"В поисках сокровищ"
Оценка 4.6

"В поисках сокровищ"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература +1
5 кл—11 кл +1
29.03.2018
"В поисках сокровищ"
"В поисках сокровищ" (урок внеклассного чтения в 5-м классе по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ") Цель: 1. Приобщение учащихся к чтению художественной литературы; учить давать полные, развернутые ответы на поставленные вопросы; учить делать выводы на основе прочитанного, обучение составлению простого плана. 2. Развивать навыки быстрого и выразительного чтения; мыслительную деятельность, речь, умение пересказывать текст. 3. Воспитание чувства дружбы, коллективизма, взаимопомощи, уметь отличать хорошее и плохое. Оборудование: нарисованная и вырезанная шхуна; карта острова, волны вырезанные, пальмы, портреты главных героев, подзорная труба, частокол, словарные слова на карточках (роман, юнга, шхуна, сквайр, блокгауз), сундук, английский флаг, на учащихся – матросские воротники, песня М.Дунаевского “ А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!”, костюмы Джима и доктора Ливси. Парты стоят в виде корабля, портрет Стивенсона, выставка книг. Доска: на доске крепится вырезанная шхуна (с левой стороны), в центре пишется тема, словарные слова( с правой стороны доски).
В поисках сокровищ.doc
"В поисках сокровищ" (урок внеклассного чтения в 5-м классе по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ") Цель: 1. Приобщение учащихся к чтению художественной литературы; учить давать полные, развернутые ответы  на поставленные вопросы; учить делать выводы на основе прочитанного, обучение составлению  простого плана. 2. Развивать навыки быстрого и выразительного чтения; мыслительную деятельность, речь, умение  пересказывать текст. 3. Воспитание чувства дружбы, коллективизма, взаимопомощи, уметь отличать хорошее и плохое. Оборудование: нарисованная и вырезанная шхуна; карта острова, волны вырезанные, пальмы, портреты  главных героев, подзорная труба, частокол, словарные слова на карточках (роман, юнга, шхуна, сквайр,  блокгауз), сундук, английский флаг, на учащихся – матросские воротники, песня М.Дунаевского “ А ну­ка песню  нам пропой, веселый ветер!”, костюмы Джима и доктора Ливси. Парты стоят в виде корабля, портрет Стивенсона, выставка книг. Доска: на доске крепится вырезанная шхуна (с левой стороны), в центре пишется тема, словарные слова( с  правой стороны доски). На обороте пишется домашнее задание: 1. Письменно ответить на вопрос: “ Кто из героев особенно понравился и чем?” 2. прочитать роман Д.Дефо “Робинзон Крузо”. Ход урока Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня необычный урок. Мы отправимся вместе с героями книги  Роберта Стивенсона на поиски сокровищ. В пути нас ждут опасные приключения, встречи с пиратами, Поэтому  нам пригодится и знание текста, и умение давать полные, развернутые ответы на поставленные вопросы,  смелость, находчивость, смекалка. Запишите число, тему урока. Но прежде, чем отправиться в опасное путешествие, давайте познакомимся с автором. Что за человек написал  такую удивительную книгу? Роберт Стивенсон родился 13.11.1850 года. Он английский писатель, шотландец по происхождению, юрист.  Автор таких приключенческих романов: “Остров сокровищ”, “ Черная стрела”, “ Похищенный”. Справка (биография) Выходит автор и рассказывает (о создании романа): А вы знаете, ребята, этот роман? Кстати, кто может сказать, что называется “ романом”? (Один ученик отвечает). Автор хвалит и продолжает дальше: запишите и выучите, в будущем вам пригодится: “роман” ­ эпический жанр,  раскрывающий историю нескольких, а иногда многих людей на протяжении длительного времени. А в моей книге много героев, долго они путешествовали? Значит, это роман? Ответ ученика Так вот, однажды на каникулы приехал школьник, который очень хотел найти себе какое­нибудь занятие, он  живо обратил одну из комнат в выставочный зал со множеством своих “картин”. Иногда мне позволялось стоять  рядом с художником и рисовать. Так однажды я начертил карту острова. Она была красиво раскрашена, изгибы  ее необычайно увлекли мое воображение. С бездумностью обреченного я нарек свое творение “ Островом  сокровищ”. И когда я уронил задумчивый взгляд на карту своего острова, то средь придуманных лесов  зашевелились герои моей будущей книги. Они были тут и там, сражались и искали сокровища. А сейчас я  покидаю вас, мои друзья, и желаю вам удачного путешествия. Учитель: Давайте посмотрим, как это было. Ну, что “ Испаньола” готова, паруса подняты! А вы  готовы? (ответ) Тогда вперед! (звучит