"В поисках сокровищ"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"В поисках сокровищ" (урок внеклассного чтения в 5-м классе по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ") Цель: 1. Приобщение учащихся к чтению художественной литературы; учить давать полные, развернутые ответы на поставленные вопросы; учить делать выводы на основе прочитанного, обучение составлению простого плана. 2. Развивать навыки быстрого и выразительного чтения; мыслительную деятельность, речь, умение пересказывать текст. 3. Воспитание чувства дружбы, коллективизма, взаимопомощи, уметь отличать хорошее и плохое. Оборудование: нарисованная и вырезанная шхуна; карта острова, волны вырезанные, пальмы, портреты главных героев, подзорная труба, частокол, словарные слова на карточках (роман, юнга, шхуна, сквайр, блокгауз), сундук, английский флаг, на учащихся – матросские воротники, песня М.Дунаевского “ А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!”, костюмы Джима и доктора Ливси. Парты стоят в виде корабля, портрет Стивенсона, выставка книг. Доска: на доске крепится вырезанная шхуна (с левой стороны), в центре пишется тема, словарные слова( с правой стороны доски).
Иконка файла материала В поисках сокровищ.doc
"В поисках сокровищ" (урок внеклассного чтения в 5-м классе по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ") Цель: 1. Приобщение учащихся к чтению художественной литературы; учить давать полные, развернутые ответы  на поставленные вопросы; учить делать выводы на основе прочитанного, обучение составлению  простого плана. 2. Развивать навыки быстрого и выразительного чтения; мыслительную деятельность, речь, умение  пересказывать текст. 3. Воспитание чувства дружбы, коллективизма, взаимопомощи, уметь отличать хорошее и плохое. Оборудование: нарисованная и вырезанная шхуна; карта острова, волны вырезанные, пальмы, портреты  главных героев, подзорная труба, частокол, словарные слова на карточках (роман, юнга, шхуна, сквайр,  блокгауз), сундук, английский флаг, на учащихся – матросские воротники, песня М.Дунаевского “ А ну­ка песню  нам пропой, веселый ветер!”, костюмы Джима и доктора Ливси. Парты стоят в виде корабля, портрет Стивенсона, выставка книг. Доска: на доске крепится вырезанная шхуна (с левой стороны), в центре пишется тема, словарные слова( с  правой стороны доски). На обороте пишется домашнее задание: 1. Письменно ответить на вопрос: “ Кто из героев особенно понравился и чем?” 2. прочитать роман Д.Дефо “Робинзон Крузо”. Ход урока Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня необычный урок. Мы отправимся вместе с героями книги  Роберта Стивенсона на поиски сокровищ. В пути нас ждут опасные приключения, встречи с пиратами, Поэтому  нам пригодится и знание текста, и умение давать полные, развернутые ответы на поставленные вопросы,  смелость, находчивость, смекалка. Запишите число, тему урока. Но прежде, чем отправиться в опасное путешествие, давайте познакомимся с автором. Что за человек написал  такую удивительную книгу? Роберт Стивенсон родился 13.11.1850 года. Он английский писатель, шотландец по происхождению, юрист.  Автор таких приключенческих романов: “Остров сокровищ”, “ Черная стрела”, “ Похищенный”. Справка (биография)Выходит автор и рассказывает (о создании романа): А вы знаете, ребята, этот роман? Кстати, кто может сказать, что называется “ романом”? (Один ученик отвечает). Автор хвалит и продолжает дальше: запишите и выучите, в будущем вам пригодится: “роман” ­ эпический жанр,  раскрывающий историю нескольких, а иногда многих людей на протяжении длительного времени. А в моей книге много героев, долго они путешествовали? Значит, это роман? Ответ ученика Так вот, однажды на каникулы приехал школьник, который очень хотел найти себе какое­нибудь занятие, он  живо обратил одну из комнат в выставочный зал со множеством своих “картин”. Иногда мне позволялось стоять  рядом с художником и рисовать. Так однажды я начертил карту острова. Она была красиво раскрашена, изгибы  ее необычайно увлекли мое воображение. С бездумностью обреченного я нарек свое творение “ Островом  сокровищ”. И когда я уронил задумчивый взгляд на карту своего острова, то средь придуманных лесов  зашевелились герои моей будущей книги. Они были тут и там, сражались и искали сокровища. А сейчас я  покидаю вас, мои друзья, и желаю вам удачного путешествия. Учитель: Давайте посмотрим, как это было. Ну, что “ Испаньола” готова, паруса подняты! А