"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка")

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка") Тип урока: комбинированный. Форма: урок-размышление. Класс: 8. Цели урока: • Образовательная: вызвать интерес к творческому наследию Ю.Друниной; анализируя текст, понять, каково женское восприятие войны на примере стихотворения Ю.Друниной «Зинка». • Развивающая: способствовать развитию образного и критического мышления, развитию коммуникативных способностей, метапредметных компетенций. • Воспитательная: воспитывать трепетное, благоговейное отношение к женщине. Оборудование: проектор, компьютер, экран; презентация с использованием музыки «Аве, Мария» Ф.Шуберта; песни «Вставай, страна огромная» (муз. А.Александров, слова В.Лебедев-Кумач); репродукций: Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Икона Владимирской Богоматери, Леонардо да Винчи «Мона Лиза», К.Брюллов «Всадница», фотографий: девушка, женщина-мать с ребенком; фотографии женщин на войне; карточки с заданиями для групп, цветные фломастеры.
Иконка файла материала В мир приходит женщина, чтобы.doc
"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка") Тип урока: комбинированный. Форма: урок­размышление. Класс: 8. Цели урока:  Образовательная: вызвать интерес к творческому наследию Ю.Друниной; анализируя текст, понять,  каково женское восприятие войны на примере стихотворения Ю.Друниной «Зинка». Развивающая: способствовать развитию образного и критического мышления, развитию  коммуникативных способностей, метапредметных компетенций. Воспитательная: воспитывать трепетное, благоговейное отношение к женщине.   Оборудование: проектор, компьютер, экран; презентация с использованием музыки «Аве, Мария» Ф.Шуберта;  песни «Вставай, страна огромная» (муз. А.Александров, слова В.Лебедев­Кумач); репродукций: Рафаэль  «Сикстинская Мадонна», Икона Владимирской Богоматери, Леонардо да Винчи «Мона Лиза», К.Брюллов  «Всадница», фотографий: девушка, женщина­мать с ребенком; фотографии женщин на войне; карточки с  заданиями для групп, цветные фломастеры. Я порою себя ощущаю связной  Между теми, кто жив  И кто отнят войной.  Я – связная.  Пусть грохот сражения стих:  Донесеньем из боя  Остался мой стих…  (Юлия Друнина) ХОД УРОКА I. Стадия вызова. Активизация мыслительной деятельности. Подготовка к восприятию нового материала 1. На экране – заставка­интрига «В мир приходит женщина, чтобы…» На фоне музыки «Аве, Мария» Ф.Шуберта, мультимедийной презентации, в которой репродукции известных картин с изображением женщин и  современные фото женщин, звучит стихотворение в исполнении учителя. (1 слайд­шоу) Учитель: В мир приходит женщина, Чтоб свечу зажечь. В мир приходит женщина, Чтоб очаг беречь. В мир приходит женщина. Чтоб любимой быть. В мир приходит женщина, Чтоб детей родить. В мир приходит женщина, Чтобы цветком цвести. В мир приходит женщина, Чтобы мир спасти. Женщина.. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, композиторы. Лик женщины…Есть в нем  что­то возвышенное: одухотворенный лик Богоматери, лик красоты, счастливый материнский лик…2. Составление кластеров. Ассоциативные ряды – Давайте подберем ассоциации к слову «Женщина». Составление кластера (мать, любовь, красота, дом) – Посмотрите на плакат (слайд «Родина­мать зовет»). Здесь тоже изображена женщина. Где же лик  одухотворенности, нежности?  – Кто знает, в какое время появился этот плакат? (В первые дни Великой Отечественной войны). Учитель: (2 слайд­шоу). Звучит песня «Вставай, страна огромная…»(под музыку песни). В годы Великой  Отечественной войны женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала, но и стреляла  из «снайперки», подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”, сражалась с врагом в небе. Всего за годы  войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин. 3. Формулировка учащимися темы и цели урока – Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О женщине на войне). Учитель: Тема сегодняшнего урока «У войны не женское лицо» (запись на доске). – Теперь давайте подберем ассоциации к слову «война». Составление кластера (кровь, смерть, взрывы). – Сформулируйте цель урока, о чем мы будем размышлять? (Женщина и война – несовместимы). II. Стадия осмысления. Чтение и анализ стихотворения 1. Учитель: Наверное, вы уже слышали это выражение «У войны не женское лицо». Это истина. Сегодня нам  предстоит поиск этой истинывстихотворении поэтессы Юлии Друниной, которая 17­летней выпускницей одной  из московских школ, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт. (слайд) Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Ее позиция, ее женский взгляд на войну выразились в строчках: Кто сказал, что на войне не страшно,  Тот ничего не знает о войне. Эпиграфом к уроку станут слова Ю.Друниной (слайд) Я порою себя ощущаю связной  Между теми, кто жив И кто отнят войной.  Я – связная.  Пусть грохот сражения стих:  Донесеньем из боя  Остался мой стих… Сегодня мы познакомимся с одним таким «посланием с войны» – стихотворением «Зинка». 2. Прогнозирование по названию – Попытайтесь предположить, почему стихотворение называется именно так: «Зинка» (не «Зина», не  «Зинаида»). Какой будет героиня? Заполнение таблицы. После знакомства со стихотворением соотнесем ваши предположения с фактами. 3. Чтение наизусть стихотворения учителем. 4. Беседа. – Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? – Прочитайте, кому посвящено это стихотворение? (З.