Предмет: история, литература.
Форма проведения урока: бинарный урок, урок – путешествие (виртуальное), урок погружения в новую тему с применением ИКТ.
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления материала.
Данный урок разработан с целью расширения знаний учащихся 5 класса о культуре и архитектуре Древней Греции, формирования у них понятия о мифе как памятнике мировой культуры и апробирован в 5б (кадетском) классе «Юный спасатель» (тема № 13 раздела «Древняя Греция»), где преподавание истории осуществляется на основе рабочей программы с использованием учебника «История Древнего мира. 5 класс»: учебник для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2010.
Виртуальное путешествие по Афинам, одному из самых красивых древнегреческих городов, позволяет сделать урок интересным, используемые современных ИКТ позволяют расширить кругозор учащихся, повысить уровень наглядности.
Задачи урока:
• обучающие: обучать учащихся восприятию, осмыслению знаний в области античной культуры, диалогической и монологической речи, продолжать работу над техникой чтения; помочь учащимся осознать социальную и личностную значимость изучаемого материала.
• развивающие: развивать познавательную активность, интерес к истории Древнего мира, умение анализировать события прошлого и настоящего, творческие способности учащихся, навыки визуальной коммуникации.
• воспитательные: прививать любовь к истории, как науке о прошлом разных стран, воспитывать чувство патриотизма, понимание основных олимпийских ценностей.
Методы обучения: словесный, проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы реализации методов: фронтальная беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Актуальность урока: обращение к истории развития человеческих цивилизаций обусловлено необходимостью познания, изучения и сохранения их наследия (как известно: без прошлого нет будущего); задания, предложенные учащимся, требуют от них активной мыслительной деятельности (рассуждений, объяснений, доказательств).
Динамическая пауза позволяет закрепить полученные знания, создаёт благоприятный эмоциональный настрой, способствующий раскрытию творческого потенциала.
В городе богини Афины
Предмет: история, литература.
Форма проведения урока: бинарный урок, урок – путешествие (виртуальное), урок погружения в новую тему с
применением ИКТ.
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления материала.
Данный урок разработан с целью расширения знаний учащихся 5 класса о культуре и архитектуре Древней
Греции, формирования у них понятия о мифе как памятнике мировой культуры и апробирован в 5б (кадетском)
классе «Юный спасатель» (тема № 13 раздела «Древняя Греция»), где преподавание истории осуществляется
на основе рабочей программы с использованием учебника «История Древнего мира. 5 класс»: учебник для
общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2010.
Виртуальное путешествие по Афинам, одному из самых красивых древнегреческих городов, позволяет сделать
урок интересным, используемые современных ИКТ позволяют расширить кругозор учащихся, повысить уровень
наглядности.
Задачи урока:
обучающие: обучать учащихся восприятию, осмыслению знаний в области античной культуры,
диалогической и монологической речи, продолжать работу над техникой чтения; помочь учащимся
осознать социальную и личностную значимость изучаемого материала.
развивающие: развивать познавательную активность, интерес к истории Древнего мира, умение
анализировать события прошлого и настоящего, творческие способности учащихся, навыки визуальной
коммуникации.
воспитательные: прививать любовь к истории, как науке о прошлом разных стран, воспитывать чувство
патриотизма, понимание основных олимпийских ценностей.
Методы обучения: словесный, проблемный, объяснительноиллюстративный, частичнопоисковый.
Формы реализации методов: фронтальная беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Актуальность урока: обращение к истории развития человеческих цивилизаций обусловлено необходимостью
познания, изучения и сохранения их наследия (как известно: без прошлого нет будущего); задания,
предложенные учащимся, требуют от них активной мыслительной деятельности (рассуждений, объяснений,
доказательств).
Динамическая пауза позволяет закрепить полученные знания, создаёт благоприятный эмоциональный настрой,
способствующий раскрытию творческого потенциала.
Домашнее задание дифференцированное.
