Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы.
Город – это своеобразная каменная книга, способная будоражить нашу фантазию, без которой невозможно глубокое прочтение классиков. Этот город всегда имел большое значение в личной и творческой судьбе большинства русских писателей, поэтов, художников, музыкантов. Улицы Петербурга – это музей под открытым небом. Музей истории, музей архитектуры, литературный музей. По этим улицам, площадям и набережным неслась творческая фантазия лучших русских писателей, которые населили город персонажами своих произведений.
В конспекте описано каким же предстает перед нами Петербург со страниц романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
В Петербурге Достоевского - конспект. — копия.docx
Добрый день, уважаемые преподаватели, студенты!
Ведущий: Сегодня мы в очередной раз возвратимся к великому произведению Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание», попытаемся еще глубже понять и осмыслить его.
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
МУЗЫКА (НАЧАЛЬНЫЕ ТИТРЫ)
Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы.
Город – это своеобразная каменная книга, способная будоражить нашу фантазию, без
которой невозможно глубокое прочтение классиков. Этот город всегда имел большое значение в
личной и творческой судьбе большинства русских писателей, поэтов, художников, музыкантов.
Улицы Петербурга – это музей под открытым небом. Музей истории, музей архитектуры,
литературный музей. По этим улицам, площадям и набережным неслась творческая фантазия
лучших русских писателей, которые населили город персонажами своих произведений.
Каким же предстает перед нами Петербург со страниц романа Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»?
Ф.М. Достоевский изображает столицу тогдашней России в пору стремительного
развития российского капитализма, когда Петербург быстро разрастался за счет доходных
домов, банкирских контор, заводов и рабочих предместий.
Было два Петербурга. Один город, созданный гениальными архитекторами, Петербург
дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающей нас и ныне своей вечной красотой, и
стройностью. Но был и другой Петербург – «дома без всякой архитектуры», «кишащие цеховым
и ремесленным населением» Мещанские, Садовые, Подьяческие улицы, набережные «Канавы»,
харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев, ночлежки.
Худяков Иван:
Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно когонибудь удивить.
Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное
население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда
общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною
фигурой.
Алексеева Алина:
Оглядевшись, он заметил, что стоит подле распивочной, в которую вход был с тротуара
по лестнице вниз, в подвальный этаж. Из дверей, как раз в эту минуту, выходили двое пьяных и,
друг друга поддерживая и ругая, взбирались на улицу. Долго не думая, Раскольников тотчас же
спустился вниз. Никогда до сих пор не входил он в распивочные, но теперь голова его
кружилась, и к тому же палящая жажда томила его. Ему захотелось выпить холодного пива, тем
более что внезапную слабость свою он относил и к тому, что был голоден. Он уселся в темном и
грязном углу, за липким столиком, спросил пива и с жадностию выпил первый стакан. Тотчас же
всё отлегло, и мысли его прояснели.
Ведущий: Когда Ф.М. Достоевский писал «Преступление и наказание», он жил в той части
Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в
холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли «серединных петербургских улиц и переулков»,
лежащих вокруг Сенной площади, возник перед ним образ бедного студена Родиона
Раскольникова. Здесь и поселил его Достоевский, в Столярной переулке, где в большом
доходном доме снимал квартиру сам.
Петербург в романе Ф.М. Достоевского не просто фон, на котором происходит действие.
Это тоже своеобразное «действующее лицо» город, который душит, давит, навевает кошмарные
видения, внушает безумные идеи. Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург.
Шитов Артем:
На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич,
пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему
возможности нанять дачу, все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные
нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное
множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили
отвратительный колорит картины.
Ведущий:
Петербург, как бы символ жизни ненормальной, неблагополучной, безнравственной.
Алексеева Алина:
На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль,
кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцыразносчики и
полуразвалившиеся извозчики. Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть и голова
его совсем закружилась, обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий
солнечный день.
Максимова Алена:
Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает.
Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с
моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было
отчетливо разглядеть даже каждое его украшение ….случалось ему, может быть раз сто,
останавливаться именно на этом же самом месте пристально вглядываться в эту действительно
великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому
своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной
панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...
Григорьев Антон:
Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката,
на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, гдето в
мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча,
ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием
всматривался в эту воду.
Шлыкова Александра:
Солнце заходило. Какаято особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В
ней не было чегонибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чемто постоянным, вечным, предчувствовались
мертвящей тоски,
предчувствовалась какаято вечность на "аршине пространства". В вечерний час это ощущение
обыкновенно еще сильней начинало его мучить.
