Джанни Родари был вынужден идти работать, чтобы помогать семье. Он стал учителем в начальной школе и одновременно посещал лекции в университете. Конечно, непросто было учиться самому и одновременно учить других, но будущий писатель не унывал: ему нравилось работать с детьми, нравилось придумывать для своих учеников весёлые и поучительные истории. «Учителем я был, скорее всего, никудышным, к педагогической деятельности не подготовленным… Но, смею утверждать, скучным учителем не был. Я рассказывал в классе – и потому, что любил детей, и потому, что сам был не прочь позабавиться – истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу».
Урок 120.
Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо».
Литературное чтение
Тема: Уроки творчества Дж. Родари.
Цели:
– формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения;
– развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия;
– формируем умение передавать последовательность сюжета, описывать героев.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
1
Вступительное слово учителя.
– Джанни Родари был вынужден идти работать, чтобы помогать семье. Он
стал учителем в начальной школе и одновременно посещал лекции в
университете. Конечно, непросто было учиться самому и одновременно
учить других, но будущий писатель не унывал: ему нравилось работать с
детьми, нравилось придумывать для своих учеников весёлые и
поучительные истории. «Учителем я был, скорее всего, никудышным, к
педагогической деятельности не подготовленным… Но, смею утверждать,
скучным учителем не был. Я рассказывал в классе – и потому, что любил
детей, и потому, что сам был не прочь позабавиться – истории, не имевшие
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
© ООО «Баласс», 2012
1ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому
смыслу».
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях.
II. Развитие
умений.
На самом деле с помощью забавных историй молодой учитель не только
сообщал своим подопечным в наиболее увлекательной и понятной форме
самые важные и полезные знания, но и стремился пробудить детскую
фантазию, подтолкнуть учеников к самостоятельному творчеству. Джанни
Родари вспоминал, как придумал особую игру: вызывал двух учеников и
просил их написать по одному слову с обеих сторон доски, потом весь
класс читал, что получилось. Например, один ученик написал «шкаф», а
другой – «пёс». «Есть ли между этими словами какаянибудь связь?» –
спрашивал учитель и предлагал детям придумать свои истории с
написанными словами.
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
2 1 4 3 3 3
1. Игра в слова.
(По очереди к доске вызываются по два ученика и записывают слова.
Остальные могут работать в парах на местах, придумывая свою
историю, связывающую придуманные два слова.)
2. Работа со сказками, у которых есть три конца.
Учитель читает любую сказку Дж. Родари из серии и знакомит ребят
с тремя вариантами её завершения. Они выбирают подходящий
вариант. Затем учитель знакомит ребят с авторским выбором.
1) Чтение обращения автора к ребятам.
Эта книжка, ребята, – игра. Сказки в ней необычные – у каждой сразу три
конца. А играть надо так. Прочитайте сказку, рассмотрите картинки,
ДАВАЙТЕ ИГРАТЬ!
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной
и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
© ООО «Баласс», 2012
2подумайте над ними и решите, какой же всётаки у сказки должен быть
конец – настоящий конец – и почему. Очень может быть, что вам не
понравится ни один. В таком случае сами придумайте сказке конец,
напишите его или нарисуйте картинку.
Если же хотите знать моё мнение, то я коротко написал, какой из трёх
концов и почему нравится мне больше других.
И ещё. Мне кажется, играть лучше вместе с друзьями. Так всегда веселее.
А главное, можно посоревноваться: у кого богаче фантазия, кто придумает
лучше и интересней.
Желаю успеха!
Джанни Родари.
1969
2) Чтение сказки (текст можно ещё больше сократить, можно
коротко пересказать).
СОБАКА, КОТОРАЯ НЕ УМЕЛА ЛАЯТЬ
Жилабыла однажды собака, которая не умела лаять. Ни лаять, ни мяукать,
ни мычать, ни ржать – никак не умела разговаривать! Это была самая
обыкновенная маленькая собака. И никто не знал, откуда она взялась в
этом селе, где прежде никто никогда не видел ни одной собаки. И уж,
понятное дело, сама она даже не подозревала, что не умеет лаять. Но вот
ктото спросил её:
– А почему, интересно, ты никогда не лаешь?
– Лаять?.. А как это? Я ведь нездешняя, я не умею...
– Вот чудачка! Разве ты не знаешь, что все собаки лают?
– Зачем?
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе работы с
иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
3– Не зачем, а потому. Потому что они собаки! Лают на прохожих, на
подозрительных кошек, на луну. Лают, когда довольны жизнью, когда
нервничают или злятся. Лают чаще всего днём, но, случается, и ночью.
