Уроки творчества Дж. Родари.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Джанни Родари был вынужден идти работать, чтобы помогать семье. Он стал учителем в начальной школе и одновременно посещал лекции в университете. Конечно, непросто было учиться самому и одновременно учить других, но будущий писатель не унывал: ему нравилось работать с детьми, нравилось придумывать для своих учеников весёлые и поучительные истории. «Учителем я был, скорее всего, никудышным, к педагогической деятельности не подготовленным… Но, смею утверждать, скучным учителем не был. Я рассказывал в классе – и потому, что любил детей, и потому, что сам был не прочь позабавиться – истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу».
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur120.doc
Урок 120. Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Литературное чтение Тема: Уроки творчества Дж. Родари. Цели: – формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения; –  развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия; – формируем умение передавать последовательность сюжета, описывать героев. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация знаний. 1 Вступительное слово учителя. – Джанни Родари был вынужден идти работать, чтобы помогать семье. Он стал   учителем   в   начальной   школе   и   одновременно   посещал   лекции   в университете.   Конечно,   непросто   было   учиться   самому   и   одновременно учить других, но будущий писатель не унывал: ему нравилось работать с детьми,   нравилось   придумывать   для   своих   учеников   весёлые   и поучительные   истории. «Учителем  я   был,  скорее  всего,   никудышным,  к педагогической деятельности не подготовленным… Но, смею утверждать, скучным учителем не был. Я рассказывал в классе – и потому, что любил детей, и потому, что сам был не прочь позабавиться – истории, не имевшие Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию  из одной формы в другую:  подробно пересказывать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на развороте  учебника. © ООО «Баласс», 2012 1ни   малейшего   отношения   к   реальной   действительности   и   к   здравому смыслу». 4. Находить ответы на вопросы в  тексте, иллюстрациях. II. Развитие  умений. На самом деле с помощью забавных историй молодой учитель не только сообщал своим подопечным в наиболее увлекательной и понятной форме самые   важные   и   полезные   знания,   но   и   стремился   пробудить   детскую фантазию, подтолкнуть учеников к самостоятельному творчеству. Джанни Родари вспоминал, как придумал особую игру: вызывал двух учеников и просил их написать по одному слову с обеих сторон доски, потом весь класс читал, что получилось. Например, один ученик написал «шкаф», а другой – «пёс». «Есть ли между этими словами какая­нибудь связь?» – спрашивал   учитель   и   предлагал   детям   придумать   свои   истории   с написанными словами. – Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? 2  1  4  3  3  3  1. Игра в слова.  (По очереди к доске вызываются по два ученика и записывают слова. Остальные   могут   работать   в   парах   на   местах,   придумывая   свою историю, связывающую придуманные два слова.) 2. Работа со сказками, у которых есть три конца. Учитель читает любую сказку Дж. Родари из серии и знакомит ребят с   тремя   вариантами   её   завершения.   Они   выбирают   подходящий вариант. Затем учитель знакомит ребят с авторским выбором. 1) Чтение обращения автора к ребятам. Эта книжка, ребята, – игра. Сказки в ней необычные – у каждой сразу три конца.   А   играть   надо   так.   Прочитайте   сказку,   рассмотрите   картинки, ДАВАЙТЕ ИГРАТЬ! Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной  и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. © ООО «Баласс», 2012 2подумайте над ними и решите, какой же всё­таки у сказки должен быть конец   –   настоящий   конец   –   и   почему.   Очень   может   быть,   что   вам   не понравится   ни   один.   В   таком   случае   сами   придумайте   сказке   конец, напишите его или нарисуйте картинку. Если же хотите знать моё мнение, то я коротко написал, какой из трёх концов и почему нравится мне больше других. И ещё. Мне кажется, играть лучше вместе с друзьями. Так всегда веселее. А главное, можно посоревноваться: у кого богаче фантазия, кто придумает лучше и интересней. Желаю успеха! Джанни Родари. 1969 2)  Чтение   сказки   (текст   можно   ещё   больше   сократить,   можно коротко пересказать). СОБАКА, КОТОРАЯ НЕ УМЕЛА ЛАЯТЬ Жила­была однажды собака, которая не умела лаять. Ни лаять, ни мяукать, ни   мычать,   ни   ржать   –   никак   не   умела   разговаривать!   