Сценарий интегрированного урока
Учебный предмет |
технология и окружающий мир |
Класс |
3 класс |
Тип урока |
интегрированный (урок закрепления знаний учащихся по ПДД). |
Автор разработки |
Прилуцкая Людмила Валерьевна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение |
НМБОУ «Гимназия №11» |
Город |
Анжеро - Судженск |
Краткое описание |
Технология построения урока проблемно-диалогическая. Урок предусматривает фронтальную, групповую работу и работу в парах с применением ИКТ. |
Планируемые результаты:
Предметные умения
-знать ПДД, значения сигналов светофора; -уметь называть сказочные транспортные средства.
|
Личностные УУД: - воспринимать речь учителя; -проявлять эмоциональную отзывчивость, желание соблюдать правила дорожного движения, правила работы в группах, парах; -оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); -устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке вместе с учителем; -выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - контролировать свои действия при работе с наглядно-образным материалом; - планировать учебное сотрудничество, работать по плану, инструкции; - высказывать своё предположение на основе учебного материала; - отличать верно/неверно выполненное задание друг от друга; - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - называть дорожные термины; - анализировать игрушку-сувенир и составлять план работы; - определять названия дорожных знаков; - называть правила безопасного поведения пешеходов, пассажиров. -ориентироваться в карточке-задании, словариках, в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; -проводить анализ учебного материала, классификацию, указывая на основание, сравнение, объясняя критерии. Коммуникативные УУД: -уметь вести диалог, согласованно работать в команде, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. -слушать и понимать речь других; -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Групповая Работа в парах |
Карточки-задания, пословицы и поговорки, мини-словарики. |
Цель: углублять представления учащихся о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
Задачи:
-Учить детей умению быстро ориентироваться в создавшихся опасных ситуациях на дороге, изготавливать игрушку-сувенир «Светофор» из коробочек, применять имеющиеся знания ПДД в повседневной жизни;
-Формировать умение находить выход из разных опасных ситуаций на улице и дороге, положительную мотивацию к изучению ПДД;
-Развивать, умение грамотно и полно давать ответы на вопросы, творческие способности детей;
-Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни окружающих, потребность соблюдения ПДД.
Оборудование: презентация, коробочки для изготовления светофора-игрушки, раздаточный материал-памятки «Переходи дорогу», цветная бумага, цветной картон, карандаш, ножницы, клей, медальки знатокам ПДД, смайлики-наклейки, мр3 «Весёлые уроки Радионяни по ПДД», «Светофор», физминутка»; листки для составления синквейна.
Ход урока:
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. |
Орг. момент. Психологический настрой на работу. |
-Здравствуйте, ребята! -Долгожданный дан звонок -Это начался урок. Выходя на улицу, -Проверьте свою готовность к уроку. Перед тем, как отправиться в дорогу, предлагаю вам посмотреть в окно. Какой сегодня день? А у нас в классе уютно и тепло. Да к тому же и солнышко заглянуло. Какие у вас ассоциации возникают, глядя на него? (тепло, свет, покой, лето, цветы, игры…). А у меня солнышко ассоциируется с нашим уроком, потому что я очень хочу, чтобы он получился таким же светлым, тёплым и ярким, как солнышко. -А каким вы видите наш урок? Чего ждёте от него? -Подставьте свои ладошки к солнышку, потрите их. Потёрли? А теперь приложите к своим щёчкам, чувствуете тепло? Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. А что же такое дорожная грамота? (это наука о том, как остаться целым и невредимым на улице и дороге, как обезопасить себя). Жизнь нужно беречь. Дисциплина на дорогах, улицах и в транспорте – залог нашей безопасности. На уроке вы продолжите раскрывать для себя секреты мастерства, повторите ПДД. |
Дети здороваются и тихо садятся.
Дети отвечают на вопросы учителя, проверяют правильность расположения школьных принадлежностей, свою готовность и настрой на урок.
и высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места».
