Уроки совести, правды и доброты.
Оценка 4.8

Уроки совести, правды и доброты.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
30.07.2018
Уроки совести, правды и доброты.
Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Дядя Ермолай". Продолжаем учиться анализировать прозаическое произведение на примере рассказа Шукшина. Детально рассмотреть центральный диалог героев, подвести учащихся к основной идее произведения. Выделить проблемы рассказа. В заключение выполняют творческую работу - закончить предложенную фразу.Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу В.М. Шукшина "Дядя Ермолай"
Уроки совести.docx
Уроки совести, правды и доброты (По рассказу В.М. Шукшина «Дядя Ермолай») Цель урока: продолжить работу над формированием нравственных ценностей; показать,  что добро, правда, совесть – главные духовные ценности; вывести учащихся на  определение и понимание авторской идеи; учить понимать, чувствовать, сопереживать. Эпиграфом можно взять слова В.М. Шукшина: «Русский народ за свою историю  отобрал, сохранил и взвел степень уважения такие человеческие качества, которые не  подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Помни  это. Будь человеком!»  За несколько дней до урока попросила ответить учащихся на два вопроса: как вы  понимаете, что такое совесть и что значит поступить по совести. Урок можно начать с чтения стихотворения В. Шефнера. Это поможет создать особый  эмоциональный настрой. Дать задание найти ключевые слова (доброта, память, совесть).  Вадим Шефнер Лесной пожар Забывчивый охотник на привале                    И лес гудел от огненной метели, Не разметал, не растоптал костра.                  С морозным треском падали стволы. Он в лес ушел, а ветки догорали                    И, как снежинки, искры с них летели И нехотя чадили до утра.                                  Над серыми сугробами золы. А утром ветер разогнал туманы,                       Огонь настиг охотника – и, мучась, И ожил потухающий костер,                            Тот задыхался в огненном плену; И, сыпля искры, посреди поляны                     Он сам готовил эту участь, Багровые лохмотья распростер.                         Но как он искупил свою вину! Он всю траву с цветами вместе выжег,                Не такова ли совесть? ­ Временами Кусты спалил, в зеленый лес вошел.                   Мне снится сон средь тишины ночной, Как вспугнутая стая белок рыжих,                     Что где­то мной костер забыт, а пламя Он заметался со ствола на ствол.                       Уже гудит, уже идет за мной…  Зачитать ответы учащихся на предложенные до урока вопросы (совесть – это когда человек честный, поступить по совести – сделать так, как велит тебе совесть). Вот как объясняет значение слова «совесть» «Словарь русского языка» С.И.Ожегова:  совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими  людьми, обществом, поступить по совести, как требует совесть. Обратиться к эпиграфу и найти ключевые слова (память, совесть, доброта).  И сегодня урок – урок совести, правды, доброты. И этому нужно учиться у героя рассказа  В. Шукшина «Дядя Ермолай». Далее проводится работа непосредственно по тексту  рассказа. Сообщить, что рассказ написан позднее «детского» цикла, вводит нас в мир детства героя,  которого звали Васька.  ­ Похож ли он на Ваньку из рассказа «Бык»?  ­ Что объединяет героев? Рассказ напечатан в 1971 году, а случай произошел, когда автору было лет 11­12.  Итак, первая проблема, над которой будем работать, ­ проблема памяти. – Почему  помнит? Случай постыдный. Мальчиков уличили во лжи, но они упорно стояли на своем, не сознаваясь в проступке. Вторая проблема ­ проблема совести, правды. ­ Что вас поразило в этом рассказе? ­ Почему солгав, мальчики так упорно стояли на своем? ­ Зачем дядя Ермолай добивался, чтобы дети сказали правду? Центральная часть рассказа – диалог дяди Ермолая и мальчиков. Обозначить поведение и  состояние героев в этом психологическом поединке. На доске и в тетрадях – своеобразный «психологический этюд» поведения, а главное –  чувств, состояния героев. Дядя Ермолай                                                                       Мальчики Смотрит пытливо Смотрит, не мигая дядя Ермолай взвился                                                     решили стоять на смерть аж за голову взялся и болезненно сморщился             это нас не смутило взвизгнул дядя Ермолай                                                   были сморщился болезненно и пошел прочь,                            были вытирая ладошкой глаза                                                       были  посмотрел с мольбой                                                          были стал терять терпение                                                         мы убежали из последних сил крепился опять сморщился… сорвался  Дети не сознались, что не были на точке, куда их отправил дядя Ермолай досмотреть за  обмолоченным хлебом. И не сознались в своем поступке позже. ­ Почему случившееся не отпускает их всю жизнь? (муки совести) Подумать над эпилогом. ­ Что такое эпилог? ­ Какая форма построения в рассказе? (в основном диалог) ­ А в эпилоге? (монолог внутренний) ­ Кто произносит? (автор) Разная тональность повествования. Весь рассказ от лица мальчика, Васьки. Эпилог – голос  автора с позиции сегодняшнего дня. ­ Одинаково ли отношение к дяде Ермолаю? (К автору приходит новое осмысление роли  этого человека уже не в рассказе, а в жизни) Сделать вывод: ­ Значит, какова роль дяди Ермолая? ­ Почему так назван рассказ? ­ В чем, на ваш взгляд, заключается основная мысль рассказа? Дядя Ермолай и подобные ему – носители лучших гуманистических качеств, носители  народной нравственности: добра, справедливости, великого трудолюбия. И этому  необходимо у них учиться. Учиться быть человеком! Вернуться к словам эпиграфа. В заключение творческая работа. Продолжить одну из фраз, написанных на доске.  Все, что нужно для жизни… Счастлив дом, где… Зачем на земле этой вечной живу… Жизнь только тогда будет прекрасной… Творческая работа показывает, что действительно для учащихся это урок совести,  доброты, правды. Эти понятия очень актуальны в наше время. И если ребята хоть что­то  взяли для себя, уже хорошо. На дом можно дать задание написать отзыв о рассказе «Дядя Ермолай».

Уроки совести, правды и доброты.

Уроки совести, правды и доброты.

Уроки совести, правды и доброты.

Уроки совести, правды и доброты.

Уроки совести, правды и доброты.

Уроки совести, правды и доброты.
Скачать файл