"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка")
Тип урока: комбинированный.
Форма: урок-размышление.
Класс: 8.
Цели урока:
• Образовательная: вызвать интерес к творческому наследию Ю.Друниной; анализируя текст, понять, каково женское восприятие войны на примере стихотворения Ю.Друниной «Зинка».
• Развивающая: способствовать развитию образного и критического мышления, развитию коммуникативных способностей, метапредметных компетенций.
• Воспитательная: воспитывать трепетное, благоговейное отношение к женщине.
Оборудование: проектор, компьютер, экран; презентация с использованием музыки «Аве, Мария» Ф.Шуберта; песни «Вставай, страна огромная» (муз. А.Александров, слова В.Лебедев-Кумач); репродукций: Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Икона Владимирской Богоматери, Леонардо да Винчи «Мона Лиза», К.Брюллов «Всадница», фотографий: девушка, женщина-мать с ребенком; фотографии женщин на войне; карточки с заданиями для групп, цветные фломастеры.
"В мир приходит женщина, чтобы…" (по
стихотворению Ю.Друниной "Зинка")
Тип урока: комбинированный.
Форма: урокразмышление.
Класс: 8.
Цели урока:
Образовательная: вызвать интерес к творческому наследию Ю.Друниной; анализируя текст, понять,
каково женское восприятие войны на примере стихотворения Ю.Друниной «Зинка».
Развивающая: способствовать развитию образного и критического мышления, развитию
коммуникативных способностей, метапредметных компетенций.
Воспитательная: воспитывать трепетное, благоговейное отношение к женщине.
Оборудование: проектор, компьютер, экран; презентация с использованием музыки «Аве, Мария» Ф.Шуберта;
песни «Вставай, страна огромная» (муз. А.Александров, слова В.ЛебедевКумач); репродукций: Рафаэль
«Сикстинская Мадонна», Икона Владимирской Богоматери, Леонардо да Винчи «Мона Лиза», К.Брюллов
«Всадница», фотографий: девушка, женщинамать с ребенком; фотографии женщин на войне; карточки с
заданиями для групп, цветные фломастеры.
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
Я – связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих…
(Юлия Друнина)
ХОД УРОКА
I. Стадия вызова. Активизация мыслительной деятельности. Подготовка к восприятию нового материала
1. На экране – заставкаинтрига «В мир приходит женщина, чтобы…» На фоне музыки «Аве, Мария» Ф.Шуберта,
мультимедийной презентации, в которой репродукции известных картин с изображением женщин и
современные фото женщин, звучит стихотворение в исполнении учителя. (1 слайдшоу)
Учитель:
В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина.
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтобы цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.
Женщина.. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, композиторы. Лик женщины…Есть в нем
чтото возвышенное: одухотворенный лик Богоматери, лик красоты, счастливый материнский лик…2. Составление кластеров. Ассоциативные ряды
– Давайте подберем ассоциации к слову «Женщина». Составление кластера (мать, любовь, красота, дом)
– Посмотрите на плакат (слайд «Родинамать зовет»). Здесь тоже изображена женщина. Где же лик
одухотворенности, нежности?
– Кто знает, в какое время появился этот плакат? (В первые дни Великой Отечественной войны).
Учитель: (2 слайдшоу). Звучит песня «Вставай, страна огромная…»(под музыку песни). В годы Великой
Отечественной войны женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала, но и стреляла
из «снайперки», подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”, сражалась с врагом в небе. Всего за годы
войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин.
3. Формулировка учащимися темы и цели урока
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О женщине на войне).
Учитель: Тема сегодняшнего урока «У войны не женское лицо» (запись на доске).
– Теперь давайте подберем ассоциации к слову «война». Составление кластера (кровь, смерть, взрывы).
– Сформулируйте цель урока, о чем мы будем размышлять? (Женщина и война – несовместимы).
II. Стадия осмысления. Чтение и анализ стихотворения
1. Учитель: Наверное, вы уже слышали это выражение «У войны не женское лицо». Это истина. Сегодня нам
предстоит поиск этой истинывстихотворении поэтессы Юлии Друниной, которая 17летней выпускницей одной
из московских школ, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт. (слайд)
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Ее позиция, ее женский взгляд на войну выразились в строчках:
Кто сказал, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Эпиграфом к уроку станут слова Ю.Друниной (слайд)
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
Я – связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих…
Сегодня мы познакомимся с одним таким «посланием с войны» – стихотворением «Зинка».
2. Прогнозирование по названию
– Попытайтесь предположить, почему стихотворение называется именно так: «Зинка» (не «Зина», не
«Зинаида»). Какой будет героиня? Заполнение таблицы.
После знакомства со стихотворением соотнесем ваши предположения с фактами.
3. Чтение наизусть стихотворения учителем.
4. Беседа.
– Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
– Прочитайте, кому посвящено это стихотворение? (З.Самсонова – ровесница Ю.Друниной, тоже добровольно
ушедшая на фронт. 86 советским женщинам присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Одной из них
была З.Самсонова, геройски погибшая в 1944 году).
