Цели и задачи: повторить изученный материал и познакомить с новым, учить анализировать текст, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.
Тип урока: анализ литературного текста.
Оформление урока: фотографии и репродукции картин разных художников, чтобы создать атмосферу, близкую эмоциональному настрою "Светланы".
Ход урока
1. Вступительное слово.
Сегодня мы продолжим ряд уроков, на которых вы не только учитесь анализировать произведения, знакомитесь с литературоведческими материалами, учитесь делать выводы, вычленяя суть, но и приобщаетесь к миру прекрасного, понимаете, чем для человека являются такие чувства как любовь, вера в Бога, вера в лучшее, счастье:
2. Проверка домашнего задания.
Домашним заданием было прочесть балладу "Светлана" и ознакомиться со статьёй в учебнике, посвящённой балладам, записав основную мысль статьи.
Прошу озвучить основную мысль указанной статьи.
В.А. Жуковский. Баллада "Светлана"
Цели и задачи: повторить изученный материал и познакомить с новым, учить анализировать текст,
прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих
способностей учащихся; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во
чтото светлое, доброе, высокое.
Тип урока: анализ литературного текста.
Оформление урока: фотографии и репродукции картин разных художников, чтобы создать атмосферу,
близкую эмоциональному настрою "Светланы".
1. Вступительное слово.
Ход урока
Сегодня мы продолжим ряд уроков, на которых вы не только учитесь анализировать произведения, знакомитесь
с литературоведческими материалами, учитесь делать выводы, вычленяя суть, но и приобщаетесь к миру
прекрасного, понимаете, чем для человека являются такие чувства как любовь, вера в Бога, вера в лучшее,
счастье:
2. Проверка домашнего задания.
Домашним заданием было прочесть балладу "Светлана" и ознакомиться со статьёй в учебнике, посвящённой
балладам, записав основную мысль статьи.
Прошу озвучить основную мысль указанной статьи.
"Легендарный сюжет, который часто используется в балладе, как будто защищает автора от лукавого вопроса: а
верит ли он сам в то, о чём рассказывает? :Автор как будто смотрит на описываемые им события не извне (как в
эпосе) и не изнутри (как в лирике), а как будто сбоку. Авторский взгляд на события вроде бы точен и ясен, но, в
то же время, и скрыт от читателя. Поэтому и читатель баллады получает возможность решать, что здесь сказка и
что быль, что правда и что ложь, чему верить, чему нет. На этой своеобразной игре с читателем и построена
баллада "Светлана" В.А. Жуковского". [1]
Хочется отметить, что Жуковский дал новый взгляд на балладу и именно с его "Светланы" начинается эпоха
русских баллад, которые, хоть и написаны в данном жанре, но являют собой нечто особенное. Почему же это
произошло? Для этого нужно познакомиться с некоторыми аспектами в мировой литературе.
3. Сообщение новых знаний.
(Заранее желающим давала задание познакомиться с определёнными статьями, чтобы они подготовили
сообщения, которые помогут учащимся не только в анализе произведения, но и погрузиться в атмосферу
создания "Светланы" Василием Андреевичем Жуковским).
А) Баллада лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического,
мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто
кладутся на музыку. В средние века у романских народов первоначально обозначала песню, исполнявшуюся
обычно женщиной, с хоровым и хороводным сопровождением. Постоянными темами ее были любовь, весна,
ревнивецмуж и т. п. и заканчивалась, обычно, трагично. Баллада возникла во Франции в конце XIII века.
Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века, когда отжившие свой век традиции старого
псевдоклассицизма стали быстро падать под влиянием немецкой романтической поэзии. [4]
В) Жуковский, который был лидером "школы гармонической точности" восприняла и развила реформу Карамзина
Н.М., которая ставила перед собой патриотическую цель сделать русский литературный язык гибким, ясным и
точным в выражении самых тонких эмоций и мыслей. С этой целью Жуковский и его соратники преобразуют
язык, оживляя его эмоционально. Они преобразуют лирические и лироэпические жанры (элегию, послание,
балладу), стремясь выразить глубину переживаний, гуманность чувств, нравственную чистоту мечтаний и
побуждений. [3]С) Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы
сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он
находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Словом, у человека
есть выбор. В балладе "Светлана" торжествуют народные начала, носителем которых выступает Светлана.
Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народнорелигиозным идеалам и
радующейся счастью жить. [2]
Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.
