"Вечные темы" и "вечные образы" в художестваенных произведениях духовного содержания

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вид урока: урок усвоения новых знаний. Тип: интегрированный. Эпиграф: “Здесь поэзия становится музыкой” В. Г. Белинский. Цели урока для учителя: Обучающие: • Выявление средств создания авторской позиции к изображаемому в произведениях духовного содержания. • Формирование умений сопоставлять фрагменты, находить ключевое слово и выявлять авторское отношение к земному и небесному. Развивающие: • Развитие личного интереса учащихся к произведениям, созданным на основе Библии. Воспитывающие: • Возрождение традиций духовного искусства. • Формирование глубокого уважения к религиозной культуре как духовному источнику. • Нравственная проблематика произведений искусства; человек и Бог в понимании автора. Цели урока для ученика: • Познакомиться с художественными произведениями: М. Лермонтов стихотворение “Ангел”, Л. Марченко песня “Ангел”. • Учиться выделять авторское отношение к изображаемому. • Задуматься над великим значением Библии в создании произведений искусства. Подготовка к уроку: Учащиеся: должны подготовить выразительное чтение стихотворения М.Лермонтова “Ангел”;
Иконка файла материала Вечные темы и вечные образы.doc
"Вечные темы" и "вечные образы" в художестваенных произведениях духовного содержания Вид урока: урок усвоения новых знаний. Тип: интегрированный. Эпиграф: “Здесь поэзия становится музыкой” В. Г. Белинский. Цели урока для учителя: Обучающие:  Выявление средств создания авторской позиции к изображаемому в произведениях духовного  содержания.  Формирование умений сопоставлять фрагменты, находить ключевое слово и выявлять авторское  отношение к земному и небесному. Развивающие:  Развитие личного интереса учащихся к произведениям, созданным на основе Библии. Воспитывающие: Возрождение традиций духовного искусства.   Формирование глубокого уважения к религиозной культуре как духовному источнику.  Нравственная проблематика произведений искусства; человек и Бог в понимании автора. Цели урока для ученика:  Познакомиться с художественными произведениями: М. Лермонтов стихотворение “Ангел”, Л. Марченко  песня “Ангел”. Учиться выделять авторское отношение к изображаемому. Задуматься над великим значением Библии в создании произведений искусства.   Подготовка к уроку: Учащиеся: должны подготовить выразительное чтение стихотворения М.Лермонтова “Ангел”; Индивидуальные задания: 1. Художественное чтение стихотворения наизусть. 2. Сообщение (ученик музыкальной школы) о жанрах духовной музыки: духовный стих, духовная музыка,  песнопение, гимн, херувимская песнь. Учитель: 1) Подготовить оформление доски: Тема. Эпиграф. План. Лексика к уроку. 2) Подобрать иллюстрации: Рембрандт “Святое семейство”. М. Нестеров “Видение отроку Варфоломею”. А. Иванов “Явление Христа народу”. 3) Словари: толковый, поэтический. 4) Подготовить музыкальные произведения: “Великий колокольный звон” М.Мусоргский.   Песня “Ангел” (Л.Марченко на слова М. Лермонтова)5) Тексты стихотворения и песни. 6) Подготовить вокальную группу учащихся ДМШ: исполнение песни “Ангел”. План урока: 1. “Великий колокольный звон” М.Мусоргский. 2. Вступительное слово. Беседа: осмысление эпиграфа, определение целей для ученика. “Здесь поэзия  становится музыкой” В. Г. Белинский. 3. Работа над восприятием и осмыслением музыкального произведения – песни композитора Л. Марченко на  слова М. Лермонтова “Ангел”. 4. Работа над восприятием и осмыслением стихотворения М.Лермонтова “Ангел”. 5. Беседа по картине Рембрандта “Святое семейство”. 6. Подведение итогов. 7. Исполнение песни “Ангел”. 8. Домашнее задание (по выбору учащихся):  Прочитать стихотворение “Молитва” (“В минуту жизни трудную”).  Прочитать поэму “Мцыри” и постараться понять, какая мысль роднит её со стихотворениями “Ангел”,  “Парус”, “Земля и небо”. Выучить наизусть понравившиеся стихотворения, песни духовного содержания.   Нарисовать свои впечатления от стихотворения и музыки.  Подумайте, почему сегодня возрастает интерес к произведениям духовного содержания? I. Начало урока. Звучит “Великий колокольный звон” М.