Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Оценка 4.6

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Оценка 4.6
Разработки уроков
ppt
русская литература
6 кл
23.04.2018
Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Публикация является частью публикации:
V.P.Rasputin_Uroki_francuzskogo.ppt

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
В. Г. Распутин В. Г. Распутин   «Уроки французского». «Уроки французского». Урок литературы                 в 6 классе Составитель Коробова Т.А., учитель  русского  языка и литературы

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе Усть­Уда Иркутской области в крестьянской семье.  После школы поступил на историко­филологический факультет Иркутского  университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом  молодежной газеты.  Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах  Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и  магистрали Абакан­ Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его  сборники "Костровые новых городов" и «Край возле самого неба". Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы: "Я забыл  спросить у Лешки­" (1961) и др. Известность принесла повесть«Деньги для  Марии" (1967), свидетельствовавшая об интересе писателя к вопросам морали и  нравственности. В 1970 выходит повесть "Последний срок", ставшая классикой  "деревенской прозы", рассказавшая о последних днях ровесницы века старухе  Анне, перебирающей как четки свои воспоминания, подводя итог своей  праведной жизни. Заслугой Распутина стало художественное открытие, вслед  за А.И. Солженицыным, типа героя праведника.  В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на  совещание молодых писателей Сибири В.Чивилихину, который стал "крестным  отцом" начинающего прозаика.

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
без  Писатель  говорил,  что  его  детство  и  его  творчество    немыслимы  влияния  Сибири,  тайги  и,  особенно,  Ангары:  «Я  верю,  что  и  в  моём  писательском  деле  она  сыграла не последнюю роль;  когда­то  в  неотъемлемую  минуту  вышел  я  к  Ангаре  и  обомлел  –  и  от  вошедшей  в  меня  красоты,  а  также  от  явившегося  неё  из  и  сознательного    материального  чувства  Родины.»

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
“Детство мое пришлось на войну и  голодные послевоенные годы, ­  вспоминает писатель. ­ Оно было  нелегким, но оно, как я теперь  понимаю, было счастливым. Едва  научившись ходить, мы ковыляли к  реке и забрасывали в нее удочки; еще  не окрепнув, тянулись в тайгу,  начинавшуюся сразу за деревней,  собирали ягоды и грибы, с малых лет  садились в лодку и самостоятельно  брались за вёсла...” Родина писателя,  Аталанка, ­  небольшое село на берегу  прославленной реки Ангары. Ныне она  перенесена на берег Братского моря и  превратилась в рабочий поселок.

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Валентин Григорьевич  Распутин вошел в нашу  литературу сразу, почти без  разбега и как истинный мастер  слова. Трудно представить  себе русскую литературу  сегодня без его повестей и  рассказов. Его произведения  снискали заслуженную  популярность в нашей стране и  за рубежом.

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Сам  Распутин отмечает, что  “писателем человека делает  его детство, способность в  раннем возрасте увидеть и  почувствовать все то, что дает  ему затем право взяться за  перо. Образование, книги,  жизненный опыт воспитывают  и укрепляют в дальнейшем  этот дар, но родиться ему  следует в детстве”.

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Автобиографичность рассказа «Уроки  французского» Рассказ  «Уроки  французского»  ­  произведение  автобиографическое. Не зная о том,  как  прошло  детство  писателя,  чем  оно  было  заполнено,  невозможно  глубоко,  с  полным  пониманием  читать  его  произведения.  После  окончания  начапьной  школы  в  родной  деревне  Распутин  хотел  продолжать  учебу.  Но  школа,  в  которой  и  последующие  классы,  находилась  только  в  районном  центре  Усть­ Уда,  а  это  –  пятьдесят  километров  от  дома.  Надо  перебираться  туда  жить  одному,  без  родителей,  без  семьи.  Это  была  очень  серьёзная  перемена  в  жизни.  К  тому  же,  как  напишет  потом  В.Распутин,  «до  того  никто  из  нашей  деревни  в  районе не учился . Я был первым». пятый  были  И.Глазунов. Портрет  В.Г. Распутина.

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Автобиография –  Автобиография  последовательное изложение  самим говорящим или пишущим  основных этапов его жизни. «Там мне ничего не пришлось  выдумывать, – говорил  Распутин. – Всё это  происходило со мной.  За прототипом ходить далеко  не пришлось. Мне нужно было  вернуть людям то добро,  которое в своё время они  сделали для меня».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Самый популярный из ранних рассказов писателя “Уроки  французского” автобиографичен.  Одиннадцатилетний мальчик  приезжает учиться в райцентр, где есть школа­восьмилетка. Он  впервые оторван от семьи, от родной деревни.  Не удивительны  его неодолимая тоска и тяга домой. Однако, маленький герой  понимает, что на него возложены надежды не только родных, но  и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан,  “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение  земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу  общения. Но время было тяжелое ­ послевоенное и  полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно  только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить  баночку молока “от малокровия”. И учительница французского  языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с  учеником, просто из легко объяснимого человеческого  сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать  отказывается”. Позднее по этому рассказу был поставлен  кинофильм.