Это   была   самая обыкновенная маленькая собака. И никто не знал, откуда она взялась в этом селе, где прежде никто никогда не видел ни одной собаки. И уж, понятное дело, сама она даже не подозревала, что не умеет лаять. Но вот кто­то спросил её: – А почему, интересно, ты никогда не лаешь? – Лаять?.. А как это? Я ведь нездешняя, я не умею... – Вот чудачка! Разве ты не знаешь, что все собаки лают? – Зачем? Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать последова­ тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение на основе работы с  иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям, выражать  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2012 3–  Не   зачем,   а   потому.   Потому   что   они   собаки!   Лают   на   прохожих,   на подозрительных   кошек,   на   луну.   Лают,   когда   довольны   жизнью,   когда нервничают или злятся. Лают чаще всего днём, но, случается, и ночью. – Очень возможно, но я... – А ты что за птица такая особенная? Или хочешь, чтоб о тебе написали в газетах? Собака не знала, что и отвечать. Она не умела лаять и не знала, как этому научиться. –  А ты делай, как я, – из жалости посоветовал какой­то петушок. И он несколько раз прокричал своё звонкое «ку­ка­ре­ку!». – По­моему, это совсем непросто, – заметила собака. – Да что ты! Очень даже просто! Послушай ещё и обрати внимание на мой клюв. Короче, смотри и подражай! И петушок ещё раз пропел «ку­ка­ре­ку!». Собака   попробовала   повторить,   но   у   неё   получилось   только   какое­то жалкое «кхе­кхе», и курицы, испугавшись, бросились врассыпную. –  Ничего,   –   успокоил   собаку   петушок,   –   для   первого   раза   очень   даже неплохо. А теперь повтори. Ну! Собака ещё раз попыталась покукарекать, но у неё опять ничего не вышло. И   тогда   она   стала   потихоньку   тренироваться   изо   дня   в   день,   иногда уходила в лес – там совсем никто не мешал и можно было кукарекать сколько угодно. Но вот однажды утром в лесу ей удалось выкрикнуть «ку­ка­ре­ку!» так хорошо, так звонко и красиво, что лиса, услышав этот петушиный клич, подумала: «Наконец­то петенька собрался навестить меня! Надо скорей поблагодарить его за визит...» И поспешила ему навстречу, не забыв при © ООО «Баласс», 2012 4этом захватить нож, вилку и салфетку, потому что для лисы, как известно, нет блюда лакомее, чем хороший петушок. Можете себе представить, как огорчилась она, когда вместо петушка увидела собаку, которая сидела по­ щенячьи на своём хвосте и одно за другим испускала громкие «ку­ка­ре­ ку!». – Ах, – воскликнула лиса, – так, чего доброго, и в ловушку можно попасть! – В ловушку? –  Ну   да!   Я   подумала,   что   ты   нарочно   притворилась   петушком, заблудившимся   в   лесу,   чтобы   поймать   меня.   Хорошо   ещё,   что   я   тебя вовремя   заметила.   Но   это   нечестная   охота!   Собаки   обычно   лают, предупреждая, что приближаются охотники. – Уверяю тебя... Я совсем не собиралась охотиться. Я пришла сюда только поупражняться. – Поупражняться? В чём? –  Я учусь лаять. И уже почти научилась. Послушай, как у меня хорошо получается. И она снова звонко пропела «ку­ка­ре­ку!». Лиса так хохотала, что чуть не лопнула. Она каталась по земле, хватаясь за живот, и никак не могла остановиться. Наша собака ужасно обиделась, что над нею смеются, – ведь она так старалась! Поджав хвост и чуть не плача, <…> собака пустилась наутёк. Собака бежала, бежала... Первый конец Бежала, бежала собака и оказалась на лугу, где спокойно паслась корова. – Куда так спешишь? © ООО «Баласс», 2012 5– Сама не знаю... – Ну так остановись. Здесь прекрасная трава. – Эх, если б в траве было дело... – Ты что – нездорова? – Хуже. Я не умею лаять! – Но ведь это самое простое, что только может быть на свете! Послушай меня: «Му­у! Му­у! Му­у!..» Разве некрасиво? –  Неплохо. Но я не уверена, что это как раз то, что мне надо. Ты ведь корова... – Разумеется, я корова. – А я – нет. Я собака. – Разумеется, ты собака. Ну и что? Что тебе мешает выучить мой язык? – А знаешь, это мысль! Превосходная мысль! – Какая? – Да вот эта, которая только что пришла мне в голову. Я выучу языки всех животных   и   буду   выступать   в   цирке.  Все   будут   аплодировать   мне,   я разбогатею и выйду замуж за сына короля. Короля собак, разумеется. –  Молодец, ты очень хорошо придумала это! Ну, так за работу. Слушай внимательно: «Му­у... Му­у... Му­у...» – Му­у... – промычала собака. Это   была   собака,   которая   не   умела   лаять,   зато   обладала   большими способностями к языкам. Второй конец Бежала, бежала собака... И встретился ей крестьянин. – Куда так несёшься? – Сама не знаю... © ООО «Баласс», 2012 6– Тогда идём со мной. Мне как раз нужна собака – курятник сторожить. – Я бы пошла к вам, но только вот лаять не умею. –  Тем лучше. Собаки, которые лают, только помогают ворам удирать. А тебя они не услышат, подойдут поближе, тут ты их схватишь, укусишь как следует, и они получат по заслугам. – Согласна! – ответила собака. Так и случилось, что собака, которая не умела лаять, нашла, наконец, себе занятие, цепь и миску с костями – раз и навсегда, на всю жизнь. Третий конец Бежала, бежала собака... И вдруг остановилась. Какой странный голос она услышала! «Гав­гав! – говорил кто­то. – Гав­гав!» «Что­то очень родное и знакомое, – подумала собака. – Хотя никак не могу понять, что это за животное говорит». – Гав­гав! –  Жираф,   может   быть?   