Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Технологическая карта урока литературного чтения
Дата: 18.04.16
Урок 19
Дидактическое обоснование: «Литературное чтение», 1 класс Л.А.Ефросинина, УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: В. Осеева «Просто старушка». В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится»
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «В. Осеева «Просто старушка». В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится».
Задачи:
Образовательные:
1)
ознакомить с содержанием литературных произведений В. Осеева «Просто старушка». В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится»;
Развивающие:
2) создать условия для ознакомления с произведениями о детях, для формирования умения работать с текстом, развития навыков
выразительного чтения, чувства юмора;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; воспитание усидчивости,
уверенности в своих возможностях; способствовать овладению техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
воспитанию культуры речи, воспитания бережного отношения к окружающему миру.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель деятельности педагога: мора.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют
эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
метапредметные: р е г у л я т и в н ы е – удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают правильность выполнения
действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной)
деятельности, оценивают их влияние на настроение человека; п о з н а в а т е л ь н ы е – проверяют информацию, находят дополнительную
информацию, используя справочную литературу; применяют таблицы, схемы, модели для получения информации; к о м м у н и к а т и в н ы е –
воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают героя
произведения: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
предметные: научатся осознанно воспринимать и различать произведения, моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие,
жанр и тему, моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам; получат возможность научиться понимать нравственное содержание
прочитанного произведения, высказывать суждения о произведении и поступках героев, создавать устно небольшие произведения (комиксы),
дополнять недостающими данными готовую схему.
Оборудование: «Литературное чтение» А.О. Евдокимова, презентация.
Методы работы: иллюстративнословесные, частичнопоисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
1I. Психологический настрой на урок.
– Каким вы хотите видеть наш урок?
– Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Х о д у р о к а
Подарите каждому по кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся души их до донышка.
– Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
Р е ч е в а я р а з м и н к а .
Скачет мальчишка с портфелем в руке:
Значит, пятёрки несёт в дневнике.
Э. Успенский
II. Объявление темы и постановка целей урока.
– Послушайте и определите тему нашего урока. О ком и о чём будем читать?
Заранее подготовленные дети читают стихи.
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу,
Мы научились все читать.
* * *
* * *
Н а с л а й д е : Корень учения горек, да плод его сладок.
− О чём эта пословица? Нужно ли учиться? Зачем? Чему? Какое значение имеет учёба в жизни человека? На эти вопросы постараемся найти
ответы на уроке. Помогут нам писатели и поэты раздела «Учимся умуразуму». В конце урока совершим виртуальную экскурсию в библиотеку,
поработаем в рубрике «Проверь себя».
2III. Работа по теме урока.
В школе любимой и всем нам знакомой
Слышится снова весёлый звонок:
«Девчонки, мальчишки,
Скорее бежим на урок!»
И вот позади уж давно перемена,
Пора всем нам дружно
Приняться за дело.
Н. Синяева
− Познакомьтесь с Вовкой – героем рассказа В. Голявкина – и расскажите, для кого он учился.
1. Р а б о т а с р а с с к а з о м В. Голявкина «Про то, для кого Вовка учится».
П е р в и ч н о е ч т е н и е учителем, дети следят по тексту.
− Для кого Вовка учится? Каким вы представляете себе Вовку? Нарисуйте его словесный портрет, особое внимание уделите его характеру.
З а д а н и е 2 (рабочая тетрадь). Чего хочет мальчик? (Варианты ответов вынесены на доску.)
Ч т е н и е учащимися п о а б з а ц а м .
− Что вы узнали о семье Вовки из рассказа? Что все любили повторять Вовке? Прочитайте.
– Как вы понимаете выражение «учиться для себя»?
В ы п о л н е н и е з а д а н и й 1, 2, 4 в учебнике.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а : выполнение заданий 1, 3 в тетради (коллективная проверка).
З н а к о м с т в о с б и о г р а ф и е й .
Виктор Владимирович Голявкин родился в г. Баку, в семье преподавателей музыки. В. Голявкин писал интересные, увлекательные рассказы для
детей. Он был не только писателем, но и художником (окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Ленинграде), сам
иллюстрировал свои произведения. Любимый герой и читатель В. Голявкина − ребенок 7−10 лет. Имя писателя знают не только в России, но и во
многих странах мира. Например, в Японии сборник «Мой добрый папа» переиздавался девять раз.
− О чём заставляет задуматься В. Голявкин своим рассказом «Про то, для кого Вовка учится»? (Нужно учиться для себя, для своей будущей
карьеры.)