Дети отвечают на вопросы учителя и выполняют его просьбы.
|
Метапредметные (УУД)
регулятивные: -осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
|
2. |
Актуализация знаний |
-Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем сегодня мастерить и чему посвятим наш урок: -Он и вежливый, и строгий, Он известен на весь мир. Он на улице широкой Самый главный командир. -Что это? -Правильно, это светофор. -Для чего он нам нужен? -Можем ли мы обойтись без него? |
Дети отвечают.
|
коммуникативные: -воспроизводить информацию, необходимую для успешного закрепления изученного материала.
|
3. |
Разминка. |
-Ребята, нам для успешной работы необходимо провести разминку. Но разминку не тела, а ума. Ваша задача максимально сосредоточиться на содержании вопросов-заданий, давать обдуманные и быстрые ответы на вопросы: -Назовите сказочные средства передвижения. -Опасны они или нет? Почему? |
Дети дают ответы на вопросы.
Дети называют сказочные средства передвижения, говорят, опасны они или нет и чем? |
Предметные: -владеть терминологией, знать, что означают слова. коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; -осознавать основную цель урока.
|
4. |
Постановка учебной задачи. |
-Это встал для нас в дозор - Какой
свет нам говорит:
Этот сигнал говорит пешеходу: «Приготовьтесь к переходу» (жёлтый).
-Жёлтым глазом он мигает.
-Если этот свет горит, Стоять на месте он велит (красный).
-Послушайте песенку о светофоре (мр3). - Ребята, какие правила дорожного движения мы повторили, прослушав эту песню? (не бегать по дороге; дорогу переходить нужно только по пешеходному переходу; обращать внимание на светофор и дорожные знаки)
Там, где сложный перекрёсток, -О ком идёт речь в загадке? (регулировщик.) -Кто видел, как работает регулировщик? -Какое приспособление есть у него? -Что он им делает? -Правильно, регулировщик управляет машинами на дороге, изменяя положение тела и выполняя определённые жесты руками, движения жезлом. Это язык регулировщика, при помощи которого он указывает водителям можно ехать или нет, и в каком направлении можно двигаться. -Регулировщик работает там, где нет других средств управления дорожным движением. -Что скажете? Почему люди смотрят по сторонам на пешеходном переходе или перекрёстке, но не все видят вовремя опасности и попадают в беду? Объясните, почему?
-Отгадайте
загадку, о чём идет речь:
-Молодцы! Назовите главного помощника дороги и узнаете, что мы будем изготавливать на уроке:
Встало с краю улицы в длинном сапоге |
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети слушают песенку о светофоре и закрепляют ПДД.
Демонстрация иллюстрации на слайде или показ движений регулировщика одним из учеников.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Дети отвечают на вопросы учителя и дают объяснения.
Дети отгадывают загадки.
|
Метапредметные (УУД)
познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); -определять и формулировать цель деятельности на уроке; -под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; -определять последовательность действий на уроке.
регулятивные: -высказывать своё предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли. личностные УУД: -устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем?). |
5. |
Анализ изделия по картинке слайда, составление плана работы, правила ТБ. |
-Ребята, что же мы сегодня будем мастерить? -Из чего мы это будем делать? -Какие материалы и приспособления нам понадобятся для работы? -С чего начнём? А что потом? И т.д. -Посмотрите, что у нас получилось. -Какие правила техники безопасности мы должны помнить? |
Дети рассматривают слайды презентации, проводят анализ изделия, составляют план работы, называют правила ТБ.
|
|
6. |
Практическая работа. |
-А теперь приступим к изготовлению нашего светофора. -Для работы нам необходимы: коробочка, цветная бумага, шаблоны кружков-сигналов светофора. Работайте по плану. -Оклейте коробочку чёрной или серой бумагой. - На обратной стороне цветной бумаги: красной, жёлтой, зелёной – обвести круги.
-На белой бумаге обведите накладку.
-Давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами. -Аккуратно вырезайте все детали, экономно расходуйте бумагу. -Приклейте белую накладку на чёрную основу (коробку). - Приклейте сигналы светофора (круги) в правильной последовательности на белую накладку.
-Светофор готов! |
Дети работают самостоятельно по плану на слайде: оклеивают коробочку, оформляют её.
Дети обводят кружочки на жёлтой, красной и зелёной бумаге.
