Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: продолжить работу над «Сказкой о жабе и розе» В. М. Гаршина; помочь обучающимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания; научить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни; формировать понятия: счастье, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота; продолжить развитие логического мышления на основе отработки логических операций: анализа (при характеристике главных героев), синтеза, обобщения (что собой олицетворяет каждый главный герой в этом произведении), сопоставления (чем похожи жизни розы и мальчика), установления причинно-следственных связей
У р о к и 51–52. В. М. ГАРШИН «СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ». Текст – описание в содержании
художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения.
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: продолжить работу над «Сказкой о жабе и розе» В. М. Гаршина; помочь
обучающимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания; научить видеть прекрасное,
сделать прекрасное частицей своей жизни; формировать понятия: счастье, смысл жизни, способность к
самоотдаче, добро, зло, красота; продолжить развитие логического мышления на основе отработки логических
операций: анализа (при характеристике главных героев), синтеза, обобщения (что собой олицетворяет каждый
главный герой в этом произведении), сопоставления (чем похожи жизни розы и мальчика), установления
причинноследственных связей
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Предметные:
п о з н а к о м я т с я с понятиями
«счастье», «смысл жизни»,
«способность к самоотдаче», «добро»,
«зло», «красота»;
н а у ч а т с я : слушать и уважать
мнение своих товарищей, давать
оценку собственной деятельности,
находить изобразительные средства
языка (сравнение, олицетворение),
способствовать развитию творческой
активности, воспитывать любовь к
чтению
Метапредметные:
Познавательные: сравнивать мотивы поступков
героев из одного литературного произведения,
выявлять особенности их поведения в зависимости
от мотива.
Регулятивные: формулировать учебную задачу
урока, принимать ее, сохранять на протяжении
всего урока, периодически сверяя свои учебные
действия с заданной задачей.
Коммуникативные: руководствоваться
выработанными критериями при оценке поступков
литературных героев и своего собственного
поведения
Личностные:
оценивать
поступки героев
произведения и
свои собственные
под руководством
учителя с точки
зрения моральных
ценностей
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока Содержание деятельности учителя
I.
Актуализа
ция
опорных
знаний.
Проверка
домашнего
задания
Проверяет домашнее задание.
Проводит беседу о проделанной
работе.
– С творчеством какого писателя мы
познакомились на прошлом уроке? Как
называется его произведение?
– Дома вам надо было изобразить
главных героев. Какими вы их себе
представляете? Давайте посмотрим, как
вы справились с этим заданием.
Учитель обращается к рисункам
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о выполненной дома
работе. Читают характеристики
розы и жабы, которые выписали из
прочитанной ими части произведения.
Затем несколько человек
выразительно читают отрывок из
сказки, подготовленный дома.
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
Выделять
существенную
информацию
из текста.
Выдвигать
гипотезу и
обосновывать
ее.
Осуществлять
актуализацию
личного
1Этап урока Содержание деятельности учителя
учащихся.
– Почему вы изобразили розу именно
такой.
– Какие краски вы использовали для
своих рисунков?
– Вы брали светлые тона. А теперь
посмотрите на жабу. Почему вы
изобразили ее такой?
– Какие краски использовали?
– То есть для своих рисунков вы брали
темные тона.
– Какие слова использует автор для
описания розы, жабы?
– Что говорила жаба, когда подбиралась
к розе? – Почему мальчик не выходил в
сад?
– Какие звуки издавал ежик?
Задает вопросы. Комментирует
ответы, предлагает сформулировать
цель урока.
– Прочитайте тему урока. Определите
цели урока, используя опорные слова.
– Сегодня на уроке нам с вами
предстоит выяснить, что собой
олицетворяет роза в этом произведении,
а что жаба.
– Какие отношения сложились между
героями в этом произведении?
– Скажите, пожалуйста, чем же
закончилась история? Что вы думаете об
этом? Обратите внимание на заглавие
этого произведения – «Сказка о жабе и
розе». Почему?
– Я предлагаю сегодня ответить на этот
вопрос и постараться разгадать загадки
писателя Гаршина. Какие вопросы к
сегодняшнему уроку вы могли бы
поставить?