Сидит за партою Лисица,
Но ей спокойно не сидится:
Она то шубку поправляет,
То время по часам сверяет,
То обернётся посмотреть,
Что пишет в дневнике Медведь.
Вся извертелась, искрутилась
И ничему не научилась.
Вот потомуто, как Лисица,
3Вам отвлекаться не годится.
В ы в о д : сиди за партой спокойно, не вертись, не отвлекайся.
2. Р а б о т а н а д п о с л о в и ц а м и .
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чемуто поучают
И от беды нас берегут.
− Что я прочитала: загадку, сказку, пословицу, скороговорку? Почему вы думаете, что это пословица?
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
− Знание пословиц обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, языку, развивает память.
– Прочитайте пословицы на слайде. Объясните их смысл.
• Ученье – свет, а неученье – тьма.
• Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
• Мудрым никто не родился, а научился.
• Учиться всегда пригодится.
3. Р а б о т а с о с т и х о т в о р е н и е м В. Берестова «Сережа и гвозди».
− Послушайте стихотворение и скажите, что у вас получится, если возьмёте карандаши и бумагу?
Точка, точка, запятая –
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик –
Появился человечек.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки
Уведут его?
Как он будет жить на свете?
– Мы за это не в ответе:
Мы его нарисовали,
4Только и всего!
– Что вы, что вы! Это важно,
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу,
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно.
Но иначе невозможно:
Только так из человечка
Выйдет ... (человек).
− Какими качествами должен обладать человек? (Смелостью, честностью, добротой и т. д.) А можно ли научиться быть смелым, честным,
добрым?
Н а с л а й д е : целеустремлённость, настойчивость, организованность, дисциплинированность.
− Попробуйте объяснить эти волевые качества.
Если вы будете развивать в себе эти качества, то вы научитесь противостоять трудностям. Очень важно, чтобы начатое дело не только
доводилось до конца, но и было сделано правильно и аккуратно.
С л у ш а н и е с т и х о т в о р е н и я .
− Какое это стихотворение по настроению? Почему вы так решили? Что вы скажете об этом мальчике? Почему В. Берестов назвал своё
стихотворение именно так?
У п р а ж н е н и е для развития беглости чтения.
Н а с л а й д е :
Сотрясается
Покраснев
Извиваются
Издеваются
Вбиваются
Гнутся
Вынимаются
− Прочитайте шёпотом, затем громко. Прочитайте в парах.
– Прочитайте стихотворение самостоятельно, подготовьтесь выполнять задания.
В ы п о л н е н и е з а д а н и й 3, 4 в учебнике.
У п р а ж н е н и е в выразительном чтении стихотворения.
В ы п о л н е н и е з а д а н и й в тетради под руководством учителя.
− Какие словадействия вы подчеркнули? (Гнутся, мнутся, извиваются, издеваются, не вбиваются.)
М о д е л и р о в а н и е о б л о ж к и . Работа в парах (коллективная проверка).
5Заранее подготовленные дети читают стихи.
ТАНЯНЕУМЕЛОЧКА
Есть такая девочка –
Танянеумелочка.
И чулочки, и сапожки
Надевают ей на ножки.
Всё могла бы делать Таня,
Только нет у нас старанья.
Вот какая девочка –
Танянеумелочка.
МАСТЕРЛОМАСТЕР
М. Смирнова
Я учиться не хочу.
Сам любого научу.
Я – известный мастер
По столярной части!
У меня охоты нет
До поделки мелкой.
Вот я сделаю буфет!
Это не безделка.
Смастерю я вам буфет –
Простоит он сотню лет.
Вытешу из ёлки
Новенькие полки.
Наверху у вас – сервиз,
Чайная посуда.
А под ней – просторный низ
6Для большого блюда.
Полки средних этажей
Будут для бутылок.
Будет ящик для ножей,
Пилок, ложек, вилок.
У меня, как в мастерской,
Всё что нужно – под рукой:
Плоскогубцы, и пила,
И топор, и два сверла,
Молоток, рубанок,
Долото, фуганок.
Есть и доски у меня.
И даю вам слово,
Что до завтрашнего дня
Будет все готово!
Завизжала пила,
Зажужжала, как пчела.
Пропилила полдоски,
Вздрогнула и стала,
Будто в крепкие тиски
На ходу попала.
Я гоню её вперёд,
А злодейка не идёт.
Я тяну её назад –
Зубья в дереве трещат...
Не даётся мне буфет.