вы  готовы? (ответ) Тогда вперед! (звучит песня: “А ну­ка песню нам пропой, веселый ветер…”). Ребята, скажите,  кого называют юнгой? Ответ ученика Учитель: запомнили? Значит. Теперь вы стали юнгами. Хорошо. Так вот, мои дорогие юнги, сегодня на правах  капитана шхуны, отправившейся на поиски сокровищ, я посмотрю, насколько внимательно вы прочитали столь  интересную книгу. Кто знает, что обозначает слово “ шхуна”? Ответ ученика Учитель: молодец, юнга. И еще в течение путешествия вы будете вести судовой журнал, в котором должны  отражать все события, свидетелями которых мы станем, а я после возвращения домой обязательно их посмотрю. С какой истории все началось? Ответ ученика: пересказ начинается с того, что в трактире, который принадлежит отцу Джима Хокинса “  Адмирал Бенбоу” поселился старый морской волк с сабельным шрамом на щеке… Учитель: все сделали в журнале первую запись(учитель диктует: “В трактире “Адмирал Бенбоу” поселился  старый морской волк”). Учитель: кто такой мистер Трелони? Ответ ученика: сквайр. Учитель: ответьте, что обозначает это слово? Ответ ученика: низший титул английского дворянства. Учитель: обратите внимание на его написание. С чем пришел Джим Хокинс в дом мистера Трелони и кого он там встретил? Ответ ученика: с картой, встретил доктора Ливси. Учитель (подходит к доске и показывает, рядом на столе стоит сундук): вот она. Чем карта заитересовала  сквайра? Ответ ученика. Учитель: в судовых журналах ставим цифру 2 и делаем следующую запись: “Вечером в доме мистера Трелони.  Карта. Что же они решили делать? Ответ ученика: искать сокровища.Учитель: таким образом, мистер Трелони решает снарядить корабль и выйти в море. И в судовых журналах  появляется новая запись: “Снаряжение корабля. Выход в море”. Скажите, юнги, опасное путешествие ждало  героев романа? Почему? Ответ ученика. (Да, конечно, так как команду шхуны составляли пираты, на море мог бы быть шторм, на них  могли напасть). Учитель: действительно, это так, но кто стал капитаном шхуны “Испаньола”? Ответ ученика: (капитан Смоллет). Учитель: какой это был человек и моряк? Ответ ученика: (честный, благородный, человек, решительный, опытный моряк). Учитель: значит, это предусмотрительный, очень порядочный, честный человек, хорошо знающий свое дело  моряк. Да, вы правы. Один из юнг смотрит в подзорную трубу, видит землю и кричит: “Земля! Я вижу землю!” (Все смотрят налево, где к шторам прикреплены пальмы, рисунок острова). Учитель: действительно, мы подошли к острову сокровищ. Какую запись можно сделать в судовых журналах? Ученики пишут: “У острова капитана Флинта”. Учитель: что услышал Джим, сидя в бочке из­под яблок? Ответ ученика: пересказ отрывка. Учитель: что произошло после этого? Ответ ученика: (был собран Военный Совет, решено не показывать вида, что капитану Смоллету известно о  заговоре, иначе команда перестала бы его слушать, подчиняться). Учитель: и тогда Джим Хокинс совершил свой первый из тех поступков, которые впоследствии спасли жизнь и  ему, и его товарищам: он сбежал на берег. С кем встретился Джим, убегая от пиратов? Ответ ученика: (с островитянином Бен Ганном). Учитель: что островитянин рассказал мальчику о себе? Ответ ученика… Учитель: все сделали запись в журнале: “Встреча с островитянином”. Пока Джим был на берегу, его товарищи  тоже покинули шхуну и, приплыв на остров, расположились в блокгаузе. (учитель: “Блокгауз­это сооружение, в  данном случае наподобие небольшой крепости). Их преследовали пираты, Вскоре они даже атаковали  Смоллетта и всех, кто с ним был. И в журнале появляется еще одна запись: “В блокгаузе, бой с пиратами”. Что делает Джим, когда пираты отступили? Ответ ученика: (убегает из крепости, находит челнок Бена Ганна и направляется к шхуне.) Учитель: значит, что­то опять задумал этот смелый Джим! Как вы думаете, что? Ответ ученика. Учитель: верно, рискуя своей жизнью, он хотел узнать, что происходит на шхуне. Чем закончилось это  приключение юноши? Ответ ученика. Учитель: что мы должны записать в журнале? (В журнале делается запись: “Джим покидает блокгауз, попадает на шхуну”.)