В мире басен Крылова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала В мире басен Крылова.doc

 

 

 

 

 

 

 

Литературная игра «В мире басен Крылова»

 

 

                                                        

 

 


 

 

 

 Цели и задачи:

  • обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях И.А. Крылова, полученные в начальной школе;
  • углубить знания о жанре басни;
  • стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность ;
  • обучение проектной деятельности;
  • формировать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте; формирование практического навыка поиска информации в сети Интернет;
  • развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;
  • развивать творческие способности обучающихся через инсценирование басен;
  • формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;
  • воспитывать доброту, честность, справедливость.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Используемые образовательные технологии: учебное проектирование (проект электронного пособия «Избранные басни И.А. Крылова»). Приложение 1.

 

 

 

 

 

 

Оборудование:  портрет  И.А.Крылова, книга «Басни Крылова, иллюстрации к басням, кроссворд, строчки из басен, рисунки детей, компьютер, слайды.                                                                                                   

 

 

 

 

В этом году мы будем отмечать 240 летие со дня рождения И.А.Крылова. Крылов – писатель, баснописец и драматург. Он оставил для нас с вами бесценный дар – басни. Его творчество изучают в школе, в высших учебных заведениях. Басни Крылова живут и в наши дни, именно они сделали его великим русским поэтом. Сегодня наш урок посвятим творчеству  этого замечательного человека. Совершим путешествие по станциям.

1.станция  «Слушай внимательно».

2.станция «У нас в гостях герои басен И.А.Крылова»

3.станция «Викторина  по басням И.А.Крылова»

4.станция «Блиц - опрос».

5 .  станция «Анекдоты о баснописце»

Остановимся на первой станции.

слайд 1.

                                

Первый учащийся: И.А.Крылов родился в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером, своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать молитвы и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить  в одном из казенных учреждений

 « подканцеляристом». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством унизительной атмосферой человеческого бесправия.

Второй учащийся: Будущий баснописец не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и  стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.

 

Третий учащийся: Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие  свои  сюжеты .По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием  народные сборища, торговые площадки, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»

 

Остановка на второй станции:

 слайд 2.

                              

 Инсценировка басен «Волк и ягненок», «Квартет», «Мартышка и очки»,  «Кукушка и петух». 

Исполнители басни «Волк и Ягненок»  Гаязов Б – волк,

                                       Загрутдинов Д – ягненок,

                                      Хисамова Г - автор ;                              

«Квартет» Мансурова А – автор, Имамутдинов И – мартышка,                                                                                                           

                    Яруллина Г – соловей, Идиятов А- осёл.

«Мартышка и очки»  Сагдиева Г- мартышка.

«Кукушка и петух» Кабиров Д-  автор, Хисамова Г- кукушка, Загрутдинов Д.-петух.

Третья станция «Викторина по басням И.А.Крылова» 

слайд 3.                                                                  

1.В каком городе баснописцу Крылову поставлен  памятник?

 

 2.Что означает слово квартет?                                                                                               

3.Из каких басен взяты эти строки? 

                                                                                 

 

1. «Да только воз и ныне там»                                                                                      

2. «Не оставь меня, кум милый!                                                                                                                           Дай ты мне собраться с силой.                                                                                                                                                                И до вешних только дней.                                                                                                                                                                      Прокорми и обогрей!»                                                                                                                                                                    

 

3.А  вы, друзья, как не садитесь,                                                                                                                                                          Всё в музыканты не годитесь.

                                                                                 

           4. Вертит очками так и сяк:                                                                                         То к  темю их прижмет,                                                                                                    То их  на хвост нанижет,                                                                                      То их понюхает, то их полижет;                                                                                    Очки не действуют никак.

                                                                                                

5.У сильного всегда  бессильный  виноват:                                                                                                     Тому в истории мы тьму примеров слышим,                                                                                                       Но мы Истории не пишем.                                                                                       

 

 6 .Голубушка! Как хороша!                                                                                                      Ну что за шейка, что за глазки!                                                                                                                                                                                 Рассказывать, так, право, сказки!                                                                                                        

7. Он порча, он чума, он язва здешних мест!                                                                                (А Васька слушает да ест.)                                                                                                                          

 

8. Вот то-то мне и  духу придаёт,                                                                                                                                                                                                                                                                   Что я совсем без драки,                                                                                                         Могу попасть в такие забияки…                                                                                                           

 

4. Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами поговорками. Объясните их смысл.

