В. Осеева «Просто старушка». В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 14.docx
Технологическая карта урока литературного чтения Дата: 18.04.16 Урок 19 Дидактическое обоснование:    «Литературное чтение», 1 класс Л.А.Ефросинина,   УМК «Начальная школа 21 века» Тема:    В. Осеева «Просто старушка». В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится» Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «В. Осеева «Просто старушка». В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». Задачи: Образовательные: 1)  ознакомить с содержанием литературных произведений В. Осеева «Просто старушка». В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится»; Развивающие: 2) создать   условия   для   ознакомления   с   произведениями   о   детях,   для   формирования   умения   работать   с   текстом,   развития   навыков выразительного чтения, чувства юмора; Воспитательные: 3)  создание  благоприятного  психологического   климата   для возможности  раскрытия  потенциала   каждого  ребёнка;   воспитание  усидчивости, уверенности в своих возможностях; способствовать овладению техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, воспитанию культуры речи, воспитания бережного отношения к окружающему миру. Тип урока: урок открытия нового знания. Цель деятельности педагога: мора. Планируемые результаты (УУД):  личностные:  осознают   значимость   чтения   для   развития   и   обучения;   испытывают   потребность   в   систематическом   чтении;   проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;  метапредметные:  р е г у л я т и в н ы е   –   удерживают  цель   деятельности   до   получения   ее   результата,   оценивают   правильность   выполнения действий   на   уровне   адекватной   ретроспективной   оценки,   анализируют  эмоциональные   состояния,   полученные   от   успешной   (неуспешной) деятельности,   оценивают  их   влияние   на   настроение   человека;  п о з н а в а т е л ь н ы е   –   проверяют  информацию,   находят  дополнительную информацию,   используя   справочную   литературу;   применяют  таблицы,   схемы,   модели   для   получения   информации;  к о м м у н и к а т и в н ы е   – воспринимают  текст   с   учетом   поставленной   учебной   задачи,   находят  в   тексте   информацию,   необходимую   для   ее   решения,   описывают  героя произведения: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;  предметные: научатся осознанно воспринимать и различать произведения, моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр   и   тему,   моделировать   «живые   картины»   к   отдельным   эпизодам;  получат   возможность   научиться  понимать   нравственное   содержание прочитанного   произведения,   высказывать   суждения   о   произведении   и   поступках   героев,   создавать   устно   небольшие   произведения   (комиксы), дополнять недостающими данными готовую схему. Оборудование: «Литературное чтение» А.О. Евдокимова, презентация. Методы работы: иллюстративно­словесные, частично­поисковые, словесные, наглядные, практические.  Формы работы:   фронтальная, индивидуальная. 1I. Психологический настрой на урок. – Каким вы хотите видеть наш урок? – Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.  