4. Анализ произведения.
Зачитываю начало баллады (2 части):
С чего начинается "Светлана"?
Девушки гадают:
Почему с описания крещенского гадания?
Потому что, как уже говорилось, цель Жуковского создать героиню с богатым внутренним миром, который будет
неразрывен с народными обычаями. Что такое Россия в общемировом понимании? Это холодная страна, где
много снега, долгая зима, видимо, поэтому было выбрано именно это время года. Что делают на Руси девушки?
Самое яркое событие зимой это конечно Святки, РождественскоКрещенский период, когда можно было не
только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом,
любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке:
Почему не испытывает веселья Светлана?
Видимо, потому что Светлана обручена. Дело не в том, что она не имеет право на веселье, а в том, что для
девушки это время время перемен, ожидания замужества всегда волнительно. Впереди неизвестность. Как
сложится её жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить её? Что ждёт её:
счастье или несчастье?
Выделите в тексте отдельные слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы.
Луна = ночь, чтото таинственное, тревожное;
"В сумраке тумана" = таинство;
"Мне судьбина умереть"; молчаливость героини; "я молюсь и слёзы лью":; печаль;
Белая пелена = таинственность, не веселье(!), ассоциация с саваном, смертью;
"зеркало с свечою" = таинство, гадание;
Красавица одна; полночь; "с тайной робостью"; "тёмно в зеркале"; "мёртвое молчанье"; "Свечка трепетным огнём
Чуть лиет сиянье" (огонь трепетный, несмелый, осторожный, пугливый, сиянье его "чуть", чуткое, такое же как
трепет души девушки);
"Робость в ней волнует грудь.."; "Страх туманит очи":и т.д. на протяжении всего произведения вплоть до её
пробуждения: "Ах!.. и пробудилась".
В произведении присутствуют несколько образов. Первый из них дорога. Какую смысловую нагрузку несёт в
себе этот образ?
Дорога традиционный образ не только путешествия по какимлибо пространствам, но и сама жизнь человека.
Почему мы считаем Жуковского в данном случае новатором? Вспомните другие изученные нами баллады.
До Жуковского дорога героев баллад вела из сумерек, из тьмы (где своей властью обволакивают героев тёмные
силы) в ещё большую тёмноту, где ждал его трагичный финал. Жуковский же свою героиню вёл через сумерки,
темноту, метель (смятение чувств) к свету, к счастливому завершению путешествия.
Каким образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию счастливым
завершением, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад надеждой на
радостную, полную любви жизнь?Все неспокойные и даже трагические события прошли во сне: "С треском пыхнул огонёк, Крикнул жалобно
сверчок", "Занялся от страха дух", зов суженого венчаться ночью, нетерпеливые кони, "Вкруг метель и вьюга",
"На луне туманный круг", суженый молчит, он "Бледен и унылый", на пути одинокий храм, в котором "чёрный
гроб", одиночество в ночи, мёртвец в избушке и т.д. Всё это было во сне, то есть Жуковский как будто отделил
реальность от нереальности, чего не было в других балладах.
Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу "Светлана" это птицы. Назовите птиц, которые
присутствуют в балладе.
ворон
голубь
петух
В народе:
Предсказывает плохое,
страшное.
В народе:
Символ счастья, любви, нежности,
защиты; символ благословления
Господа
В народе:
Некий часовщик, заступник.
В балладе:
:шумным
Бьёт крылом петух,
День встречая пеньем:
В этот момент Светлана
просыпается, петух шумно пробудил
Светлану как раз "на границе" зла и
добра. Таким образом, мы
понимаем, что чаша весов
склоняется в сторону добра,
потому что "наяву" не случилось
ничего плохого, а то, что случилось
во сне "нейтрализуется"
присутствием голубя.
В балладе:
:Чёрный вран,
Свистя крылом,
Вьётся над санями:
Ворон каркает: печаль!....
Это происходит во сне
Светланы, то есть
велика вероятность, что
"печаль" уйдёт вместе со
сном, таким образом,
пророчество становится
не таким страшным.
В балладе:
: в тишине
Лёгкое журчанье:
Вот глядит: к ней
в уголок
белоснежный голубок
с светлыми глазами,
тихо, вея, прилетел,
к ней на перси тихо сел,
обнял их крылами:
:но не спит
Голубочек белый.
