Конспект открытого занятия
Тема: «В мире десятичных дробей» /5класс/
Цель занятия: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся при выполнении арифметических действий над десятичными дробями.
Задачи занятия:
Образовательные:
• закрепление умения и навыков применения правил сравнения, округления, сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей при решении задач;
• применение изученных правил при решении нестандартных практических задач;
• формирование умения оперировать ранее полученными знаниями.
Развивающие:
• создание условий для развития познавательного интереса к предмету;
• развитие навыков самостоятельной деятельности и самоконтроля обучающихся;
• развитие сообразительности, находчивости, логического мышления, познавательной активности, внимания, любознательности и интереса к предмету.
Конспект открытого занятия
Тема: «В мире десятичных дробей» /5класс/
обобщение и систематизация знаний, умений и навыков
Цель занятия:
обучающихся при выполнении арифметических действий над десятичными
дробями.
Задачи занятия:
Образовательные:
закрепление умения и навыков применения правил сравнения, округления,
сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей при решении
задач;
применение изученных правил при решении нестандартных практических
задач;
формирование умения оперировать ранее полученными знаниями.
Развивающие:
создание условий для развития познавательного интереса к предмету;
развитие навыков самостоятельной деятельности и самоконтроля
обучающихся;
развитие сообразительности,
логического мышления,
познавательной активности, внимания, любознательности и интереса к
предмету.
находчивости,
Воспитательные:
воспитание информационной культуры, подготовка обучающихся к жизни в
современном информационном обществе;
воспитание аккуратности, внимательности, интереса к предмету, эрудиции,
упорства;
совершенствование навыков эстетического оформления записи в тетради.
Оснащение занятия:
учебная и методическая литература;
карточки с заданиями;
различная атрибутика занятия.Ход занятия:
1. Организационный момент:
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в центре начались занятия.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие,
путешествие в страну Десятичных дробей. В этом путешествии вам нужно будет
показать свои знания, находчивость и смекалку.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Эпиграфом к нашему занятию мы с вами возьмем слова великого педагога
Адольфа Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном
понимании и искусном применении всего того, что знаешь».
Итак, отправляемся в путь!
И сегодня наше занятие не обычное, а сказочное. Почему? Случилась беда
Снежная Королева забрала Кая, бросила ему в глаза и сердце льдинки
«десятичных дробей», заморозив его так, что он забыл о Герде. Вот и отправилась
девочка на поиски своего друга в царство Снежной королевы. Дорога нелегкая и
мы поможем Герде найти Кая и растопить его сердце с помощью наших знаний и
умений по теме «Десятичные дроби».
2Захватим с собой путевые листы, в которые будем заносить итоги нашего
приключения. В начале, пожалуйста, в своих листах отметьте по 5 – балльной
шкале свое настроение в данный момент.
Что ж в путь!
2. Актуализация опорных знаний.
Сначала обдумаем план наших действий.
1) Устная работа “Думайте и соображайте”
Известно, какое важное значение имеет запятая в написании слов. От
неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться.
Например, как в известном мультфильме, “ Казнить, нельзя помиловать” или
“Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит
верность или неверность равенства.
Расставьте в следующих равенствах запятые:
1. 32 + 1,8=5
2. 7,36336=4
3. 63 – 27=60,3
4. 3 + 108=4,08
5. 12•50=60
Когда план был обсужден, Герда отправилась к реке и спросила, не знает ли она
где Кай. Речка ответила: «Если правильно соберешь правила, то я покажу тебе
дорогу!»
2) Фронтальный опрос «Соберите правила»
Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби надо:
выполнить действия сложения и вычитания;
выполнить действия сложения и вычитания;
в ответе запятую поставить после запятой в данных дробях;
уравнять число знаков после запятой;
записать дроби так, чтобы запятая оказалась после запятой.
3 Чтобы перемножить две десятичные дроби надо:
отделить запятой столько цифр справа,
сколько их
стоит после запятой в обоих множителях вместе;
выполнить умножение, не обращая внимания на запятые.
Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
после этого выполнить деление на натуральное число;
поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части;
в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр,
сколько их после запятой в делителе.
В дороге нам придется действовать как единая команда. Проверим, так ли
это?
Работа у доски по цепочке.
3. Устный счет «Заполните фигуры».
1,4 + 0,6 =
1,7 =
1,2 =
4: 9 =
+ 0,96=
0,5= ?
Молодцы, вы помогли Герде и речка показала ей дорогу. Девочка села в лодку и
поплыла.
4.Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
И вот Герда приплыла к старой волшебнице. Старушке девочка очень
понравилась. Чтоб Герда забыла Кая, она, расчесывая девочке волосы,
заколдовала ее.
Чтобы чары пропали, надо выполнить следующие задания.
