Урок
4
УСЛОВИЯ
ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
Цель: познакомить учащихся с моделью Земли – глобусом, с географической и исторической картами, с понятиями: меридианы, параллели, полюс, экватор, масштаб.
Оборудование: глобус, карта полушарий, физическая карта России, карта области.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Вводная беседа.
Учитель. Представьте такую ситуацию. К вам обратился прохожий с просьбой объяснить, как пройти к магазину. Как вы ему поможете? (Дети высказывают свои мнения и приходят к выводу: показать дорогу с помощью рисунка или схемы быстрее и удобнее.)
– Можно ли изучить устройство самолета или парохода с помощью схемы или рисунка?
– Что поможет точнее познакомиться с конструкциями этих видов транспорта? (Модели.)
– Объясните, что такое модель.
– Иногда для изучения или объяснения чего-либо используют рисунки, схемы, модели. Самые известные из них – план, карта, глобус.
2. Знакомство с глобусом.
– Вы уже знаете, что Земля очень большая и ее трудно представить себе из-за огромных размеров, а значит, и трудно изучать. Чтобы облегчить изучение Земли, сделали ее уменьшенную модель. Модель Земли – это глобус (показ). С помощью глобуса можно определить форму и размеры Земли, направления сторон горизонта, распределение суши и водоемов, особенности суши в разных местах Земли, найти крупные реки, озера, большие города.
Если посмотреть внимательно на глобус, то можно увидеть линии, которые напоминают паутину, опутавшую нашу планету. Поэт М. Пляцковский подметил:
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек…
3. Чтение и анализ текста «О меридианах и параллелях».
– Покажите на глобусе меридианы, параллели, полюса.
4. Знакомство с географической картой.
– Глобус может многое рассказать о Земле. И все же глобусом не всегда удобно пользоваться: расстояние на нем сильно уменьшено, одновременно можно увидеть лишь одну сторону Земли. Поэтому ученые разделили глобус на две равные половины – полушария, затем перенесли изображения с каждого полушария на бумагу. Так получилась карта полушарий.
Благодаря тому, что люди научились переносить поверхность Земли на бумагу, они создали много разных карт.
Показ различных видов карт.
– Чтобы создать карту, надо использовать масштаб.
Масштаб – это условное обозначение величин объектов, то есть все объекты, расположенные на карте (море, горы, реки, океаны и др.), показаны в уменьшенном виде.
5. Чтение и анализ текста «Географическая карта».
– Какие сведения вы можете получить, путешествуя по географической карте?
6. Выполнение задания в парах в рабочей тетради № 1.
7. Чтение рубрики «Жил на свете человек…».
8. Чтение и анализ текста «Историческая карта».
– О чем может рассказать историческая карта?
III. Итог урока.
– С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?
Домашнее задание: выполнить задания в рабочей тетради № 1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.