В чём состоит сущность музыкального содержания (1 час)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каждое искусство имеет свои особенности содержания. Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о конкретных людях. На первое место выступают словесные описания внешности героев, их жестов, мимики и выражения лиц. Тут же воссоздаётся обстановка (убранство помещения, особенности пейзажа), уточняется время года и суток. И, разумеется, по возможности всё это даётся в образной форме. Образы изобразительных искусств (живописи, графики, скульптуры) воспринимаются зрительно. Они наиболее наглядны, так как воссоздают те или иные стороны действительности в формах самой жизни. Вспомним о таких видах изобразительного искусства, как портрет, пейзаж, интерьер (уголок помещения), батальная (военная) сцена и др. Итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения. Собственно, настоящая фамилия Лучани (Luciani). Родился в Венеции приблизительно в 1485 году. Учился у Джованни Беллини, испытал влияние Джорджоне и Тициана; с 1511 года работал в основном в Риме. Под воздействием искусства Рафаэля живопись Себастьяно дель Пьомбо приобрела строгость и уравновешенность. Вовсе не живопись, а музыка была, как многие утверждают, первой профессией Себастьяно, и в самом деле, не говоря уже о пении, он получал большое удовольствие от игры на инструментах самого различного вида, в особенности же на лютне, так как на ней могут быть сыграны все голоса без всякого другого сопровождения. Благодаря этому занятию он одно время пользовался величайшим благоволением венецианской знати, с которой он в качестве виртуоза в этом искусстве всегда стоял на самой короткой ноге. Когда же ему, всё ещё юноше, вздумалось посвятить себя живописи, он научился первым её началам у Джованни Беллини, который в это время был уже стариком. Это произведение захватывает в первую очередь «крупным планом трагедии». Картина написана в мрачных тонах и это полностью сочетается с изображённым на ней сюжетом. Лишь одеяние спасителя кристально белое, говорящее о чистоте его намерений, о свете души его. Он сам несёт свой крест – какая глубокая метафора! Сам несёт то, на чём через пару часов он будет распят, и он знает об этом. Терновый венец впивается в его головы, образуя кровоподтёки. Его взор опущен, как бы устремлён внутрь себя, и он как будто бы не чувствует ни боли в голове ни напряжения в руках – его волнует более большое горе – боль за всех людей на земле. Себастьяно отказывается от изображения толпы, сопровождающей Христа в его скорбном шествии на Голгофу, убирает побочные эпизоды главного действия. И поэтому основной темой картины оказывается не столько показ человеческой жестокости и равнодушия (а рядом с ними - и чуткой отзывчивости), сколько изображение самих страданий Спасителя, что, как уже отмечалось, в гораздо большей степени способно дать зрителю понятие о размерах принесённой им жертвы.