Обеспечение урока:
1. учебные материалы («История Древнего мира. 5 класс»: учебник для общеобразоват. учреждений / А.А.
Вигасин, Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2011).
2. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А. Кун. – М.: Эксмо, 2011.
3. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. – М.: Просвещение, 1992.
Технические средства: компьютерный класс, мультимедийный проектор, ЭОР, аудиозапись (музыка
Александра Басилая к кинофильму «Весёлая музыка опасного путешествия»).
При подготовке к уроку и в процессе его проведения использованы материалы Интернетресурсов (репродукция
картины Диего Веласкеса «Пряхи», иллюстративный материал по теме «Древняя Греция», «Мифы Древней
Греции. 12 подвигов Геракла»), электронная презентация (Приложение 8), в которой отображены основные
этапы урока.Интернетресурсы:
для учителя
1.
2.
fcior.edu.ru/card/5014/muzeypradomadridispaniya1819.html
fcior.edu.ru/card/28542/mifydrevneygreciibazovoeizuchenie.html
для учащихся
1.
2.
fcior.edu.ru/card/28454/mifydrevneygrecii2bazovoeizuchenie.html
fcior.edu.ru/card/26924/drevnieafiny.html
При разработке конспекта урока были использованы материалы сайтов:
1. Социальная сеть работников образования «Наша сеть»: Методическая разработка по литературе (6
класс) на тему «Урок литературы по теме «Мифы Древней Греции» nsportal.ru/shkola/literatura/library/urok
literaturypotememifydrevneigretsii
2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru: Планконспект урока (литература, 6 класс) по теме
«Мифы Древней Греции. Яблоки Гесперид (двенадцатый подвиг Геракла)»
nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/12/04/mifydrevneygretsiiyablokigesperiddvenadtsatyypodvig
3. Образовательный портал «Азбука.kz»: Методическая разработка по литературе на тему «Урок
путешествие «Мифы Древней Греции» azbyka.kz/urokputeshestviemifydrevneygrecii
4. Социальная сеть работников образования «Наша сеть»: Презентация к уроку по истории (5 класс) по
теме «В городе богини Афины» nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciyavgorodeboginiafiny
5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: Разработка урока истории в 5м классе по теме
«Мифы Древней Греции» festival.1september.ru/articles/312100/
Название использу
емых ЭОР, номер
приложения,
слайда
презентации
1. Организационный.
Слайд 1, 2
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность
Прогнозируемые
ученика
результаты
Врем
я(в
мин.)
1. Координирует начало
урока, отмечает
отсутствующих,
проверяет подготовку к
уроку.
Дежурный кадет
устанавливает
дисциплину в
классе, сдаёт
рапорт учителю.
2. Приветствует учащихся
на греческом языке.
Создаётся рабочее
настроение на урок.
2
1. Предлагает учащимся
1. Восстанавлив
10
2. Актуализация знаний по истории и литературе. Подготовка к активному усвоению материала.
Постановка цели урока и задач, мотивация деятельности учащихся.
Приложение 1
1. Записывают
Слайд 3
Слайд 4,5
Слайд 6
Приложение 2
вспомнить
определение города
полиса, напоминает
хронологию изучаемого
периода, происходящие
события.
ают ранее
изученный
материал.
в тетради
термин горо
дполис.
2. Ученик
читает
свиток
послание
2. Принимают
учебную цель
и задачи,
соотносят
2. Предлагает учащимсяПриложение 3
(Фильм «Подвиги
Геракла»)
Приложение 4
аудиозапись (музыка
А. Басилая к
кинофильму
«Весёлая музыка
опасного
путешествия»)
прочитать свиток
посланиепутешественни
ка, определить город, в
виртуальное
путешествие по
которому они
отправятся (О каком
городе ведёт речь
путешественник?)
3. Организует работу с
атласом и контурными
картами.
4. Предлагает определить
тему урока;
5. ответить на вопрос:
«Что вы уже знаете об
Афинах и что ещё
хотелось бы узнать?»;
6. сформулировать пробл
емный вопрос;
определить задачи
урока (корректирует
ответы учащихся).