Организует анализ произведения.
– Найдите в тексте и прочитайте, где
жила роза.
– Какие условия необходимы для жизни
розы?
II.
Сообщени
е темы
урока.
Определе
ние целей
урока
III.
Анализ
сказки
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
жизненного
опыта
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
– Потому что она красивая, добрая,
нежная, прекрасная.
– Розовую, алую, желтую.
– Потому что она страшная, гадкая,
безобразная.
– Черную, серую, темнозеленую,
коричневую
Обсуждают тему урока. Отвечают
на вопросы учителя, формулируют
цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи чтения и
составляют план чтения.
Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть,
А роза – милое создание,
Она сотворена любить.
Задача нашего урока –
Добро и зло разоблачить.
Учащиеся затрудняются дать ответ.
– Узнать, почему такой финал.
– Зачем в произведении дети?
– Разгадать загадку заголовка
Принимать и
сохранять
учебную цель
и задачу.
Анализироват
ь, находить
общее и
различия,
делать
выводы.
Осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание
в устной
форме
Выполняют выборочное чтение.
Отвечают на вопросы учителя.
– Свет, тепло, солнце, яркое небо,
бабочки летают, соловей поет.
– Темные, сырые, жила внизу, между
Осуществлять
анализ
произведения.
Осознанно и
произвольно
2Этап урока Содержание деятельности учителя
– А теперь найдите и прочитайте, где
жила жаба.
– Какие места для своей жизни выбирала
она?
– Найдите в тексте описание розы.
Прочитайте его.
– Назовите слова, которые использует
автор для описания розы.
– А теперь найдите описание жабы.
– Какие слова использует автор для
описания жабы?
– Что олицетворяет в этом произведении
роза? Почему? Докажите. Что
олицетворяет жаба? Почему? Докажите.
– Расскажите, как произошла первая
встреча жабы и розы. Какая у жабы была
цель?
– Как жаба добивалась поставленной
цели?
– Какие чувства испытывала роза в этот
момент? Подтвердите словами текста.
– А какие чувства испытывала жаба?
Подтвердите словами текста.
– Найдите в тексте и прочитайте, как
встретились герои во второй раз. Что в
этот момент почувствовала роза?
Почему?
– А как вела себя жаба? Что ею двигало?
– Злость, которую испытывала жаба, не
могла остановить это животное, хотя ей
было и больно. Она чувствовала, что
победа близка, что ненавистный ей
цветок будет уничтожен. Кто же спас
розу?
– Прочитайте, как она это сделала.
– Почему автор не позволил жабе
погубить розу? Что олицетворяет в этом
произведении роза? а жаба? Что
происходит в сказках между добром и
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
корнями
куста.
– Нежная, роскошная, прекрасная,
добрая.
– Жирная, страшная, старая,
безобразная, бородавчатая.
– Роза олицетворяет добро.
– Жаба олицетворяет зло.
– Жаба хотела уничтожить розу.
– Она все лезла и лезла вверх, цепляясь
за ветки куста. Ей было трудно это
делать, так как она могла ползать и
прыгать только по ровному месту. Она
делала усилие над собой, он все равно
ползла, при этом злобное животное
постоянно смотрело на цветок.
– Страх, ужас, беспокойство.
– Злость, ненависть.
– Страх, ужас, шок испытала, она
пожалела о том, что не может сорваться
и улететь, как птицы, насекомые. Роза
поняла, что погибает.
– Она храбро лезла вверх, не жалея ни
лапок, ни брюха. Злоба.
– Сестра мальчика.
– Роза хотела распуститься, чтобы
радовать
других.
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
строить
речевое
высказывание
в устной
форме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовыват
ь усилия по
решению
учебной
задачи.
Договаривать
ся и
приходить к
общему
мнению при
работе в паре.
Строить
понятные для
собеседника
высказывания
.
Аргументиро
вать свою
точку зрения.
Осуществлять
анализ с
целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Уметь
слушать в
соответствии
с целевой
установкой.
Принимать и
сохранять
учебную цель
и задачу
3Этап урока Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
злом?
– Что было самым главным в жизни
розы? Для
чего?