Иконка файла материала 1.docx
В чём состоит сущность музыкального содержания (1 часть) Содержание: Особенности воплощения содержания в литературе,  изобразительном искусстве, музыке. «Загадки» содержания в художественном произведении. Роль деталей в искусстве. Художественный материал: Живопись: С. дель Пьомбо. «Несение креста». Музыка: Т. Альбинони. «Адажио» (слушание). Характеристика видов деятельности: Эмоционально воспринимать художественные образы  различных видов искусства.Находить ассоциативные связи между художественными  образами музыки и изобразительного искусства. Оценивать художественные произведения с позиции  красоты и правды. Анализировать способы воплощения содержания в  музыкальных произведениях. «Музыка – это разум, воплощённый в прекрасных звуках» (И. С. Тургенев) Каждое искусство имеет свои особенности содержания. Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев,  следим за событиями их жизни, воспринимаем  повествование как конкретную историю о конкретных  людях. На первое место выступают словесные описания  внешности героев, их жестов, мимики и выражения лиц.  Тут же воссоздаётся обстановка (убранство помещения,особенности пейзажа), уточняется время года и суток. И,  разумеется, по возможности всё это даётся в образной  форме. Образы изобразительных искусств (живописи, графики,  скульптуры) воспринимаются зрительно. Они наиболее  наглядны, так как воссоздают те или иные стороны  действительности в формах самой жизни. Вспомним о  таких видах изобразительного искусства, как портрет,  пейзаж, интерьер (уголок помещения), батальная (военная)  сцена и др. Итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения.  Собственно, настоящая фамилия Лучани (Luciani). Родился в Венеции приблизительно в 1485 году. Учился у Джованни  Беллини, испытал влияние Джорджоне и Тициана; с 1511  года работал в основном в Риме. Под воздействием  искусства Рафаэля живопись Себастьяно дель Пьомбоприобрела строгость и уравновешенность. Вовсе не живопись, а музыка была, как многие утверждают, первой профессией Себастьяно, и в самом деле, не говоря  уже о пении, он получал большое удовольствие от игры на  инструментах самого различного вида, в особенности же на  лютне, так как на ней могут быть сыграны все голоса без  всякого другого сопровождения. Благодаря этому занятию  он одно время пользовался величайшим благоволением  венецианской знати, с которой он в качестве виртуоза в  этом искусстве всегда стоял на самой короткой ноге. Когда же ему, всё ещё юноше, вздумалось посвятить себя  живописи, он научился первым её началам у Джованни  Беллини, который в это время был уже стариком. Это произведение захватывает в первую очередь «крупным  планом трагедии». Картина написана в мрачных тонах и это полностью сочетается с изображённым на ней сюжетом.  Лишь одеяние спасителя кристально белое, говорящее очистоте его намерений, о свете души его. Он сам несёт свой крест – какая глубокая метафора! Сам несёт то, на чём  через пару часов он будет распят, и он знает об этом.  Терновый венец впивается в его головы, образуя  кровоподтёки. Его взор опущен, как бы устремлён внутрь  себя, и он как будто бы не чувствует ни боли в голове ни  напряжения в руках – его волнует более большое горе –  боль за всех людей на земле. Себастьяно отказывается от изображения толпы,  сопровождающей Христа в его скорбном шествии на  Голгофу, убирает побочные эпизоды главного действия. И  поэтому основной темой картины оказывается не столько  показ человеческой жестокости и равнодушия (а рядом с  ними ­ и чуткой отзывчивости), сколько изображение самих страданий Спасителя, что, как уже отмечалось, в гораздо  большей степени способно дать зрителю понятие о  размерах принесённой им жертвы.Рассматривая произведение живописи, мы проникаем в  сущность через облик ­ облик человека или природы. И  наше эмоциональное переживание будет в этих случаях тем глубже, чем больше нам удастся полюбить или, наоборот,  возненавидеть тех персонажей, те пейзажи, портреты, о  которых мы прочли или которые увидели на картине. Подобная любовь и ненависть возникают в нас не случайно:  для этого мало просто написать о том, что человек плох  или хорош. Чтобы мы действительно поверили, требуется  незаурядное мастерство: зачастую какой­нибудь  незначительный штрих характеризует человека  красноречивее любых его самых длинных высказываний. Вспомните, например, знакомых вам литературных героев и попробуйте ответить на вопрос: что вас больше всего в них  трогает и волнует?