В поисках капитана Гранта

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В поисках капитана Гранта (мастерская по роману Ж.Верна "Дети капитана Гранта" в 6-м классе) Программа по зарубежной литературе Вятской гуманитарной гимназии в 6 классе включает изучение приключенческого романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта”. 11-12-летним мальчишкам и девчонкам близок этот жанр: дети и подростки любят приключения и связанные с ними азарт, риск, игру. Приключения бывают разные: легкие, веселые, серьезные, страшные, героические, авантюрные. Но все они интересны! И каждый мечтает о них! При подготовке мастерской хотелось, чтобы ребята прочитали роман “Дети капитана Гранта” (560 страниц – объем, немаленький для шестиклассников) и их захватил и покорил бы дух романтики, увлек за собой в мир добрых и бескорыстных героев. Но как это сделать? Для выполнения той и другой задачи нашли выход, подсказанный самим автором: нужно отправиться в воображаемое путешествие на поиски капитана Гранта. В течение месяца каждый “бороздил” воды морей и океанов на “Дункане” в поисках героя, вел путевой дневник.
Иконка файла материала В поисках капитана Гранта.doc
В поисках капитана Гранта (мастерская по роману Ж.Верна "Дети капитана Гранта" в 6-м классе) Программа по зарубежной литературе Вятской гуманитарной гимназии в 6 классе включает изучение  приключенческого романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта”. 11­12­летним мальчишкам и девчонкам близок  этот жанр: дети и подростки любят приключения и связанные с ними азарт, риск, игру. Приключения бывают  разные: легкие, веселые, серьезные, страшные, героические, авантюрные. Но все они интересны! И каждый  мечтает о них! При подготовке мастерской хотелось, чтобы ребята прочитали роман “Дети капитана Гранта” (560 страниц –  объем, немаленький для шестиклассников) и их захватил и покорил бы дух романтики, увлек за собой в мир  добрых и бескорыстных героев. Но как это сделать? Для выполнения той и другой задачи нашли выход,  подсказанный самим автором: нужно отправиться в воображаемое путешествие на поиски капитана Гранта. В  течение месяца каждый “бороздил” воды морей и океанов на “Дункане” в поисках героя, вел путевой дневник.  Путевой дневник – отличное средство контроля за чтением: дети записывают дату, количество прочитанных  страниц, указывают основные события этого дня: 2.10.02. (стр.1­63) Капитан Грант нуждается в помощи! 25.08.1864 г. мы отправились на поиски капитана. Жак Паганель по  рассеянности оказался на борту “Дункана”. Это удивительный человек! Он покорил всех! Миновали о. Мадейра,  Канары, о­ва Зеленого Мыса, Магелланов пролив… 3.10.02. (стр.64­168) Успешно совершили переход через Чили. В горах пережили землетрясение. Исчез Роберт. Огромная птица нашла Роберта. Чей­то выстрел спас сына  капитана Гранта. Познакомились с патагонцем – индейцем Талькавом. Теперь это наш добрый друг. У него  прекрасная, быстрая и умная лошадь Таука. (Из путевого дневника Дениса Тарасова.) Записи не должны быть очень объемными, но в них нужно отразить самые важные события. А поскольку в  романе многие страницы посвящены рассказам Паганеля о животном и растительном мире Южной Америки,  Австралии, то вполне даже допустимо, что будут иногда просто перечислены животные и растения, с которыми  путешественники познакомились в этот день. В течение всего срока “поиска” капитана Гранта работал штаб экспедиции, в который ребята присылали свои  фотографии (конечно, это рисунки тех героев и эпизодов, которые больше всего понравились детям) и  телеграммы: – Мы отплываем на поиски капитана Гранта. – Из Патагонии – в Шотландию: Пока сведений никаких не имеем. Надеемся на удачу. Будем искать капитана по  всему миру. – SOS! Нам нужны лошади! – SOS!!! Мы находимся в горах. Мы потеряли Роберта! – Мы на северо­западном склоне Сьерра­Вентона, на реке Гуамини. Помогите! Мы окружены красными волками! – У нас пополнение в составе! Ну и чудак этот Паганель! Что нам с ним делать? – Не верьте Айртону! – Рио­Колорадо разлилась, она затопила все! Мы ведем птичий образ жизни, запасы пищи закончились. – У нас нет питьевой воды! Озеро Салинас и впадающие в него реки пересохли. В бурдюках все выпито!  