В гостях у художника В.А. Тропинина и московских художников пушкинской поры.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В гостях у художника В.А. Тропинина и московских художников пушкинской поры. 9-й класс Цель: Формировать умение "читать" произведение искусства - портрет, составлять описание репродукции (на основе дифференцированных знаний), развивать письменную и устную речь, мышление, фантазию, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с разными словарями, дополнительной литературой. Оборудование: Выставка репродукций картин Тропинина и московских художников, книг по искусству, материалы о музее Тропинина, наборы открыток, грамзапись вальса А.С.Грибоедова, толковые словари, словари иностранных слов. Словарь: Композиция выступления учащегося: Вернисаж Искусное начало речи. Плеяда Привлечение слушателей. Реставрация Вступление Репродукция Главная часть(наблюдение, Автопортрет сравнение, обобщение) Акварель Окончание речи Колорит Монолог (выступающий-слушатель) Диалог (скрытый - открытый); В результате: сопереживание - понимание.
Иконка файла материала В гостях у художника В.А. Тропинина.doc
В гостях у художника В.А. Тропинина и московских художников пушкинской поры. 9-й класс Цель: Формировать умение "читать" произведение искусства ­ портрет, составлять описание репродукции (на  основе дифференцированных знаний), развивать письменную и устную речь, мышление, фантазию, работать  над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с разными словарями, дополнительной  литературой. Оборудование: Выставка репродукций картин Тропинина и московских художников, книг по искусству,  материалы о музее Тропинина, наборы открыток, грамзапись вальса А.С.Грибоедова, толковые словари, словари иностранных слов. Словарь: Композиция выступления учащегося: Вернисаж Искусное начало речи. Плеяда Привлечение слушателей. Реставраци я Репродукци я Вступление Главная часть(наблюдение, Автопортрет сравнение, обобщение) Акварель Окончание речи Колорит Монолог (выступающий­слушатель) Диалог (скрытый ­ открытый); В результате: сопереживание ­  понимание. Эпиграфы:  Постоянный труд, без коего нет истинно великого, является необходимым условием художественного   творчества. А.С.Пушкин. В искусстве слова все являются учениками друг друга, но каждый идёт своим собственным путём. М.М.  Пришвин.  Наше слово должно быть ясным, громким и доступным пониманию по возможности каждого. М.М.  Пришвин. ­ Добрый день, друзья! Сегодня у нас необычный урок ­ вернисаж. (Читаем тему, записываем тетрадях). Откройте, пожалуйста, словари и скажите, что такое вернисаж? (работа со словарями иностранных слов: чтение, объяснение, запись). ­ Итак, выяснили значение этого слова. Теперь создадим на уроке обстановку, царящую на вернисаже. (Включаю вальс Грибоедова и поясняю детям цели урока). ­ Сегодня предстоит поделиться впечатлениями об увиденном в Музее Тропинина, попробовать свои силы в  чтении ­ описание известных шедевров искусства. Будем учиться выступать, свободно владеть словом, грамотнооформлять свои мысли. Мы уже знаем алгоритм выступления, монолога. В любой творческой работе главное ­  труд. ­ Прочитайте эпиграфы к уроку и запишите высказывание А.С. Пушкина.Z/p> ­ Наш вернисаж открывают экскурсоводы: Горд, причудливо странный, Красок и образов смесь: Древности благоуханной Веет поэзия здесь. (Показывая репродукции) Москва конца 18 ­ начала 19 века. Улочки узкие, намощенные. Беспорядочно расположены каменные и  деревянные здания, из ­ за крыш которых выглядывали купола церквей и громада Кремля. Такой осталась  Москва в памяти Пушкина.(Репродукции картин Тропинина). Город чудный, город древний Ты вместил в свои концы И посады ,и деревни, И палаты, и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах: Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах! ­ писал Ф. Глинка в стихотворении "Москва". Я люблю у застав переулки Москвы, Разноцветные, узкие, длинные, По углам у заборов обрывки травы, Тротуары и в полдень пустынные... Щетининский переулок, дом 10 с мезонином ­ здесь и разместился Музей Тропинина и московских художников  пушкинской поры. Музей создан на основе дар известного московского коллекционера Феликса Евгеньевича Вишневского.  