Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Оценка 4.6

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
23.04.2018
Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Публикация является частью публикации:
moy_otkrytyy_urok_1.03.doc
Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского». Цели урока: Образовательные: 1) Проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несет;  раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.  Распутина. Развивающие: 1) Формировать умение анализировать текст художественного произведения. 2) Развивать коммуникативные навыки учащихся, их творческие способности. 3) Продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над  выразительным чтением учащихся. Воспитательные: 1) Подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта,  отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность. 2) Воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы  поведения и взаимоотношений. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, записи на  доске, карточки с заданиями. Тип урока: комбинированный урок с применением компьютерных технологий. Форма урока – урок – размышление. Методы урока: 1) Словесный (слово учителя, презентация рисунков детей к уроку). 2) Репродуктивный (беседа по рассказу). 3) Наглядно – иллюстративный (слайды компьютерной презентации,  художественное чтение детей). 4) Частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте). 5) Практический (чтение текста, задания на карточках). 1 Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя. В. Г. Распутин. Ход урока. 1. Организационный момент.      Здравствуйте, ребята, садитесь. 2. Речевая разминка. Учитель: наш урок литературы предлагаю сегодня начать с чтения  стихотворения, потому что оно отражает тему и цели нашего урока. В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и песне, даже во фразе – Ты только вдумайся, только всмотрись – Кроется самая главная мысль. Она не всегда открывается сразу. Строчка за строчкой, фраза за фразой – Ты только вдумайся, только всмотрись – Откроется самая главная мысль. (С. Бондаренко). О чем это стихотворение? (Каждое высказывание имеет главную мысль). 3. Изучение нового материала.   Вступительное слово учителя. 1)       Знакомство с темой  и целями урока. Ребята, я не случайно  начала  наш урок  с чтения этого стихотворения. Оно как  нельзя лучше отражает тему и цели нашего урока. А тема звучит так: «Уроки  жизни в рассказе  В. Г. Распутина «Уроки французского» (запись даты и темы  урока). Как вы думаете, ребята, какова цель нашего урока? (Мы должны  постараться понять: какие жизненные уроки извлек герой из тех жизненных  ситуаций, в которые он попадает, раскрыть духовные ценности, нравственные  законы, по которым живут герои Распутина, чтобы воспитать в себе такие  2 качества характера, как доброта, отзывчивость, благородство, мужество,  этические нормы поведения и взаимоотношений). Это значит, ребята, что, мы с вами сегодня будем учиться, как правильно  поступать в жизни, учиться различать истинное и ложное на примере  тех жизненных ситуаций, в которые Валентин Распутин ставит своих  героев. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой  фразе  будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении. Скорее всего это будет непросто. Потому что не  всякая мысль лежит на поверхности. 2) Знакомство с эпиграфом. Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба,  помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем.  Запишите слова В. Г.  Распутина, которые станут эпиграфом к нашему уроку  (запись в тетрадь). 3. Реализация домашнего задания. Ребята, дома вы подумали над вопросом: в какие трудные ситуации попадал  наш герой? (Переезд из родного села в райцентр, тоска по дому, не ладилось с  французским, голод и т.д). Почему наш герой не жалуется взрослым? 4. Беседа по рассказу «Уроки французского». ­  Почему наш герой не жалуется взрослым? ­ Какие люди встречались нашему главному герою на его жизненном пути? (Чужая семья, трудные подростки, новые учителя и товарищи..). ­ Почему мальчик ввязался в игру на деньги? (Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой  возможности заработать. Ждать чьей – то милости или подачки он не стал). Какой урок мы можем извлечь из этой ситуации? «Будь самостоятельным, заботься о себе сам, не надейся на окружающих». Запишите первый урок Валентина Распутина. \ Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик). Чтение по ролям диалога на стр. 91 со слов «Однажды, еще в сентябре» до слов  «Вот еще! – обиделся я). ­ Какая это была игра? Почему нашему герою пришлось «смириться»? Чтение на стр. 97 со слов «Не в склад! – объявил Вадик до слов  «Настаивать на своем было бессмысленно..».             