МБОУ гимназия № 88 г. Краснодара
Комбинированный урок
кубановедения и чтения.
3 класс.
Устное народное творчество кубанских казаков.
Учитель начальных классов
Савченко Н.Н.
ТЕМА УРОКА:
Обобщение. Устное народное творчество кубанских казаков.
ТИП УРОКА:
Комбинированный.
ВИД УРОКА:
Урок – игра, урок – соревнование.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Учебник, плакат с кроссвордом, карточки для проведения теста, предметы казачьего быта.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Образовательные:
- обобщение изученного материала по теме «Устное народное творчество»;
- познакомить с кубанскими загадками, пословицами и поговорками, сказками;
- обогащение словарного запаса и устной речи учащихся;
2. Воспитательные:
- воспитывать уважение к творчеству предков и любовь к кубанскому фольклору;
3. Развивающие:
- развивать интерес к наследию и богатству культуры Кубани.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационная часть.
2. Основная часть:
1) Пословицы и поговорки.
2) Загадки.
3) Тест.
3. Итог урока.
ХОД УРОКА:
1. Организационная часть.
Проверка домашнего задания. Пересказ сказки «Сивка-бурка».
Постановка цели урока.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы закончили изучение устного народного творчества. Чтобы узнать, как ещё называют народное творчество, вам нужно разгадать кроссворд.
|
1 |
а |
ф |
р |
о |
н |
|
||||||
2 |
к |
о |
з |
л |
ё |
н |
о |
ч |
е |
к |
|
||
|
|
|
3 |
а |
л |
ё |
н |
у |
ш |
к |
а |
||
4 |
к |
о |
н |
ь |
|
|
|
||||||
5 |
у |
з |
д |
е |
ч |
к |
а |
||||||
|
|
6 |
е |
л |
е |
н |
а |
||||||
7 |
з |
о |
л |
о |
т |
ы |
е |
|
|||||
8 |
п |
е |
р |
с |
т |
е |
н |
ь |
|
1) Кто был хозяином Жар-птицы?
2) В кого превратился Иванушка?
3) Кого хотела погубить ведьма?
4) Кто повадился пшеницу мять да топтать?
5) К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне?
6) Как звали невесту Иванушки-дурачка?
7) Какие яблоки росли в саду царя Берендея?
8) По какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха?
- Получилось слово «фольклор». В переводе с английского языка это слово обозначает «народная мудрость, знание». Сегодня мы будем говорить о фольклоре кубанских казаков, научимся определять жанры фольклора.
2. Основная часть.
1) Пословицы и поговорки.
- Послушайте стихотворение. Выделите из содержания текста пословицы и поговорки.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и радость, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их друзья.
Ну кто их вас не согласится,
Что без труда мечта мертва,
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра?
Что друг не тот, кто мёдом мажет,
А тот, кто правду прямо скажет,
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего.
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит.
Кто кричит: «Я помогу!»
Пришло время: «Не могу!»
Где растяпа да тетеря,
Там не прибыль, а потеря.
И почитай учителя,
Как своего родителя.
А в пословицах ведь говорится,
Что сами мы должны учиться.
Грамотей не тот, что читать умеет,
А кто слушает да разумеет.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.
В общем, вам всё расскажи,
Разжуй да в рот положи.
Ответы детей. Запись пословиц на доске.
2) Загадки.
- Попробуйте угадать, что я задумала. «В этом стихотворении содержится вопрос, на который нужно дать ответ, или это задачка, которую нужно решить, или это поэтическое описание предмета, главных его черт, который нужно отгадать». ( Это загадка )
- Правильно, ребята. А вы любите отгадывать загадки? ( Да! )
- А сами загадки знаете? Очень хочется узнать, кто загадает самую сложную загадку и кто окажется самым сообразительным. Сделаем так: посчитаемся, на ком закончится считалка, тот и загадывает первую загадку. А дальше в порядке очереди:
Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Приложение 1.
3) Тест.
Приложение 2.
3. Итог урока.
- Молодцы! Справились с заданием!
- Что нового вы узнали на нашем уроке?
- Что понравилось?
- Что запомнилось?
-
Что в жизни пригодится?
- Что в учении поможет?
- На этом заканчиваем, и будем ждать новых встреч с творчеством кубанских казаков.
4. Домашнее задание.
«Проверь себя!» на стр. 51-58, вопросы и задания.
Приложение № 1.
Стоит копна. Спереди вилы, сзади метла. (корова)
По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (овца)
С бородой родится, никто не дивится. (козёл)
Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (петух)
Явился в желтой шубке – прощайте две скорлупки. (цыплёнок)
Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (сова)
Хвост крючком, нос пятачком. (поросёнок)
Кто родится с усами? (котенок)
Мохнатенька, усатенька, сядет – песенки поёт. (кошка)
Зубато, серовато, по полю рыщет, овец ищет. (волк)
Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (лиса)
В гору бегом, а с горы кувырком. (заяц)
Не дерево, а суковато. (олень)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (ёж)
Щиплет за пятки – беги без оглядки. (гусь)
Не маляр, не плотник, лесной работник. (дятел)
На шесте дворец, во дворце певец. (скворец)
Кто на себе свой дом носит? (улитка)
Кто над нами вверх ногами? (муха)
Не птичка, а с крыльями. (бабочка)
Приложение № 2.
Тест.
1. Определи жанр произведения:
Ходит сон у окон,
Ходит к дрёме на поклон.
Ты входи-ка дрёма в дом,
Напусти нам угомон.
а) частушка б) колыбельная в) скороговорка
2. Определи жанр произведения:
Летит орлица по синему небу.
Крылья распластала, солнышко застлала.
а) загадка б) пословица в) скороговорка
3. Определи жанр произведения:
В пруду у Поликарпа –
Три карася, три карпа.
а) пословица б) скороговорка в) загадка
4. В какой сказке среди персонажей есть лиса?
а) Теремок б) Колобок в) Гуси-лебеди
5. Кто помогал девочке в сказке «Гуси-лебеди»?
а) берёза б) яблоня в) груша
6. Какая из сказок не является народной?
а) Два Мороза б) Лиса и Журавль в) Сказка о рыбаке и рыбке
7. Найдите героя сказки «У страха глаза велики»:
а) Солдат б) Медведь в) Курочка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.