Устное народное творчество.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: познакомить с жанрами устного народного творчества, расширить кругозор, вызвать интерес к употреблению жанров устного народного творчества в повседневной жизни. 1 ведущая. Здравствуйте, гости дорогие! 2 ведущая. Веселье вам да радости. 1 ведущая. Давно мы вас ждём- поджидаем, праздник не начинаем. 2 ведущая. Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка. 1 ведущая. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Если все готовы, отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество» 2 ведущая. На какие жанры делится устное народное творчество?
Иконка файла материала 2 (27).doc
Устное народное творчество. Цель:  познакомить   с   жанрами   устного   народного   творчества,   расширить кругозор,   вызвать   интерес   к   употреблению   жанров   устного   народного творчества в повседневной жизни. 1 ведущая. Здравствуйте, гости дорогие! 2 ведущая. Веселье вам да радости. 1 ведущая. Давно мы вас ждём­ поджидаем, праздник не начинаем. 2 ведущая. Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка. 1 ведущая. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Если все готовы, отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество» 2 ведущая. На какие жанры делится устное народное творчество? Устное народное творчество. 1 слайд. Колыбельные   песни.  Сюжеты   и   образы   колыбельных   песен   взяты   из окружающего ребёнка мира и овеяны сказочностью. Это сон, Дрёма, угомон, что ходят по улицам, желая усыпить малыша. Это нежный или вороватый кот –   баюн,   гуленьки,   баюкающие   своим   воркованием,   ласточки   –   касаточки, соколы,   куницы,   лисички,   что   спят   по   гнёздышкам,   по   норочкам,   под кустиком.            Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора­оберега. Люди верили,   что   человека   окружают   таинственные   враждебные   силы,   и   если ребёнок   увидит   во   сне   что­то   плохое,   страшное,   то   наяву   это   уже   не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других   пугающих   персонажей.   Позже   колыбельные   песни   утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. Задание: спеть колыбельную песню. 2 слайд. Пестушки ­ они сопровождают движения ребёнка.                     Пестушки ­  от  слова  "пестовать" ­  в  старину  означало   нянчить маленького   ребенка,   ухаживать   за   ним.   Сейчас   чаще   используется   в переносном смысле ­ заботливо, любовно выращивать, воспитывать.При использовании  пестушек  взрослый  сам выполняет  действия ручками   и   ножками   малыша.   В   период,   когда   малыш   еще   не   умеет координировать свои движения мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает "топотушки" его ножками. Задание: показать пестушку. * Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки. Чистые ладошки, Вот вам хлеб и ложки. * Приговаривают, когда ребенок встает на ноги: Дыбки­дыбок, Скоро Танечке годок. * Приговаривают, когда расчесывают ребенку волосы: Петушок­петушок, Расчеши мне гребешок. Ну, пожалуйста, прошу, Я кудряшки расчешу. 3 слайд Потешки – игра взрослых с пальцами, ручками и ножками ребёнка.          Эти виды фольклора оказывают большое эмоциональное воздействие на детей.   Жизнерадостные   ритмы   пестушек   и   потешек   заражают   младенца бодростью и весельем.      Потешки ­ это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и   выполнять   различные   движения,   которыми   руководит   слово.   Слово   в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест. Задание: инсценировать потешку. * Идет коза рогатая,  За малыми ребятами  Ножками топ­топ,  Глазками хлоп­хлоп.  Кто каши не ест,  Молока не пьет,  Того забодает, забодает, забодает.   Подробнее...4 слайд. Прибаутки  – такие произведения детского фольклора веселят и забавляют ребёнка,   напоминая   маленькие   сказочки   в   стихах,   где   действуют очеловеченные животные, насекомые и птицы.  Идет коза рогатая, За малыми ребятами Ножками топ­топ, Глазками хлоп­хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьет, Того забодает, забодает, забодает.  Задание: прочитать прибаутку. 5 слайд Небылички   (перевёртыши)  –   строят   комический   эффект   на   путанице реального мира. Они помогают ребёнку разобраться в хаосе впечатлений. Это по сути интеллектуальная игра.                        