Литературный турнир для 5-6 классов. В дорогу за сказками.
Цели.
Развитие речи, мышления, воображения школьников.
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку, к предмету; пробуждение познавательного интереса к фольклору, стремления совершенствовать речь.
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя.
О Пушкине говорить всегда своевременно. Его произведения известны и любимы не только в нашей стране. Сегодня мы с вами сделаем один маленький шажок в удивительный, прекрасный, неповторимый мир пушкинских сказок. Итак, начинаем наш литературный турнир «В дорогу за сказками»!
Звучит русская народная музыка, входят 2 мальчика-скомороха.
Учитель.
Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки
1-й скоморох.
Я – скоморох Прошка
2-й скоморох.
А я Федул – скоморошка.
Прошка.
Федул, Федул,
Что губы надул?
Федул.
Кафтан прожег.
Прошка.
Починить можно?
Федул.
Можно, да иглы нет.
Прошка.
А велика ли дыра?
Федул.
Один ворот остался.
Прошка.
Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки.
Федул.
Они срезали по пруточку,
Они сделали по гудочку.
Вместе.
Вы гуды, гуды гудите.
Парней, девок веселите!
Прошка.
У меня, скомороха Прошки
Игр да забав полное лукошко!
Федул.
А загадать ли вам,
Судари да сударыни девки,
Красны попевки,
Да семь загадок?
Учитель.
Итак, небольшая разминка. Скоморохи загадают загадки – вопросы, ответившие правильно получают жетон.
Вопросы.
1. Дед Пушкина по линии мамы был вывезен еще мальчиком из Африки. По национальности он…? (эфиоп)
2. В 19 веке нередко ссора двух мужчин заканчивалась…? (дуэлью)
3. Доспехи русского воина (кольчуга)
4. Головной убор аристократа в 19 веке. Пушкин тоже его носил (цилиндр).
5. Без этой птицы Пушкин не мог бы заниматься литературной работой (гусь).
6. В сказке о царе Салтане вырос новый город. Где он расположен? (на острове Буяне)
7. Какую еду запросил себе Балда для пропитания за работу у попа? (полба)
Скоморохи.
Умный Иван и людям, и нам;
Глупый Иван ни людям, ни нам:
Огонь маслом тушит,
Решетом в воде звезды ловит;
За мухой гоняется с обухом,
За комаром – с кнутом;
В колодец воду льет,
В лес дрова везет.
Учитель.
-Это не про наших детей сказ. Есть возможность это доказать. (Вызывают по 1 представителю от команды).
-Игра «Толковый словарь». В свои произведения, особенно в сказки, Александр Сергеевич «впускал» старинные слова. Вам предстоит разобраться, что эти слова означают.
(На доске 2 картины с изображением людей в национальных русских костюмах. Справа от них написаны слова. Ими в старину назывались части тела. От слов к частям тела нужно провести линии, соединив их. Слова: уста (губы), очи (глаза), ланиты (щеки), чело (лоб), выя (шея). Кто быстрее справится с заданием получает жетон.)
Подведение итогов.
Учитель.
Следующая игра – «Лукоморье». (Перед каждым участником карточка.)
Значение слова «Лукоморье» по словарю – это изгиб реки, залив моря. У Пушкина – это чудесное место, где собираются все герои, диковинные животные и всякая нечистая сила (иллюстрация).
Играем так: я называю сказку, а вы внимательно прочтите на карточке имя героя. Если ваш герой из названной сказки – вы встаете и представляетесь.
1. «Сказка о попе и о работнике его Балде» - ей соответствуют карточки: Балда, бес, попадья, зайка, балалайка.
2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - Елисей, Чернавка, пес, красно Солнце, ясный Месяц, зеркальце, яблоко.
3. «Сказка о рыбаке и рыбке» - землянка, пряник печатный, старик, старуха.
4. «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди». - ткачиха, белка, лебедь белая, царь Гвидон, Бабариха, повариха.
5. «Сказка о золотом петушке» - Дадон, шатер, шамаханская царица.
Подведение итогов.
Учитель.
Ребята, к нам пришли герои сказок Пушкина. Отгадайте, из каких они сказок.
1. «Сказка о рыбаке и рыбке» - инсценирование отрывка из сказки.
2. Исполняется танец шамаханской царицы.
3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - инсценирование отрывка «Свет мой, зеркальце, скажи…».
Подведение итогов.
Скоморохи.
1-й – Не тот хорош, кто лицом пригож,
А тот хорош, кто на дело гож.
2-й - Что делано наспех,
То и сделано на смех.
1-й - Наскоро делать – переделывать.
2-й - Поспешишь – людей насмешишь.
1-й- Сбил, сколотил – вот колесо.
Сел да поехал – ах, хорошо!
Оглянулся назад –
Одни спицы лежат!
Раздается стук в дверь. На пороге появляется почтальон Печкин.
Печкин.
- Здравствуйте, ребята. Что вы о спицах да колесах говорили? Мне так нужен велосипед, чтобы вовремя почту доставлять! (Посмотрел на ребят в костюмах и обрадовался.)
- А это я куда попал? В сказку, что ли? Я вам письмо принес от царя Дадона и газету, вот. Можно я вам письмо сам прочту? Очень уж мне интересно, что написал вам царь. Надоело ему царствовать лежа на боку, и решил он свой ум потренировать, вот и шлет вам вопросы, да не простые, а мудреные.