П.Мусоргского из оперы “Борис Годунов”. Под музыку учащиеся входят в класс, слушают, садятся. ХОД УРОКА Пауза. II. Вступительное слово: Учитель литературы: Среди вечных тем мировой культуры есть одна, которую трудно назвать “темой”, так как она связана с духовным миром человека, с его стремлением к свету, истине, красоте и вере. Вера в людях не умирала никогда. Вера учила создавать великие полотна и храмы. Вера помогала найти слова и музыку, чтобы выразить душу. Учитель музыки: “Сам Бог говорил над моим ухом”, – свидетельствовал композитор Л.В.Бетховен признававшийся, что сила,  порождающая музыку, незримо выше человека. Если представить историю музыки, как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, у которого  не было бы духовных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания (Библии).  Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Глинка, Рахманинов и наши современники: Т.Г. Свиридов, С. Прокофьев,  А.Кастальский. И это не удивительно: ведь церковь некогда была колыбелью музыки. Церковное песнопенье – основа лучших образцов музыкального искусства. Учитель литературы: Мы уже знаем, что такое духовная музыка и духовная литература. Основой их является Книга книг, Библия. Но  Библия оказала огромное влияние не только на христианскую, но и на светскую культуру. Учащимся предлагается прослушать произведения по теме урока, прочитать эпиграф, сформулировать  цели урока, выбрать домашнее задание.III. Работа над восприятием музыкального образа. Сообщение ученика музыкальной школы о жанрах духовной музыки. Работа над восприятием и осмыслением  музыкального произведения. Звучит песня “Ангел” в исполнении учителя музыки… Беседа с учащимися: Какие ассоциации и настроения рождает у вас эта музыка?   Приходилось ли Вам слышать такую музыку?    Чем эта песня напоминает церковные песнопения? Как автор сохраняет “память жанра” ­ светской песни и церковного песнопения? Что важно в духовной музыке? (поющее слово без сопровождения, а` капелла, воспитание поющим  словом.) Учитель музыки: Светская музыка духовного содержания использует традиции храмовой музыки. Только своим песням  композиторы дают инструментальное сопровождение. А что отличает светскую музыку от церковного песнопения, песню “Ангел” современного композитора Л. А.  Марченко, созданную на стихи замечательного поэта ХIХ века М.Ю. Лермонтова? Анализ песни: ­ Расскажите о характере и образе песни? (спокойная, повествовательная и в тоже время взволнованная,  возвышенная, небесная, светлая, песня о Ангеле) ­ Давайте посмотрим, какими музыкальными средствами композитор создаёт образ Ангела и как по­своему  решает проблему взаимоотношений Бога и человека? Учитель музыки: ­ Послушаем еще раз песню в исполнении учащихся ДМШ. ­ Понаблюдаем, как изменяется образный мир от первого куплета к припеву, от припева ко второму куплету? Обращение к партитуре песни. 1 куплет – мелодия звучит спокойно, умиротворённо, повествовательно, монотонно, как молитва, звуковая  интонация поступенная. (рассказываем мелодией о появлении Ангела) Со слов “О Боге великом” ­ крещендо (усиление звука, развитие чувств) Давайте споём мелодию1 куплета. Задание: прослушайте ещё раз припев – у поэта М.Лермонтова этих стихов нет. (Звучит припев в исполнении  учителя.) ­ Что хотела сказать словами и музыкой припева Людмила Александровна Марченко? Ангел любви летит над землёй,    Летит над землей. Ангел любви летит над тобой,    Летит надо мной. (Мелодия проникновенная, распевная, лирическая ­ выражает веру и любовь к Ангелу, посланнику Бога.) Припев: mf (негромко) ­ 1 раз, 2 раз ­ чуть ярче. 2 куплет: на mf., со слов “И долго на свете томилась она” к словам “и звуков небес” кульминация! (усиление  чувств до F) Исполнение 1 и 2 куплета под аккомпанемент фортепиано и припев на нюанс mf. 3 куплет (добавляет композитор). ­ Как звучит третий куплет? (развитие образа небесного ангела, появление нового – земных образов томления,  тоски, “желаний чудных”)?