7. Задаёт учащимся
вопросы по
прочитанному
тексту Н.А. Куна
«Мифы Древней
Греции» (Каким вы
представляете себе
Геракла? Сравните
образ, возникший в
вашем воображении и
воображении
скульптора. Какие
подвиги совершил
Геракл?)
8. Организует работу по
монтажу фильма:
расположить 12
иллюстраций, кадров
будущего фильма,
соблюдая порядок, в
котором герой совершал
свои подвиги, дать
название каждому
кадру и всему фильму,
подобрать к нему
музыку, озвучить фильм
(самостоятельно все
свои действия
с ними, ищут
способ
решения.
3. Учатся
задавать
вопросы,
формулироват
ь собственное
мнение.
путешествен
ника,
учащиеся
определяют
самый
известный
город
Аттики.
3. Работают с
атласом и
картой,
отмечают
Аттику,
Афины,
делают
вывод.
4. Формулиру
ют тему
урока,
записывают
её в
тетрадь.
5. Привлекая
ранее
полученные
знания (о
порте
Пирей, о
происхожде
нии Афин),
отвечают на
вопрос.
6. Формулиру
ют
проблемный
вопрос (В
чём секрет
процветани
я Афин?) и
задачи
урока.
7. Отвечают
на вопросы
по
тексту(Н.А.
Кун «Мифы
Древней
Греции»).
8. Работают
надучащиеся, двое
учащихся у доски).
Предлагает учащимся
3. Изучение нового материала.
Слайд 7
Слайд 8
Иллюстрации на
стр.170171 учебника
Слайд 9
Репродукция
картины Веласкеса
«Пряхи»
1. самостоятельно
сформулировать
определение мифа;
2. опираясь на материал
слайда, сделать вывод
о роли мифов;
3. рассмотрев
скульптурные
изображения богини
Афины, ответить на
вопрос: «Чем
отличается Афина от
других богинь
Греции?»;
4. опираясь на
прочитанный текст
мифа «Афина» в
обработке Н. Куна,
ответить на вопросы:
«Что нового об Афине
вы узнали из этого
мифа?», «О чём этот
миф?»;
5. рассмотрев
репродукцию картины
Диего Веласкеса
«Пряхи» («Миф об
Арахне»), ответить на
вопросы: «Что
изобразил на своём
полотне великий
испанский
живописец?», «Что
общего между этими
(мифом и картиной)
произведениями
искусства?»
12
Формируется
представление о
мифе как источнике
мировой культуры; о
жизни древнего
города, занятиях
жителей; чувство
прекрасного,
положительное
отношение к
произведениям
мировой культуры,
интерес к истории;
умение вести диалог,
учитывая разные
мнения.
созданием
фильма
«Подвиги
Геракла»,
оценивают
первый
кинематогра
фический
опыт.
1. Дают
определени
е мифа,
записывают
его в
тетрадь.
2. Совместно
делают
вывод о том,
что без
знания
мифов
значение
крылатых
слов
(фразеолог
измов)
будет
непонятно;
использован
ие мужских
атрибутов
позволяет
легко
отличить
богиню
Афину от
других
древнегрече
ских богинь.
3. Выразитель
но читают
(по ролям)
отрывок
мифа,
пересказыв
ают (близко
к тексту)
миф о
превращении Афиной
царевны
Арахны в
паука,
отвечают на
вопросы,
отмечая
необычное
рождение
Афины
Паллады из
головы бога
Зевса,
мудрость
богини,
проучившей
царевну
хвастунью,
схожесть
сюжетов
мифа и
картины.
4. Динамическая пауза.
Приложение 5
Организует динамическую
паузу, используя сюжет мифа
«Спор Афины и Посейдона».
Выполняют
упражнения.
Снимается усталость,
концентрируется
внимание.
Изучение нового материала.
