"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка")
Оценка 4.6

"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка")

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
29.03.2018
"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка")
"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка") Тип урока: комбинированный. Форма: урок-размышление. Класс: 8. Цели урока: • Образовательная: вызвать интерес к творческому наследию Ю.Друниной; анализируя текст, понять, каково женское восприятие войны на примере стихотворения Ю.Друниной «Зинка». • Развивающая: способствовать развитию образного и критического мышления, развитию коммуникативных способностей, метапредметных компетенций. • Воспитательная: воспитывать трепетное, благоговейное отношение к женщине. Оборудование: проектор, компьютер, экран; презентация с использованием музыки «Аве, Мария» Ф.Шуберта; песни «Вставай, страна огромная» (муз. А.Александров, слова В.Лебедев-Кумач); репродукций: Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Икона Владимирской Богоматери, Леонардо да Винчи «Мона Лиза», К.Брюллов «Всадница», фотографий: девушка, женщина-мать с ребенком; фотографии женщин на войне; карточки с заданиями для групп, цветные фломастеры.
В мир приходит женщина, чтобы.doc
"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка") Тип урока: комбинированный. Форма: урок­размышление. Класс: 8. Цели урока:  Образовательная: вызвать интерес к творческому наследию Ю.Друниной; анализируя текст, понять,  каково женское восприятие войны на примере стихотворения Ю.Друниной «Зинка». Развивающая: способствовать развитию образного и критического мышления, развитию  коммуникативных способностей, метапредметных компетенций. Воспитательная: воспитывать трепетное, благоговейное отношение к женщине.   Оборудование: проектор, компьютер, экран; презентация с использованием музыки «Аве, Мария» Ф.Шуберта;  песни «Вставай, страна огромная» (муз. А.Александров, слова В.Лебедев­Кумач); репродукций: Рафаэль  «Сикстинская Мадонна», Икона Владимирской Богоматери, Леонардо да Винчи «Мона Лиза», К.Брюллов  «Всадница», фотографий: девушка, женщина­мать с ребенком; фотографии женщин на войне; карточки с  заданиями для групп, цветные фломастеры. Я порою себя ощущаю связной  Между теми, кто жив  И кто отнят войной.  Я – связная.  Пусть грохот сражения стих:  Донесеньем из боя  Остался мой стих…  (Юлия Друнина) ХОД УРОКА I. Стадия вызова. Активизация мыслительной деятельности. Подготовка к восприятию нового материала 1. На экране – заставка­интрига «В мир приходит женщина, чтобы…» На фоне музыки «Аве, Мария» Ф.Шуберта, мультимедийной презентации, в которой репродукции известных картин с изображением женщин и  современные фото женщин, звучит стихотворение в исполнении учителя. (1 слайд­шоу) Учитель: В мир приходит женщина, Чтоб свечу зажечь. В мир приходит женщина, Чтоб очаг беречь. В мир приходит женщина. Чтоб любимой быть. В мир приходит женщина, Чтоб детей родить. В мир приходит женщина, Чтобы цветком цвести. В мир приходит женщина, Чтобы мир спасти. Женщина.. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, композиторы. Лик женщины…Есть в нем  что­то возвышенное: одухотворенный лик Богоматери, лик красоты, счастливый материнский лик… 2. Составление кластеров. Ассоциативные ряды – Давайте подберем ассоциации к слову «Женщина». Составление кластера (мать, любовь, красота, дом) – Посмотрите на плакат (слайд «Родина­мать зовет»). Здесь тоже изображена женщина. Где же лик  одухотворенности, нежности?  – Кто знает, в какое время появился этот плакат? (В первые дни Великой Отечественной войны). Учитель: (2 слайд­шоу). Звучит песня «Вставай, страна огромная…»(под музыку песни). В годы Великой  Отечественной войны женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала, но и стреляла  из «снайперки», подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”, сражалась с врагом в небе. Всего за годы  войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин. 3. Формулировка учащимися темы и цели урока – Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О женщине на войне). Учитель: Тема сегодняшнего урока «У войны не женское лицо» (запись на доске). – Теперь давайте подберем ассоциации к слову «война». Составление кластера (кровь, смерть, взрывы). – Сформулируйте цель урока, о чем мы будем размышлять? (Женщина и война – несовместимы). II. Стадия осмысления. Чтение и анализ стихотворения 1. Учитель: Наверное, вы уже слышали это выражение «У войны не женское лицо». Это истина. Сегодня нам  предстоит поиск этой истинывстихотворении поэтессы Юлии Друниной, которая 17­летней выпускницей одной  из московских школ, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт. (слайд) Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Ее позиция, ее женский взгляд на войну выразились в строчках: Кто сказал, что на войне не страшно,  Тот ничего не знает о войне. Эпиграфом к уроку станут слова Ю.Друниной (слайд) Я порою себя ощущаю связной  Между теми, кто жив И кто отнят войной.  Я – связная.  Пусть грохот сражения стих:  Донесеньем из боя  Остался мой стих… Сегодня мы познакомимся с одним таким «посланием с войны» – стихотворением «Зинка». 2. Прогнозирование по названию – Попытайтесь предположить, почему стихотворение называется именно так: «Зинка» (не «Зина», не  «Зинаида»). Какой будет героиня? Заполнение таблицы. После знакомства со стихотворением соотнесем ваши предположения с фактами. 3. Чтение наизусть стихотворения учителем. 4. Беседа. – Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? – Прочитайте, кому посвящено это стихотворение? (З.Самсонова – ровесница Ю.Друниной, тоже добровольно  ушедшая на фронт. 86 советским женщинам присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Одной из них  была З.