Дети называют правила ТБ при работе с ножницами, приклеивают сигналы светофора в правильной последовательности. |
|
7. |
Закрепление и систематизация знаний. |
-Вспомните сказки и скажите, что означают надписи на волшебном камне? -Правильно, не что иное, как дорожные знаки, которые указывают герою сказки направление движения. -Дорожные знаки – это тоже регулировщики дорожного движения. Их использование очень удобно. Ведь не везде на дороге можно поставить постового, а знак можно повесить, где угодно. -Вы уже поняли, что знаки на дорогах появились очень давно, в древнем мире. Только они выглядели не так, как сейчас. Это были камни, выполняющие одинаковую работу: указать, предупредить, запретить, обратить внимание. -Познакомимся с некоторыми дорожными знаками: По полоскам черно-белым Человек шагает смело. Знает: там, где он идёт- Пешеходный…(переход)!
Где ведут ступеньки вниз,
Здесь не катится автобус. Этот знак довольно прост - Пешеход идёт на мост. Тут поднялся - там сошел, Что за знак ты там нашёл?... (Надземный пешеходный переход) |
Дети отвечают и слушают рассказ учителя.
Дети угадывают дорожные знаки, рассматривают их на слайде.
|
|
8. |
Физминутка. |
-Ребята, встали все из-за парт, отдохнём. -Игра-танец на внимание «Светофор». |
Дети выполняют движения вслед за учителем по сигналам светофора. |
|
9.
|
Обобщение и закрепление полученных знаний. |
-Могут ли от светофора отказаться люди? -Почему? Для чего нужен светофор людям? -Верно, светофор - это ещё один регулировщик дорожного движения, устройство, которое своими световыми сигналами регулирует дорожное движение: разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов. -А сейчас мы поработаем в парах. У вас на столе лежат правила перехода дороги в месте, где установлен светофор. -Прочитайте, как действует светофор в правилах дорожного движения, и перескажите с соседом по парте друг другу информацию: -Правила перехода дороги в месте, где установлен светофор. 1. Остановись на краю тротуара, (не наступая на бордюр), чтобы внимательно осмотреть проезжую часть. 2. Дождись зеленого сигнала светофора. 3. Убедись, что все транспортные средства слева и справа остановились и пропускают пешеходов. 4.Обрати внимание на поворачивающий транспорт, если ты переходишь дорогу на повороте. 5. Переходи под прямым углом к тротуару, а не наискосок. |
Дети слушают учителя.
Дети читают про себя и пересказывают друг другу информацию.
|
Коммуникативные УУД: - уметь вести диалог; - слушать и понимать речь других; -уметь согласованно работать в паре, команде; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
- Вставьте пропущенные слова в правила: · Чтобы перейти улицу, надо найти... (светофор, зебру). · Прежде чем перейти улицу, посмотри... (налево). · Дойдя до середины улицы, посмотри... (направо). · Не успеваешь перейти улицу, остановись на... (островке безопасности). Если его нет, нужно остаться на... (центральной линии). · Никогда не перебегай улицу перед... (автомобилем). |
Дети работают в парах.
|
Предметные: -уметь выполнять предложенные задания.
Метапредметные (УУД) регулятивные: -отличать верно выполненное задание от неверного; -осуществлять самоконтроль; познавательные: -осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: -слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
||
10. |
Итог урока. |
- Итак, ребята, подведём итоги урока. -А сейчас поиграем и повторим ещё раз известные правила дорожного движения, и как нужно себя вести во время движения, чтобы избежать опасных ситуаций. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». -Давайте составим синквейн «Светофор». -А теперь проверим, что получилось. |
Дети составляют в группах синквейн, зачитывают его. |
|
11.
|
Рефлексия.
|
-Молодцы ребята, хорошо сегодня поработали! -Какова была тема сегодняшнего урока? -Чему учились? -Зачем вам нужны знания ПДД? - А сейчас ребята, покажите смайлик, оцените свою работу на уроке. -
Делаем предостереженье: -Сейчас ребята, каждый из вас получит памятку-маршрут безопасного движения из дома в школу. - Урок окончен. Всем большое спасибо за урок.
|
Дети отвечают на вопросы учителя, обобщают знания.
Самооценка деятельности на уроке.
Дети получают памятки-маршруты, наводят порядок на столе, убирают рабочее место. |
-осознавать практическую и личностную значимость урока.
|
12. |
Выставка работ учащихся. Выставление оценок. |
-Оценивание работ детей на уроке. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.