Х о д   у р о к а Подарите каждому по кусочку солнышка, Пусть добром наполнятся души их до донышка. – Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Р е ч е в а я   р а з м и н к а . Скачет мальчишка с портфелем в руке: Значит, пятёрки несёт в дневнике. Э. Успенский II. Объявление темы и постановка целей урока. – Послушайте и определите тему нашего урока. О ком и о чём будем читать? Заранее подготовленные дети читают стихи. Мне учиться очень нравится, Отвечать я не боюсь. Я могу с задачей справиться, Потому что не ленюсь. Ежедневно по утрам Заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз, А учитель учит нас. Мы знаем буквы, знаем слоги, Умеем говорить, считать, И постепенно, понемногу, Мы научились все читать. * * * * * * Н а   с л а й д е : Корень учения горек, да плод его сладок. − О чём эта пословица? Нужно ли учиться? Зачем? Чему? Какое значение имеет учёба в жизни человека? На эти вопросы постараемся найти ответы на уроке. Помогут нам писатели и поэты раздела «Учимся уму­разуму». В конце урока совершим виртуальную экскурсию в библиотеку, поработаем в рубрике «Проверь себя». 2III. Работа по теме урока. В школе любимой и всем нам знакомой Слышится снова весёлый звонок: «Девчонки, мальчишки, Скорее бежим на урок!» И вот позади уж давно перемена, Пора всем нам дружно Приняться за дело. Н. Синяева − Познакомьтесь с Вовкой – героем рассказа В. Голявкина – и расскажите, для кого он учился. 1. Р а б о т а   с   р а с с к а з о м  В. Голявкина «Про то, для кого Вовка учится». П е р в и ч н о е  ч т е н и е  учителем, дети следят по тексту. − Для кого Вовка учится? Каким вы представляете себе Вовку? Нарисуйте его словесный портрет, особое внимание уделите его характеру. З а д а н и е  2 (рабочая тетрадь). Чего хочет мальчик? (Варианты ответов вынесены на доску.) Ч т е н и е  учащимися п о   а б з а ц а м . − Что вы узнали о семье Вовки из рассказа? Что все любили повторять Вовке? Прочитайте. – Как вы понимаете выражение «учиться для себя»? В ы п о л н е н и е  з а д а н и й  1, 2, 4 в учебнике. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а : выполнение заданий  1, 3  в тетради  (коллективная проверка). З н а к о м с т в о   с   б и о г р а ф и е й . Виктор Владимирович Голявкин родился в г. Баку, в семье преподавателей музыки. В. Голявкин писал интересные, увлекательные рассказы для детей. Он был не только писателем, но и художником (окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Ленинграде), сам иллюстрировал свои произведения. Любимый герой и читатель В. Голявкина − ребенок 7−10 лет. Имя писателя знают не только в России, но и во многих странах мира. Например, в Японии сборник «Мой добрый папа» переиздавался девять раз. − О чём заставляет задуматься В. Голявкин своим рассказом «Про то, для кого Вовка учится»? (Нужно учиться для себя, для своей будущей карьеры.) Сидит за партою Лисица, Но ей спокойно не сидится: Она то шубку поправляет, То время по часам сверяет, То обернётся посмотреть, Что пишет в дневнике Медведь. Вся извертелась, искрутилась И ничему не научилась. Вот потому­то, как Лисица, 3Вам отвлекаться не годится. В ы в о д : сиди за партой спокойно, не вертись, не отвлекайся. 2. Р а б о т а   н а д   п о с л о в и ц а м и . Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему­то поучают И от беды нас берегут. − Что я прочитала: загадку, сказку, пословицу, скороговорку? Почему вы думаете, что это пословица? Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. − Знание пословиц обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, языку, развивает память. – Прочитайте пословицы на слайде. Объясните их смысл. •  Ученье – свет, а неученье – тьма. •  Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. •  Мудрым никто не родился, а научился. •  Учиться всегда пригодится. 3. Р а б о т а   с о   с т и х о т в о р е н и е м  В. Берестова «Сережа и гвозди». − Послушайте стихотворение и скажите, что у вас получится, если возьмёте карандаши и бумагу? Точка, точка, запятая – Вышла рожица смешная. Ручки, ножки, огуречик – Появился человечек. Что увидят эти точки, Что построят эти ручки, Далеко ли эти ножки Уведут его? Как он будет жить на свете?  – Мы за это не в ответе:  Мы его нарисовали, 4Только и всего! – Что вы, что вы! Это важно,  Чтобы вырос он отважным,  Чтобы мог найти дорогу,  Рассчитать разбег. Это трудно, это сложно. Но иначе невозможно: Только так из человечка Выйдет ... (человек). − Какими качествами должен обладать человек? (Смелостью, честностью, добротой и т. д.) А можно ли научиться быть смелым, честным, добрым? Н а   с л а й д е : целеустремлённость, настойчивость, организованность, дисциплинированность. − Попробуйте объяснить эти волевые качества. Если   вы   будете   развивать   в   себе   эти   качества,   то   вы   научитесь   противостоять   трудностям.   Очень   важно,   чтобы   начатое   дело   не   только доводилось до конца, но и было сделано правильно и аккуратно.  С л у ш а н и е  с т и х о т в о р е н и я . − Какое это стихотворение по настроению? Почему вы так решили? Что вы скажете об этом мальчике? Почему В. Берестов назвал своё стихотворение именно так? У п р а ж н е н и е  для развития беглости чтения. Н а   с л а й д е : Со­тря­са­ет­ся По­крас­нев Из­ви­ва­ют­ся Из­де­ва­ют­ся Вби­ва­ют­ся Гнут­ся Вы­ни­ма­ют­ся − Прочитайте шёпотом, затем громко. Прочитайте в парах. – Прочитайте стихотворение самостоятельно, подготовьтесь выполнять задания. В ы п о л н е н и е  з а д а н и й  3, 4 в учебнике. У п р а ж н е н и е  в выразительном чтении стихотворения. В ы п о л н е н и е  з а д а н и й  в тетради под руководством учителя. − Какие слова­действия вы подчеркнули? (Гнутся, мнутся, извиваются, издеваются, не вбиваются.) М о д е л и р о в а н и е   о б л о ж к и .   Работа в парах (коллективная проверка). 5Заранее подготовленные дети читают стихи. ТАНЯ­НЕУМЕЛОЧКА Есть такая девочка – Таня­неумелочка. И чулочки, и сапожки Надевают ей на ножки. Всё могла бы делать Таня, Только нет у нас старанья. Вот какая девочка – Таня­неумелочка. МАСТЕР­ЛОМАСТЕР М. Смирнова Я учиться не хочу. Сам любого научу. Я – известный мастер По столярной части! У меня охоты нет До поделки мелкой. Вот я сделаю буфет! Это не безделка. Смастерю я вам буфет – Простоит он сотню лет. Вытешу из ёлки Новенькие полки. Наверху у вас – сервиз, Чайная посуда. А под ней – просторный низ 6Для большого блюда. Полки средних этажей Будут для бутылок. Будет ящик для ножей, Пилок, ложек, вилок. У меня, как в мастерской, Всё что нужно – под рукой: Плоскогубцы, и пила, И топор, и два сверла, Молоток, рубанок, Долото, фуганок. Есть и доски у меня. И даю вам слово, Что до завтрашнего дня Будет все готово! Завизжала пила, Зажужжала, как пчела. Пропилила полдоски, Вздрогнула и стала, Будто в крепкие тиски На ходу попала. Я гоню её вперёд, А злодейка не идёт. Я тяну её назад – Зубья в дереве трещат... Не даётся мне буфет. Сколочу я табурет, Не хромой, не шаткий, Чистенький и гладкий. − Сравните героев этих произведений и Серёжу В. Берестова. Какие качества надо развивать Тане­неумелочке и мастеру­ломастеру? С л о в о   о б   а в т о р е . В. Берестов писал: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать». По специальности В. Берестов был археологом. Стихи стал писать, когда у него родилась дочь. 7 С. МаршакВам знакомо его стихотворение «Читалочка». Учитель может попросить кого­то из ребят прочитать это стихотворение наизусть. Н а   с л а й д е : Чтение – лучшее учение.  – Прочитайте и объясните смысл пословицы. (Чтение – это хорошо, это здорово, но человеку надо учиться жить среди людей.)  − Как вы думаете, что это значит? А что получится, если жить в ссоре с окружающими? 4. Д о п о л н и т е л ь н о е   ч т е н и е .  