Экспозиция размещена в доме, построенном в 19 веке и принадлежащем собирателю. В музее собраны и  представлены произведения живописи, графики, декоративно ­ прикладного искусства, посуда, мебель. Предоставим слово группе "языковедов ­ экспертов". ­ Давайте выясним значение, происхождение слов, которые будем использовать сегодня на уроке. Плеяда ­ группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления. Плеяду московских художников пушкинской поры составили: В.А. Тропинин, П.Ф.Соколов, О.А. Кипренский,  В.Л.Боровиковский, П.А.Дубровин, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.И.Гау. Реставрация ­ восстановление произведений искусства (живописи, архитектуры), пострадавших от времени или  переделок. Занимаются реставрацией экспонатов музея ­ реставраторы. Они восстанавливают картины, мебель. Ф.Е. Вишневский, большой любитель старины, подбирал выброшенные  на свалку чёрные иконы, старые картины, книги, расколотую посуду императорских фарфоровых и стеклянных  заводов, отмывал, склеивал, давал им вторую жизнь ­ был мастером на все руки. Но добрую славу он заслужил  как реставратор мебели. Репродукция ­ рисунок, картина, воспроизведённые типографским способом. Прекрасно выполнены  репродукции картин из музея Тропинина во многих книгах об искусстве: "Как рождается музей" Евграфа  Кончина, "В.А. Тропинин" А.М. Амшинской, "Рассказы о русских художниках" А.Б. Иванова, "Москва и  Подмосковье в пейзажах 18­19 веков". Автопортрет ­ это портрет художника, ВЫПОЛНЕННЫЙ ИМ САМИМ. "АВТОПОРТРЕТ" (1844) Василия Андреевича Тропинина открывает прекрасный музей. Интересна история  появления оригинала в этом собрании. Кстати, в Третьяковской галерее есть повторение (авторское)"  Автопортрет" (1846).Акварель ­ водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками. Художников, работающих с такими  красками, называют акварелистами. П.Ф. Соколов, Владимир Иванович Гау. Колорит ­ 1. Гармоническое сочетание красок., создающее определённое единство содержания и формы. 2.  (перен) Совокупность особенностей, характерные черты, своеобразие чего­либо. ­ А сейчас, уважаемые посетители вернисажа, мы проверим, как вы знаете значение слов.(проводится устный  искусствоведческий диктант.(пейзаж, гравюра, портрет, миниатюра, живопись, репродукция, акварель,  вернисаж, фон, натюрморт, эскиз, автопортрет, мольберт, палитра). Предоставим слово группе искусствоведов ­ экспертов. (выступления о жизни и творчестве художников и описание картин ребята готовили самостоятельно, поле  предварительной консультации). Василий Андреевич Тропинин (1780 ­ 1857) стал самым знаменитым московским портретистом, отразившим в  образах современников гармонию и противоречивость московской жизни. Родился в семье крепостного графа  Моркова. Он был крепостным до 1824 года, когда стал известным, получил звание академика портретной  живописи, наконец стал свободным. С того времени жил в Москве, никуда не уезжает. О нём рассказывал К.  Брюллов москвичам "У вас есть свой собственный превосходный художник". Первые работы художника ­ это  опоэтизированные образы украинских девушек ­ поселянок: сначала художник жил на Украине. В ранних  произведениях начинал складываться идеальный для Тропинина тип женского лица. Тропинин любил Москву. Он писал портреты простых граждан и выдающихся москвичей: актёра Щепкина, его  жены, Сергея Сергеевича Кушникова(бывшего адъютанта Суворова), Сергея Михайловича  Голицына(попечителя Московского учебного округа), генерала Туганова и др.Прекрасно выполнена серия  портретов в "халатном жанре", а также портреты А.