Источников поблизости никаких нет. Умираем от жажды! Телеграммы оформлены необычно: это и рисунки, и послания в бутылках, и SOS­сообщения… Самые важные –  сообщения о том, что герой найден! Не в Патагонии, не в Австралии, даже не в страшной Новой Зеландии, а намаленьком острове Табор, затерянном в Тихом океане. Для учителя это сигнал: книга прочитана и можно  проводить мастерскую – слет участников экспедиции. На этой мастерской происходит обмен впечатлениями, поиск ответов на главные вопросы: куда, с кем, с какой  целью отправились; что приобрели, узнали, чему научились? Мастерская включает внимание с помощью песни Яблоковой “Капитан”. – Куда собрался, капитан, Куда ты, брат, собрался? Погоды нету, капитан, Нигде погоды нет… – Там крик о помощи, милорд, Я слышу – крик раздался. Милорд, я слышу этот крик, Теперь за мной ответ. – Ты что, не видишь, капитан, Ты разве сам не видишь: В такую бурю, капитан, Не выплыть никому? Да ты же вмиг пойдешь ко дну, Как только в море выйдешь! – Я слышал крик, милорд, Мой долг – откликнуться ему. – А что команда, капитан? В дорогу, чай, не рвется? Жена и дети, капитан, –  А им что предстоит? – Со мной охотники, милорд, Со мной лишь добровольцы, А дом родной простит, милорд, Мой дом меня простит. Звучит песня, а ребята получают задание: за две минуты объяснить необходимость поисков капитана Гранта: – Нужно всегда откликаться на крик о помощи. – Мэри и Роберт останутся сиротами, если мы не найдем их отца. – Такой человек, как капитан Грант, достоин того, чтобы на поиски отправились его соотечественники: он ведь  два года назад отплыл с очень благородной целью, в интересах Шотландии. – Человек должен иметь шанс на спасение. Затем участники слета рассаживаются по группам – экспедициям и делятся воспоминаниями о самых ярких  событиях, которые с ними произошли. Звучат рассказы о красных волках­агуарах, о разливе Рио­Колорадо, о  птичьем образе жизни на огромном дереве “омбу”, “достигающем футов ста высоты”, об окружении кайманами  (крокодилами), о землетрясении, о предательстве Айртона, о смешном Паганеле… Исследовательская работа с текстом романа продолжается в творческих группах. “Исследователи маршрута” бумажными корабликами отмечают путь “Дункана” на карте, которая висит на  доске: Глазго – о. Мадейра – … – о.Табор. “Языковеды” объясняют лексическое значение слов, с которыми познакомились во время путешествия:  Патагония, кошка­девятихвостка, кубрик, камбуз, аборигены, архипелаг, пампы, фарватер… “Биологи” готовят рассказ о животном и растительном мире Южной Америки и Австралии. “Географы” знакомят с историей географических открытий. После выступления групп всем предлагается написать мини­сочинение по заданному началу: “Если бы мне снова  довелось отправиться в трудное и опасное путешествие, я пригласил(а) бы с собой…”. Порадовало в ответах то, что ребята увидели добрые, положительные черты не только главных героев, но и тех, с кем судьба свела их на совсем короткий срок:– Если бы я отправилась в трудное и опасное путешествие, я взяла бы с собой Талькава вместе с его Таукой. По­ моему, Талькав – очень мужественный, смелый, честный и добрый человек, Таука – замечательная, быстрая  лошадь, преданная своему хозяину. С ними не страшно путешествовать. Они всегда помогут и выручат в трудной ситуации. (Александра Рыбкина) – … Роберта. Это надежный друг. Как храбро он повел себя в борьбе с агуарами: не раздумывая вскочил на  Тауку и увел за собой волков, спас всех от неминуемой гибели! Он очень юн. Но ведь он через такие испытания  прошел! Отличный наездник, хорошо в кораблях разбирается, а Паганель ему столько знаний передал! Он  просто будет незаменим! (Роман Мирфаизов) – Я очень люблю вкусно поесть, а стюард Олбинет прекрасно готовит. О нем я не забуду, отправляясь в далекий путь. (Денис Тарасов) – …капитана Гранта. Это отважный человек и опытный путешественник. Он жил два года на необитаемом  острове. Больше всего меня поразило именно это. Все! Решено! Приглашаю с собой капитана Гранта! (Мария  Смекалова) – …Жака Паганеля. Это великий географ. Его знания помогут в задуманном деле. Чувство юмора Паганеля  поможет преодолеть трудности и сделает путешествие интересным. Кроме того, Паганель – интеллигентный  человек. Да еще и бесстрашный. (Христина Мамаева) Итак, путешествие закончено. Благородные цели экспедиции ребятам понятны. В пути приобретены богатые  сведения по истории географических открытий, флоре и фауне разных континентов. Кроме того, ребята сумели  увидеть главные достоинства характеров героев и приобрели замечательных друзей: благородного лорда  Гленервана и его жену леди Элен, отважного Джона Манглса и невозмутимого Мак Наббса, рассеянного Жака  Паганеля и целеустремленного Гарри Гранта, доброго и преданного Талькава и прекрасных детей капитана  Гранта – Роберта и Мери. Мастерская завершается вручением дипломов активным участникам поисков капитана Гранта. Шестиклассники увлеченно читали роман и с удовольствием строили мастерскую, мечтали о новых путешествиях. Поэтому рефлексивным итогом мастерской был момент обсуждения вопроса о том, куда стоит еще отправиться в путешествие и что об этом прочитать?

Посмотрите также