Сколочу я табурет,
Не хромой, не шаткий,
Чистенький и гладкий.
− Сравните героев этих произведений и Серёжу В. Берестова. Какие качества надо развивать Таненеумелочке и мастеруломастеру?
С л о в о о б а в т о р е .
В. Берестов писал: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать».
По специальности В. Берестов был археологом. Стихи стал писать, когда у него родилась дочь.
7
С. МаршакВам знакомо его стихотворение «Читалочка».
Учитель может попросить когото из ребят прочитать это стихотворение наизусть.
Н а с л а й д е : Чтение – лучшее учение.
– Прочитайте и объясните смысл пословицы. (Чтение – это хорошо, это здорово, но человеку надо учиться жить среди людей.)
− Как вы думаете, что это значит? А что получится, если жить в ссоре с окружающими?
4. Д о п о л н и т е л ь н о е ч т е н и е . Е. Пермяк «Самое страшное».
П е р в и ч н о е ч т е н и е текста учащимися (про себя).
− Почему Вова остался один на свете? Хотели бы вы иметь такого знакомого, как Вова? Почему?
П о в т о р н о е ч т е н и е рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» у ч и т е л е м .
– Кто был сильным и крепким? Кого он бил? В кого стрелял из рогатки? Кому строил рожи? Кого загонял под шкаф? Кому он грубил? Кто
отвернулся от него?
В о п р о с ы и задания в учебнике. Выборочное чтение.
В ы п о л н е н и е з а д а н и й 1, 2 в тетради под руководством учителя.
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу,
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
С. Бондаренко
– Найдите и прочитайте главную мысль рассказа.
– Порассуждайте, о чем задумался Вова в конце рассказа.
– Легко ли Вове измениться? Почему?
П о с т а н о в к а «живых картинок».
– Какие картинки можно показать к рассказу?
а) Вова стоит посередине «гоголем», все другие участники прячутся от него по углам.
б) Вова целится из рогатки в девочек: они разбегаются.
в) Довольный Вова с рогаткой стоит посередине, а вокруг никого нет.
г) Группа мальчиков (девочек) поворачивается к Вове спиной. У мальчика растерянный вид.
д) Бабушка вяжет, опустив голову. Грустный Вова стоит перед ней.
е) Вова сидит один, схватившись за голову руками.
– Почему Вова недолго гордился своей силой?
– Почему рассказ называется «Самое страшное»?
8О б о б щ а ю щ а я б е с е д а .
– Легко ли будет Вове найти друзей? Что для этого нужно сделать?
– Поверят ли ребята словам Вовки, что он изменится? (Нет.)
– Что надо сделать, чтобы поверили? (Доказать делом.)
− Какая пословица у вас получилась в рабочей тетради? Объясните её смысл.
Т р е н и р о в о ч н ы е у п р а ж н е н и я .
− Закончите предложения:
• Мои друзья в классе – это …
• Мы иногда ссоримся, потому что…
• Дети любят мириться, потому что…
– Как можно помириться, если вы всё же поссорились?
Звучит песня «Это не годится, надо извиниться!» (сл. Н. Найдёновой, муз. С. Разорёнова.)
Поросенок Хрюша
Хвост коту прижал,
Кот мяукнул – он не слушал,
Дальше побежал!
Ну и Хрюша! Ну и Хрюша!
Кот мяукнул, ты не слушал,
Это не годится, надо извиниться!
Медвежонок Проша
Кролика задел,
А потом нарочно
В сторону глядел!
Ну и Проша! Ну и Проша!
Что ж такой ты нехороший!
Это не годится, надо извиниться!
− Можно ли Вову из рассказа Е. Пермяка назвать смелым мальчиком? Почему?
– Кого называют смелыми? Кого называют трусами?
5. Р а б о т а с р а с с к а з о м И. Бутмана «Клоун».
Ч т е н и е вслух п о а б з а ц а м .
− Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
В ы п о л н е н и е з а д а н и й в учебнике.
Ф о р м у л и р о в а н и е в ы в о д а .
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а в тетради.
Проверка выполненной работы и упражнение в чтении (задание 2).
− Каким вам представляется Боря?
9− С каким рассказом мы работали? О ком этот рассказ? Чему учит вас автор этого рассказа?
− Подготовьте подробный пересказ рассказа «Клоун».
– Для того чтобы лучше запомнить и пересказать прочитанное, послушайте совет:
Очень часто пересказ
Вы твердите много раз,
Это трудно – много раз,
Это нудно – много раз.
