"Ужасная нелепица Войны". По роману Шолохова
Оценка 5

"Ужасная нелепица Войны". По роману Шолохова

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл—11 кл
20.12.2020
"Ужасная нелепица Войны". По роману Шолохова
По роману Шолохова Тихий Дон.doc

                     Урок по теме: «Ужасная нелепица войны»

                     (по роману М.Шолохова «Тихий Дон»).

 

Оборудование: фильм «Тихий Дон», выставка книг и иллюстраций. На доске написана тема, ниже – слова Л.Н.Толстого о войне: «Война – явление нечеловеческое, разделяющее и противопоставляющее людей, рождающее звериную злобу и звериный страх,…заставляющее совершать самое страшное преступление – убийство».

Организация работы: учащиеся разделены на две группы (внешний круг и внутренний), внутренний круг участвует в беседе, внешний обобщает и делает выводы. В ходе урока роли меняются.

 

План урока:

1.Казачество и война.

2.Григорий Мелехов на войне.

3.Подведение итогов рассуждения. Синквейн.

 

Ход урока:

                                              1 часть.

 

Демонстрируется кадр из фильма «Первый бой Григория» (казаки несутся атакуя, шашки наголо, падают лошади, гремят взрывы…)

 

Слово учителя. Первая мировая война…Что мы знаем о ней? (учащиеся дают краткую историческую справку)

  Задержим внимание на формулировке темы. В ней обозначен и авторский взгляд на событие, и отношение казаков к войне, и характер повествования.

  Антитезой мирной жизни в романе станет война, сначала мировая, потом гражданская. Эти войны пойдут по хуторам и станицам, у каждой семьи будут свои жертвы. Обратимся к началу третьей части романа, здесь впервые появится дата: «В марте 1914 года…». Эта дата символично отделяет мир от войны.

 

Беседа по тексту.

- Найдите эпизоды, где говорится о начале войны.(…война постигнет…; не бывать войне, по урожаю видать; а ну как война?) ч.3, гл.3,4.

- Какой прием использует автор для того, чтобы читатель задумался над страшным смыслом происходящего? (Сцепление коротких эпизодов, тревожная тональность, повтор строки «Война…война…!» с разной интонацией, «Эшелоны, эшелоны…эшелоны несчетно!»)

- В «военных главах» есть и батальные сцены, но они не интересны автору сами по себе. Шолохов по-своему решает коллизию «человек на войне». Как?

(Нет описания подвигов, любования геройством, упоением боем).

- Что автора интересует больше всего? (Что делает с человеком война? В этом  особенность шолоховского психологизма).

- Какие картины мы видим глазами казаков?(«Вызревшие хлеба топтала конница»,сотня «железными подковами мнет хлеб», «между бурыми, неубранными валками скошенного хлеба разворачивалась в цепь черная походная колонна», «первая шрапнель покрыла ряды неубранной пшеницы», казаки «черствели сердцем»).

- Привести примеры изменения поведения казаков.(Всего лишь прошел месяц войны, а как она искалечила людей :стареют на глазах, похабничают, звереют, сходят с ума).

- Почему именно такие описания производит автор? (Эти воспоминания-наплывы как бы изнутри освещают ту драматическую ситуацию, в которой оказались казаки на войне).

 

- Микро- вывод делает внешний круг: автор при помощи сцепления коротких эпизодов, повторов слов, интонации, картин разрухи подводит читателя к осмыслению «чудовищной нелепицы войны».

 

 

                                                2 часть.

 

Рисуя эпизоды боевого крещения, Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь.

 

Демонстрируется эпизод из фильма «Григорий убивает австрийца», затем   зачитывается аналогичный  эпизод из текста.(Выдерживается пауза).

Жуткая картина долго будет стоять перед глазами Григория, при встрече с братом он признается: « Я, Петро, уморился душой. Я зараз недобитый какой…будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они и выплюнули…Меня совесть убивает. Я под Лешневым заколол одного пикой. Сгоряча. Иначе нельзя было…А зачем я энтого срубил?...срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится…»(ч.3 гл.10)

 

- Зачем убил? Почему страдает? Свойственна ли жестокость Григорию?(Вспомнить эпизод «На сенокосе»).

- Какие перемены мы замечаем в Григории после убийства австрийца?(ч.4 гл.4).

 

Вывод делает внутренний круг: убийство человека, даже врага в бою противоречит гуманной природе Григория. Любовь ко всему окружающему, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию – вот его сущность. Безумство войны, в которой гибнут невинные люди – вот о чем задумывается герой.

 

- Можно ли сказать, что автор показывает только негативные стороны казаков? (Нет. Казаки списывают молитву от ружья, молитву от боя; приведены страницы дневника одного из казаков, письма с фронта, лирически окрашены сцены у костра…).

 

Вывод делает внутренний круг: автор, переходя от общих картин, посвященных войне, к конкретному образу, используя подробные описания, внутренние монологи заставляет читателей сопереживать, страдать вместе с героем, чувствовать боль, задуматься над тем, что война действительно противное всему человеческому явление.

 

- Составление  синквейна.

 

                                     Война

                           Страшная, кровавая

                 Рушит, убивает, делает сиротами

                 Война – грязное дело на земле.

                                     Смерть.

 

 

 

Вывод по уроку: обращение к теме – «Ужасная нелепица войны », потому что (зачитываются слова Л.Н.Толстого), т.к. (зачитывается синквейн).


Урок по теме: «Ужасная нелепица войны» (по роману

Урок по теме: «Ужасная нелепица войны» (по роману

Что автора интересует больше всего? (Что делает с человеком война?

Что автора интересует больше всего? (Что делает с человеком война?

Можно ли сказать, что автор показывает только негативные стороны казаков? (Нет

Можно ли сказать, что автор показывает только негативные стороны казаков? (Нет
Скачать файл