки  Мороза? Что тот заставляет его делать? (пересказ учащегося, индивидуальное задание). ­ Казалось, что внешне Старший смирился, а на самом деле думает о побеге. Кто помогает ему бежать? ­ Старший находит Младшего (портрет, чувства Старшего). Но надо вырваться из этого ледяного плена. Кто  помогает уйти от погони? В какой момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение эпизода  «Младший разбился»). ­ Какое чудо произошло? Не только звери и птицы помогли оживить Младшего, но и слезы, которые шли от  самого сердца Старшего, его любовь к брату, осознание совей вины. ­ Забыли ли их дома? (эпизод возвращения) Какое чудо произошло? (портрет отца). В какой длинный путь он отправился ради Младшего? Только ли ради него? Еще и ради себя, своей семьи. ­ Что  понял Старший брат? Как изменился теперь в отношении к Младшему? 4. Итог урока. А что поняли вы? Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас «поумнеть» сказка? (Письменные ответы учащихся). Эта сказка учит быть добрыми, любить своих братьев и сестер, не огорчать родителей. (Надя) У меня тоже есть брат, он старше меня на три года. Сказка «Два брата» научила меня уважать старшего брата, не приставать к нему по пустякам. Я порой ему часто надоедаю, от этого у нас бывают ссоры, а мама огорчается.  (Артем) Надо уважать своих маленьких братьев и сестер, не обижать их, а этим не огорчать и своих родителей. У меня  есть младшая сестренка, как порой я она мне надоедает своими просьбами, я кричу на нее. Ей обидно, она  плачет. (Наташа) Сказка «Два брата» меня научила тому, что нельзя говорить злые слова, потому что эти слова и тебе принесут  зло. (Татьяна) Сказка Е. Шварца «Два брата» научила меня добру. Я поняла, что если меня о чем­нибудь попросят, я  обязательно это сделаю ради другого человека, даже если это делать мне не хочется. (Катя В.) Сказка «Два брата» заставила меня задуматься о том, что если порой злишься на кого­то, потом все­таки нужно  признать свою вину. Нужно быть добрее к окружающим, слушаться родителей, больше доставлять им радости.  (Катя К.) Сказка Евгения Шварца «Два брата» учит хорошим поступкам, доброму отношению к окружающему миру, любви к своим домашним, друзьям, даже незнакомым людям. Нужно быть внимательнее к своим словам, не говорить их  бездумно. (Иван) 5. Домашнее задание: Cоставить развернутый ответ «Уроки сказки».

Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата"

Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата"

Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата"

Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата"

Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата"

Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018