Великая Отечественная война в русской литературе (составление альманаха)
Оценка 4.8

Великая Отечественная война в русской литературе (составление альманаха)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
29.03.2018
Великая Отечественная война в русской литературе (составление альманаха)
Великая Отечественная война в русской литературе (составление альманаха). 11-й класс Цель: • обучающая - научить составлять сборник по тематическому принципу. • развивающая - развивать речь, воображение, память, мышление; • воспитывающая - воспитывать патриотизм, чувство благодарности тем, кто сражался за будущее нашей страны. Эпиграф: Чтоб снова На земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, Чтобы наши дети Об этом помнили, Как мы! Юрий Воронов Ход урока Слово учителя. В последние десятилетия происходит переоценка ценностей, а также событий, произошедших в нашей стране в минувшем веке. По-новому мы взглянули на Октябрьскую революцию, гражданскую войну, всеобщую коллективизацию, сталинский террор. Но никогда не изменится наше отношение к войне с фашистской Германией. Это отношение всегда будет как к войне Великой Отечественной.
Великая Отечественная война в русской литературе.doc
Великая Отечественная война в русской литературе (составление альманаха). 11-й класс Цель:    обучающая ­ научить составлять сборник по тематическому принципу. развивающая ­ развивать речь, воображение, память, мышление; воспитывающая ­ воспитывать патриотизм, чувство благодарности тем, кто сражался за будущее нашей  страны. Эпиграф: Чтоб снова На земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, Чтобы наши дети Об этом помнили, Как мы! Юрий Воронов Ход урока Слово учителя. В последние десятилетия происходит переоценка ценностей, а также событий, произошедших в  нашей стране в минувшем веке. По­новому мы взглянули на Октябрьскую революцию, гражданскую войну,  всеобщую коллективизацию, сталинский террор. Но никогда не изменится наше отношение к войне с  фашистской Германией. Это отношение всегда будет как к войне Великой Отечественной. Зачем нужно говорить об этом сегодня? В годы войны решался вопрос жизни или смерти нашего Отечества, и  это глубоко понимали все. Самоотверженно защищая Родину, бойцы не щадили своей жизни. В результате  Великой Отечественной войны в Советском Союзе погибло 27 миллионов человек, в Иркутской области ­ более  50 тысяч, в Заларинском районе ­ 916 человек, 147 наших односельчан не вернулось с полей сражений. А если  говорить о каждой отдельно взятой семье, то эта беда постигла почти всех. Зачем нужно об этом помнить? «Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы...» Мы не вправе  забывать тех, кто отдал свои жизни, защищая свободу и независимость нашей Родины. Помогает нам в этом  русская литература о Великой Отечественной войне. В первые же дни войны писатели стремились как можно скорее занять своё место в боевом строю. Они  отправлялись на фронт в качестве военных корреспондентов, рядовыми бойцами, командирами,  политработниками. Писательское слово обладало силой огромного эмоционального воздействия. Мы сегодня будем говорить о произведениях писателей­фронтовиков. Задача урока: составить альманах. Альманах (лат. аl­mаnаh ­ время) ­ непериодический литературный сборник произведений разных авторов.  Альманах может быть составлен по тематическому или жанровому принципу. 1 ученик: Поэзия огненных лет сыграла исключительную роль во всенародной борьбе с фашизмом, она была  духовным оружием в этой борьбе, укрепляла веру в победу. Из студенческих аудиторий молодые поэты бесстрашно шагнули в полымя великой войны. « Историю пересдам,  когда вернусь, а пока сам пойду делать историю...» ­ сказал Николай Отрада и на следующий день ушёл  добровольцем на войну. Окружённый врагами, он бросился в атаку. Взвод прорвался, а Николай остался лежать на снегу. 