Нет,   наверное,   крокодил.   Это   злое   животное   – крокодил... Надо быть осторожнее. Прячась за кустами, собака двинулась туда, откуда доносилось это «гав­ гав!», от которого, бог знает почему, так сильно забилось её сердце. – Гав­гав! – Вот так раз – собака! Да,   да!   Причём   это   оказалась   собака   того   самого   охотника,   который недавно стрелял, услышав кукование. – Привет, собака! – Привет, собака! – Что это за звуки ты издаёшь? – Звуки? Да будет тебе известно, что это не просто звуки, а лай. – Лай? Ты умеешь лаять? © ООО «Баласс», 2012 7–  Вполне естественно. Не стану же я трубить, как слон, или рычать, как лев. – Тогда научи меня! – А ты разве не умеешь лаять? – Нет... – Слушай внимательно! Это делается так: «Гав, гав!..» – Гав, гав! – сразу же залаяла собака. И подумала про себя, радостная и счастливая: «Наконец­то я нашла хорошего учителя!» КАКИЕ КОНЦЫ СКАЗОК НРАВЯТСЯ АВТОРУ? –  Я   решительно   за   третий   конец.   Важно   найти   хорошего   учителя.   Это важнее, чем стать звездой конного цирка или каждый день получать миску с едой. 3. Слово учителя о писателе. – Книги Джанни Родари переведены на десятки языков и известны во всём мире. В 1970 году писатель был удостоен самой почётной международной премии   в   области   детской   литературы   –   медали   Ханса   Кристиана Андерсена. Получая награду, писатель сказал: «Думаю, что сказки – старые и   современные   –   помогают   развивать   ум.   В   сказках   хранятся   тысячи гипотез. Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребёнку мир и учат, как преобразовывать его…» Давайте хорошенько запомним этот мудрый урок весёлого учителя – Джанни Родари. 4. Чтение учителем рассказа А. Шибаева «Несуразные вещи». – Не только Дж. Родари сочинял сказки, тренирующие ум. Познакомьтесь с © ООО «Баласс», 2012 8шуткой, придуманной писателем А. Шибаевым. Она: Здравствуй! Он: Привет! Она: Чего это ты несёшь? Он: Несу разные вещи. Она: Несуразные? Почему они несуразные­то? Он:  Сама   ты   несуразная,   как   я   погляжу.   Разные   вещи   я   несу.   Разные! Поняла? Вот, несу мел. Она: Что не сумел? Он: Отстань! Она: Да ведь ты говоришь «не сумел». Что не сумел­то? Он: Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет. Она: Ну, если ему жена добудет, зачем ты несёшь? Он: Жена? Какая жена? Это у Мишки­то жена? Ах ты, шутница! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит. Она: Вон оно что! Он:  А   ещё   новость   у   меня   для   Мишки   приятная:   нашлась   та   марка, которую он так давно искал. Она: Тамарка? Он: Ага. Она: И ничего? Симпатичная? Он: Красивая. Зелёная такая. Она: Постой, постой... Это что у неё, волосы зелёные, что ли? © ООО «Баласс», 2012 9Он: У кого волосы? Она: Да у Тамарки! Он: У какой Тамарки? Она: Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка...» Он: Та! Марка! Марка, понимаешь, которую Мишка давно ищет. Там арка нарисована! Она:  Ага!   Всё­таки   нарисована   Тамарка!   Нарисована,   да?   Так   бы   и говорил. Он: Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая ты голова! Арка там нарисована! Арка! Неужели ты даже этого понять не можешь? Некогда мне! Она: Пока! Смотри, не растеряй свои несуразные вещи. Он: Да ну тебя! Она: Да! Стой, стой! Он: Ну, что ещё? Она: Привет передавай. Он: Кому? Она: Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене! –  Почему   вы   смеялись?   (Текст   построен   на   словах­омофонах.   Многие слова   в   речи,   если   изменять   места   пауз   и   темп,   могут   сливаться,  и исходный смысл меняется тоже.) –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) © ООО «Баласс», 2012 1– Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог.   –  Расскажите,   какие   уроки   творчества   от   Джанни   Родари   мы   сегодня получили? (Чем занимались? Что сочиняли?) – Что особенно вам запомнилось? Почему? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? Ι V. Домашнее  задание. Составить   «запутанную   сказку».   (Например:   «Жили­были   дед   да   баба. Была у них курочка репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше...) Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп  и тон речи. © ООО «Баласс», 2012 1

Посмотрите также