– На сколько частей поделила Ю.Друнина стихотворение и почему?
– Сравним 1 и 3 часть. Что заметили в их построении? (Слова почти одинаковые, повторяются, но если 1 часть
построена в форме диалога, то 3 – монолога, обращённого к погибшей подруге и самой себе).
Словарная работа.Учитель: Тема нашего урока «У войны не женское лицо». Лицо, лик. Эти слова очень похожи. Каковы значения
этих слов в словаре В.И.Даля?
ЛИК – лицо, облик, образ; изображение лица на иконах.
ЛИЦО – в возвышенном знач. Лик; передняя часть головы человека; облик; особа, человек. («Толковый словарь
живого великорусского языка» В.И.Даля).
Значит, лик – это высокое, прекрасное женское начало. Совместимо ли слово «лик» со словом «война»?
– Обратимся к стихотворению. В каких частях стихотворения мы видим преимущественно «лик женщины»? (в 1 и
3 частях).
– А в какой части – страшное «лицо войны»? (во 2).
Несмотря на то что автор делит стихотворение на 3 части, по сути оно состоит из 2 частей.
Наша задача – понять, чем отличаются эти 2 части по эмоциональной окраске, образам, каково женское
восприятие войны?
5. Работа в группах. Для этого продолжим работу со стихотворением в группах.
1 группа. Задание по 1 и 3 части стихотворения .
Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке презентации вы сопроводили бы эти части
стихотворения и почему?
Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звуков [л], [э]?
Как называется этот прием?
Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнёт светлеть.
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, гнилой земле.
По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лик женщины»? Какой у вас получился образ
женщины? (изобразите в виде схемы, используя разные цвета фломастеров).
2 группа. Задание по 2 части стихотворения.
Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке презентации вы сопроводили бы 2 часть
стихотворения и почему?
Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звука [р]? Как
называется этот прием?
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лицо войны»? Какое оно у вас получилось?
(изобразите в виде схемы, используя разные цвета фломастеров).
6. Выступление групп. Подведение итогов
– С каким подобранными вами в начале урока ассоциациями к слову «война» можно соотнести стихотворение?
(смерть, боль)
– С какими ассоциациями к слову «женщина» можно отнести стихотворение? (мать, дом, красота, светлокосый).
– Совместимы ли эти слова: женщина и война? Нет.
Учитель: Мы познакомились с женским видением войны в этом стихотворении: страшное, трагичное, чудовищное
лицо войны – некрасивое, не одухотворенное, как лик женщины.
– Как вы думаете, смогли мы доказать, что «У войны не женское лицо»?
– Да, это сочетание противоестественное. Но ведь было чтото, что привело женщину, призванную дарить
жизнь, на войну, где отнимают эту жизнь?
– Почему же Зинка, другие такие же девчата, всеми правдами и неправдами прибавляли себе лишний год, чтобы
пойти добровольцем на фронт; вели в атаку, спасали от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью; не
думая о себе. Они убивали, ведь это война.. Они, для которых предназначена природой роль матери, дарящейжизнь, выбрали роль «светлокосого солдата», призванного убивать, погибать самой?! (Они встали на защиту
Родины – матери, на защиту самой жизни ради будущих поколений. Суровая необходимость их мобилизовала.
Они сделали свой нравственный выбор. В трудное для страны время они заняли собственную позицию, проявив
волю и силу).
(Слайд). Согласно «Словарю по этике», жизненная позиция – это принцип поведения, точка зрения личности на
свое место и роль в общественной жизни. Значит, роль определяется жизненной позицией.
– Какова жизненная позиция Зинки, Юльки, женщин, взявших в руки оружие? (позиция патриота, гражданина).
Именно поэтому они выбрали роль солдата, защитника, выстояли в тылу, в оккупации. И они сделали все, чтобы
приблизить победу.
Такая позиция была и у Ю.Друниной: (слайд) «потому что имя ближе, чем Россия, не могла сыскать».
III. Рефлексия
– Итогом наших размышлений по теме урока станет составление синквейна к слову «Зинка». Чтение синквейнов.
– Вернемся к вашим «предположениям» по названию стихотворения. Совпали ли они? (Горячее послание
Ю.Друниной нам, будущим поколениям, – это реквием по несостоявшейся жизни).
Заключительное слово учителя под музыку «Аве, Мария»
(Слайд) Все дальше от нас эта война. В этом году мы отметили 65летие со дня Великой Победы. Вглядитесь в
эти лица. Это они, ТОГДА 17летние, «светлокосые солдаты» в сырых шинелях войны.
Поколение 21 века узнает о войне из фильмов, рассказов участников и главное – из книг. Литература
возвращает к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но
и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.
В память о нашем уроке я хочу оставить вам буклет, в котором список книг о войне, эпиграфом к нему я взяла
слова Ю.Друниной. Среди авторов – и женские имена: Ольга Берггольц, Маргарита Алигер, Анна Ахматова,
Светлана Алексиевич, повесть которой так и называется « У войны не женское лицо».
Читайте, этого забыть нельзя. Это наша память. Спасибо вам, ребята, за участие в уроке.