2 ученик: Так трагически сложились судьбы многих молодых поэтов, которые ушли на фронт, «недолюбив, не  докурив последней папиросы». Алексей Лебедев ­ погиб в ноябре 1941 года. Николай Майоров ­ погиб в 1942  году. Павел Коган ­ убит под Новороссийском. Аркадий Гайдар, Евгений Петров, Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Георгий Суворов, Джек Алтаузен не вернулись с полей сражений. Более 400 литераторов погибли на фронтах  Великой Отечественной. Выступление учащегося (сообщение об Алтаузене и чтение стихотворения «Вся Отчизна меня провожала») На  доску помещается А4 с фото и биографией поэта. 1 ученик: В патриотической лирике военных лет одно из главных мест занимает тема Родины. Константин Симонов обратился к этой теме в стихотворении «Родина», написанном в 1941 году. Стихотворение  внутренне полемично. Автор вспоминает в нём не «страну большую», а малую родину, какой увидал её в детстве. Близкая сердцу природа питает патриотическое чувство поэта. Чтение учащимся стихотворения К.Симонова «Родина». 2 ученик: Очень распространённым в годы войны был жанр письма. Стихотворение­заклинание «Жди меня»  было опубликовано в «Правде» в феврале 1942 года и сразу стало известно всем. Солдаты вырезали его из  газет, переписывали, сидя а окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах жёнам и невестам. Его находили  в нагрудных карманах раненых и убитых бойцов. С ним жили, шли в бой и умирали. Чтение учащимся стихотворения К.Симонова «Жди меня». Сообщение о Симонове. На доску помещается А4 с фото и биографией поэта. 1 ученик: От первого и до последнего дня прошёл войну Александр Трифонович Твардовский. Война стала великим испытанием не только человеческих характеров, но и писательских талантов. Среди  лучших поэтов­фронтовиков Твардовскому принадлежит одно из первых мест. Выступление учащегося (сообщение о Твардовском и чтение отрывка из стихотворения «Яубит подо Ржевом»).  На доску помещается А4 с фото и биографией поэта. 2 ученик: Воспоминаниями и раздумьями о военных годах проникнуты стихотворения Давида Самойлова. Поэт­ фронтовик всю жизнь возвращался к военной теме. Выступление учащегося (сообщение о Самойлове и чтение стихотворения «Сороковые, роковые...»). На доску  помещается А4 с фото и биографией поэта. 1 ученик: Знаменитые «Сороковые, роковые...» стали откровением для многих поколений. Впоследствии это  стихотворение и «Перебирая наши даты» органично вошли в поэтическое представление Театра на Таганке  «Павшие и живые». 2 ученик: Тяготы военного времени выпали не только на долю мужчин, но и женщин. Многие женщины в годы  войны стали сестрами милосердия, служили в партизанских отрядах, были зенитчицами, военными  корреспондентами. Среди них поэтесса Ольга Берггольц, пережившая ленинградскую блокаду. Она часто  выезжала в части действующей армии, стихи её печатали на страницах газет, на плакатах «Окон ТАСС». Юлия  Друнина прошла санитаркой всю войну. Она также принадлежит поколению, юность которого проходила  испытание на зрелость на фронтовых дорогах. Выступление учащегося (сообщение о Друниной и чтение стихотворения «Зинка»). На доску помещается А4 с  фото и биографией поэта. Учитель: Какую роль сыграла поэзия в годы войны? До стихов ли было, когда шла такая жестокая война?  (Стихи и песни поднимали боевой дух солдат, звали их на решительный бой, укрепляли мужество людей,  напоминали о близких, которых надо защищать. Не оправдал себя бытовавший когда­то афоризм: «Когда  говорят пушки, музы молчат». В годы войны «музы не молчали») 1 ученик: Память о войне... Она не стирается, не тускнеет с годами. Потому, наверное, что это память не только  отдельных людей или одного поколения. Это память народа. И каждая книга о войне ­ подтверждение этому. В  годы войны, да и в послевоенные годы из­под пера писателей­фронтовиков вышло много прозаических  произведений. Проза о войне ­ это не только грохот сражений, величие подвига, самоотверженность при защите родных городов и сёл. Это ещё и трусость, и даже предательство. Эмоциональное воздействие тем сильнее, чем правдивее произведение. А это немудрено: большинство пишущих о войне знают о ней не понаслышке. 