Учитель: А в это время на острове ……(продолжите мою мысль). Доктор Ливси возвращается после разговора с  Бен Ганном. Ответ ученика: возвращаясь после разговора с Бен Ганном доктор Ливси принимает решение вместе с  капитаном Смоллеттом покинуть крепость, оставив карту острова пиратам. Учитель: когда пираты зашли в крепость, они ничего не поняли, найдя там карту, а вы? О чем Бен Ганн  рассказал доктору Ливси, как вы думаете? Ответ ученика Учитель: верно, Бен Ганн рассказал о том, что сокровища находятся в другом месте, а точнее в его пещере, куда он их перенес). И вновь мы пишем в судовом журнале: “Друзья Джима оставляют крепость и карту пиратам. А что делал в это время Джим? Ответ ученика: он сумел захватить “Испаньолу”, заключить перемирие с раненым пиратом, который помог ему  отвести шхуну в другое место, но потом Израель Хендс напал на юношу, и тот, защищаясь, убивает его, Джим  остаётся один на корабле. Учитель: А мы с вами записываем: “Борьба за шхуну и победа”. Оставшись один, что собрался сделать Хокинс? Ответ ученика: сойти на остров и отправиться к друзьям, чтобы сообщить им хорошую новость о шхуне. Учитель: но что с ним случилось? Ответ ученика: он попадает в плен к пиратам, потому что не знал о том, что произошло после его побега из  крепости. Учитель: А в журнале появляется следующая запись: “В плену у пиратов”. Что узнал и что понял Джим, находясь у пиратов? Ответ ученика: “Джим понял, что у них есть больные, что пираты не хотят слушать Сильвера, так как сокровища не нашли, люди погибли, а другие заболели лихорадкой, угрожают лишить звания капитана за нарушение  законов пиратов, вручают ему черную метку”. Учитель: но в это время, как спасательный круг, появляется доктор Ливси, которому капитан Сильвер  предложил поговорить с Джимом. Инсценировка: Д. Ливси: “Итак, Джим, ты у пиратов. Что посеешь, то и пожнешь, мой мальчик. Ты поступил бесчестно, ты ушел,  когда капитан был болен”. Джим (плача): “Доктор, пожалуйста, не ругайте меня. Я сам себя достаточно ругал. Моя жизнь на волоске. Если  меня начнут пытать…”. Д. Ливси: “Джим,…Я не могу этого допустить. Перелезай через забор, и бежим”. Джим: “Доктор, я дал “честное слово”. Д. Ливси: “Знаю, знаю. Уж возьму я этот грех на себя. Прыгай! Один прыжок – и ты на свободе”. Джим: “Нет. Ведь вы сами не поступили бы так. Ни вы, ни сквайр, ни капитан”. Учитель: скажите, юнги, правильно ли поступил юноша? Ответ ученика: “Да, потому что он дал “честное слово”. Учитель: верно. Он дал слово чести. А еще почему? Кого он назвал в качестве примера?Ответ ученика: (Ливси, сквайра, капитана). Учитель: что мы можем о них сказать? Ответ ученика: “Это мужественные, благородные, решительные, смелые люди. И Джим берет с них пример,  старается быть таким же, как они”. Учитель: и вот мы подошли к концу нашего путешествия. Мы уже знаем, что сокровища пираты не найдут. Что  же стало с оставшимися в живых пиратами? С другими героями? Ответ ученика: “Пиратов оставили на острове, отдав им запасы продуктов. Каждый из друзей Джима получил  свою долю сокровищ. Капитан Смоллетт оставил морскую службу; Бен Ганн через три недели вернулся нищим, и сквайр взял его к себе в привратники; Джим доволен, что капитан Сильвер ушел из его жизни навсегда, сбежав  на одной из стоянок со шхуны”. Учитель: а в судовом журнале делаем запись: “Возвращение героев домой, их дальнейшая судьба”. Выходит автор: “Вот, дорогие мои юные друзья, закончилась удивительная история (закрывая книгу), полная  приключений и опасностей. Мне бы очень хотелось узнать, кто из героев вам понравился или не понравился, и  чем? Напишите об этом, я буду ждать, а пока прощайте, и до новых встреч”. Учитель: ребята, вам понравился роман Роберта Стивенсона? Интересно было его читать? Как вы думаете, что  еще, кроме сокровищ, нашли герои? Чему научился Джим Хокинс? Ответ ученика: “Верных друзей, дружбу, отличать добро от зла, оставаться порядочным человеком при любых  обстоятельствах”. Учитель: как вы думаете, каким человеком вырастет Джим Хокинс? Ответ ученика. Учитель: почему? Ответ ученика: “Потому что у него был хороший пример для подражания”. Учитель: значит, чтобы вырасти, честным, порядочным, воспитанным, уважающим себя и других, надо брать  пример именно с таких людей, и выбирать именно таких друзей. И тогда у вас в жизни сложится все хорошо. Оценки за урок. Д/З: открыть доску (на обороте запись д/з): 1. Письменно ответить на вопрос: “Кто из героев особенно понравился и чем?” 2. К 26.01.08 прочитать роман Д.Дефо “Робинзон Крузо”. Я благодарю всех за помощь в проведении урока, за иллюстрации, которые вы сделали. Большое вам спасибо, ребята. А вы знаете, кроме денег и карты в сундучке Билли Бонса было еще кое­что. Джим, посмотри, что там? В  сундуке лежат конфеты, и Джим угощает ими гостей и ребят.

Посмотрите также