И поэтому у нас
Есть другой совет для вас.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о нем:
Что рассказано? О чем?
Что за чем произошло
И к чему все привело?
Прочитайте еще раз –
И запомнится рассказ.
С. Бондаренко
– Как лучше всего запомнить и пересказать прочитанное?
П е р е с к а з т е к с т а .
− Кого можно назвать клоуном?
О б о б щ е н и е .
− Что значит учиться умуразуму?
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга – лучший спутник мой и друг.
– Какие писатели учат вас умуразуму?
Снаружи смотришь – дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
10Попробуй угадай!
(Библиотека.)
Библиотека – слово древнегреческое: biblion – книга, theke – хранилище. Сегодня мы скажем, что это слово означает учреждение, где хранятся
книги для общественного пользования.
– Ребята, вы должны знать, что в б и б л и о т е к е существуют свои п р а в и л а п о в е д е н и я .
1) По любому вопросу вы можете обратиться к библиотекарю.
2) В помещении необходимо соблюдать тишину, шум отвлекает внимание людей, которые уже работают с литературой.
3) Войдя в библиотеку, не забывайте вежливые слова: «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо», «до свидания».
4) Работать с книгами нужно чистыми руками. И никакой еды в зал не приносить.
5) Выгибать книги нельзя, пользуйтесь закладкой. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней нужно бережно.
– Ребята, кто из вас уже записался в библиотеку? Расскажите, как это происходило. (Ответы детей.)
Р а б о т а с р у б р и к о й «Книжная полка» в учебнике.
Р а с с м а т р и в а н и е и называние к н и г .
− Рассмотрите иллюстрации в книгах. Кто на них изображён? (Дети.)
Р а б о т а п о г р у п п а м с книгами о детях: отбор каждой группой книг по жанрам (рассказы, стихотворения, сказки.) Слушание произведений,
отобранных и подготовленных каждой группой.
П о в т о р е н и е изученных рассказов о детях. Р а б о т а с о с х е м о й (самостоятельная работа).
Коллективная проверка.
Л и т е р а т у р н а я и г р а «Вспомни и назови».
Н а с л а й д а х – отрывки из рассказов Е. Пермяка.
С л а й д 1.
«…Взял палочку и принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно. Понял Митя, как нужно ножик терпению учить». (Е. Пермяк
«Торопливый ножик».)
С л а й д 2.
«…Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго…» (Е. Пермяк «Самое страшное».)
С л а й д 3.
«…Нелегким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоем не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло
через речку…» (Е. Пермяк «Пичугин мост».)
− О ком рассказы Е. Пермяка?
116. Р а б о т а с р а с с к а з о м Е. Пермяка «Бумажный змей».
Ч т е н и е т е к с т а д е т ь м и по цепочке. Словарная работа по ходу чтения.
В ы п о л н е н и е з а д а н и й 1–4 учебника.
− У кого из вас есть воздушный змей? Вам его купили? Может, вы его смастерили сами?
В ы п о л н е н и е з а д а н и й в рабочей тетради.
Р у б р и к а «Проверь себя» (под руководством учителя).
Коллективное заполнение схемы «Рассказы В. Осеевой».
(«Печенье», «Три товарища», «Просто старушка», «Потерянный день», «Кто наказал его?».)
С а м о с т о я т е л ь н о е в ы п о л н е н и е задания 3 (дети работают на листках).
Р а б о т а в г р у п п а х с открытым фондом библиотеки. Рассматривание и отбор понравившихся книг.
IV. Итог урока.
Учитель читает стихотворение М. Вейцмана «Спросите меня!».
– Спросите меня, отвечать я хочу! –
Спросили – и что же? Стою и молчу.
Молчу я и мел от волненья крошу,
Но всётаки эту задачу решу!
Пускай коечто мне не ясно пока,
Но вверх не напрасно тянулась рука.
Я знаю, я знаю, с чего мне начать.
– Спросили меня, я иду отвечать!
− Как вы думаете, на кого похож герой этого стихотворения? (На Вовку из рассказа В. Голявкина.) Объясните своё мнение.
Н а с л а й д е :
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!
− Чему вы учились сегодня на уроке?
12− Прочитайте пословицу в учебнике. Можно ли считать её выводом к нашему уроку?
Д л я с а м о с т о я т е л ь н о й р а б о т ы : выучить наизусть стихотворение С. Востокова «Кто кого»; придумать историюкомикс по
иллюстрации в учебнике; придумать историю о смелом поступке.
13