Слайд 1014
Слайд 15
Слайд 16
Продолжает сопровождать
учащихся в виртуальном
путешествии по Афинам:
1. рассказывает о главных
районах города, храмах,
почитаемых афинянами
богах (использует
новые термины);
2. предлагает, исследовав
священный Акрополь,
отметить на карте
схеме основные
постройки ансамбля;
вспомнить историю
развития Олимпийских
игр (акцентирует
внимание учащихся на
том, что одними из
самых почётных гостей
Акрополя
4. Слушая
рассказ
учителя,
записывают
термины:
Керамик,
Агора,
смотритель,
стража,
Акрополь;
на карте
схеме
находят и
отмечают
расположен
ие главных
построек
Акрополя:
Парфенона,
Эрехтейона,
Пропилей,
храма Ники
3
6Бескрылой.
5. Вспоминают
материал об
истории
развития
Олимпийски
х игр.
1. Отвечают
на вопросы.
2. Высказываю
т своё
мнение об
Олимпиаде,
поддержива
ют команду
России,
желая
олимпийски
х побед в
Сочи
(вместе
произносят
слова,
ставшие
лозунгом
Олимпиады)
.
6
Формируется умение
обобщать и
систематизировать
полученные знания.
Осознают свою
принадлежность к
своей стране, своему
народу,
сопереживают,
гордятся, проявляют
эти чувства в добрых
поступках.
были олимпионики, побе
дители Олимпийских
игр).
1. Предлагает учащимся
5. Закрепление изученного.
Слайд 17
закончить
предложения:
o Один из районов
Афин, вокруг
которого
селились
мастера
гончарного дела,
назывался…
o Греки считали её
покровительнице
й Аттики и
название
главного города
Греции
связывали с
именем…
o В 5 веке до н.э.
главным портом
Афинского
государства стал
порт …
o Кому из двоих
стать
покровителем
города, который
основал на
высоком холме с
крутыми
обрывистыми
склонами
Кекроп? В этом
суть спора,
разгоревшегося
между…
o Древнее
народное
сказание, в
котором
соединены
правда ивымысел,
отражены
представления
древних людей
об устройстве
мира…
Веласкеса, в
основе которой
лежит миф об
Афине,
называется…
o Картина
o Рыночная
площадь в
древнегреческих
полисах,
являвшаяся
местом
общеграждански
х собраний
называется…
o Главные
постройки
ансамбля
Акрополь это ...
o Афины были
столицей первых
Олимпийских
игр,
а XXII зимние
Олимпийские
игры принимал ...
2. Акцентирует внимание
учащихся на последнем
ответе (07 февраля
2014 года в Сочи был
зажжён олимпийский
огонь, возвестивший об
открытии XXII зимних
Олимпийских игр),
предлагает ответить на
вопросы («Какие
чувства вы
испытываете, когда
смотрите репортажи из
олимпийского Сочи?»,
«За каких спортсменов
будете болеть особенно
горячо?»),
почувствоватьСоотносятся цели с
полученным
результатом,
формируется
внутренняя позиция.
4
2
олимпийский дух,
поддержать
российскую команду:
сделать это можно
только вместе, когда мы
едины («Одна страна
одна команда! Россия –
вперед!»).
6. Рефлексия.
Удалось ли найти ответ на
проблемный вопрос: «В чём
секрет процветания Афин?»
Высказывают
собственное
мнение.
Комментирует домашнее
задание.
по истории:
пересказ § 37;
Записывают
домашнее задание.
7. Домашнее задание.
Приложение 6
или
модуль ФЦИОР П
типа
Приложение 7
«Единая коллекция
ЦОР»
ЭУМ Ктипа
Дифференцированные
задания:
работа с картой
«Древняя Греция»;
работа со схемой.
по литературе:
пересказ (на выбор)
одного из подвигов
Геракла;
Дифференцированные
задания:
творческое задание
(Найдите ошибки в
тексте);
тест (один из
предложенных
вариантов)