1) «Вычислите наиболее простым способом»:
а) 5,94•0,07+0,33•5,94
5б) 6,85•3,26,85•1,71,5•6,85
Самопроверка – оценка максимум 5 баллов (результаты заносятся в лист).
2) «Продолжите ряд чисел»:
Посмотрите на числа в каждом ряду; догадайтесь, по какому признаку они собраны
вместе и запишите ещё по три числа в каждый ряд.
0,2; 0,7; 1,2;…; 1,7
1,1; 2,2; 4,4;…; 8,8
2,5; 5; 7,5; 10;… . 12,5
Самопроверка – оценка максимум 5 баллов (результаты заносятся в лист).
Мы помогли Герде вспомнить Кая и она убежала от волшебницы. Долго бежала,
устала и присела отдохнуть. И мы отдохнем вместе с ней.
Физкультминутка.
Из за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
6Отдохнув, Герда увидела перед собой прыгающего старого Ворона. Герда спросила,
не знает ли он, где Кай. Ворон ответил: «Кар –кар, наверное знаю, где твой принц, но
сначала реши задание»
3) «Решите уравнение»
( 2,1 – 0,7х) : 0,48 = 3,5
Самостоятельное решение, затем – сверка с доской.
Решение:
2,10,7х=1,68;
0,7х=2,11,68;
0,7х=0,42;
х=0,6;
Ответ: 0,6.
Оценка максимум 5 баллов (результаты заносятся в лист).
Герда с нашей помощью решила уравнение и Ворон привел ее к принцу и принцессе,
но это был не Кай. Чтобы развеселить Герду, принц с принцессой предложили ей
«разгадать» логические задачи.
Работа в парах.
4) « Исключите лишнее слово»: рбьод, резоток, чул, мапряя
Ответ: дробь
5) «Найдите недостающее число»:
5
?
1,5 2,3 10,2 2,8
1,2 2,5
(Ответ: 10,2+2,5+2,8 = 15,5)
Оцените себя – максимум 5 баллов (результаты заносятся в лист).
Герда рассказала им свою историю и попросила у принца и принцессы карету, что
дальше отправиться в поисках Кая.
7Долго ехала Герда на карете, но в лесу ее поймали разбойники, которыми
командовала маленькая Разбойница. Рассказ Герды опечалил Разбойницу. И она
решила отпустить ее, если Герда решит задачу.
Самостоятельное решение.
6) «Решите задачу»
Найди площадь леса, в котором я живу, если он имеет форму прямоугольника с
длиной 18,4км, а шириной на 8,9 км меньше.
Решение. 1) 18,48,9=9,5 (км) –ширина леса;
2)18,49,5=174,8 (км
2
)–площадь леса.
Ответ: 174,8 км
2
Выполняем взаимопроверку – максимум 5 баллов (результаты заносятся в лист).
Северный Олень привез Герду к бабушке Лапландки, которая сказала: « Моя подруга
Финка знает, где Кай, но она покажет тебе дорогу, если ты решишь задачу».
Работа у доски.
7) «Задача Финки»
Из двух пунктов, расстояние между которыми равно 34,68 км, одновременно
навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого пешехода равна 4,8 км
в час, а скорость второго – 5,4 км в час. Через сколько часов пешеходы встретятся?
Решение. 1) 5,4 + 4,8 = 10,2 ( км в час) – общая скорость;
2) 34,68 : 10,2 = 3,4 (ч) – время встречи пешеходов.
Ответ: 3,4 ч .
Мы справились и с этим заданием и Финка показала дорогу к Снежной Королеве.
Когда Герда увидела Кая, она бросилась к нему, но тот стоял неподвижно. В его
глазах и сердце были льдинки. Их нужно растопить. Для этого звездочки в примерах
замените на цифры.
Самостоятельное решение в парах.
8) «Замените звездочки цифрами»
1,*
8
*,6
* * 8
3 *
4,* 8
Ответ:1,82,6=4,68.
Проверка – максимум 5 баллов (результаты заносятся в лист).
Сердце Кая растаяло, он вспомнил Герду. И вместе они отправились домой.
5. Рефлексия.
На своем путевом листе напишите, за что вы можете себя похвалить, а за что
поругать, а также выставите «оценку» своему настроению в конце урока.
6. Итоги занятия.
Вот закончена игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился?
Кто же в сказке отличился?
Подсчитаем суммарный балл за вашу работу. Если в тетради записи аккуратные –
дополнительный балл.
Молодцы ребята!
Вы справились с заданьями
И блеснули знаньями.
Каю с Гердой помогли,
От Снежной Королевы их спасли.
9А волшебный ключ к ученью
Ваше упорство и терпенье!
Спасибо за работу! До новых встреч в сказочной стране Математики!
10