Самсонова, геройски погибшая в 1944 году). – На сколько частей поделила Ю.Друнина стихотворение и почему?  – Сравним 1 и 3 часть. Что заметили в их построении? (Слова почти одинаковые, повторяются, но если 1 часть  построена в форме диалога, то 3 – монолога, обращённого к погибшей подруге и самой себе). Словарная работа. Учитель: Тема нашего урока «У войны не женское лицо». Лицо, лик. Эти слова очень похожи. Каковы значения  этих слов в словаре В.И.Даля? ЛИК – лицо, облик, образ; изображение лица на иконах.  ЛИЦО – в возвышенном знач. Лик; передняя часть головы человека; облик; особа, человек. («Толковый словарь  живого великорусского языка» В.И.Даля). Значит, лик – это высокое, прекрасное женское начало. Совместимо ли слово «лик» со словом «война»?  – Обратимся к стихотворению. В каких частях стихотворения мы видим преимущественно «лик женщины»? (в 1 и  3 частях).  – А в какой части – страшное «лицо войны»? (во 2). Несмотря на то что автор делит стихотворение на 3 части, по сути оно состоит из 2 частей.  Наша задача – понять, чем отличаются эти 2 части по эмоциональной окраске, образам, каково женское  восприятие войны? 5. Работа в группах. Для этого продолжим работу со стихотворением в группах. 1 группа. Задание по 1 и 3 части стихотворения .  Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке презентации вы сопроводили бы эти части  стихотворения и почему?  Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звуков [л], [э]?  Как называется этот прием? Мы легли у разбитой ели, Ждём, когда же начнёт светлеть. Под шинелью вдвоём теплее На продрогшей, гнилой земле.  По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лик женщины»? Какой у вас получился образ женщины? (изобразите в виде схемы, используя разные цвета фломастеров). 2 группа. Задание по 2 части стихотворения.  Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке презентации вы сопроводили бы 2 часть  стихотворения и почему?  Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звука [р]? Как  называется этот прием? Зинка нас повела в атаку, Мы пробились по чёрной ржи, По воронкам и буеракам,  Через смертные рубежи.  По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лицо войны»? Какое оно у вас получилось?  (изобразите в виде схемы, используя разные цвета фломастеров). 6. Выступление групп. Подведение итогов – С каким подобранными вами в начале урока ассоциациями к слову «война» можно соотнести стихотворение?  (смерть, боль) – С какими ассоциациями к слову «женщина» можно отнести стихотворение? (мать, дом, красота, светлокосый).  – Совместимы ли эти слова: женщина и война? Нет. Учитель: Мы познакомились с женским видением войны в этом стихотворении: страшное, трагичное, чудовищное лицо войны – некрасивое, не одухотворенное, как лик женщины. – Как вы думаете, смогли мы доказать, что «У войны не женское лицо»?  – Да, это сочетание противоестественное. Но ведь было что­то, что привело женщину, призванную дарить  жизнь, на войну, где отнимают эту жизнь? – Почему же Зинка, другие такие же девчата, всеми правдами и неправдами прибавляли себе лишний год, чтобы пойти добровольцем на фронт; вели в атаку, спасали от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью; не  думая о себе. Они убивали, ведь это война.. Они, для которых предназначена природой роль матери, дарящей жизнь, выбрали роль «светлокосого солдата», призванного убивать, погибать самой?! (Они встали на защиту  Родины – матери, на защиту самой жизни ради будущих поколений. Суровая необходимость их мобилизовала.  Они сделали свой нравственный выбор. В трудное для страны время они заняли собственную позицию, проявив  волю и силу). (Слайд). Согласно «Словарю по этике», жизненная позиция – это принцип поведения, точка зрения личности на  свое место и роль в общественной жизни. Значит, роль определяется жизненной позицией.  – Какова жизненная позиция Зинки, Юльки, женщин, взявших в руки оружие? (позиция патриота, гражданина). Именно поэтому они выбрали роль солдата, защитника, выстояли в тылу, в оккупации. И они сделали все, чтобы  приблизить победу.  Такая позиция была и у Ю.Друниной: (слайд) «потому что имя ближе, чем Россия, не могла сыскать». III. Рефлексия – Итогом наших размышлений по теме урока станет составление синквейна к слову «Зинка». Чтение синквейнов.  – Вернемся к вашим «предположениям» по названию стихотворения. Совпали ли они? (Горячее послание  Ю.Друниной нам, будущим поколениям, – это реквием по несостоявшейся жизни). Заключительное слово учителя под музыку «Аве, Мария» (Слайд) Все дальше от нас эта война. В этом году мы отметили 65­летие со дня Великой Победы. Вглядитесь в  эти лица. Это они, ТОГДА 17­летние, «светлокосые солдаты» в сырых шинелях войны. Поколение 21 века узнает о войне из фильмов, рассказов участников и главное – из книг. Литература  возвращает к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем. В память о нашем уроке я хочу оставить вам буклет, в котором список книг о войне, эпиграфом к нему я взяла  слова Ю.Друниной. Среди авторов – и женские имена: Ольга Берггольц, Маргарита Алигер, Анна Ахматова,  Светлана Алексиевич, повесть которой так и называется « У войны не женское лицо».  Читайте, этого забыть нельзя. Это наша память. Спасибо вам, ребята, за участие в уроке.

"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка")

"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка")

"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка")

"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка")

"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка")

"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка")

"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка")

"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018