Ехала деревня   Мимо мужика,  Вдруг из под собаки  Лают ворота.  Он схватил дубинку  Разрубил топор,  И по нашей кошке  Пробежал забор.  Крыши испугались,  Сели на ворон,  Лошадь погоняет   Мужика кнутом.                               Небылица   –   это   первая   интеллектуальная   детская   игра, способствующая развитию малышей. «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями. Чуть он овладеет какой­нибудь мыслью, он не   прочь   сделать   ее   своей   игрушкой.»   ­   писал   Чуковский.   Разделение предмета   и   его   функций,   а   также   наделение   предмета   новыми, несвойственными   для   него   признаками   –   все   это   первые   логические упражнения.  Для   ребенка   небылица  –  забавный,  смешной   стишок,  а  также необходимая ступень развития. В возрасте двух с половиной – четырех лет дети сами придумывают небылицы и перевертыши: «Дядя Маня», «Дам кусокмолока И кувшин пирога» и пр. «Польза подобных стихов и сказок очевидна: всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире. Он делает как бы экзамен своим   умственным   силам   и   неизменно   этот   экзамен   выдерживает,   что значительно   поднимает   в   нем   уважение   к   себе,   уверенность   в   своем интеллекте,   столь   необходимую   ему,   чтобы   не   растеряться   в   этом хаотическом мире» ­ писал о пользе небылицы Чуковский.                 Путаницы — это совсем не чепуха и не ерунда, как может показаться какому­нибудь   занудному   «всезнайке».   Во   всех   этих   «нелепостях»   — удовлетворение   извечной   потребности   в   веселье   и   в   самоутверждении. Перевёртыши несомненно учат творчеству, будят мысль и фантазию. Задание: проинсценировать небылицу. 6 слайд           Заклички – это коротенькие поэтические обращения к весне, дождю, радуге, солнцу. Исполняются группой.         Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс  труда.         Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом,   не   пугать   конец,   гусей,   детей;   подсказывает   дождю,   что   поливать   и сколько   воды   вылить;   обещает   за   исправную   работу   подарок   –   сварить борщик, дать огуречик.          В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга.   Эмоции   радости,   доверия,   убежденности   в   хорошем   заложены   в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок­просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.             Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера  укрепляется   самим  действием   заклинания   и   в  то   же  время   чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам   природы   ребенок   всегда   вместе   с   другими   детьми   (возможно,   и взрослыми).                      Чаще   заклички   сопровождают   уличные   игры   и   используются   в затруднительных случаях. Например, попала вода в ухо при купании. Надо попрыгать   на  одной  ножке   и  прокричать:  "Мышка,  мышка,  вылей   воду  на дубовую колоду!". Конкурс закличек.7 слайд Приговорки ­ обращение к животным, птицам и насекомым. Исполняются в одиночку. Это обращение к мышке, кукушке, ястребе, улитке.             Приговорки – интимное общение с природой один на один. Приговорки обращены   к   домашнему   быту,   к   повседневным   занятиям.   Фактически   все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.                 Приговорка, построенная по принципу просьбы­пожелания, самим словесным   строем   и   оформлением   настраивает   ребенка   уважительно   к каждому растению в лесу, поле, огороде.                Для каждого растения свое определение, свое ласковое слово, свое изображение ожидаемого урожая. Ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. В этом – целительная профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.                                 Обращаясь к птицам во время весеннего и осеннего перелета, ребенок   учится   прежде   всего   различать   в   повседневных   буднях   это удивительное природное явление, начинает  воспринимать  его как событие, подстраивает звуки своей речи под птичий щебет и крик.                Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии,   в   доброй   помощи.   Они   обращены   к   ветру,   воде,   ручью.   В   них закреплены   необходимые   для   всех   играющих   правила   игры,   зачастую предупреждающие   несчастный   случай.   