этой холодной,
годы
безысходные
Григорьев Антон:
Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он
этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха.
Ведущий:
Таким образом, пейзажные картины Петербурга создают общее впечатление города,
который враждебен человеку, теснит его, давит, создает атмосферу безысходности, толкает на
скандалы и преступления.
Григорьев Илья:
О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость!
прибавил он решительно. И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь
способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..."
Нестеров Аркадий:
«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! — подумал он с
странною улыбкой. — Гм… да… все в руках человека, и всето он мимо носу проносит,
единственно от одной трусости… это уж аксиома… Любопытно, чего люди больше боятся?
Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся… А впрочем, я слишком
много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю,
что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в
углу и думая… о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это
серьезно? Совсем не серьезно. Так ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и
игрушки!»
Ведущий:
В романе огромное количество уличных сцен, усиливающих атмосферу безысходности,
нужды. У каждого из героев своя судьба, каждый бьется в одиночку. На улицах многолюдно, но
тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания,
равнодушия людей друг к другу.
Музыка (начало)
Худяков Иван:
В это время вошла с улицы целая партия пьяниц, уже и без того пьяных, и раздались у
входа звуки нанятой шарманки и детский, надтреснутый семилетний голосок, певший
«Хуторок». Стало шумно. Хозяин и прислуга занялись вошедшими.
Карпова Полина:
Он взглянул — и увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым,
продолговатым, испитым лицом и с красноватыми впавшими глазами. Она глядела на него прямо, но, очевидно, ничего не видела и никого не различала. Вдруг она облокотилась правою
рукой о перила, подняла правую ногу и замахнула ее за решетку, затем левую, и бросилась в
канаву. Грязная вода раздалась, поглотила на мгновение жертву, но через минуту утопленница
всплыла, и ее тихо понесло вниз по течению, головой и ногами в воде, спиной поверх, со
сбившеюся и вспухшею над водой, как подушка, юбкой.
— Утопилась! Утопилась! — кричали десятки голосов; люди сбегались, обе набережные
унизывались зрителями, на мосту, кругом Раскольникова, столпился народ, напирая и
придавливая его сзади.
Кривошеева Альбина:
Не доходя Сенной, на мостовой, перед мелочною лавкой, стоял молодой черноволосый
шарманщик и вертел какойто весьма чувствительный романс. Он аккомпанировал стоявшей
впереди его на тротуаре девушке, лет пятнадцати, одетой как барышня, в кринолине, в
мантильке, в перчатках и в соломенной шляпке с огненного цвета пером; всё это было старое и
истасканное. Уличным, дребезжащим, но довольно приятным и сильным голосом она выпевала
романс, в ожидании двухкопеечника из лавочки. Раскольников приостановился рядом с двумя
тремя слушателями, послушал, вынул пятак и положил в руку девушке. Та вдруг пресекла пение
на самой чувствительной и высокой нотке, точно отрезала, резко крикнула шарманщику:
«будет!», и оба поплелись дальше, к следующей лавочке.
Карпова Полина:
На канаве, не очень далеко от моста и не доходя двух домов от дома, где
жила Соня, столпилась куча народу. Особенно сбегались мальчишки и девчонки. Хриплый,
надорванный голос Катерины Ивановны слышался еще от моста. И действительно, это было
странное зрелище, способное заинтересовать уличную публику. Катерина Ивановна в своем
стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся
безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении. Она устала и
задыхалась. Измучившееся чахоточное лицо ее смотрело страдальнее, чем когданибудь (к тому
же на улице, на солнце, чахоточный всегда кажется больнее и обезображеннее, чем дома); но
возбужденное состояние ее не прекращалось, и она с каждою минутой становилась еще
раздраженнее. Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе,
как плясать и петь, начинала им растолковывать, для чего это нужно, приходила в отчаяние от
их непонятливости, била их... Потом, не докончив, бросалась к публике; если
замечала чутьчуть хорошо одетого человека,
то
тотчас пускалась объяснять ему, что вот, дескать, до чего доведены дети "из
благородного, можно даже сказать, аристократического дома". Если слышала в толпе смех или
какоенибудь задирательное словцо, то тотчас же набрасывалась на дерзких и начинала с ними
браниться. Иные, действительно, смеялись, другие качали головами; всем вообще было
любопытно поглядеть на помешанную с перепуганными детьми.
остановившегося поглядеть,
Ведущий:
От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга враждебно и с недоверчивостью.
Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства,
злорадной насмешки. От встреч с этими людьми остается ощущение чего то грязного, жалкого,
безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и
оскорбленным». Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас во дворы, в дома, где живут герои.
Обычно это доходные дома. Мы входим в «грязные и вонючие» дворы – колодцы, поднимаемся
по темным лестницам. Тяжко обездоленному человеку и в комнатах, где он живет. Здесь тоже
невыносимо душно, нечем дышать, в душных и темных квартирах голодают люди, умирают их
мечты, в их умах зарождаются преступные мысли.
МУЗЫКА (ФИНАЛЬНЫЕ ТИТРЫ)
Максимова Алена:
Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила
более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку
с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз,
при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти
всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо,
чувствовал какоето болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого
морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.
Иванов Антон:
Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок
освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было
разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была
протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было
всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый
кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший
сальный огарок в железном подсвечнике.
Петухова Александра:
Это была большая комната, но чрезвычайно низкая, единственная отдававшаяся от
Капернаумовых, запертая дверь к которым находилась в стене слева. На противоположной
стороне, в стене справа, была еще другая дверь, всегда запертая наглухо. Там уже была другая,
соседняя квартира, под другим нумером. Сонина комната походила как будто на сарай, имела
вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей чтото уродливое. Стена с
тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату както вкось, отчего один угол,
ужасно острый, убегал кудато вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть
нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой
большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее,
ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял
простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у
противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод,
как бы затерявшийся в пустоте. Вот всё, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и
истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой.
Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.
Романова Ольга:
Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с
своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что
чутьчуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вотвот стукнешься
головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем
исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и,
наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей
комнаты, когдато обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.
Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым,
ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую
подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед
софой стоял маленький столик.
Ведущий:
Все эти картины неотделимы от человеческих судеб, невольно рождается представление о
силе, которая губит жизнь героев. Они попадают в такие жизненные тупики из которых только
один выход – смерть.
В романе возникает образ Петербурга мертвенного, холодного, равнодушного к судьбе
человека. Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяют
только злорадство и любопытство к несчастьям ближнего. Человеку в этом мире «некуда
пойти».
Мельников Андрей:
Милостивый государь, — начал он почти с торжественностию, — бедность не порок, это истина.
Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь,
нищета — порокс. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в
нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из
компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый
сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное! Милостивый государь, месяц назад тому
супругу мою избил господин Лебезятников, а супруга моя не то что я! Понимаетес? Позвольте
еще вас спросить, так, хотя бы в виде простого любопытства: изволили вы ночевать на Неве, на
сенных барках?
— А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть
куданибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда
нибудь да пойти! Когда единородна дочь моя в первый раз по желтому билету пошла, и я тоже
тогда пошел… (ибо дочь моя по желтому билету живетс…) — прибавил он в скобках, с
некоторым беспокойством смотря на молодого человека. — Ничего, милостивый государь,
ничего!
Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда
больше идти? Нет! Этого вы еще не понимаете… И целый год я обязанность свою исполнял
благочестиво и свято и не касался сего (он ткнул пальцем на полуштоф), ибо чувство имею. Но и
сим не мог угодить; а тут места лишился, и тоже не по вине, а по изменению в штатах, и тогда
прикоснулся!.. Полтора года уже будет назад, как очутились мы наконец, после странствий и
многочисленных бедствий, в сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками
столице. И здесь я место достал… Достал и опять потерял. Понимаетес? Тут уже по
собственной вине потерял, ибо черта моя наступила…
Ведущий:
Петербург это город – призрак, где господствует желтый цвет. Автор наблюдает за
своими героями, как бы через желтые очки. Желтый цвет, преобладает в описании героев и окружающих их предметов, создает
глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности, усиливает атмосферу нездоровья,
расстройства, надрыва и одновременно затхлости и безысходности.
Реальность и бред, явь и комар – все сплелось в Петербурге. В нем воплощен протест
писателя против господствующего зла, против ненормально устроенного современного ему
общества и в нем живет мечта об ином городе, не душном, а добром, прекрасном, созданном для
счастья людей.
МУЗЫКА (СОНЯ М.)
В Петербурге Ф.М. Достоевского
В Петербурге Ф.М. Достоевского
В Петербурге Ф.М. Достоевского
В Петербурге Ф.М. Достоевского
В Петербурге Ф.М. Достоевского
В Петербурге Ф.М. Достоевского
В Петербурге Ф.М. Достоевского
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.