Цель данного занятия коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение в поведении, в межличностном общении. были использованы следующие методики: музыкотерапия, пескотерапия, игротерапия, метод психогимнастики. На протяжении всего занятия звучала разная музыка. Дети с интересом выполняли задания.
Конспект психологического занятия
«В гостях у Песочной феи»
для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила: педагогпсихолог Смаглюкова О.В.
Цель
: Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного
возраста, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении.
Задачи:
1. Установление контакта и доверия с детьми;
2. Объединение участников в группу;
3. Снижение психофизического напряжения;
4. Развитие тактильно чувствительности;
5. Актуализация эмоций;
6. Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;
7. Использование расслабляющих упражнений с использованием музыкотерапии.
Оборудование: песочница, ширмазамок, письмо от феи, лавочка маленькая, шапочки –
цветы, салфетки влажные, картон, клей, цветной песок, ноутбук.
Набор игрового материала: коробочки с бросовым материалом: камешки, ракушки,
бусины и др ; постройки; мелкие игрушки – сказочные герои; животные (дикие, домашние).
Ход занятия:
Звучит спокойная, тихая музыка (фоновая музыка). Дети заходят в зал (песок закрыт
ширмой, замок отвёрнут от детей) и подходят к психологу, здороваются.
«Приветствие». Мы сегодня с вами будем здороваться необычным способом.
Поприветствуем друг друга: спинками, плечиками, щёчками, ладошками и т.д. Подарим
улыбку друг другу. К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями
и подарим им улыбки.
Психолог: Ребята мы сегодня с вами отправимся в путешествие (необычное). Послушайте
меня и догадайтесь, где мы можем услышать эти слова?
«Жилибыли…»
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
«В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…»
Догадались….?
Дети: сказка…..
Психолог: Да правильно мы с вами сегодня отправимся в сказку. Эта сказка про
песочную Фею, которая живёт далекодалеко за моремокеаном, в тридевятом царстве, в
тридесятом государстве. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит
детей и очень хочет с вами познакомиться. Ребята, а вы хотите познакомиться с Песочной
феей?
Дети: да…
Психолог: Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всем сердцем верить в чудеса.
У меня для вас есть сюрприз! (Выносит детям мешочек).
Давайте посмотрим, что там внутри! (камешки для каждого ребёнка)
Смотрите здесь камешки, знаете, они волшебные и они помогут нам сегодня отправиться
в волшебную страну. Потрогайте их. Какие они?
Дети: холодные.Психолог: А как вы думаете, кто их сделал такими холодными?
Дети: злой волшебник….
Психолог: Как вы думаете, как их можно согреть?
Дети: предлагают варианты (по очереди) – прижать к сердцу, к щеке….
Психолог: Я знаю волшебные слова, которые помогут нам согреть камни. «Камень,
камень возьми тепло моих рук, жар моего сердца и подари их моему другу». (Все вместе).
Почувствуйте, какой теперь стал камень! Дети: теплый…
Вот видите, мы передали камню часть нашего тепла, и холодный камень стал теплее, как
будто ожил. А как можно помочь человеку, который испытывает какието внутренние
переживания?
Дети: обнять его, поцеловать, улыбнуться…
Психолог: Правильно вы все говорите. Если мы будем дарить друг другу тепло, то
каждый из нас станет веселее и добрее. Ребята, я чувствую, что от волшебного камня вы
стали добрыми и смелыми.
И теперь нам пора отправляться навстречу приключениям.
Ой, ребята скажите, как мы можем попасть в сказку?
Дети: ковёрсамолёт, живая вода, шапка невидимка, сапоги скороходы, скатерть
самобранка, волшебная палочка….
Психолог: Да правильно. (звук ветра) Ребята слышите, это волшебный ветер, он
перенесёт нас в песочную страну. Закрывайте глазки.
(когда дети закроют глаза надо повернуть замок
).
Психолог: Ребята, а где мы оказались? Что вы видите, ребята?
Дети: песочный замок, грустные жители….
Психолог: Как вы думаете всё ли здесь благополучно?
Дети: заколдовали…. Находят конверт.
Психолог: Читает письмо от песочной феи. (приложение)
Ребята, что же делать. Как мы можем помочь жителям песочной страны?
Дети: победить злого волшебника….
Психолог: Ребята, готовы ли вы помочь песочным жителям вернуть красоту песочной
страну?... Спасибо, что вы согласились помочь. (читаю письмо)
Игра «Путешествие по песочной стране». (мы идём гулятьпесня
)
Цель: снять психофизическое напряжение, агрессивность, страхи.