Например,   не   захлебнуться   при нырянии, не набрать в уши воду. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдая их.  Конкурс приговорок. Приговорки при играх и купанье:  * Солнце обогрело,  Лето повелело:  Трижды окунуться,  Нырком пройти,  Из­под воды вон уйти.  * Приговорки в лесу:  Земелюшка добра,  Вырасти гриба –  Гриба грибового,  Во бору борового.  * Кукушка, кукушка,  Серое брюшко,Прокукуй мне: ку, ку –  Сколько лет жить на веку.  аа 8 слайд Считалки – стишки, исполняемые перед игрой вместо жребия.  Счит лки   —   вид   детского   творчества.   Как   правило,   это   небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо­ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества. Неслучайным выбором (классификацией) может быть самая простая считалка типа "на первый, второй", результатом которой является разделение первоначального множества объектов на 2. Ребёнок,   знающий   множество   (особенно   полные   версии)   считалок   может вызывать   как   зависть,   так   и   уважение   ("авторитет")   среди   сверстников. Некоторые дети могут специально демонстрировать (желание похвастаться) свои "знания". Эники, бэники, ели вареники, Эники, бэники, съели вареники, Эники, бэники, хоп! Вышел зелёный сироп. Эни, бени, рики, таки, Турба, урба, синтибряки, Эус, бэус, краснобэус, Бац! Конкурс считалок. Загадки   –   Загадки   –   одно   из   художественных   проявлений   устной народной поэзии. В.И. Даль писал, что загадка – это  "иносказанье   или   намеки, иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки".2    окольная   речь,   обиняк,   краткое Фольклористы определяют загадку как  "иносказательное действительности, которое предлагается отгадать".3    изображение   предметов   или   явлений Бывают   загадки­иносказания, загадки­задачи.    загадки­описания,   загадки­вопросы,Загадка   обычно   состоит   из   двух   частей:   загадки   (вопроса)   и   отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая   деятельность,   орудия   труда.   Они   меняются   с   изменением жизни. Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один   загадывает   –   другой   отгадывает).   В   загадке   присутствует иносказание ("без рук, без ног, а ворота открывает" – ветер). Она может быть построена в виде вопроса ("что видно только ночью?" – звезды). Загадки могут строиться на диалогах: – Это черное? – Нет, красное. – А почему   белое?   –   Потому,   что   зеленое   (красная   смородина). Отгадываемый предмет может нести в себе элемент отрицания:  – Кругла, а не месяц,  Желта, а не масло,  С хвостиком, а не мышь. (Репа) В   загадках   используются   разные   средства   и   приемы   художественной выразительности: сравнения ("черна, как жук, зелена, как лук, вертится, как   бес,   повертка   в   лес"   –   сорока),   метафоры   ("пять   овечек   стог подъедают, пять овечек прочь отбегают" – руки), гиперболы ("у матери двадцать деток, все детки – однолетки" – курица с цыплятами).  Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один   образ   ("без   рук,   без   ног   на   стену   лезет"   –   опара).   В   сложных загадках изображается какое­нибудь действие или событие, поэтому их композиция   содержит   описательную   часть,   может   быть   монолог   или диалог ("скрипит скрипица, едет царица, просится ночевать: "Мне не век вековать,   одну   ночку   ночевать:   придут   растопорщики,   разложат   мои косточки, тело в вал бросят, а душу в рай стащат" – молотьба хлеба)5 . Предметы в диалогах изображаются иносказательно: ("Черный огарыш, куда поехал?" – "Молчи, кручена, верчена, там же будешь!" – разговор ухвата и помела).  В загадках, изображая мир, поэтизируя его, обучая видеть в обычном необычное,   в   быте   поэзию,   народ   создал   образцы   непревзойденного фольклорного искусства слова. Пословицы –  Поговорки –Чистоговорки, скороговорки­                               Скороговорка  — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих   быстрое   произношение   слов.   Скороговорки   ещё   называют «чистоговорками»,   поскольку   они   способствуют   развитию   речи   ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные. Ехал грека через реку.  Видит грека: в реке рак,  Сунул грека руку в реку ­  Рак за руку грека — цап! Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

Посмотрите также