– Очень возможно, но я...
– А ты что за птица такая особенная? Или хочешь, чтоб о тебе написали в
газетах?
Собака не знала, что и отвечать. Она не умела лаять и не знала, как этому
научиться.
– А ты делай, как я, – из жалости посоветовал какойто петушок. И он
несколько раз прокричал своё звонкое «кукареку!».
– Помоему, это совсем непросто, – заметила собака.
– Да что ты! Очень даже просто! Послушай ещё и обрати внимание на
мой клюв. Короче, смотри и подражай!
И петушок ещё раз пропел «кукареку!».
Собака попробовала повторить, но у неё получилось только какоето
жалкое «кхекхе», и курицы, испугавшись, бросились врассыпную.
– Ничего, – успокоил собаку петушок, – для первого раза очень даже
неплохо. А теперь повтори. Ну!
Собака ещё раз попыталась покукарекать, но у неё опять ничего не вышло.
И тогда она стала потихоньку тренироваться изо дня в день, иногда
уходила в лес – там совсем никто не мешал и можно было кукарекать
сколько угодно.
Но вот однажды утром в лесу ей удалось выкрикнуть «кукареку!» так
хорошо, так звонко и красиво, что лиса, услышав этот петушиный клич,
подумала: «Наконецто петенька собрался навестить меня! Надо скорей
поблагодарить его за визит...» И поспешила ему навстречу, не забыв при
© ООО «Баласс», 2012
4этом захватить нож, вилку и салфетку, потому что для лисы, как известно,
нет блюда лакомее, чем хороший петушок. Можете себе представить, как
огорчилась она, когда вместо петушка увидела собаку, которая сидела по
щенячьи на своём хвосте и одно за другим испускала громкие «кукаре
ку!».
– Ах, – воскликнула лиса, – так, чего доброго, и в ловушку можно попасть!
– В ловушку?
– Ну да! Я подумала, что ты нарочно притворилась петушком,
заблудившимся в лесу, чтобы поймать меня. Хорошо ещё, что я тебя
вовремя заметила. Но это нечестная охота! Собаки обычно лают,
предупреждая, что приближаются охотники.
– Уверяю тебя... Я совсем не собиралась охотиться. Я пришла сюда только
поупражняться.
– Поупражняться? В чём?
– Я учусь лаять. И уже почти научилась. Послушай, как у меня хорошо
получается.
И она снова звонко пропела «кукареку!».
Лиса так хохотала, что чуть не лопнула. Она каталась по земле, хватаясь за
живот, и никак не могла остановиться. Наша собака ужасно обиделась, что
над нею смеются, – ведь она так старалась! Поджав хвост и чуть не плача,
<…> собака пустилась наутёк.
Собака бежала, бежала...
Первый конец
Бежала, бежала собака и оказалась на лугу, где спокойно паслась корова.
– Куда так спешишь?
© ООО «Баласс», 2012
5– Сама не знаю...
– Ну так остановись. Здесь прекрасная трава.
– Эх, если б в траве было дело...
– Ты что – нездорова?
– Хуже. Я не умею лаять!
– Но ведь это самое простое, что только может быть на свете! Послушай
меня: «Муу! Муу! Муу!..» Разве некрасиво?
– Неплохо. Но я не уверена, что это как раз то, что мне надо. Ты ведь
корова...
– Разумеется, я корова.
– А я – нет. Я собака.
– Разумеется, ты собака. Ну и что? Что тебе мешает выучить мой язык?
– А знаешь, это мысль! Превосходная мысль!
– Какая?
– Да вот эта, которая только что пришла мне в голову. Я выучу языки всех
животных и буду выступать в цирке. Все будут аплодировать мне, я
разбогатею и выйду замуж за сына короля. Короля собак, разумеется.
– Молодец, ты очень хорошо придумала это! Ну, так за работу. Слушай
внимательно: «Муу... Муу... Муу...»
– Муу... – промычала собака.
Это была собака, которая не умела лаять, зато обладала большими
способностями к языкам.
Второй конец
Бежала, бежала собака... И встретился ей крестьянин.
– Куда так несёшься?
– Сама не знаю...
© ООО «Баласс», 2012
6– Тогда идём со мной. Мне как раз нужна собака – курятник сторожить.
– Я бы пошла к вам, но только вот лаять не умею.
– Тем лучше. Собаки, которые лают, только помогают ворам удирать. А
тебя они не услышат, подойдут поближе, тут ты их схватишь, укусишь как
следует, и они получат по заслугам.
– Согласна! – ответила собака.
Так и случилось, что собака, которая не умела лаять, нашла, наконец, себе
занятие, цепь и миску с костями – раз и навсегда, на всю жизнь.