Психолог: Ребята отправляемся дальше в путь. Будьте внимательны. На пути у нас
будут встречаться преграды: лужа, ветка, узенький мостик. А ещё в песочной стране
водятся разные дикие животные, поэтому мы должны держаться вместе и помогать друг
другу в трудных ситуациях.
Психолог: Я слышала, что в таких королевствах живут приведения. Как вы думаете,
какие они?
Дети: добрые и злые…
Психолог: А вы знаете, как выглядят добрые приведение (злые)? Давайте их изобразим.
Игра «Маленькое привидение». (фоновая музыка)
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.Дети сначала изображают злых приведений (кричат, рычат, топают ногами, показывают
злые гримасы), затем добрых приведений (улыбаются, гладят друг друга по голове и т.п.)
Звук сыплющего песка
Психолог: Ребята откуда этот звук? Идут на звук песка и подходят к коробке с песком.
(несколько раз
).
Упражнение «Здравствуй, песок!» (спокойная фоновая музыка шум волн.. )
А вот и песочная страна, где живут друзья песочной феи. Посмотрите. Как здесь пусто и
тоскливо. Один песок. Я слышала, что этот песок не простой, он волшебный. Он может
чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить.
(Дети различными способами дотрагиваются до песка).
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной
ладони. Какой песок?.. (сухой, шершавый, мягкий…..).
Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!».
Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите?.. Плохо слышите, потому что ему
грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.
А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем
другой. А теперь пощекочем двумя руками.
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Вы слышите, как он смеется?...
Давайте его погладим между ладонями.
Возьмите за руки песок крепкокрепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его
возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков.
Играупражнение «Песочные прятки» ( ____)
Психолог: Смотрит в письмо от жителей «Злой волшебник заточил всех песочных
жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко». Давайте вызволим наших друзей из
темницы. (Дети откапывают спрятанные в песке игрушки и складывают на поднос).
Я горжусь вами! Вы так старались!
(пока дети откапывают игрушки надо поставить поднос с цветным песком).
Психолог: Смотрит в письмо, читает следующее задания как победить злого
волшебника….
Упражнение «Победитель злости» ( фоновая музыка).
Музыкальное сопровождение: Э.Григ «В пещере горного короля». (Метод игротерапии:
снятие негативных эмоций и физической агрессии).
Давайте вылепим из песка песочные шары. А теперь подумайте и изобразите лицо злого
волшебника (рисует глаза, нос, рот).
Это злой волшебник. Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого волшебника, не
забывая про волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Дети кулачками,
ладонями, пальцами разрушают песочный шар.
Теперь медленно выравните поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на
песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника?
Я вас поздравляю, мы справились с заданием. Мы победили злость!Психолог: Ребята, теперь нам надо оживить песок (читаю письмо). Как вы думаете, что
нужно всему живому (людям, растениям, животным, птицам) для жизни?
Дети: вода…
Психолог: Конечно, вода. Давайте позовем дождик, который поможет нам все оживить,
ведь у дождика все капли – волшебные.
Игра «Дождь». (звук дождя)
Цель: развить чувство эмпатии.
(Дети встают в круг друг за другом. Руки кладут друг другу на спины.)
Психолог: Начинается сильный дождь. Крупные капли дождя падают на спинки (дети
начинают энергично стучать пальчиками рук по спинам впереди стоящих детей), затем
дождь стал стихать, (движения детей становятся более спокойными).
Дождь перестал идти, но капли остались на кончиках пальцев (детям предлагается
стряхнуть кисти рук). Выглянуло солнышко.
Мы победили злость, вызывали дождик, но так и не вернули красоту и радость жителям.
Как мы можем это сделать? В письме про это ничего нет.
Дети: построить занова……
Психолог: Да, теперь все в ваших руках. Давайте построим новую страну. (Дети
расставляют игрушки). («маленькая страна» Королёва Н. ).
А как еще можно украсить песочную страну? P.S.: напомнить слова из письма (были
зеленые леса, красивые цветы…).
Дети: посадить цветы….
Психолог: Замечательно, а давайте нарисуем цветы. ( спокойная фоновая музыка)
(Дети рассаживаются за столы. По контуру обводят клеем рисунок. Внимательно ведем
клеем только по нарисованным линиям. Теперь откроем коробочку, достанем цветной песок
и засипим им весь лист. Давайте скажем: «Крибле – крабле – бумс!». Ссыпайте песок с
картинки).