Задание: ­ Послушайте, как идёт изменение мелодии: тональности и интонации? (играю) (мелодия новая, многоголосная,  призывность интонации: со слов “Ангел любви” 2 раза – 1 раз на р (тихо), 2раз ­ с р до F(громко) и наоборот < >,  заключение как бы издалека, как эхо, что это было когда­то (можно спеть одному ученику). ­ Послушайте, как меняется тональность от припева к 3 куплету? (поют дети ДМШ) Исполнение 3 куплета классом. Вывод: Третий куплет, созданный композитором, важен для выражения собственного понимания темы Бога и  человека. Это его восприятие образа Ангела. В этом проявляется его отношение к Богу, к душе бессмертной. Мы видим, как музыкальная форма угадывает замысел композитора, а тональность музыки свидетельствует об  истинной вере композитора в Бога. Так песня звучит как гимн Ангелу­спасителю: земные души нуждаются в нем,  а вера в Бога озаряет мир “светом любви”. 4. Работа над восприятием и осмыслением стихотворения М.Лермонтова “Ангел”. Учитель литературы: Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Тютчев, Лесков – русские писатели любили духовное чтение, знали  Священное Писание. Они в своих произведениях часто использовали сюжеты, символы, образы, темы, взятые из Библии. Одной из “вечных” является тема земного и небесного, одним из вечных образов произведений  искусства является образ Ангела “Ангел” ­ единственное из юношеских стихотворений, отданное поэтом Лермонтовым в печать и опубликованное  с его полным именем; появилось в 1839 г. в “Одесском альманахе на 1840 г.” (незадолго до смерти). ­ О чём говорит этот факт? 1. Подготовленная группа учащихся читает стихотворение М.Лермонтова “Ангел”. 2. Беседа. ­ Какие чувства и мысли владели поэтом, когда писал он это стихотворение? ­ Что привлекло нашего современника композитора в стихотворении, написанном более ста лет назад, что  вдохновило на создание песни? 3. Работа парами. ­ Сравните текст песни и стихотворения ­ Подумайте, какая интонация должна быть ведущей, чтобы передать чувства поэта? IV. Групповые задания учащимся: Цель: Образ Ангела встречаем в поэзии минувших веков и современной лирике. И чтобы понять замысел автора, и чтобы получить истинное наслаждение от чтения или прослушивания произведения, нужно знать, “как поэзия  становится музыкой”. 1­я группа. Значение антитезы в создании земного и небесного (составление сопоставительной таблицы) ­Уточните в словаре ­ справочнике определение слова “антитеза”. ­Заполните сопоставительную таблицу изобразительных средств, позволяющих создать образ земного и  небесного, что чему противопоставляет поэт. (обратить внимание на эпитеты, метафоры, текстовые антонимы) ­Сделайте вывод, как поэтический приём помогает поэту создать настроение, передать свои чувства и мысли. 2­я группа: Лексика стихотворения. ­Уточнить по словарю и другим источникам значение слов, которые встретились в стихотворении (Ангел, Дух,  блаженство, томиться, гимн, внимать, святой и грешный). 3­я группа: Определение темы, идеи.­ Найти ключевые слова и словосочетания, определяющие авторское отношение к песне Ангела; как можно было по­другому назвать стихотворение?  Песня ангела.  Песня небес.  Песня о счастье.  Херувимская песня. 4­я группа: Работа над музыкальной выразительностью стихотворения. Негромкое чтение стихотворения, составление партитуры текста. Задание:  Прочитайте стихотворение негромко.  Определить стихотворный размер (обратить внимание на возможности амфибрахия: трёхсложный   размер с ударением на сильных местах делает стих размеренным, даже монотонным) Как автор разрушает монотонность? (плавное, легкое начало и мужское окончание, усечённое на один  слог создаёт романтическую взволнованность, музыкальность)  Определите смысловые части, расставьте паузы и логические ударения, ритм, интонацию.  Сравните интонацию в I и II части.  Послушайте, когда меняется основной тон стихотворения, чувства поэта, настроение?  Постарайтесь в тексте найти ответ, когда происходит разлад в “душе молодой”? (обратить внимание: в  третьей строфе появляется пауза: “Остался ­ без слов, но живой)  Найдите строчки, которые содержат общечеловеческий, всеобъемлющий смысл. Отчет групп: 1 группа: Роль антитезы для выражения авторской позиции. 