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Уроки доброты Уроки доброты «...Мне кажется, что профессию человека можно узнать  по  его  лицу.  По  какому­то  очень  усталому,  строгому,  почти  лишенному  надежды  взгляду  нередко  угадывал  я  учителей.  Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень  трудно  ему  сохранить  живой  интерес  к  детям,  душевную  мягкость  и  теплоту.  Рассказ,  героиней  которого  стала  Лидия  Михайловна,  я  посвятил  другой  учительнице  —  Анастасии  Прокопьевне  Копыловой.  Когда  я  узнал  ее,  она  уже  проработала  в  школе  долгие  годы,  но  ни  тогда,  ни  позже  не  видел  я  в  ее  глазах  того  жестокого  выражения,  для  которого  вроде уже настала пора. „Уроки  французского"  впервые  опубликован  в  1973    году  в  нашей  иркутской  комсомольской  газете  „Советская  молодежь"  в  номере,  посвященном  памяти  Александра  Вампилова.    Анастасия  Прокопьевна  —  его  мать.  Глядя  в  лицо  этой  удивительной  женщины,  не  старевшей,  доброй и мудрой,   не раз вспоминал я и свою учительницу и  знал, что детям  было хорошо и с той и с другой» . Рассказ  был

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Словарная работа: • Полуторка – (разг.) Грузовая машина  грузоподъёмностью в 1,5 тонны. • Райцентр. Город или село – центр  административного района внутри  области. • Облигации. Билет государственного  займа. (Государственный выигрышный •    заём).

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
­О чем говорит  название рассказа? ­От чьего лица  ведется  повествование?  Почему? ­О каком времени  пишет автор? ­Как жилось в  деревне? ­Когда и как началась  у героя  самостоятельная  жизнь? ­Какие испытания  ожидали его?

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
­Почему герой рассказа  начал играть в «чику»? ­Как относятся к этой  игре Вадик и  рассказчик? ­Почему Вадик и Птаха  избили его? ­Найдите слова,  передающие его  состояние в этот  момент.

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
­Как ведёт себя герой на  следующий день после  драки? ­Как учительница  выясняет, что  случилось с героем? ­Какие чувства  испытывает герой? ­Какие качества героя  проявляются в этом  эпизоде?

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
­Какой представлялась  мальчику Лидия Михайловна? ­Какой приём применяет автор  в описании  учительницы? ­Как меняется интонация  учительницы и настроение  мальчика во время  разговора  после уроков? ­Почему Лидия Михайловна  заставила героя заниматься  дополнительно? ­Какие чувства испытывает  герой в квартире   учительницы? ­ Какие черты характера  проявляет герой?

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
­Почему Лидия Михайловна решилась на игру  в «замеряшки»  со своим учеником?

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
­Чем  закончилась игра?  Как ведёт себя Лидия Михайловна в  разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Лидия Михайловна открыла  мальчику новый мир, показала  «другую жизнь» (в доме  учительницы мальчику даже  воздух казался пропитанным  «лёгкими и незнакомыми  запахами иной жизни»), где  люди могут доверять друг  другу, поддерживать и  помогать, разделять горе,  избавлять от одиночества.  Мальчик узнал «красные  яблоки», о которых и не мечтал  никогда. Теперь он  узнал о том,  что он не одинок, что есть на  свете доброта, отзывчивость,  любовь. Это и есть истинные  духовные ценности.  ­Какую роль играет  послесловие?

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Тема и идея рассказа. • Тема  произведения  –  жизнь  в  послевоенные годы.  рассказа  • Идея  «Уроки      французского»:     самоотверженная  и  бескорыстная  доброта  –  вечная  человеческая ценность.     между  людьми  • Окончание  рассказа  говорит  о  том, что даже после расставания  связь  не  нарушается, не исчезает: «Среди  зимы,  уже  после  январских  каникул,  мне  пришла  на  школу  по почте посылка…в ней лежали  макароны  красных  яблока…Раньше  я  видел  их  только  но  догадался, что это они». картинке,  три  на  и

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Заключение • На этом уроке вы познакомились с  творчеством Валентина Григорьевича  Распутина – прочитали рассказ «Уроки  французского». • Вы узнали: • о трудностях послевоенного детства  писателя; • о доброте, которая изменила судьбу  мальчика; • об особенностях автобиографического  рассказа.

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Спасибо за урок.
Скачать файл