(пока рисуют надо поменять эмоции на замке, разложить шапочкицветы, убрать
тёмный песок).
Посмотрите какие у вас получились цветы, давайте посадим их в песок.
Ребята посмотрите вокруг, что изменилось?
Дети: грустные жители стали веселыми, появились цветы, песок стал зеленым.
Психолог: Песочная страна ожила! Посмотрите, как светятся у них глазки, они
улыбаются вам! (включить светостол) И вы улыбнитесь им в ответ. Ребята, что же с
этими цветами можно делать?
Дети: поиграть….
Игра – релаксация «Солнечный зайчик» (_____ )
Звучит спокойная музыка.
(Метод психогимнастики: расслабление мышц лица, рук и ног, физическое и
эмоционально расслабление и успокоение).
Сядьте удобно, повернитесь друг к другу лицом.На сказочной лужайке в солнечный день, где распустилось много цветов…. Солнышко
согревало головки цветочков, грели листочки в его лучах. Дети вытягивают ладони.
Психолог их поглаживает. Вдруг на полянке появился солнечный зайчик. Он очень любит
играть с цветами.
Теперь мои цветочки, представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза.
Закройте их. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на щечках, на подбородке.
Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Вот он прыгнул вам на голову, шею, животик,
руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он любит и
ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.
А теперь соедините ладошки, вы чувствуйте, как от него согреваются ваши пальчики?..
Посмотрите. Он сидит на плече у Вити! Погладьте его и там.
Цветочки потянулись к солнышку, улыбнулись и встали.
Психолог: Ну что ребята вы помогли спасти песочную страну от злого волшебника.
Но, нам пришла пора прощаться с нашими чудесными песочными друзьями и
возвращаться обратно в детский сад.
Психолог: ( звук ветра ) Дети, закройте глаза, расслабьтесь.
Нас ветер понесёт обратно в детский сад.
(убрать замок, закрыть песок ширмой)
Дети открывают глаза.
Вот мы вернулись в детский сад.
Ритуал прощания: дети берутся за руки и говорят хором «досвидания».
Форма круга создаёт ощущение целостности, придаёт гармонию отношениям.
До свидания!
Звучит музыка Ш. Каллош «В каждом маленьком ребенке» из м/ф «Обезьянки, вперед!»ПИСЬМО
Здравствуйте дорогие ребята, я приглашала вас в гости, чтобы с
вами познакомиться. Но у нас случилась беда.
Наша песочная страна была самая прекрасная. Здесь были
зеленые леса, красивые цветы, голубые озёра и солнечные города.
Жители этой страны были очень счастливы, потомуто им никто
ничего не запрещал. Они могли, есть конфеты, кататься на
каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными
животными, птицами и цветами, дружить с гномами, петь и
танцевать.
Но злой волшебник уничтожил все в песочной стране, спрятал
всех жителей. И стала песочная страна темной и безжизненной.
Я и все жители песочной страны просим вас помочь нам. Злой
волшебник забрал все наши волшебные силы.
В этом письме мы расскажем вам, как победить злого
волшебника.
Удачи.
Песочные жители рассказывают как победить злодея:
Игра «Путешествие по песочной стране».
Ребята будьте внимательны, у вас на пути будут встречаться
разные преграды: лужи, мостик, ветки…. А ещё в песочной стране
водятся разные дикие животные, поэтому мы должны держаться
вместе и помогать друг другу в трудных ситуациях.
Игра «Маленькое привидение».
«Здравствуй, песок!», развеселить песок….
«Песочные прятки»
Ребята злой волшебник заточил всех песочных жителей в
темницу. Нам здесь темно, холодно, одиноко.
(ищут в песке)
Упражнение «Победитель злости»
Злого волшебника вы сможете победить, если будетеиспользовать необычный песок. Ребята как выглядит необычный
песок?
Используйте следующее заклинание: «Прогоняем злость,
приглашаем радость».
Игра: «Дождь» Ребята, теперь надо оживить песок…
(Я говорю: что нужно всему живому для жизни) – Вода.
Музыкальное сопровождение: Чайковский П.И. Балет «Щелкунчик» «Танец феи Драже».
(Использование метода музыкотерапии для снятия физического и эмоционального
напряжения, формирование устойчивого бодрого настроения и здорового
эмоционального возбуждения).Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Ромашка»
Конспект психологического занятия
«В гостях у Песочной феи»
для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила педагогпсихолог
Смаглюкова О.В.2016 год