Печкин читает.
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Узнаете, кто это? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
И второй вопрос:
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто,
Будто медом налилось.
Видны семечки насквозь…
-О каком фрукте идет речь и из какой сказки? (Яблоко, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Печкин.
А вот газета. «Волшебные известия» называется. Это вам.
(Читают скоморохи)
1-й
Сказочные объявления:
Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.
Могу: запрягать лошадь, топить печь, закупать продукты на рынке, печь яйца, варить кашу, нянчить детей.
Мой адрес:…(Балда, «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
2-й
Торговая фирма предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. Все по доступным ценам! Торговая фирма ждет вас! («Сказка о царе Салтане…»)
1-й
Тем, кто интересуется жилплощадью:
Сдаю на лето свою горницу в экологически чистом районе. В горнице имеются: кругом лавки, крытые коврами; под святыми стол дубовый; печь с лежанкой изразцовой. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
2-й
Школа целителей и экстрасенсов предлагает свои услуги. Излечиваем: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. («Сказка о царе Салтане…»)
Подведение итогов.
Печкин.
- Хорошо вы знаете сказки Пушкина. Мне даже захотелось остаться с вами до конца турнира. А почту я потом разнесу.
Учитель.
Вы любите играть в настольные игры? Сейчас мы предлагаем поиграть в «Домино». У каждого из вас на столе карточки. Прочитайте, что на них написано. Теперь внимательно слушайте. Я читаю начало отрывка из сказки, а конец – на чьей-то карточке. Не зевайте, быстро зачитывайте его. Скоморохи, будьте начеку – за правильный ответ награждайте жетоном.
1. Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица…
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
2. Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонись рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
3. И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
4. Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!»
5. Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку рознь.
Да понадеялся он на русский авось.
6. Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
7. И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет,
Но живет без всякой славы
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что все ж тебя милей».
8. Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. Вся столица
Содрогнулась, а девица-
Хи-хи-хи да ха-ха-ха
Не боится, знать, греха.
9. «Добрый путь вам, господа,
По морю, по Окияну
К славному царю Салтану.
Да скажите ж: князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон».
10. Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
11. А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани»
12. А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
13. Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство».
14. …жена не рукавица,
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
15. Видит, вся сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
16. Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Подведение итогов.
Скоморохи.
За дело – не мы,
За работу – не мы,
А попеть, поплясать –
Лучше нас не сыскать!
Учитель.
-Следующий конкурс – музыкальный. Сказки Пушкина вдохновляли известных композиторов на создание музыкальных шедевров: опер, балетов. Вам предстоит определить, прослушав фрагмент музыкального произведения, к какой сказке оно написано.
Звучат фрагменты произведений.
1. Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке»,
2. «Полет шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…»,
3. «Марш Черномора» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
-А сможете ли узнать сказку по иллюстрации? (см. презентацию)
Подведение итогов.
Учитель.
-Следующий конкурс предполагает хорошее знание текста сказок. Будьте внимательны, найдите и исправьте ошибки в следующих фрагментах:
1. Под окном Дадон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва, едва трепещет…
Под окном Гвидон сидит…
2. …Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Самаркандскую царицу.
Шамаханскую царицу
3.Он рыбачил сорок лет и четыре года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила…
30 лет и 3 года
4.Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Купавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей…
Позвала к себе Чернавку
5.Пошел Балда в ближний лесок,
Поймал двух волков да в мешок.
К морю опять он приходит,
У моря бесенка находит.
Поймал двух зайцев
Подведение итогов.
Скоморохи.
1-й.
-Собирайся, народ,
Становись в хоровод,
Без толчеи, без спешки
Вместе.
Вас сегодня ожидают русские потешки!
2-й.
Но вот остановка в дороге опять,
Вставайте, ребята, давайте играть!
1. Игра «Пронеси мяч» (участвуют обе команды).
Балда «пронес» лошадь ногами. Сможете ли вы пронести мяч.
2. Злая мачеха отравила падчерицу яблочком. Посмотрим, удастся ли ей это с завязанными глазами (по 1 игроку от каждой команды пытаются накормить представителя своей команды яблоком).
3. Старик ловил рыбу 30 лет и 3 года. Сможете ли вы поймать нашу «рыбку»? (В таз налита вода, в ней плавают яблоки. У детей завязаны руки за спиной. Нужно зубами поймать яблоко и отнести в стоящий у противоположной стены таз.)
Подведение итогов.
Учитель.
-Закончились наши конкурсы, подошел к концу турнир. Но я думаю, что не стоит считать жетоны. В выигрыше сегодня все, потому что вспомнили великолепные сказки Александра Сергеевича Пушкина, прекрасно провели время с пользой для себя.
Прошка.
Жил-был кот Колоброд,
Он развел огород.
Федул.
Уродился огурец,
Играм, песенкам – конец!
Прошка.
А я чай накачаю,
Сладкий сахар наколю.
Приходите, заходите,
Я вас чаем угощу.
Дети в народных костюмах несут угощения с песней.
Прошка.
Эй, сударыни-вострушки,
Запевай скорей частушки!
Во время угощения исполняются частушки.
Прошка.
Чай попили, поплясали.
Что ж, хозяева устали,
Надобно домой идти,
Там весь вечер провести.
Федул.
Вот и сказке конец,
А кто слушал – молодец!
Вместе.
Будем жить – поживать,
Да добра наживать!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.