Тема: Великая Отечественная война
в современной прозе
Цели:
приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы,
открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки
произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических
чувств, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.
Не многие сейчас помнят тревожное утро 22 июня 1941 года, когда
предутреннюю тишину советского приграничья нарушили первые залпы немецких
орудий, рев танков со свастикой на броне, вой падающих бомб. Тогда наш народ
встал на защиту Отечества.
Это годы тяжелых испытаний для нашей страны. Великая Отечественная
война оставила множество шрамов в душах людей, как прошедших через нее, так и
родившихся после. Наверное, нет ни одной семьи, которая не потеряла бы
близкого человека. Сколько было подвигов на этой войне? Вместе с мужчинами
солдатами сражались совсем молоденькие девчонки и мальчишки и умирали во
имя победы, во имя будущей жизни.
В литературе тема Великой Отечественной войны – одна из самых
распространенных. Многие обращались к ней: Бондарев, Некрасов, Васильев,
Быков, Симонов описывали героические подвиги, которые не дадут нам забыть об
этой войне.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми авторами и их произведениями.
Мне хотелось бы, чтобы с сегодняшнего урока вы вынесли бы частичку того, чем
жили и дышали герои книг – чувство преданности своей Родине, чувство гордости
мужеством нашего народа, благодарности за сегодняшний день.
«Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт» так начинается
одно из ярчайших произведений Военной прозы – повесть Константина Воробьева
«Убиты под Москвой».
Автор тяжело переживает вместе со своими героями драматические
военные события, он описывает самое начало войны – оборону и сражение за
Москву.
Константин Воробьев, сам непосредственный участник описываемых
событий, с большим психологическим мастерством рисует образы командиров и
рядовых, показывая при этом слабость одних и процесс становления и мужания
других. ? «Убиты под Москвой». На какие размышления наталкивает вас название
повести?
Одним из существенных мотивов, раскрывающих философию войны,
становится в повести мотив смерти, ожидаемой и всюду подстерегающей гибели.
Автор не стремится заинтриговать читателя или обнадеживать его возможностью
счастливой развязки.
Двести сорок отборных курсантов, все одного роста – 183 сантиметра,
вооруженные винтовками, гранатами и бутылками с бензином, в новом – с
иголочки – обмундировании шагали на смерть, как на военные учения в мирное
время. В строю слышались смех и шутки. Рота курсантов, вымуштрованных для
парадов и почетных караулов, скорее играет в войну, безрассудно тратя патроны и
с недоверием встречая уже понюхавших пороху и лишенных щеголеватой
выправки бойцов. Ребята шли на верную гибель, даже не догадываясь о своей
судьбе, о которой мы узнаем из названия книги.
Образец для подражания всех курсантов – капитан Рюмин – до последнего
не хочет признавать, что его отряд оказался в окружении. Защищая подчиненных
от страшной правды, он передает роте несуществующие приказы командования о
подготовке к обороне.
? Прав ли он, скрывая правду от ребят, почему?
В итоге, потеряв в тяжелых боях всю роту, Рюмин не выдерживает бремени
вины, которая ложится на него как на человека, от решений которого во многом
зависела судьба этих ребят, и кончает жизнь самоубийством.
Был и другой тип людей на войне, и его тоже показывает Воробьев в своем
произведении. Подчиненный Рюмина, лейтенант Ястребов, как и его командир,
неожиданно осознает, что привитые ему с детства представления о войне имеют
мало общего с тем, с чем вынужден столкнуться человек на поле боя.
? Прочитаем отрывок из текста.
«Все его существо противилось тому реальному, что происходило, он
не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя
бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось, пятый месяц
немцы безудержно продвигались вперед, к Москве… Это было, конечно,
правдой, потому что… потому что об этом говорил Сталин. Именно об этом,
но только один раз, прошедшим летом. А о том, что мы будем бить врага
только на его территории, что огневой залп любого нашего соединения в
несколько раз превосходит чужой, об этом и еще о многом, многом другом,
непоколебимом и неприступным, Алексей – воспитанник Красной Армии –
знал с десяти лет. И в его душе не находилось места, куда улеглась бы
невероятная явь войны». ? Что происходит в душе героя? Разобщение представления о войне и
реальности.
? На ваш взгляд, как мог повести себя человек, верящий словам
кремлевского правительства («мы будем бить врага только на его территории,
огневой залп любого нашего соединения в несколько раз превосходит чужой»)?
Поначалу, он нуждается в словах капитана Рюмина, умеющего, на его
взгляд, разрешать противоречия между тем, что знаешь, и тем, что видят твои
глаза.
Но в нем постепенно появляется то необходимое, что позволяет человеку
выжить и не сломаться в нечеловеческих обстоятельствах.