2 группа. Лексика стихотворения. Ангелы (греч. ­ вестник) – по христианским верованиям, сверхъестественные силы, Духи, созданные Богом, для  покровительства человеку. Из учебной хрестоматии А.Г.Кутузова “В мире литературы”: “Чтобы исправить грешников и не дать им погибнуть, посылал Господь к людям ангелов, которые уговаривали людей, спасали праведников и наказывали грешников.  Припомните, когда Авраам приносил в жертву сына своего Исаака? Для спасения Лота Бог послал в Содом  Ангелов. Ангел путешествовал с Товиею. Ангел был с тремя отроками в разожжённой печи, куда они были  брошены по приказанию Навуходоносора. Ангел защитил Даниила, когда он сидел в яме между львами” Серафимы и Херувимы – Ангелы, относящиеся к лику высших Ангелов. По представлениям верующих, к каждому  человеку от рождения для помощи ему в добрых делах Бог приставляет особого Ангела­хранителя. Блаженство – полное невозмутимое счастье. Томиться – мучиться, испытывать тяжесть чего­то. Гимн – а) те церковные песнопения, которые исполняются во время богослужения, но не являются молитвами. б) торжественная песня, хвалебная песнь. 3 группа. Определение темы, идеи через ключевые слова. 4 группа. О музыкальной выразительности стихотворения. Партитура текста: 1 часть (1­2 строфы звучат торжественно, но спокойно, светло и молитвенно, вызывают чувства радости и  блаженства). 2 часть (3­4 строфы)):В 3 строфе начинает звучать мотив печали и слёз. В 4 строфе он усиливается словом “томилась”, т.е. мучилась, испытывая тяжесть от чего­то. ­ Можем ли мы сказать, что стихотворение создано на основе Библии и автор –верующий человек? ­ С помощью каких средств он передаёт спасительную силу песни Ангела? (антитеза: лексика, эпитеты,  интонация, композиция). ­ Можно ли однозначно определить отношение автора к “душе молодой”? К Богу? Вывод: Мы видим, что поэт – верующий человек. Он видит, что “душе молодой” свойственно метание,  “томление”. Он сочувствует её “желаниям чудным”, и в то же время он понимает: И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли V. Работа по картине Рембрандта “Святое семейство”. Ученик художественной школы: Величайшие произведения изобразительного искусства созданы по библейским сюжетам. И время не властно  над ними. Эти творения являются достоянием мировой культуры:     “Апостол Матфей с ангелом” художник Караваджо “Вдохновение поэта” художник Пуссен. “Сикстинская мадонна” художник Рафаэль. “Явление Христа народу” художник А. Иванов. Учитель: Как удалось художнику передать состояние блаженства? (светлое лицо ­ лик женщины­матери;  спокойный сон младенца, умиротворенность главы семейства и радостные, светлые ангелы навевают лёгкими  крыльями покой и благодать) Учащиеся вспоминают значение слов “святой”, “блаженство”. Учитель: Итак, как можно определить отношение художника к “святому семейству?” Примерные ответы:  Эти люди довольствуются малым: скромное жилище, скромное одеяние.  Но эти люди обрели смысл жизни (женщина читает Священное писание) в служении Богу, в послушании.  Они блаженны.  Мы видим: художник передаёт своё понимание счастья.   Святость и Вера. Самопожертвование. Жизнь по заповедям Господним.  На картине мы видим выражение глаз, эмоции счастливой женщины, ощущаем радость земного бытия.  Что помогает человеку жить? Что спасает от греха? Умиление, маленький земной рай. Сообщение ученика художественной школы о картине Рембрандта “Святое семейство”. VI. Подведение итогов: ­ Что сближает эти произведения искусства: “Ангел” М.Ю.Лермонтова и Л.Марченко, “Святое семейство”  Рембрандта? (Церковная тематика, образ ангела, незримое присутствие Бога великого, земное и небесное) ­ Почему важно человеку знать произведения духовного содержания? Слово учителя: В поисках истины и красоты человек приходит к Книге Книг ­ Библии. Духовная литература и  музыка опираются на Священное писание и Священное предание. В Божественном Откровении находит человек любовь, надежду и веру. Вера в людях не умирает никогда. Вера  учит создавать полотна и храмы. Вера помогает найти высокие слова и звуки, чтобы воспеть вечно живую душу. VII. Исполнение песни “Ангел”. Пауза.Под “Великий колокольный звон” дети уходят.

Посмотрите также