С. Пушкина, Платона Николаевича Зубова. Картина В. А. Тропинина "Кружевница" (1823). Это произведение было представлено на звание "назначенного в  академики". Публика сразу приняла это полотно, ставшее как бы символом эпохи. Перед нами миловидная девушка, плетущая кружева. Она изображена в тот момент, когда на мгновение  оторвалась от работы и обратила взгляд к зрителю, который оказался вовлечённым в пространство картины. С  любовью и тщательностью выписан натюрморт ­ кружева, коклюшки, ящичек для рукоделия. Ощущаешь такой  покой и уют, созданный Тропининым, убеждаешься в ценности каждого мгновения человеческой жизни. (рассказывая о картине, ученица демонстрирует настоящее кружево, коклюшки, ящичек для рукоделия). Картина "Портрет каменотёса Самсона Ксенофонтовича Суханова" написана в 1823 году. В ней отразились  представления Тропинина о роли и личности художника. Суханов ­ скульптор ­ самоучка, возглавивший в  Петербурге артель каменотёсов. В Москве артель Суханова приняла участие в сооружении постамента  памятника Минину и Пожарскому. В личности Суханова Тропинин нашёл идеальные черты художника ­  труженика, мастера.. На портрете ­ лицо мудрое, вдохновенное, похожее на библейского старца. С любовью  написаны тонкие артистические руки творца ­ каменщика. "Автопортрет" Тропинина. "Автопортрет с кистями и палитрой на фоне Кремля" (1844) заказан был Московским художественным  обществом. Чувствуется программный характер произведения. Это как бы подведение итогов жизни немолодого  художника, находящегося в зените славы. Тропинин утверждает себя как личность, подчёркивая величие своего труда. Автор изобразил себя в рабочем халате с кистями и палитрой ­ атрибутами искусства. У художника  открытое, располагающее лицо человека большой, внутренней силы, оказавшегося способным выполнить своё  предназначение и сохранившего верность искусству. Не случайно он изобразил себя на фоне Кремля (до 1825  года В.А. Тропинин жил на углу улиц Волхонки и Ленивки, неподалёку от храма Христа Спасителя). Пётр Фёдорович Соколов(1791 ­ 1848) ­ мастер камерного акварельного портрета. Его работы представлены в  музее Тропинина. Закончил Академию Художеств в Петербурге по классу исторической живописи, нашёл себя в  жанре портрета. Среди ранних работ значительное место занимают карандашные портреты, восходящие к  альбомным рисункам и утвердившиеся как жанр графического портрета в творчестве Кипренского и  Орловского. Портрет Е.К. Воронцовой(около 1823 года).В технике акварели П.Ф. Соколов достигает вершины своего  творчества. "Портрет Е.К. Воронцовой" ­ шедевр творчества. Её писали многие портретисты, но никто не  изобразил знаменитую красавицу такой очаровательной, женственной. Её лицо, кажущееся горделивымцветком, величественно; спокойный холодный взгляд серо ­ зелёных глаз, исключающий задушевность, лишает  теплоты общения. Художник, моделирующий объёмы лица плотными мазочками, одежду пишет прозрачной  акварелью. Соколов использует в изображении поверхность белой бумаги, создающей воздушный фон при  помощи лёгкой акварельной заливки. Мы восхищаемся совершенством филигранной отделки, изысканностью  тонких цветовых сочетаний. ­ Портрет знакомит нас с одним человеком и вместе с тем вообще углубляет наши представления с личности.  Настоящий портрет обнаруживает связи человека с внешним миром. В чертах лица, фигуре, позе проявляются  тончайшие, порой трудноуловимые приметы души. "Живопись ­ это поэзия, которую видят, а поэзия ­ это живопись, которую слышат", ­ писал великий Леонардо да  Винчи. Дома, ребята, постарайтесь доказать справедливость этого суждения. ­ На нашем вернисаже есть книга отзывов. Просьба в тетрадях написать краткий отзыв о сегодняшнем уроке. ­ На сегодняшнем вернисаже мы увидели довольно разные московские портреты, научились "читать" портрет  как произведение искусства, совершенствовали навыки речевого общения, учились выступать. Процветай же славой вечной, Город храмов и палат! Град срединный, град сердечный, Коренной России град! Звучит тихая классическая музыка. Желающие могут вслух прочесть свои отзывы.

Посмотрите также