? Что именно появляется в нем? Обратимся к отрывку из повести.
«Я не пойду… Не пойду! Зачем я там нужен? Пусть будет так… без
меня. Ну что я теперь им… Но он поглядел на курсантов и понял, что должен
идти туда и все видеть. Все видеть, что уже есть и что еще будет…»
–В нем развивается способность воспринимать мир таким, каков он есть,
не нуждаясь в спасительных иллюзиях и объяснениях.
Эта способность приходит к нему не сразу: сначала он вынужден пройти
через осознание, что смерть человека страшна; вынужден испытать стыд за
собственную трусость, отсидевшись в воронке во время последнего боя роты;
пройти через искушение самоубийства, разрешающего все проблемы с совестью.
Наконец, он должен был пережить потрясение после самоубийства его кумира –
капитана Рюмина.
«То оцепенение, с которым он встретил смерть Рюмина, оказывается,
не было ошеломленностью или растерянностью. То было неожиданное и
незнакомое явление ему мира, в котором не стало ничего малого, далекого и
непонятного. Теперь все, что когдато уже было и могло еще быть, приобрело
в его глазах новую, громадную значимость, близость и сокровенность, и все
это требовало к себе предельно бережного внимания и отношения. Он почти
физически ощутил, как растаяла в нем тень страха перед собственной
смертью»
Алексею удалось остаться в живых, хотя с гибелью роты погибла частичка
его души, его сердца. Алексей Ястребов становится командиром, офицером нового
типа, закаляющегося в тяжелых фронтовых условиях, ищущего пути
самосохранения и сохранения своих бойцов и которому предстоит еще долго идти
по фронтовым дорогам.
? Почему выжил герой?
Еще одно произведение, которое мы с вами рассмотрим – повесть
Б.Васильева «А зори здесь тихие…». Центральное место в творчестве Бориса
Васильева занимает тема Великой отечественной войны. В повести "А зори здесь тихие..." трагические действия происходят на
мало кому ведомом 171м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы
круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу.
Название повести является полной противоположностью событиям самой
повести. До символа, и героического и трагедийного одновременно, возвышается
подвиг старшины Васкова и пяти девушекзенитчиц.
К старшине, недовольному поведением солдат (в частности тягой к
противоположному полу) присылают девушекдобровольцев, многие из которых
только закончили школу. Вскоре приходит донесение, что через близлежащие
болота идёт диверсионная немецкая группа. И эту группу надо остановить любой
ценой.
Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле но на
их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг.
Борис Васильев задаётся вопросом: «Почему, женщина, самой природой
призванная дарить жизнь, идёт на войну, чтобы убивать?»
Итак, Рита Осянина уже в первый день войны теряет своего мужа, поэтому
занимает в строю защитников Отечества его место. Для чего ей это нужно?
У студентки Сони Гурвич на момент начала войны в Минске осталась вся
семья. Родные оказались в еврейском гетто. И Соня, уходит на фронт, чтобы
внести свой вклад в победу и приблизить окончание войны, а значит, и
освобождение своих.
У Лизы Бричкиной была мечта: она очень хотела учиться, но война смешала
все планы, и Лиза отправляется на фронт, чтобы вернуть мечту.
На глазах у дочери красного командира Жени Комельковой расстреляли
маму, младшего брата и сестру. Её саму спрятала соседка.
И Женя отправляется добровольцем, чтобы мстить.
Девушки не имеют военного опыта, но вступают в бой. Ценой своей жизни
они сумели остановить фашистов, в живых остаётся один старшина, который смог
взять в плен несколько вражеских солдат. Он получает серьёзные ранения,
демобилизовывается и усыновляет сына погибшей Риты Осяниной.
Приблизительно через двадцать лет он приезжает с приёмным сыном на
место гибели матери и встречает там отдыхающих парней и девушек.
? Как вы думаете, почему именно эти произведения мы рассмотрели на
уроке? Что общего и чем отличаются произведения, которые мы рассмотрели?
Судьба одна – герои произведения борются за свободу своей Родины,
гибнут. Но если в первом произведении командир скрывает правду от своих
подчиненных о войне и в итоге не выдерживает и кончает жизнь самоубийством, то
в повести Васильева и Васков и девушки знают, на что и ради чего идут.
Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм
народа в Великую Отечественную войну. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слов: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о
войне тоже похожи на памятник погибшим.
? Чему учат произведения о войне?
Они учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях,
учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более
возрастет в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.
Великая Отечественная война в современной прозе
Великая Отечественная война в современной прозе
Великая Отечественная война в современной прозе
Великая Отечественная война в современной прозе
Великая Отечественная война в современной прозе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.