В.А. Жуковский. Баллада "Светлана"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи: повторить изученный материал и познакомить с новым, учить анализировать текст, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое. Тип урока: анализ литературного текста. Оформление урока: фотографии и репродукции картин разных художников, чтобы создать атмосферу, близкую эмоциональному настрою "Светланы". Ход урока 1. Вступительное слово. Сегодня мы продолжим ряд уроков, на которых вы не только учитесь анализировать произведения, знакомитесь с литературоведческими материалами, учитесь делать выводы, вычленяя суть, но и приобщаетесь к миру прекрасного, понимаете, чем для человека являются такие чувства как любовь, вера в Бога, вера в лучшее, счастье: 2. Проверка домашнего задания. Домашним заданием было прочесть балладу "Светлана" и ознакомиться со статьёй в учебнике, посвящённой балладам, записав основную мысль статьи. Прошу озвучить основную мысль указанной статьи.
Иконка файла материала В.А. Жуковский. Баллада Светлана.doc
В.А. Жуковский. Баллада "Светлана" Цели и задачи: повторить изученный материал и познакомить с новым, учить анализировать текст,  прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих  способностей учащихся; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во  что­то светлое, доброе, высокое. Тип урока: анализ литературного текста. Оформление урока: фотографии и репродукции картин разных художников, чтобы создать атмосферу,  близкую эмоциональному настрою "Светланы". 1. Вступительное слово. Ход урока Сегодня мы продолжим ряд уроков, на которых вы не только учитесь анализировать произведения, знакомитесь с литературоведческими материалами, учитесь делать выводы, вычленяя суть, но и приобщаетесь к миру  прекрасного, понимаете, чем для человека являются такие чувства как любовь, вера в Бога, вера в лучшее,  счастье: 2. Проверка домашнего задания. Домашним заданием было прочесть балладу "Светлана" и ознакомиться со статьёй в учебнике, посвящённой  балладам, записав основную мысль статьи. Прошу озвучить основную мысль указанной статьи. "Легендарный сюжет, который часто используется в балладе, как будто защищает автора от лукавого вопроса: а  верит ли он сам в то, о чём рассказывает? :Автор как будто смотрит на описываемые им события не извне (как в  эпосе) и не изнутри (как в лирике), а как будто сбоку. Авторский взгляд на события вроде бы точен и ясен, но, в  то же время, и скрыт от читателя. Поэтому и читатель баллады получает возможность решать, что здесь сказка и  что быль, что правда и что ложь, чему верить, чему нет. На этой своеобразной игре с читателем и построена  баллада "Светлана" В.А. Жуковского". [1] Хочется отметить, что Жуковский дал новый взгляд на балладу и именно с его "Светланы" начинается эпоха  русских баллад, которые, хоть и написаны в данном жанре, но являют собой нечто особенное. Почему же это  произошло? Для этого нужно познакомиться с некоторыми аспектами в мировой литературе. 3. Сообщение новых знаний. (Заранее желающим давала задание познакомиться с определёнными статьями, чтобы они подготовили  сообщения, которые помогут учащимся не только в анализе произведения, но и погрузиться в атмосферу  создания "Светланы" Василием Андреевичем Жуковским). А) Баллада ­ лиро­эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического,  мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто  кладутся на музыку. В средние века у романских народов первоначально обозначала песню, исполнявшуюся  обычно женщиной, с хоровым и хороводным сопровождением. Постоянными темами ее были любовь, весна,  ревнивец­муж и т. п. и заканчивалась, обычно, трагично. Баллада возникла во Франции в конце XIII века.  Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века, когда отжившие свой век традиции старого  псевдоклассицизма стали быстро падать под влиянием немецкой романтической поэзии. [4] В) Жуковский, который был лидером "школы гармонической точности" восприняла и развила реформу Карамзина Н.М., которая ставила перед собой патриотическую цель ­ сделать русский литературный язык гибким, ясным и  точным в выражении самых тонких эмоций и мыслей. С этой целью Жуковский и его соратники преобразуют  язык, оживляя его эмоционально. Они преобразуют лирические и лиро­эпические жанры (элегию, послание,  балладу), стремясь выразить глубину переживаний, гуманность чувств, нравственную чистоту мечтаний и  побуждений. [3]С) Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы  сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он  находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Словом, у человека  есть выбор. В балладе "Светлана" торжествуют народные начала, носителем которых выступает Светлана.  Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно­религиозным идеалам и  радующейся счастью жить. [2] Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады. 4. Анализ произведения. Зачитываю начало баллады (2 части): С чего начинается "Светлана"? Девушки гадают: Почему с описания крещенского гадания? Потому что, как уже говорилось, цель Жуковского создать героиню с богатым внутренним миром, который будет  неразрывен с народными обычаями. Что такое Россия в общемировом понимании? Это холодная страна, где  много снега, долгая зима, видимо, поэтому было выбрано именно это время года. Что делают на Руси девушки?  Самое яркое событие зимой ­ это конечно Святки, Рождественско­Крещенский период, когда можно было не  только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом,  любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке: Почему не испытывает веселья Светлана? Видимо, потому что Светлана обручена. Дело не в том, что она не имеет право на веселье, а в том, что для  девушки это время ­ время перемен, ожидания замужества ­ всегда волнительно. Впереди ­ неизвестность. Как  сложится её жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить её? Что ждёт её:  счастье или несчастье? Выделите в тексте отдельные слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы. Луна = ночь, что­то таинственное, тревожное; "В сумраке тумана" = таинство; "Мне судьбина умереть"; молчаливость героини; "я молюсь и слёзы лью":; печаль; Белая пелена = таинственность, не веселье(!), ассоциация с саваном, смертью; "зеркало с свечою" = таинство, гадание; Красавица одна; полночь; "с тайной робостью"; "тёмно в зеркале"; "мёртвое молчанье"; "Свечка трепетным огнём  Чуть лиет сиянье" (огонь трепетный, несмелый, осторожный, пугливый, сиянье его ­ "чуть", чуткое, такое же как  трепет души девушки); "Робость в ней волнует грудь.."; "Страх туманит очи":и т.д. на протяжении всего произведения вплоть до её  пробуждения: "Ах!.. и пробудилась". В произведении присутствуют несколько образов. Первый из них ­ дорога. Какую смысловую нагрузку несёт в  себе этот образ? Дорога ­ традиционный образ не только путешествия по каким­либо пространствам, но и сама жизнь человека. Почему мы считаем Жуковского в данном случае новатором? Вспомните другие изученные нами баллады. До Жуковского дорога героев баллад вела из сумерек, из тьмы (где своей властью обволакивают героев тёмные  силы) в ещё большую тёмноту, где ждал его трагичный финал. Жуковский же свою героиню вёл через сумерки,  темноту, метель (смятение чувств) к свету, к счастливому завершению путешествия. Каким образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию ­ счастливым  завершением, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад ­ надеждой на  радостную, полную любви жизнь?Все неспокойные и даже трагические события прошли во сне: "С треском пыхнул огонёк, Крикнул жалобно  сверчок", "Занялся от страха дух", зов суженого венчаться ночью, нетерпеливые кони, "Вкруг метель и вьюга",  "На луне туманный круг", суженый молчит, он "Бледен и унылый", на пути одинокий храм, в котором "чёрный  гроб", одиночество в ночи, мёртвец в избушке и т.д. Всё это было во сне, то есть Жуковский как будто отделил  реальность от нереальности, чего не было в других балладах. Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу "Светлана" ­ это птицы. Назовите птиц, которые  присутствуют в балладе. ворон голубь петух В народе: Предсказывает плохое,  страшное. В народе: Символ счастья, любви, нежности,  защиты; символ благословления  Господа В народе: Некий часовщик, заступник. В балладе: :шумным Бьёт крылом петух, День встречая пеньем: В этот момент Светлана  просыпается, петух шумно пробудил Светлану как раз "на границе" зла и  добра. Таким образом, мы  понимаем, что чаша весов  склоняется в сторону добра,  потому что "наяву" не случилось  ничего плохого, а то, что случилось  во сне ­ "нейтрализуется"  присутствием голубя. В балладе: :Чёрный вран, Свистя крылом, Вьётся над санями: Ворон каркает: печаль!.... Это происходит во сне  Светланы, то есть  велика вероятность, что "печаль" уйдёт вместе со сном, таким образом,  пророчество становится не таким страшным. В балладе: : в тишине Лёгкое журчанье: Вот глядит: к ней  в уголок белоснежный голубок с светлыми глазами, тихо, вея, прилетел, к ней на перси тихо сел,  обнял их крылами: :но не спит Голубочек белый. Встрепенулся, развернул  Лёгкие он крылы;: Это происходит тоже во сне, но  как противовес ворону, голубок  силён равноценно силе веры в Бога  Светланой. А Светлана, тем  временем, как бы не было ей  страшно, верит в свою защиту  Господом. Ни на минуту не  выпускает своего креста из рук,  молится, сидит в уголке под  святыми. И чем больше страх  Светланы, тем сильнее её вера и  тем больше защита голубка (мы  понимаем ­ Бога) Присутствие  голубка сменяет на рассвете  петух. Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца ­ это немаловажно, потому что вера русского человека  всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать  твёрдость духа Светланы (она ­ героиня русской баллады). Ещё один символ ­ свет. Что можно сказать про него? Свет ­ конечно, несёт добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и  маленьким огоньком, и пробивающимся сквозь метель, и искрящимся, и исходящим от луны, хоть и сквозь туман, идаже имя героини отождествляется со светом. Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта Вера не дала погибнуть Светлане во  тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждение, к любимому суженому. Немаловажную символику несёт собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в  произведении. цвет значение доводы местоположение белый печаль снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный  свет, бледность героини, белая запона сон Светланы белый чистота белая скатерть, белый голубь И наяву (до сна) и во сне  Светланы чёрны й алый печаль чёрная даль, чёрный ворон сон Светланы теплота, забота, нежность "пар алеет топкий" (на рассвете); сладостные  уста любимого пробуждение Светланы Вообще краски, и звуки присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует (до сна ­ гадания, веселье  девушек, и после пробуждения очень много появляется звуков, цвета, эмоции очень разнообразные: от лёгкого  трепета после страшного сна до радости, счастья от встречи с любимым). Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живёт, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций, кроме  нескольких оттенков печали, не было, как будто жизнь приостановилась, а если она приостановилась, то и  прийти, в принципе, наша героиня никуда не смогла бы (по той самой дороге жизни): в том же числе и к  трагичному, недоброму финалу. И свет, и краски, и звуки, и эмоции, которые вдруг "окутывают" Светлану после сна, "кричат" нам о том, что  жизнь прекрасна! И, несмотря на то, что мы, вместе с героиней, ещё не "скинули" с себя впечатления от  страшного сна, мы знаем (доказали): добро и счастье победят! Да и доказывать уже ничего не нужно, остаётся  только прочесть: Улыбнись, моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу. Взором счастливым твоим, Не хочу и славы; Слава ­ нас учили ­ дым; Свет ­ судья лукавый. Вот баллады толк моей: "Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье ­ лживый сон; Счастье ­ пробужденье". 5. Итог урока. Подошёл к концу наш урок. Что нового и интересного вы для себя узнали сегодня? Ответы учащихся. Вообще произведение "Светлана" очень яркое, чувственное, несущее в себе огромную смысловую нагрузку. Ведь Жуковский как поэт, как писатель­романтик, как человек русской культуры поставил себе цель создать такое  произведение, которое бы отображало всю глубину русской души, ":выразило бы характер человека в его  неразъёмной связи с обычаями, традициями и верованиями.: После Жуковского личность нельзя уже быловыразить вне усвоенных ею национальных традиций. Может, именно это привело к тому, что мы впоследствии  получили плеяду гениев, прославивших своими творениями Россию, русский народ, загадочную русскую душу ". [2] 6. Домашнее задание. (на выбор учащихся) ­ выучить отрывок баллады; ­ написать сочинение­отзыв: "Светлана" Жуковского В.А. ­ русская баллада; ­ проиллюстрировать "Светлану" (2­3 рисунка) и прокомментировать каждый рисунок. Используемая литература. 1. В мире литературы. Учебник­хрестоматия. /А.Г.Кутузов и др.; под ред. Кутузова А.Г. ­ М.: Дрофа,2004. 2. Коровин В.И. Баллада В.А. Жуковского "Светлана" /В.И.Коровин; сост. Л.А. Смирнова. ­ М.: Просвещение, 1995. ­ С. 98­107. 3. Коровин В.И. Художественные открытия русской литературы 19 века /В.И.Коровин; сост. Л.А. Смирнова.  ­ М.: Просвещение, 1995. ­ С.87­98. 4. Луков В.А. Литература первой половины 19 века / В.А. Луков//Большая серия знаний. Мировая  литература. ­ М.: Издательство Мир книги, 2005. ­С.114.

Посмотрите также