Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов
Оценка 4.9

Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов

Оценка 4.9
Разработки уроков
pdf
русская литература
26.05.2021
Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов
Конспект урока на тему "Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов"
ВОв в произведениях русских поэтов.pdf

Конспект урока

Тема урока. Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов

 

Цель урока: познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии времѐн ВОВ, показать еѐ роль в победе над фашистами (на примере творчества К. Симонова, М. Исаковского, А. Твардовского, О. Берггольц).

 

Задачи урока: 

        определить роль поэзии и музыки  в годы Великой Отечественной войны

        развивать воображение и речь учащихся посредством слушания музыкальных произведений, чтения и анализа стихотворений.

        прививать интерес к поэтическому творчеству, воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, любви к Родине, уважение к прошлому своего народа.

 

Тип урока : интегрированный урок. 

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методические приѐмы: слово учителя, презентации и сообщения учащихся, чтение                    

стихотворений наизусть, их краткий анализ.

 

Оборудование: ИКТ, презентация, видео ролик о войне.

 

Эпиграф к уроку.

 

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.

 

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Вадим Шефнер (советский поэт, прозаик)

 .

Ход урока.

 

1.  Организационный момент.

2.  Вступительное слово учителя 

Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня с вами урок истории, на котором мы будем актуализировать ваши знания об изученных этапах Второй Мировой войны наряду с отражением этого тяжелого и страшного времени на страницах произведений советских поэтов и прозаиков. 

Начать урок я хотела бы со слов советского поэта Вадима Шефнера:  Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

 

Так вот какой силой слово могло обладать, поддержать в военный период – об этом сегодня пойдет речь. 

А начнем мы с вами, пожалуй, с самых главных и страшных слов, которые услышал советский гражданин 22 июня 1941 года.

Звучит голос Левитана. Аудиозапись.  

О боевых действиях по радио читал диктор Юрий Борисович Левитан. Его голос знала вся страна. Миллионы людей замирали и слушали его, затаив дыхание.

Почему нападение было столь неожиданным для Советского Союза? Давайте вспомним. Накануне войны, как повел себя Иосиф Сталин, ожидал ли он такого поворота событий?

Ответ учащихся: нет.  Почему?

Совершенно верно. До последнего момента, тем более учитывая совместные действия

Германии с СССР против Польши, этого дружественного марша войск по оккупированной Польше – Сталин не ожидал нападения от Германии. Наши войска были рассосредоточены по стране и абсолютно не были готовы к подобному ходу событий.  

 

А как назывался грандиозный, масштабный план Гитлера 40-41-го года «молниеносной войны», нападения Германии на СССР? 

Ответ учащихся: Барбаросса. 

Совершенно верно. А план нападения на Москву, Ленинград и Киев? Ответ учащихся: Тайфун (армия Центр).

Верно. Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы как одну из главных военных и политических целей плана «Барбаросса». В германской и западной военной истории известна эта операция как «Тайфун». 

Я хочу прочитать вам стихи советского писателя, лауреата Сталинской премии Виктора

Авдеева о битве под Москвой:

  Мне восемнадцать было под Москвой…

Сухих ветвей обугленные плети

Болтались на ветру. И всё на свете, Казалось, брошено вниз головой.

Был черен снег. Враг прямо в сердце метил,

Но я и оглушённым был живой… Так начиналось совершеннолетье, Мне восемнадцать было под Москвой.

Всего несколько месяцев потребовалось немцам, чтобы подойти почти вплотную к столице нашей Родины – Москве. А вот дальше наступление фашистов захлебнулось. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Она делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября 1941 – 4 декабря 1941) и наступательный; который состоит из 2-х этапов: контрнаступления (5-6 декабря 1941 – 7-8 января 1942) и общего наступления советских войск (7-10 января – 20 апреля 1942).

Вспомните хронологию событий, важные периоды ВМв и выстроите ленту времени.

Перед вами таблички с названием битв, подберите дату события, назвать значение битвы. На столах рисунок 1. Опрос каждого стола по периодам. 

Вторая мировая война включала в себя 5 этапов, 5 страшных для простых, ни в чем не повинных людей этапов. 

Война. Скажите, какие ассоциации у вас вызывает это слово?

Примерные ответы учащихся: смерть, боль, потери близких, горе, голод, страх и т. д.

А теперь назовите мне, пожалуйста, ассоциации, которые у вас возникают со словом поэзия?

Примерные ответы учащихся: жизнь, любовь, радость, вечер, лето, соловьи и т. д.

Казалось бы эти два понятия, война и поэзия, далеки друг от друга и в тоже время они связаны незримой нитью. За эту нить крепко держится русский солдат, безумно любящий свою Родину, свой народ и также безумно ненавидящий войну и тех, кто еѐ развязал.  