                                                                                

«Слона – то я и не приметил»;                                                                                     «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»;                              «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»;                  «На задних лапках я хожу»;                                                                                                                           «Чем кумушек  считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»                                                                                                        «Да только воз и ныне там»                                                                                                                                                         «…рыльце у тебя в пуху»

 

5 .В каких случаях употребляется выражение «демьянова  уха»?                                                                                                                                                                                                                                    

4 станция. Задания для станции «Блиц - опрос».                                                                 1.В каком городе родился и вырос Крылов?                                                 2.Какое образование получил и почему?                                                                                                                                                        3.Кто был первым наставником Крылова?                                                                                  4.Каков любимый жанр творчества баснописца?                                                                   5.Что такое басня?                                                                                                                         

6.Чьи басни стали для Крылова образцом?                                                                              

7. Каковы особенности басен Крылова?                                                                                                                            

8.Где установлен памятник Крылову?                                                                                                          

9.Как в народе прозвали Крылова?                                                                                                                                            

10.Назовите парные заглавия басен Крылова? (за каждый правильный ответ по 0,5 балла)

11 .Кого вы знаете среди татарских писателей , который  писал басни ?

                    Тестовые задания.                                                                         1.Отметить признак, который не относится к басне.                                                                                                        а) иносказательный  рассказ                                                                                                                            б) содержит нравоучение                                                                                                                                       в) героями часто являются животные, реже люди.                                                                                     г ) бывают только написаны в прозе.                                                                                                             

 

2. Соотнесите черты характера человека с животными, героями басен.                                                                                              а ) хитрость - волк, злоба - лиса, глупость-ягненок, наивность – медведь,       трусость - свинья, неблагодарность-обезьяна, невежество-заяц;                                                         

 

3.Соотнесите мораль басни с её названием.                                                                                     

 

Когда в товарищах согласья нет,                                                                                                                           На лад их дело не пойдет,                                                                                                                                                                                                           И выйдет из него не дело,                                                                                                        Только мука.                                                                                                                                                                                        

 

А вы, друзья, как не садитесь,                                                                                                 Всё в музыканты не годитесь.                                                                                                                                 

 

У сильного всегда бессильный виноват.                                                                                                                                

 

И в сердце льстец.                                                                                                                                                       Всегда отыщет уголок.                                                                                                                                     

 

 

 

Станция 5.Исторические анекдоты о И.А.Крылове.                          

                                         Много и мало.

Один из почитателей таланта знаменитого баснописца спросил его, почему он так мало пишет.                                                                                                                                                      – Так и должно быть,- ответил Крылов. -Пусть лучше нарекают ,что пишу мало, чем допустить, чтобы спрашивали, зачем я пишу много.                                                         

 

                                       Как обойти цензуру?                                                                                                 Многие басни Крылова не могли пройти цензуру. Тогда Крылов ухитрялся прочесть  их царю Николаю1 , и тот  обычно говорил :                                                                                                   --Пиши ,старик, пиши, и басня выходила в свет.                                                                                                                                                                         

 

                                                 Соседи.                                                                                                            Царь Николай  1 очень любил и самого Крылова,    и его басни. Он подарил своему сыну наследнику престола Александру 2, бюст баснописца. Сам Крылов с детской наивностью относился  к близости  с царем. Однажды           царь, встретив как-то Крылова в Летнем саду, заметил, что они давно не виделись.                                                                                                                                                            – А ведь и в самом деле,- поддакнул Крылов, -а, кажется, живем по соседству.                                                                                                                                                                         

                                                Богач и рудник.                                                                                                                              – А знаете ли, граф, какая разница между богачом и рудником? -спросил однажды Крылов богатого графа.                                                                                                                                            –Какая, батюшка? –спросил граф.                                                                                                                                                    – Рудник хорош, когда его разроют, а богач , когда его зароют.                                           

 

                                        Лягушки  квакают  к  дождю.                                                                    Крылов любил погулять в Летнем саду. Однажды, прогуливаясь, он столкнулся с группой молодых повес, не знавших его в лицо. Один из них , смеясь над его громоздкой фигурой, громко произнес:                                                                      - Вот  так туча  приближается , сейчас пойдет дождь!                                                                         -Да , -подхватил баснописец, проходя мимо них, -потому, видно, и лягушки                   

расквакались.

Слайд 4

 

 учащийся:

По  определению Н.В.Гоголя, басни Крылова - «книга мудрости  самого народа». В.Г.Белинский высоко ценил творчество Крылова, говорил, что его будет  читать весь русский народ. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.                                                                                                                                                

Учащийся:

Иногда задумываешься: а что, если бы в баснях речь шла только о животных? Что,  если  бы персонажи и «мыслили»     по –  звериному?  Или, напротив, действовали бы в них только люди ? Пожалуй, все бы пропало. Ведь «душа» крыловской  басни в этом «органическом синтезе человеческого  и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном»   

Учащийся:   Высокую оценку творчеству баснописца  дал поэт М.В.Исаковский   говоря о нем :

Всё знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.                   

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также