песня: “А ну­ка песню нам пропой, веселый ветер…”). Ребята, скажите,  кого называют юнгой? Ответ ученика Учитель: запомнили? Значит. Теперь вы стали юнгами. Хорошо. Так вот, мои дорогие юнги, сегодня на правах  капитана шхуны, отправившейся на поиски сокровищ, я посмотрю, насколько внимательно вы прочитали столь  интересную книгу. Кто знает, что обозначает слово “ шхуна”? Ответ ученика Учитель: молодец, юнга. И еще в течение путешествия вы будете вести судовой журнал, в котором должны  отражать все события, свидетелями которых мы станем, а я после возвращения домой обязательно их посмотрю. С какой истории все началось? Ответ ученика: пересказ начинается с того, что в трактире, который принадлежит отцу Джима Хокинса “  Адмирал Бенбоу” поселился старый морской волк с сабельным шрамом на щеке… Учитель: все сделали в журнале первую запись(учитель диктует: “В трактире “Адмирал Бенбоу” поселился  старый морской волк”). Учитель: кто такой мистер Трелони? Ответ ученика: сквайр. Учитель: ответьте, что обозначает это слово? Ответ ученика: низший титул английского дворянства. Учитель: обратите внимание на его написание. С чем пришел Джим Хокинс в дом мистера Трелони и кого он там встретил? Ответ ученика: с картой, встретил доктора Ливси. Учитель (подходит к доске и показывает, рядом на столе стоит сундук): вот она. Чем карта заитересовала  сквайра? Ответ ученика. Учитель: в судовых журналах ставим цифру 2 и делаем следующую запись: “Вечером в доме мистера Трелони.  Карта. Что же они решили делать? Ответ ученика: искать сокровища. Учитель: таким образом, мистер Трелони решает снарядить корабль и выйти в море. И в судовых журналах  появляется новая запись: “Снаряжение корабля. Выход в море”. Скажите, юнги, опасное путешествие ждало  героев романа? Почему? Ответ ученика. (Да, конечно, так как команду шхуны составляли пираты, на море мог бы быть шторм, на них  могли напасть). Учитель: действительно, это так, но кто стал капитаном шхуны “Испаньола”? Ответ ученика: (капитан Смоллет). Учитель: какой это был человек и моряк? Ответ ученика: (честный, благородный, человек, решительный, опытный моряк). Учитель: значит, это предусмотрительный, очень порядочный, честный человек, хорошо знающий свое дело  моряк. Да, вы правы. Один из юнг смотрит в подзорную трубу, видит землю и кричит: “Земля! Я вижу землю!” (Все смотрят налево, где к шторам прикреплены пальмы, рисунок острова). Учитель: действительно, мы подошли к острову сокровищ. Какую запись можно сделать в судовых журналах? Ученики пишут: “У острова капитана Флинта”. Учитель: что услышал Джим, сидя в бочке из­под яблок? Ответ ученика: пересказ отрывка. Учитель: что произошло после этого? Ответ ученика: (был собран Военный Совет, решено не показывать вида, что капитану Смоллету известно о  заговоре, иначе команда перестала бы его слушать, подчиняться). Учитель: и тогда Джим Хокинс совершил свой первый из тех поступков, которые впоследствии спасли жизнь и  ему, и его товарищам: он сбежал на берег. С кем встретился Джим, убегая от пиратов? Ответ ученика: (с островитянином Бен Ганном). Учитель: что островитянин рассказал мальчику о себе? Ответ ученика… Учитель: все сделали запись в журнале: “Встреча с островитянином”. Пока Джим был на берегу, его товарищи  тоже покинули шхуну и, приплыв на остров, расположились в блокгаузе. (учитель: “Блокгауз­это сооружение, в  данном случае наподобие небольшой крепости). Их преследовали пираты, Вскоре они даже атаковали  Смоллетта и всех, кто с ним был. И в журнале появляется еще одна запись: “В блокгаузе, бой с пиратами”. Что делает Джим, когда пираты отступили? Ответ ученика: (убегает из крепости, находит челнок Бена Ганна и направляется к шхуне.) Учитель: значит, что­то опять задумал этот смелый Джим! Как вы думаете, что? Ответ ученика. Учитель: верно, рискуя своей жизнью, он хотел узнать, что происходит на шхуне. Чем закончилось это  приключение юноши? Ответ ученика. Учитель: что мы должны записать в журнале? (В журнале делается запись: “Джим покидает блокгауз, попадает на шхуну”.) Учитель: А в это время на острове ……(продолжите мою мысль). Доктор Ливси возвращается после разговора с  Бен Ганном. Ответ ученика: возвращаясь после разговора с Бен Ганном доктор Ливси принимает решение вместе с  капитаном Смоллеттом покинуть крепость, оставив карту острова пиратам. Учитель: когда пираты зашли в крепость, они ничего не поняли, найдя там карту, а вы? О чем Бен Ганн  рассказал доктору Ливси, как вы думаете? Ответ ученика Учитель: верно, Бен Ганн рассказал о том, что сокровища находятся в