Может быть, вы скажете, что Маленького принца любите не только за его не по­детски мудрые высказывания, но и за  мягкую шелковистость волос, о которых автор не забыл  упомянуть. А принцесса Русалочка трогает нас не только  своей готовностью совершить самый настоящий подвиг, но  и тем, что она предстаёт перед нами как тихая, задумчивая  девочка, которая, как и все другие девочки, способна и  плакать, и страдать. Даже из этих двух небольших примеров мы видим, что  самое важное, о чём повествуют нам произведения  искусства, заключено в конкретных деталях, подробностях, пусть даже на первый взгляд и не столь значительных.  Выражение глаз или улыбка, изгиб руки или оттенок голоса  – эти черты нередко заключают в себе главную идею  произведения или образа, вызывают тот живой отклик,который и является подлинной сутью нашего общения с  искусством. Однако какие бы глубины содержания ни открывало нам  приобщение к произведениям литературы или живописи,  какие бы срезы душевной жизни ни обнаруживались нам в  этих художественных иносказаниях, они возникают не из  непосредственного впечатления, а проступают сквозь  сплетения слов, описаний, изображений. Ведь художественное произведение ­ всегда метафора, оно  никогда прямо не заявляет о своих намерениях; поэтому  его понимание нередко равнозначно разгадке, которая  потрясает нас внезапно открывшимся смыслом. Музыка воздействует несколько иначе. И хотя она тоже организована очень сложно, тоже полна  загадок и иносказаний, всё же её воздействие болеенепосредственно. Ведь музыка живёт только пока звучит, и  за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она  должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти. И музыке это удаётся ­ удаётся намного быстрее, чем  произведениям других видов искусства. Потому что  музыка воздействует на человеческие чувства, обладающие  свойством мгновенного отклика на действительно близкое  и понятное, музыка ­ это собственный язык человеческих  чувств, их выражение в этом мире. «Адажио» Томазо Альбинони ­ одно из самых известных  музыкальных произведений. Именно оно непременно  звучит, когда человека провожают в последний путь.  Именно оно заставляет сердце слушателей сжиматься и  навевает мысли о вечном.«Адажио» соль­минор для струнных инструментов и  органа, известное как «Адажио» Альбинони, ­ одно из  самых популярных и часто записываемых произведений  итальянской барочной музыки. В современную эпоху  известность ему принесло знаменитое «Адажио». Всё это  правильно, только вот «Адажио» на самом деле написал в  1958 году итальянский музыковед Ремо Джадзотто.  Огромная часть рукописей Альбинони была уничтожена во  время Второй мировой войны, когда была разбомблена  Дрезденская государственная библиотека. Существует версия о том, что мелодию этого произведения среди сгоревших рукописей композитора нашёл в середине  XX в. исследователь жизни и творчества Альбинони ­ Ремо  Джадзотто и сочинил на её основе музыкальное  произведение.Музыка «Адажио» наполнена явными и скрытыми  смыслами. Её мелодическая основа с ниспадающими, слово никнущими фразами, которые завершаются скорбными  интонациями, строгий и возвышенный тембр органа,  траурный минорный лад и, наконец, мерная неторопливая  поступь шага вызывают у слушателей представление о  движении по тернистому жизненному пути, которое  ассоциируется с глубокой тоской и одиночеством. Знакомясь с лучшими произведениями музыкального  творчества, можно убедиться, что содержание их  составляют не только душевные переживания и настроения, но также и серьёзное раздумье, изображение разнообразных человеческих характеров в их взаимных столкновениях и  жизненной борьбе, наконец, воспроизведение общественных движений широких народных масс, больших социальных  конфликтов.Что же является сущностью музыкального содержания? Мы уже понимаем: это не предметы во всей их реальности ­ предметы, имеющие вид, размер, очертания, окраску и т. д. Музыка не даёт нам конкретных описаний, она вообще  избегает всяких подробностей. Слушая её, мы не можем  сказать: здесь один человек подходит к другому, а здесь  они разговаривают ... И даже в той её части, которая связана с программным  описанием музыкальных событий, мы всё же воспринимаем  не сами конкретные события, а прежде всего переживании  их настроения, все оттенки чувств, которые эти события  выражают. Вопросы и задания: Почему художественное произведение можно уподобить  загадке?Сразу ли открывается нам содержание музыкального  произведения? Какие его стороны воздействуют на  человека прежде всего? Пройдите по улицам вашего города. Какие, по­вашему,  здания, памятники, архитектурные ансамбли гармоничны,  то есть представляют единство содержания и формы?  Попробуйте изобразить их в вашем рисунке.