Проблемный вопрос.      Большое место в книге занимает игра на деньги. Герой сталкивается со сложной ситуацией,               общаясь с ребятами, живущими по законам улицы. ­ Какие уроки получает герой в этой компании? Нужны ли они? (уроки подлости, злобы, зависти, жестокости). 3 Какой урок из этой ситуации мы можем вынести? «Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь». ­ Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во  время избиения? ( Мужественно. Он знает, что за него никто не заступится.  Он почти не защищается, только кричит: «Перевернул!», отстаивая  справедливость).        ­ Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?  (Честным и принципиальным.) Прочитаем отрывок на стр. 98 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил  Птаха» до слов на стр. 99 «Переверну –у – ул!». Какой урок из этой ситуации мы можем вынести? «Будь принципиальным, гордым, не пресмыкайся!» ­ Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно  довериться? Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома. Почему? (Хочет оградить мальчика от игры с ребятами). Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма, где Лидия Михайловна  играет с Володей в «замеряшки», а затем вы мне постараетесь ответить  на вопросы. (Просмотр фрагмента) Просмотр эпизода из фильма «Уроки  французского». (Режиссер Евгений Ташков). Итак: ­ Какой предстает нам Лидия Михайловна? ­ Почему она играет с мальчиком в игру на деньги? ­ Каким предстает перед нами образ директора школы? ­ Прав ли был директор школы в том, что осудил Лидию Михайловну? Как вы думаете какой урок преподала Лидия Михайловна Володе?  (Нет. Он не разобрался в ситуации. А Лидия Михайловна своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества). Запишите четвертый урок Распутина: «Будь добрым и отзывчивым, люби  людей».  Почему   в   тексте   автор   расположил   рядом   описание   героя   и ­ учительницы?   ( чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы).         Вывод.  Основной приём литературной характеристики героя и  окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза. Благородство  соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с  ленью, чуткость с бессердечием. 5.Таблица соответствий. ­ Давайте попробуем найти антиподов добра и зла . (Заполняется после обсуждения) Представитель Добра 1. Герой Представитель Зла 1. Птаха, Вадик 4 2. Лидия Михайловна  3. Жители  деревни (мать,  2. Директор школы 3. Жители   райцентра   (тетя соседи,  дядя Ваня) Надя, ее дети)     Вывод. В произведении отражена извечная борьба добра и зла. Именно в  период взросления решается главный вопрос: на какой, светлой или  тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть  неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы  может решить добрый человек (воплощение доброты), который протянет  руку помощи, проявит милосердие и любовь. (Лидия Михайловна) 6. Работа в группах по карточкам. А теперь я предлагаю вам, ребята, задания с различными ситуациями. Каждая  из трех групп получает карточку: «твое поведение в сложившейся ситуации». 1). Шел Саша домой из школы. Видит – идет по улице слепой человек и  палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он  движение пережидает», ­ догадался Саша и пошел своей дорогой. Как бы ты  поступил на его месте? 2). Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои  действия. 3). Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников, вымогая  деньги, избивают твоего товарища. Какие действия ты предпримешь? Ответим на проблемные вопросы: ­всегда ли мы замечаем, что кто­ то нуждается в нашей помощи? ­ просто ли это, суметь увидеть, что ты нужен кому – то? 7. Обобщение материала: Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»?  Какой главный урок преподала учительница?  Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ?  (обращение к эпиграфу). Вывод: «Уроки французского» ­ уроки жизни, мужества, доброты. Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души,  незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно,  как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью,  цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика,  мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем  «чувства добрые». 5 8. Составление  синквейна (в парах). ­ Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли. Напишите  синквейн                 ( стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам).                                                                                                         