2 ученик: Автор повестей «Третья ракета», «Сотников», «Дожить до рассвета», «Знак беды» Василь Быков  пишет об атаке, изведав её. Алесь Адамович в 14 лет вступил в партизанский отряд. Бывший артиллерист Юрий Бондарев (автор романов «Горячий снег», «Батальоны просят огня») сражался под Сталинградом, на берегах  Днепра, в Польше. Виктор Астафьев (автор повести «Пастух и пастушка») тоже прошёл фронтовыми дорогами.  Широко известны романы и повести писателей­фронтовиков: Симонова, Шолохова, Богомолова, Проскурина,  Васильева, Константина Воробьёва. Выступление учащегося (сообщение о К.Воробьёве) На доску помещается А4 с фото и биографией писателя. Слово учителя. Действие повести «Убиты под Москвой» разворачивается в ноябре 1941 года недалеко от Москвы. Писатель не  объясняет сложившейся ситуации, не даёт предварительных сведений о персонажах. Он как бы с ходу бросает  их в действие. «Учебная рота кремлёвских курсантов шла на фронт», ­ такое начало сразу же приковывает  внимание читателей и заставляет следить за происходящим. Автор показывает всего несколько дней на войне.  И это оказывается немало. «Невероятная явь войны» стала неожиданностью не только для молоденьких бойцов и лейтенантов, но и для их командиров. Потому­то, видимо, и не смог до конца сориентироваться в сложившейся обстановке бравый и решительный капитан Рюмин ­ любимец и идеал курсантов, застрелившийся после гибели  роты. Не зная деталей, мы знаем главное ­ рота истреблена. И оттого, что произошло это где­то «за кадром»  повествования, вся сцена ­ да и повесть в целом ­ выглядит ещё трагичнее. Чтение фрагмента повести 1 учеником. 2 ученик: Виктор Астафьев пишет: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочитаешь просто так, на сон грядущий,  потому что от неё, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтобы  никогда­никогда не повторилось то, что произошло с кремлёвскими курсантами, погибшими под Москвой». Беседа с учащимися: 1. Где и когда разворачивается действие повести? 2. Какой промежуток времени показан в произведении? 3. Несколько дней. Много это или мало? 4. Почему так названа повесть? 5. Какие эпизоды произвели на вас особое впечатление? 6. Как вы считаете, о войне можно писать, только имея личный опыт? (А как же Лев Толстой «Война и  мир») 7. Что может послужить основой для написания произведения о войне? (Изучение документов, просмотр  фильмов, чтение других книг о войне, беседы с живыми свидетелями тех страшных событий, умение  проникнуть в мир чувств и переживаний человека на войне) 8. Почему тема войны в русской литературе стала самой разработанной? (Достойны памяти те, кто  сражался за наше будущее; мир на земле сегодня стал слишком хрупким; «чтоб снова на земной планете  не повторилось той зимы...») 9. Какие ещё повести о войне вам хотелось бы включить в наш альманах? Почему? Домашнее задание: написать аннотацию на самостоятельно прочитанную повесть. Вывод: Литература о Великой Отечественной войне показала, что война ­ явление чудовищное, ненормальное,  в корне враждебное человеку. Она раскрыла глубину бедствий, принесённых фашистским нашествием. Война в  изображении писателей­фронтовиков ­ это не только, и даже не столько эффектные героические подвиги,  сколько утомительный каждодневный, тяжёлый и кровавый труд. В этом труде и заключается истинный героизм. Литература о войне утверждала благородные цели борьбы за правое дело, за торжество жизни и счастье  людей. Литература. 1. Журавлёв С.И. «Память пылающих лет», Москва, «Просвещение», 1985. 2. Зайцев В.А. и Фатющенко В.И. «Лирика военных лет» Издательство Московского университета, 1985. 3. Смирнов В. «По следам времени». ­ Волгоград, 1996.

Великая Отечественная война в русской литературе (составление альманаха)

Великая Отечественная война в русской литературе (составление альманаха)

Великая Отечественная война в русской литературе (составление альманаха)

Великая Отечественная война в русской литературе (составление альманаха)

Великая Отечественная война в русской литературе (составление альманаха)

Великая Отечественная война в русской литературе (составление альманаха)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018