"Великий храм природы" в повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца" (по программе "Школа-2100", 5-й класс)
Задача:
- учить анализировать текст-описание пейзажа, используя литературоведческие понятия.
Цели:
-выявить способы одухотворения природы, ее участие в судьбе детей;
-исследовать текст методом «вслед за автором»;
-учить находить в отрывке изобразительные средства языка;
-развивать речь учащихся, учить рассуждать, доказывать, высказывать свое мнение;
-воспитывать чуткость и любовь к природе.
Ход урока.
1.Орг момент.
Послушайте музыку, рассмотрите иллюстрации. Какое настроение они вызывают? слайд 1,2,3
Как удается это авторам? (Запустить презентацию и музыку. Музыку приглушить после третьего слайда.)
Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке?(ответы учеников)
"Великий храм природы" в повести М.М. Пришвина
"Кладовая солнца" (по программе "Школа-2100", 5-й
класс)
Задача:
учить анализировать текстописание пейзажа, используя литературоведческие понятия.
Цели:
выявить способы одухотворения природы, ее участие в судьбе детей;
исследовать текст методом «вслед за автором»;
учить находить в отрывке изобразительные средства языка;
развивать речь учащихся, учить рассуждать, доказывать, высказывать свое мнение;
воспитывать чуткость и любовь к природе.
Ход урока.
1.Орг момент.
Послушайте музыку, рассмотрите иллюстрации. Какое настроение они вызывают? слайд 1,2,3
Как удается это авторам? (Запустить презентацию и музыку. Музыку приглушить после третьего слайда.)
Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке?(ответы учеников)
2.Тема урока.
слайд 4 Сегодня мы рассмотрим, какими способами пользуется автор художественного произведения для
изображения природы.
Какие изобразительные средства языка вам знакомы?
слайд 5 Пришвин считает, что понимать природу, значит понимать человека. Согласны ли вы с этим
высказыванием? Почему?
3.Работа с текстом.
Выразительное чтение, анализ эпизодов.
слайд 6 Найдите в тексте отрывок, повествующий о сосне и ели (чтение). Какие изобразительные средства вы
заметили?
Почему образ сосны и ели автор помещает перед появлением детей в лесу? Как он помогает в понимании
характеров детей, их взаимоотношений?
слайд 7 Итак, наступает утро. Найдите в тексте предложение с такими словами. Определите, какое
изобразительное средство использует автор. Какие ещё эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения
использует автор для описания утра?
слайд 8 Найдите в тексте описание птицы в лучах восходящего солнца, назовите изобразительные средства.
Тетерев приветствует солнце. Как называется такой прием?
Солнцесимвол жизни и добра. Докажите.
слайд 9 Болото опасное место. Докажите текстом, что природа предупреждает детей об опасности. Найдите
предупреждения («холодная синяя стрелка», «ветер рванул», «сосна простонала», «ель зарычала»).
Определите изобразительные средства. Где ещё в тексте вам встретились подобные предупреждения? (Травка
завыла, ёлочки не пускают Митрашу в елань) Что хочет сказать нам автор о природе?
Солнце дарит тепло земле, а она отдает его добром людям. Как и чем делится с человеком природа?
Такие ягоды растут на болоте слайд 10. Найдите их описание в тексте. Каждую из ягод Пришвин описывает как
человека, с любовью. Можно ли сделать вывод, что человек и природа единое целое?
слайд 11 Найдите в тексте описание пня. Для чего пень сохраняет тепло солнца?
4.Итог урокаслайд 12 Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?
слайд 13 О каких сокровищах жизни говорит автор? Чему мы можем поучиться у природы?