Встрепенулся, развернул
Лёгкие он крылы;:
Это происходит тоже во сне, но
как противовес ворону, голубок
силён равноценно силе веры в Бога
Светланой. А Светлана, тем
временем, как бы не было ей
страшно, верит в свою защиту
Господом. Ни на минуту не
выпускает своего креста из рук,
молится, сидит в уголке под
святыми. И чем больше страх
Светланы, тем сильнее её вера и
тем больше защита голубка (мы
понимаем Бога) Присутствие
голубка сменяет на рассвете
петух.
Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца это немаловажно, потому что вера русского человека
всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать
твёрдость духа Светланы (она героиня русской баллады).
Ещё один символ свет. Что можно сказать про него?
Свет конечно, несёт добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и
маленьким огоньком, и пробивающимся сквозь метель, и искрящимся, и исходящим от луны, хоть и сквозь туман, идаже имя героини отождествляется со светом. Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно
связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта Вера не дала погибнуть Светлане во
тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждение, к любимому суженому.
Немаловажную символику несёт собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в
произведении.
цвет
значение
доводы
местоположение
белый печаль
снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный
свет, бледность героини, белая запона
сон Светланы
белый чистота
белая скатерть, белый голубь
И наяву (до сна) и во сне
Светланы
чёрны
й
алый
печаль
чёрная даль, чёрный ворон
сон Светланы
теплота, забота,
нежность
"пар алеет топкий" (на рассвете); сладостные
уста любимого
пробуждение Светланы
Вообще краски, и звуки присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует (до сна гадания, веселье
девушек, и после пробуждения очень много появляется звуков, цвета, эмоции очень разнообразные: от лёгкого
трепета после страшного сна до радости, счастья от встречи с любимым). Это тоже говорит о том, что Светлана,
как представитель русского народа, живёт, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций, кроме
нескольких оттенков печали, не было, как будто жизнь приостановилась, а если она приостановилась, то и
прийти, в принципе, наша героиня никуда не смогла бы (по той самой дороге жизни): в том же числе и к
трагичному, недоброму финалу.
И свет, и краски, и звуки, и эмоции, которые вдруг "окутывают" Светлану после сна, "кричат" нам о том, что
жизнь прекрасна! И, несмотря на то, что мы, вместе с героиней, ещё не "скинули" с себя впечатления от
страшного сна, мы знаем (доказали): добро и счастье победят! Да и доказывать уже ничего не нужно, остаётся
только прочесть:
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливым твоим,
Не хочу и славы;
Слава нас учили дым;
Свет судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
"Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье лживый сон;
Счастье пробужденье".
5. Итог урока.
Подошёл к концу наш урок. Что нового и интересного вы для себя узнали сегодня?
Ответы учащихся.
Вообще произведение "Светлана" очень яркое, чувственное, несущее в себе огромную смысловую нагрузку. Ведь
Жуковский как поэт, как писательромантик, как человек русской культуры поставил себе цель создать такое
произведение, которое бы отображало всю глубину русской души, ":выразило бы характер человека в его
неразъёмной связи с обычаями, традициями и верованиями.: После Жуковского личность нельзя уже быловыразить вне усвоенных ею национальных традиций. Может, именно это привело к тому, что мы впоследствии
получили плеяду гениев, прославивших своими творениями Россию, русский народ, загадочную русскую душу ". [2]
6. Домашнее задание.
(на выбор учащихся)
выучить отрывок баллады;
написать сочинениеотзыв: "Светлана" Жуковского В.А. русская баллада;
проиллюстрировать "Светлану" (23 рисунка) и прокомментировать каждый рисунок.
Используемая литература.
1. В мире литературы. Учебникхрестоматия. /А.Г.Кутузов и др.; под ред. Кутузова А.Г. М.: Дрофа,2004.
2. Коровин В.И. Баллада В.А. Жуковского "Светлана" /В.И.Коровин; сост. Л.А. Смирнова. М.: Просвещение,
1995. С. 98107.
3. Коровин В.И. Художественные открытия русской литературы 19 века /В.И.Коровин; сост. Л.А. Смирнова.
М.: Просвещение, 1995. С.8798.
4. Луков В.А. Литература первой половины 19 века / В.А. Луков//Большая серия знаний. Мировая
литература. М.: Издательство Мир книги, 2005. С.114.