Доброта.                                  Искренняя, душевная.                                  Учит, наставляет, направляет.                                  Гуманных людей должно быть много.                                  Доброта­смысл жизни. Лидия Михайловна Самоотверженная, бескорыстная. Переживает, участвует, помогает. Истинная любовь к детям. Учитель. Урок Жизненный, добрый Преподает, учит, направляет Урок доброты Жизнь  9. Оценка своей работы на уроке (учащиеся сами ставят себе оценку за урок в  «листе самооценки»). Лист самооценки ФИ ученика_________________ 1. На уроке я работал   2. своей работой на уроке я … 3. урок для меня показался 4. за урок я 5. мое настроение 6. материал урока мне был 7. домашнее задание мне кажется активно доволен коротким устал стало лучше понятен полезен интересен легким пассивно не доволен длинным не устал стало хуже не понятен бесполезен скучен трудным интересным не интересным 6 10. Д/з: Напишите мини – сочинение о том, встречали ли вы в жизни таких  людей, как герои Распутина, мужественных, честных, добрых. Расскажите о них.  Перед вами выставка книг писателя. (На стенде произведения В. Г. Распутина:  «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Последний поклон», «Деньги для  Марии» и другие). Критики полагают, что главное в творчестве  В. Г. Распутина — «обнажение нравственных связей». Писателя интересуют те  моменты человеческой жизни, когда возникает необходимость  совершить  поступок, значимый не столько  для жизни другого человека, сколько  для  самого себя, для самого главного в себе – для души.             Викторина.    Узнайте героя по описанию:      1.Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень  (Птаха).      2.Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на  уроках поднимать руку. Знает, не знает, все равно тянет (Тишкин).      3.Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося  вперед в такт широким шагом плечи, так, что казалось, будто  застегнутый темный френч двигается самостоятельно (директор).      4.Она сидела аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде,  и в своей женской молодой поре (Лидия Михайловна). 5. «Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя  ребятишками»(тетя Надя) 6. «Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх,  небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым,  нарочито замедленным шагом ступал к деньгам» (Вадик)    Отгадайте эпизод:      1.Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека  несчастнее меня    7 (мальчика побили в первый раз).      2.Я шел туда как на пытку (в дом к Лидии Михайловне учить  французский).        Добавьте пропущенное слово: 1. 2. 3. Вадик скомандовал: «Иди отсюда … » (пока живой). «Только вякни кому … (убьем!) » ­ пообещал мне вслед Вадик. – Ну вот, ­ сказала Лидия Михайловна, ­ сегодня среди нас есть ….  (раненые). 4. Однажды мне сказали, что внизу, в раздевалке, для меня лежит …  (посылка) 5. В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой  красивый … (радиоприемник). 1). Шел Саша домой из школы. Видит – идет по улице слепой  человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к  перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», ­ догадался Саша и пошел своей дорогой. Как бы ты поступил  на его месте? _________________________________________________ 8 2). Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое  настроение. Твои действия. ____________________________________________________ 3). Выходя из школы, ты заметил, как несколько  старшеклассников, вымогая деньги, избивают твоего  товарища. Какие действия ты предпримешь? ________________________________________________ 9 Лист самооценки ФИ ученика_________________ 1. На уроке я работал   2. своей работой на уроке я … 3. урок для меня показался 4. за урок я 5. мое настроение 6. материал урока мне был 7. домашнее задание мне кажется активно доволен коротким устал стало лучше понятен полезен интересен легким интересным Лист самооценки ФИ ученика_________________ 1. На уроке я работал   2. своей работой на уроке я … 3. урок для меня показался 4. за урок я 5. мое настроение 6. материал урока мне был 7. домашнее задание мне кажется активно доволен коротким устал стало лучше понятен полезен интересен легким интересным 10 пассивно не доволен длинным не устал стало хуже не понятен бесполезен скучен трудным не интересным пассивно не доволен длинным не устал стало хуже не понятен бесполезен скучен трудным не интересным

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Скачать файл