Третий конец
Бежала, бежала собака... И вдруг остановилась. Какой странный голос она
услышала! «Гавгав! – говорил ктото. – Гавгав!»
«Чтото очень родное и знакомое, – подумала собака. – Хотя никак не могу
понять, что это за животное говорит».
– Гавгав!
– Жираф, может быть? Нет, наверное, крокодил. Это злое животное –
крокодил... Надо быть осторожнее.
Прячась за кустами, собака двинулась туда, откуда доносилось это «гав
гав!», от которого, бог знает почему, так сильно забилось её сердце.
– Гавгав!
– Вот так раз – собака!
Да, да! Причём это оказалась собака того самого охотника, который
недавно стрелял, услышав кукование.
– Привет, собака!
– Привет, собака!
– Что это за звуки ты издаёшь?
– Звуки? Да будет тебе известно, что это не просто звуки, а лай.
– Лай? Ты умеешь лаять?
© ООО «Баласс», 2012
7– Вполне естественно. Не стану же я трубить, как слон, или рычать, как
лев.
– Тогда научи меня!
– А ты разве не умеешь лаять?
– Нет...
– Слушай внимательно! Это делается так: «Гав, гав!..»
– Гав, гав! – сразу же залаяла собака. И подумала про себя, радостная
и счастливая: «Наконецто я нашла хорошего учителя!»
КАКИЕ КОНЦЫ СКАЗОК НРАВЯТСЯ АВТОРУ?
– Я решительно за третий конец. Важно найти хорошего учителя. Это
важнее, чем стать звездой конного цирка или каждый день получать миску
с едой.
3. Слово учителя о писателе.
– Книги Джанни Родари переведены на десятки языков и известны во всём
мире. В 1970 году писатель был удостоен самой почётной международной
премии в области детской литературы – медали Ханса Кристиана
Андерсена. Получая награду, писатель сказал: «Думаю, что сказки – старые
и современные – помогают развивать ум. В сказках хранятся тысячи
гипотез. Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность
новыми путями. Они открывают ребёнку мир и учат, как преобразовывать
его…» Давайте хорошенько запомним этот мудрый урок весёлого учителя
– Джанни Родари.
4. Чтение учителем рассказа А. Шибаева «Несуразные вещи».
– Не только Дж. Родари сочинял сказки, тренирующие ум. Познакомьтесь с
© ООО «Баласс», 2012
8шуткой, придуманной писателем А. Шибаевым.
Она: Здравствуй!
Он: Привет!
Она: Чего это ты несёшь?
Он: Несу разные вещи.
Она: Несуразные? Почему они несуразныето?
Он: Сама ты несуразная, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные!
Поняла? Вот, несу мел.
Она: Что не сумел?
Он: Отстань!
Она: Да ведь ты говоришь «не сумел». Что не сумелто?
Он: Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
Она: Ну, если ему жена добудет, зачем ты несёшь?
Он: Жена? Какая жена? Это у Мишкито жена? Ах ты, шутница! Я сказал:
«Ему же надо будет». Понадобится, значит.
Она: Вон оно что!
Он: А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка,
которую он так давно искал.
Она: Тамарка?
Он: Ага.
Она: И ничего? Симпатичная?
Он: Красивая. Зелёная такая.
Она: Постой, постой... Это что у неё, волосы зелёные, что ли?
© ООО «Баласс», 2012
9Он: У кого волосы?
Она: Да у Тамарки!
Он: У какой Тамарки?
Она: Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка...»
Он: Та! Марка! Марка, понимаешь, которую Мишка давно ищет. Там арка
нарисована!
Она: Ага! Всётаки нарисована Тамарка! Нарисована, да? Так бы и
говорил.
Он: Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая ты голова! Арка там
нарисована! Арка! Неужели ты даже этого понять не можешь? Некогда
мне!
Она: Пока! Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
Он: Да ну тебя!
Она: Да! Стой, стой!
Он: Ну, что ещё?
Она: Привет передавай.
Он: Кому?
Она: Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!
– Почему вы смеялись? (Текст построен на словахомофонах. Многие
слова в речи, если изменять места пауз и темп, могут сливаться, и
исходный смысл меняется тоже.)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
© ООО «Баласс», 2012
1– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Расскажите, какие уроки творчества от Джанни Родари мы сегодня
получили? (Чем занимались? Что сочиняли?)
– Что особенно вам запомнилось? Почему?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Составить «запутанную сказку». (Например: «Жилибыли дед да баба.
Была у них курочка репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела.
Покатилась репка дальше...)
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп
и тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
1