В смертельной схватке с врагом, когда  казалось выжить невозможно, бойцы выживали, благодаря стихам и песням, которые поднимали их боевой дух и укрепляли веру в победу. Многие солдаты учили стихотворения поэтов-фронтовиков  наизусть и повторяли их как молитву перед боем.

А в минуты отдыха песни и стихи позволяли расслабиться, напоминали о доме, о родных и любимых людях, которые, конечно же, ждали их дома – живыми и невредимыми.

Одно из стихотворений советского прозаика, поэта и сценариста Константина Михайловича Симонова прекрасно передает нам ту надежу на возвращение, которые питали солдаты.

Читает Мария Зайкова. Музыка Для Симонова

 Спасибо, Маша. На протяжении долгого времени Константин Симонов был журналистом, военным корреспондентом. О его биографии нам расскажет Коля.

Выступление Коли

Среди поэтов и писателей, принимавших участие в Великой Отечественной войне, были и те, кто получил звание Героя Советского Союза. Подробнее нам об этом расскажет Олег. 

Выступление Олега

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Советский писатель Александр Фадеев в своем выступлении заявил: “Писатели Советской страны знают своѐ место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.

В годы испытаний 1215 писателей и поэтов ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе народа - вот основные темы стихотворений военных лет. Но героями войны были люди не только те, кто сражался на поле боя, но и те, кто был по ту сторону тыла. 

Перед вами на каждой парте лист формата А 4, поработаем в группах. Сверните лист пополам, затем еще раз пополам. Край на сгибе листа согните треугольником. Теперь разверните лист и обведите согнутые линии. В середине у вас должен получиться треугольник. Показываю. Напишите в центре этого треугольника слово БЛОКАДА

В верхнем левом углу опишите обязательные характеристики этого слова, касающиеся нашей темы – Великой Отечественной войны. В правом верхнем углу – необязательные характеристики, не касающиеся войны. В левом нижнем углу напишите примеры, касающиеся войны, а в правом нижнем не относящиеся к Отечественной войне. 

Проверка задания.

Кто-то из вас верно подметил, что когда мы говорим о блокаде, то на ум сразу приходит ассоциация – Ленинградская блокада. Этому тяжелому и достаточно продолжительному времени посвящено большое количество произведений. 

  В нечеловеческих условиях  ленинградцы продолжали жить, работать, чтобы помочь фронту, писали стихотворения, которые помогали им пережить ужасы блокады. Каждый прожитый день в блокадном Ленинграде, был настоящим подвигом! За время блокады, которая длилась почти 900 дней и ночей,  судьба каждого человека в Ленинграде была трагичной.

Давайте послушаем сообщение о жизни и творчестве поэтессы Ольги Берггольц, которая еще до войны испытала боль утраты. 

Выступление.

 В 1942 году поэтесса создала поэму «Февральский дневник», которую посвятила защитникам города, мужеству ленинградцев, оказавшихся в кольце блокады. Чтение отрывка «Февральский дневник» Вика. Или видео Гусева. 

 

Об Ольге Берггольц, о ее творчестве военных лет уже написано много. Вот как оценил место О. Берггольц в жизни блокадного города один из критиков: 

«И разве не достойно удивления хотя бы уже одно то, что голос Великого солдата, каким был в ту пору Ленинград, принадлежал женщине, совсем молодой тогда поэтессе, столь мужественно взявшей на себя такую нелегкую, такую, казалось бы, сугубо «мужскую» роль воина-певца».

Я предлагаю Вам вернуться к анализу исторических событий и выполнить следующее упражнение. Перед вами слайд с утверждениями. В первой колонке, вспомнив все полученные знания ранее на уроках о Великой Отечественной войне, поставьте плюсы, если вы согласны с утверждением и минусы, если нет. Потом проверим, приводя доводы.  Слайд с таблицей

Проверка задания. 

Вывод. Рефлексия. 

-                     Поэт Константин Симонов сказал: “Писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чем-то парадном, торжественном и легком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо все это есть, но писать только об этом – значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне”.

 

Заключительная беседа:

-                     Как вы поняли, почему о войне писать трудно? Домашнее задание на слайде. 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока Тема урока.

Конспект урока Тема урока.

Так вот какой силой слово могло обладать, поддержать в военный период – об этом сегодня пойдет речь

Так вот какой силой слово могло обладать, поддержать в военный период – об этом сегодня пойдет речь

А теперь назовите мне, пожалуйста, ассоциации, которые у вас возникают со словом поэзия?

А теперь назовите мне, пожалуйста, ассоциации, которые у вас возникают со словом поэзия?

Ленинграде, был настоящим подвигом!

Ленинграде, был настоящим подвигом!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2021