другом месте, а точнее в его пещере, куда он их перенес). И вновь мы пишем в судовом журнале: “Друзья Джима оставляют крепость и карту пиратам. А что делал в это время Джим? Ответ ученика: он сумел захватить “Испаньолу”, заключить перемирие с раненым пиратом, который помог ему  отвести шхуну в другое место, но потом Израель Хендс напал на юношу, и тот, защищаясь, убивает его, Джим  остаётся один на корабле. Учитель: А мы с вами записываем: “Борьба за шхуну и победа”. Оставшись один, что собрался сделать Хокинс? Ответ ученика: сойти на остров и отправиться к друзьям, чтобы сообщить им хорошую новость о шхуне. Учитель: но что с ним случилось? Ответ ученика: он попадает в плен к пиратам, потому что не знал о том, что произошло после его побега из  крепости. Учитель: А в журнале появляется следующая запись: “В плену у пиратов”. Что узнал и что понял Джим, находясь у пиратов? Ответ ученика: “Джим понял, что у них есть больные, что пираты не хотят слушать Сильвера, так как сокровища не нашли, люди погибли, а другие заболели лихорадкой, угрожают лишить звания капитана за нарушение  законов пиратов, вручают ему черную метку”. Учитель: но в это время, как спасательный круг, появляется доктор Ливси, которому капитан Сильвер  предложил поговорить с Джимом. Инсценировка: Д. Ливси: “Итак, Джим, ты у пиратов. Что посеешь, то и пожнешь, мой мальчик. Ты поступил бесчестно, ты ушел,  когда капитан был болен”. Джим (плача): “Доктор, пожалуйста, не ругайте меня. Я сам себя достаточно ругал. Моя жизнь на волоске. Если  меня начнут пытать…”. Д. Ливси: “Джим,…Я не могу этого допустить. Перелезай через забор, и бежим”. Джим: “Доктор, я дал “честное слово”. Д. Ливси: “Знаю, знаю. Уж возьму я этот грех на себя. Прыгай! Один прыжок – и ты на свободе”. Джим: “Нет. Ведь вы сами не поступили бы так. Ни вы, ни сквайр, ни капитан”. Учитель: скажите, юнги, правильно ли поступил юноша? Ответ ученика: “Да, потому что он дал “честное слово”. Учитель: верно. Он дал слово чести. А еще почему? Кого он назвал в качестве примера? Ответ ученика: (Ливси, сквайра, капитана). Учитель: что мы можем о них сказать? Ответ ученика: “Это мужественные, благородные, решительные, смелые люди. И Джим берет с них пример,  старается быть таким же, как они”. Учитель: и вот мы подошли к концу нашего путешествия. Мы уже знаем, что сокровища пираты не найдут. Что  же стало с оставшимися в живых пиратами? С другими героями? Ответ ученика: “Пиратов оставили на острове, отдав им запасы продуктов. Каждый из друзей Джима получил  свою долю сокровищ. Капитан Смоллетт оставил морскую службу; Бен Ганн через три недели вернулся нищим, и сквайр взял его к себе в привратники; Джим доволен, что капитан Сильвер ушел из его жизни навсегда, сбежав  на одной из стоянок со шхуны”. Учитель: а в судовом журнале делаем запись: “Возвращение героев домой, их дальнейшая судьба”. Выходит автор: “Вот, дорогие мои юные друзья, закончилась удивительная история (закрывая книгу), полная  приключений и опасностей. Мне бы очень хотелось узнать, кто из героев вам понравился или не понравился, и  чем? Напишите об этом, я буду ждать, а пока прощайте, и до новых встреч”. Учитель: ребята, вам понравился роман Роберта Стивенсона? Интересно было его читать? Как вы думаете, что  еще, кроме сокровищ, нашли герои? Чему научился Джим Хокинс? Ответ ученика: “Верных друзей, дружбу, отличать добро от зла, оставаться порядочным человеком при любых  обстоятельствах”. Учитель: как вы думаете, каким человеком вырастет Джим Хокинс? Ответ ученика. Учитель: почему? Ответ ученика: “Потому что у него был хороший пример для подражания”. Учитель: значит, чтобы вырасти, честным, порядочным, воспитанным, уважающим себя и других, надо брать  пример именно с таких людей, и выбирать именно таких друзей. И тогда у вас в жизни сложится все хорошо. Оценки за урок. Д/З: открыть доску (на обороте запись д/з): 1. Письменно ответить на вопрос: “Кто из героев особенно понравился и чем?” 2. К 26.01.08 прочитать роман Д.Дефо “Робинзон Крузо”. Я благодарю всех за помощь в проведении урока, за иллюстрации, которые вы сделали. Большое вам спасибо, ребята. А вы знаете, кроме денег и карты в сундучке Билли Бонса было еще кое­что. Джим, посмотри, что там? В  сундуке лежат конфеты, и Джим угощает ими гостей и ребят.

"В поисках сокровищ"

"В поисках сокровищ"

"В поисках сокровищ"

"В поисках сокровищ"

"В поисках сокровищ"

"В поисках сокровищ"

"В поисках сокровищ"

"В поисках сокровищ"

"В поисках сокровищ"

"В поисках сокровищ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018