Палилова Мария Михайловна,
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Чернцкая основная школа»
В мир математики с «лэпбуком».
Важным аспектом современного Российского образования является «научить ребёнка учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика? Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование на уроках математики методику создания лэпбука.
Абсолютное большинство детей начинает изучение математики с детского сада. Однако, в школе, учебная нагрузка возрастает многократно, появляется и крепнет убеждение, что учение – труд, а изучение данного предмета – тяжкий труд. Основная трудность заключается именно в необходимости запоминать большое количество терминов, формул и теорем на уроке, а потом еще и дома заучивать то, что не успели в классе. К сожалению, это как раз тот случай, когда количество в качество не переходит, нужно искать способы облегчить процесс запоминания.
Лэпбук – это не просто особая форма организации учебного материала, заменяющий справочную литературу. Лэпбук – замечательное средство вовлечения учителя и учеников в совместную деятельность на основе партнерства.
Термин «лэпбук» был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (США) Тэмми Дюби и дословно переводится как книжка на коленях (англ. lapbook – наколенная книга, lap – колени, book – книга). Часто встречаются и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка, в которой собирается учебный материал по какой-то определенной теме.
Лэпбук – отличный способ реализации дифференцированного подхода в обучении математики в классах с различным уровнем обученности. Учащиеся посильнее могут выполнить задания сложные, составить самостоятельно тесты, подобрать интересную и полезную дополнительную информацию. Те учащиеся, кто испытывают затруднения, выполнят творческие задания: подберут иллюстрации, составят кроссворды, таблицы, диаграммы, и т.д. Каждый школьник может выбрать себе задание по силам, выполнить его и почувствовать себя успешным.
В своей работе, я решила начать изготовление лэпбуков с учащимися девятого класса. Совместно с ребятами, мы решили, что форма работы над «интерактивной папкой» будет индивидуальной, а тема - «Подготовка к ОГЭ».
Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы.
В рамках поставленной темы, было решено, что при создании дэпбука могут быть использованы абсолютно любые формулировки задач из открытого банка заданий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ, http://fipi.ru/) . Это могут быть формулы, теоремы, графики, диаграммы, таблицы, нарисованные самостоятельно или готовые картинки, рукописные или распечатанные тексты и многое другое. Весь этот материал можно организовать самыми разнообразными средствами. Очень удобны и функциональны стандартные кармашки, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки, подвижные детали, обычные и фигурные конверты, вставки, карточки, пазлы, чистые листы для заметок и т.д., которые учащиеся могут доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Стандартный размер готового лэпбука — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.
Выполнять все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день необязательно и даже нежелательно. Они рассчитаны на длительную работу, предполагающую изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований.
После презентации своих лэпбуков, учащиеся 9 класса предложили поменяться ими с одноклассниками и прорешать те задания, которые подготовили другие.
Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль учителя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает учеников к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного урока или вне учебного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию. Поэтому, учащимся на изготовление «интерактивной папки» был выделен один месяц.
После долгого и кропотливого создания лэпбука ученик девятого класса мне сказал: «Я думал, что подготовка к экзамену по математике – это скучно, а теперь, я понял, что это может быть интересно и познавательно».
Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. Применяя в своей работе технику создания лэпбука с учащимися девятого класса, я предложила эту форму работы ученикам из других классов.
Я считаю, что лэпбук полностью соответствует принципу природосообразности образования, потому что это не просто книжка-самоделка для отвлечения учащихся от серых будней. Это учебное пособие, созданное при активном участии самого школьника. Когда ребёнок создаёт что-то своими руками, он раз за разом с удовольствием возвращается к своему творению. Ведь этот учебник – его собственный.
Список литературы:
1.
Блохина, Е. Лэпбук – «наколенная книга» / Блохина, Е. Лиханова, Т.//
Обруч. – 2015. – № 4 – С.2325
2. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] /
воспитание. 1991. №6 – С.454
3. Носова, Е. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации
образовательной деятельности детей дошкольного возраста/ Носова, Е. Ю.,
Федорова Т. В // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 136138. — URL
https://moluch.ru/archive/149/41656/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.