Самсонова – ровесница Ю.Друниной, тоже добровольно  ушедшая на фронт. 86 советским женщинам присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Одной из них  была З.Самсонова, геройски погибшая в 1944 году). – На сколько частей поделила Ю.Друнина стихотворение и почему?  – Сравним 1 и 3 часть. Что заметили в их построении? (Слова почти одинаковые, повторяются, но если 1 часть  построена в форме диалога, то 3 – монолога, обращённого к погибшей подруге и самой себе). Словарная работа.Учитель: Тема нашего урока «У войны не женское лицо». Лицо, лик. Эти слова очень похожи. Каковы значения  этих слов в словаре В.И.Даля? ЛИК – лицо, облик, образ; изображение лица на иконах.  ЛИЦО – в возвышенном знач. Лик; передняя часть головы человека; облик; особа, человек. («Толковый словарь  живого великорусского языка» В.И.Даля). Значит, лик – это высокое, прекрасное женское начало. Совместимо ли слово «лик» со словом «война»?  – Обратимся к стихотворению. В каких частях стихотворения мы видим преимущественно «лик женщины»? (в 1 и  3 частях).  – А в какой части – страшное «лицо войны»? (во 2). Несмотря на то что автор делит стихотворение на 3 части, по сути оно состоит из 2 частей.  Наша задача – понять, чем отличаются эти 2 части по эмоциональной окраске, образам, каково женское  восприятие войны? 5. Работа в группах. Для этого продолжим работу со стихотворением в группах. 1 группа. Задание по 1 и 3 части стихотворения .  Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке презентации вы сопроводили бы эти части  стихотворения и почему?  Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звуков [л], [э]?  Как называется этот прием? Мы легли у разбитой ели, Ждём, когда же начнёт светлеть. Под шинелью вдвоём теплее На продрогшей, гнилой земле.  По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лик женщины»? Какой у вас получился образ женщины? (изобразите в виде схемы, используя разные цвета фломастеров). 2 группа. Задание по 2 части стихотворения.  Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке презентации вы сопроводили бы 2 часть  стихотворения и почему?  Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звука [р]? Как  называется этот прием? Зинка нас повела в атаку, Мы пробились по чёрной ржи, По воронкам и буеракам,  Через смертные рубежи.  По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лицо войны»? Какое оно у вас получилось?  (изобразите в виде схемы, используя разные цвета фломастеров). 6. Выступление групп. Подведение итогов – С каким подобранными вами в начале урока ассоциациями к слову «война» можно соотнести стихотворение?  (смерть, боль) – С какими ассоциациями к слову «женщина» можно отнести стихотворение? (мать, дом, красота, светлокосый).  – Совместимы ли эти слова: женщина и война? Нет. Учитель: Мы познакомились с женским видением войны в этом стихотворении: страшное, трагичное, чудовищное лицо войны – некрасивое, не одухотворенное, как лик женщины. – Как вы думаете, смогли мы доказать, что «У войны не женское лицо»?  – Да, это сочетание противоестественное. Но ведь было что­то, что привело женщину, призванную дарить  жизнь, на войну, где отнимают эту жизнь? – Почему же Зинка, другие такие же девчата, всеми правдами и неправдами прибавляли себе лишний год, чтобы пойти добровольцем на фронт; вели в атаку, спасали от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью; не  думая о себе. Они убивали, ведь это война.. Они, для которых предназначена природой роль матери, дарящейжизнь, выбрали роль «светлокосого солдата», призванного убивать, погибать самой?! (Они встали на защиту  Родины – матери, на защиту самой жизни ради будущих поколений. Суровая необходимость их мобилизовала.  Они сделали свой нравственный выбор. В трудное для страны время они заняли собственную позицию, проявив  волю и силу). (Слайд). Согласно «Словарю по этике», жизненная позиция – это принцип поведения, точка зрения личности на  свое место и роль в общественной жизни. Значит, роль определяется жизненной позицией.  – Какова жизненная позиция Зинки, Юльки, женщин, взявших в руки оружие? (позиция патриота, гражданина). Именно поэтому они выбрали роль солдата, защитника, выстояли в тылу, в оккупации. И они сделали все, чтобы  приблизить победу.  Такая позиция была и у Ю.Друниной: (слайд) «потому что имя ближе, чем Россия, не могла сыскать». III. Рефлексия – Итогом наших размышлений по теме урока станет составление синквейна к слову «Зинка». Чтение синквейнов.  – Вернемся к вашим «предположениям» по названию стихотворения. Совпали ли они? (Горячее послание  Ю.Друниной нам, будущим поколениям, – это реквием по несостоявшейся жизни). Заключительное слово учителя под музыку «Аве, Мария» (Слайд) Все дальше от нас эта война. В этом году мы отметили 65­летие со дня Великой Победы. Вглядитесь в  эти лица. Это они, ТОГДА 17­летние, «светлокосые солдаты» в сырых шинелях войны. Поколение 21 века узнает о войне из фильмов, рассказов участников и главное – из книг. Литература  возвращает к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем. В память о нашем уроке я хочу оставить вам буклет, в котором список книг о войне, эпиграфом к нему я взяла  слова Ю.Друниной. Среди авторов – и женские имена: Ольга Берггольц, Маргарита Алигер, Анна Ахматова,  Светлана Алексиевич, повесть которой так и называется « У войны не женское лицо».  Читайте, этого забыть нельзя. Это наша память. Спасибо вам, ребята, за участие в уроке.

Посмотрите также