Е. Пермяк «Самое страшное». П е р в и ч н о е  ч т е н и е   текста учащимися (про себя). − Почему Вова остался один на свете? Хотели бы вы иметь такого знакомого, как Вова? Почему? П о в т о р н о е  ч т е н и е  рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» у ч и т е л е м . – Кто был сильным и крепким? Кого он бил? В кого стрелял из рогатки? Кому строил рожи? Кого загонял под шкаф? Кому он грубил? Кто отвернулся от него? В о п р о с ы  и задания в учебнике. Выборочное чтение. В ы п о л н е н и е  з а д а н и й  1, 2 в тетради под руководством учителя. В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и песне, даже во фразе – Ты только вдумайся, только всмотрись – Кроется самая главная мысль. Она не всегда открывается сразу, Строчка за строчкой, фраза за фразой – Ты только вдумайся, только всмотрись – Откроется самая главная мысль. С. Бондаренко – Найдите и прочитайте главную мысль рассказа. – Порассуждайте, о чем задумался Вова в конце рассказа. – Легко ли Вове измениться? Почему? П о с т а н о в к а  «живых картинок». – Какие картинки можно показать к рассказу? а) Вова стоит посередине «гоголем», все другие участники прячутся от него по углам. б) Вова целится из рогатки в девочек: они разбегаются. в) Довольный Вова с рогаткой стоит посередине, а вокруг никого нет. г) Группа мальчиков (девочек) поворачивается к Вове спиной. У мальчика растерянный вид. д) Бабушка вяжет, опустив голову. Грустный Вова стоит перед ней. е) Вова сидит один, схватившись за голову руками. – Почему Вова недолго гордился своей силой? – Почему рассказ называется «Самое страшное»? 8О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а . – Легко ли будет Вове найти друзей? Что для этого нужно сделать? – Поверят ли ребята словам Вовки, что он изменится? (Нет.) – Что надо сделать, чтобы поверили? (Доказать делом.) − Какая пословица у вас получилась в рабочей тетради? Объясните её смысл. Т р е н и р о в о ч н ы е  у п р а ж н е н и я . − Закончите предложения: •  Мои друзья в классе – это … •  Мы иногда ссоримся, потому что… •  Дети любят мириться, потому что… – Как можно помириться, если вы всё же поссорились? Звучит песня «Это не годится, надо извиниться!» (сл. Н. Найдёновой, муз. С. Разорёнова.) Поросенок Хрюша  Хвост коту прижал, Кот мяукнул – он не слушал, Дальше побежал! Ну и Хрюша! Ну и Хрюша! Кот мяукнул, ты не слушал, Это не годится, надо извиниться! Медвежонок Проша Кролика задел, А потом нарочно В сторону глядел! Ну и Проша! Ну и Проша! Что ж такой ты нехороший! Это не годится, надо извиниться! − Можно ли Вову из рассказа Е. Пермяка назвать смелым мальчиком? Почему? – Кого называют смелыми? Кого называют трусами? 5. Р а б о т а   с   р а с с к а з о м  И. Бутмана «Клоун». Ч т е н и е  вслух п о   а б з а ц а м . − Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? В ы п о л н е н и е  з а д а н и й  в учебнике. Ф о р м у л и р о в а н и е   в ы в о д а .  С а м о с т о я т е л ь н а я  р а б о т а  в тетради. Проверка выполненной работы и упражнение в чтении (задание 2). − Каким вам представляется Боря? 9− С каким рассказом мы работали? О ком этот рассказ? Чему учит вас автор этого рассказа? − Подготовьте подробный пересказ рассказа «Клоун». – Для того чтобы лучше запомнить и пересказать прочитанное, послушайте совет: Очень часто пересказ Вы твердите много раз, Это трудно – много раз, Это нудно – много раз. И поэтому у нас Есть другой совет для вас. Вы обдумайте рассказ, Не заучивая фраз. И задумайтесь о нем: Что рассказано? О чем? Что за чем произошло И к чему все привело? Прочитайте еще раз – И запомнится рассказ. С. Бондаренко – Как лучше всего запомнить и пересказать прочитанное? П е р е с к а з   т е к с т а . − Кого можно назвать клоуном? О б о б щ е н и е . − Что значит учиться уму­разуму? Кто на все вопросы мне ответит? Кто расскажет про дела вокруг? Да, такой волшебник есть на свете: Книга – лучший спутник мой и друг.  – Какие писатели учат вас уму­разуму?  Снаружи смотришь – дом как дом. Но нет жильцов обычных в нем, В нем книги интересные  Стоят рядами тесными: И Черномор, и царь Гвидон,  И добрый дед Мазай. Как называют этот дом?  10Попробуй угадай!  (Библиотека.) Библиотека – слово древнегреческое: biblion – книга, theke – хранилище. Сегодня мы скажем, что это слово означает учреждение, где хранятся книги для общественного пользования. – Ребята, вы должны знать, что в б и б л и о т е к е  существуют свои п р а в и л а   п о в е д е н и я . 1) По любому вопросу вы можете обратиться к библиотекарю. 2) В помещении необходимо соблюдать тишину, шум отвлекает внимание людей, которые уже работают с литературой. 3) Войдя в библиотеку, не забывайте вежливые слова: «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо», «до свидания». 4) Работать с книгами нужно чистыми руками. И никакой еды в зал не приносить. 5) Выгибать книги нельзя, пользуйтесь закладкой. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней нужно бережно. – Ребята, кто из вас уже записался в библиотеку? Расскажите, как это происходило. (Ответы детей.) Р а б о т а  с   р у б р и к о й  «Книжная полка» в учебнике. Р а с с м а т р и в а н и е  и называние к н и г . − Рассмотрите иллюстрации в книгах. Кто на них изображён? (Дети.) Р а б о т а  п о   г р у п п а м  с книгами о детях: отбор каждой группой книг по жанрам (рассказы, стихотворения, сказки.) Слушание произведений, отобранных и подготовленных каждой группой. П о в т о р е н и е  изученных рассказов о детях. Р а б о т а   с о   с х е м о й  (самостоятельная работа). Коллективная проверка. Л и т е р а т у р н а я   и г р а  «Вспомни и назови».  Н а   с л а й д а х  – отрывки из рассказов Е. Пермяка. С л а й д  1. «…Взял палочку и принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно. Понял Митя, как нужно ножик терпению учить». (Е. Пермяк «Торопливый ножик».) С л а й д  2. «…Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго…» (Е. Пермяк «Самое страшное».) С л а й д  3. «…Нелегким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоем не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку…» (Е. Пермяк «Пичугин мост».) − О ком рассказы Е. Пермяка? 116. Р а б о т а   с   р а с с к а з о м  Е. Пермяка «Бумажный змей». Ч т е н и е   т е к с т а   д е т ь м и  по цепочке. Словарная работа по ходу чтения. В ы п о л н е н и е   з а д а н и й  1–4  учебника. − У кого из вас есть воздушный змей? Вам его купили? Может, вы его смастерили сами? В ы п о л н е н и е   з а д а н и й  в рабочей тетради. Р у б р и к а  «Проверь себя» (под руководством учителя).  Коллективное заполнение схемы «Рассказы В. Осеевой». («Печенье», «Три товарища», «Просто старушка», «Потерянный день», «Кто наказал его?».) С а м о с т о я т е л ь н о е   в ы п о л н е н и е  задания 3 (дети работают на листках).  Р а б о т а   в   г р у п п а х  с открытым фондом библиотеки. Рассматривание и отбор понравившихся книг. IV. Итог урока. Учитель читает стихотворение М. Вейцмана «Спросите меня!». – Спросите меня, отвечать я хочу! – Спросили – и что же? Стою и молчу. Молчу я и мел от волненья крошу, Но всё­таки эту задачу решу! Пускай кое­что мне не ясно пока, Но вверх не напрасно тянулась рука. Я знаю, я знаю, с чего мне начать. – Спросили меня, я иду отвечать! − Как вы думаете, на кого похож герой этого стихотворения? (На Вовку из рассказа В. Голявкина.) Объясните своё мнение. Н а   с л а й д е : Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звёзд, Управлять машиной в поле Иль вести машину ввысь – Хорошо работай в школе, Добросовестно учись! − Чему вы учились сегодня на уроке? 12− Прочитайте пословицу в учебнике. Можно ли считать её выводом к нашему уроку? Д л я   с а м о с т о я т е л ь н о й   р а б о т ы :   выучить   наизусть   стихотворение   С.   Востокова   «Кто   кого»;   придумать   историю­комикс   по иллюстрации в учебнике; придумать историю о смелом поступке. 13