– А долго ли радует роза других?
Докажите
текстом.
– Итак, какая же цель у розы была в
жизни?
– А как относилась к жизни жаба? Какое
у нее было желание? Для кого она жила?
– Но ведь в этом произведении помимо
жабы и розы есть еще один главный
герой. Кто это?
– Каким вы себе его представляете?
Найдите в тексте строки, в которых
автор описывает встречу мальчика с
ежом. Прочитайте этот отрывок
шепотом.
– Как описывает Гаршин этого
мальчика?
– А как вы думаете, к кому из наших
героев ближе мальчик? Почему?
Докажите.
– Встретились ли мальчик и роза?
Расскажите, как произошла эта встреча.
Какие слова мальчик сказал, умирая? А
почему мальчик так сказал?
– А как роза закончила свою жизнь?
– «Маленькая слезинка упала с ее щеки
на цветок, и это было самым лучшим
происшествием в жизни розы». Почему
же эта слезинка оказалась самым
лучшим происшествием в жизни розы?
Организует перечитывание текста
сказки с предварительным заданием.
– В произведении несколько сюжетных
линий, и они тесно переплетаются.
Давайте разберемся в них. Есть четыре
действующих лица. Какие связи
IV.
Анализ
произведе
ния
– Роза хотела радовать других и
приносить счастье всем.
– Жаба жила только для себя. У нее
было желание поесть.
– В сказке есть герой – мальчик. Он
худой, бледный, сильно болеет.
– Бледный, кроткий, худой, его не
боялись даже маленькие звери. Они
понимали, что он не сделает им ничего
плохого.
– К розе.
– Последние слова мальчика: «Ах, как
хорошо!». Роза принесла ему радость в
последний момент его жизни,
спокойствие, умиротворение.
– Ее поставили в отдельном бокале к
гробу мальчика, потом сестра
переставила ее на стол и поцеловала,
когда ставила.
– Роза поняла, что не зря распустилась,
так как она в последние минуты жизни
принесла мальчику радость
Перечитывают текст произведения.
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают предположения.
Осуществлять
анализ
объектов с
опорой на
визуализацию,
выделять
4Этап урока Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
образуются между ними в ходе сюжета?
– Почему финал произведения именно
такой, как бы мы могли расставить
стрелки, если автор написал иначе?
– Вспомните, что Гаршин сравнивал розу
с человеком, может быть, это ключ к
разгадке существования символов в
творчестве писателя.
– Я предлагаю вам подумать над тем,
что спрятал автор под символами «роза»
и «жаба» и чему учат символы.
– А жаба – она плохая или хорошая?
– Я хочу вам напомнить о том, что у
Гаршина жаба – символ. А вспомните
жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса
Заходера. Какая она?
Объясняет домашнее задание.
Составить короткое устное сочинение:
«Несколько слов в защиту жабы»
Оценка результатов выполнения
заданий на уроке, в том числе и
чтения. Организация подведения
итогов урока обучающимися.
Учитель предлагает оценить работу
на уроке. Проводит беседу по
вопросам:
– Что нового узнали на уроке?
– Чему вас научил сегодняшний урок?
– Изменилось чтото в вас, ваших душах,
сердцах после нашего урока?
V.
Домашнее
задание
VI. Итог
урока.
Рефлекси
я
– Люди, которые делают добро, –
прекрасны, жадные и ленивые –
отвратительны, их никто не любит.
Приноси добро и радость другим, и о
тебе будут помнить.
– В этом произведении жаба, конечно,
несет зло и представляет собой
жадность. Значит, плохая.
– Она добрая и полезная, потому что
помогала растениям в саду.
Надо смотреть по делам. Добрые дела –
доброе мнение. В природе жаба полезна
Внимательно слушают, задают
уточняющие вопросы
Отвечают на вопросы. Определяют
свое эмоциональное состояние на
уроке. Проводят самооценку,
рефлексию
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
последовател
ьность
развития
сюжета.
Адекватно
использовать
речевые
средства для
решения
различных
коммуникати
вных задач
Сохранять
учебные
задачи
Осуществлять
самоконтроль
учебной
деятельности
5