"Великий сказочник Датского королевства"
Урок – викторина по сказкам Ханса Кристиана Андерсена
5 класс
Цели.
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Х.К.Андерсена.
2. Актуализировать для школьников знание содержания сказок писателя.
3. Развивать у учащихся умение выразительно читать.
4. Способствовать закреплению у детей интереса к чтению.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к художественному слову.
Оборудование: презентация о жизни и творчестве Андерсена, выставка рисунков и книг, карта Датского Королевства (на карте изображены пункты, по которым двигаются в течение всего урока: “Поселок чтения”, “Улочка Ромашка”, “Переулок героев”, “Замок кроссворд”), компьютер, медиапроектор.
"Великий сказочник Датского королевства"
Урок – викторина по сказкам Ханса Кристиана Андерсена
5 класс
Цели.
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Х.К.Андерсена.
2. Актуализировать для школьников знание содержания сказок писателя.
3. Развивать у учащихся умение выразительно читать.
4. Способствовать закреплению у детей интереса к чтению.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к художественному слову.
Оборудование: презентация о жизни и творчестве Андерсена, выставка рисунков и книг, карта Датского
Королевства (на карте изображены пункты, по которым двигаются в течение всего урока: “Поселок чтения”,
“Улочка Ромашка”, “Переулок героев”, “Замок кроссворд”), компьютер, медиапроектор.
1. Вступительное слово учителя.
Ход урока
Добрый день, ребята. Наш сегодняшний урок мы проведем в красивой, волшебной стране – стране сказок. Мы
отправимся в путешествие в Датское Королевство – место, где жил замечательный сказочник Ханс Кристиан
Андерсен.
2. Беседа с учащимися.
А кто такой сказочник? (Человек, который пишет сказки)
А что такое сказка? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях,
приключениях)
Правильно. Сегодня нас будет окружать сказка. А за каждый правильный ответ вы будете получать золотые и
серебряные монеты (их можно вырезать из цветного картона). В какой сказке мы их встречаем? (“Огниво”).
3. Рассказ подготовленных учащихся о жизни Х.К.Андерсена.
Итак, мы отправляемся в путешествие. Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны вспомнить
историю жизни Х.К.Андерсена.
2 – 5 слайд
Сообщение первого ученика: Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец его
был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете: спал в маленькой каморке, заставленной верстаками и
инструментами для башмачного ремесла. Но Ханс Кристиан стараниями заботливых родителей, казалось, совсем
не замечал бедности. Отец, для которого мальчик был всем в жизни, в свободное от работы время читал сыну
книжки, мастерил игрушки. Мать же следила за тем. Чтобы он был всегда сыт, причесан и опрятно одет. В этом
ей помогала подруга, которая перешивала для мальчика старую одежду. Была у Ханса Кристиана и заботливая
бабушка. Она каждый день забегала к Андерсенам, чтобы поглядеть на внука, чемнибудь побаловать его.
Бабушка рассказывала мальчику сказки, которые погружали ребенка в мир волшебства. Одаренный богатой
фантазией, мальчик часами мог играть один. Ему не нужны были шумные детские компании. Любая палочка,
веточка или камешек оживали в его воображении.
Сообщение второго ученика: В то время в Оденсе был уже благоустроенный театр. Однажды отец сводил
сына на представление. Вскоре для Ханса театр сделался самым излюбленным местом. Но часто посещать
спектакли он не мог. Поэтому он познакомился с расклейщиком афиш. Тот ежедневно дарил Хансу Кристиану по
афише. Так у Андерсена появилась новая забава: сидя в каморке, он прочитывал название спектакля и к немусочинял пьесу. Затем шил для своих кукол костюмы и разыгрывал комедии. Это были первые, еще неосознанные
попытки творчества. С годами забава переросла в сильное увлечение литературой, искусством. Мальчик мечтал
о сцене. Когда ему исполнилось 14 лет, умер его отец. И Ханс Кристиан отправился в Копенгаген, мечтая о
карьере танцовщика или певца. Но его никуда не приняли.
Учитель: Хорошо, что Андерсену посчастливилось встретиться с добрыми людьми. Они уговорили его учиться.
Учение ему давалось непросто. Но упорство и трудолюбие помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в
университет. Все это время он продолжал писать комедии, трагедии, сказки, веря в свои силы. Андерсену
нравилось путешествовать. Будучи уже известным писателем, он побывал во многих странах: Англии, Италии,
Франции. Не забывал он и родную Данию. Всего за свою жизнь Андерсен написал более 150 сказок. Давайте
вспомним их названия… (После ответов учащихся учитель обращает внимание на выставку книг).
4. Сказочная викторина – путешествие.
Первая станция – “Улочка “Ромашка”. (Из бумаги сделать ромашку). Улочка не совсем обычная: на каждом
лепестке ромашки есть отрывок из сказки. Нам нужно узнать, из какой сказки отрывок.
А) “Наконец лопнуло большое яйцо. – Пип! –Пип! – пропищал птенец и вывалился из яйца. Но какой же он был
большой!”
(“Гадкий утенок”)
Б) “Обманщикам отвели во дворце большую комнату, и они поставили там два ткацких станка, уселись за них и
стали делать вид, что усердно работают.”
В) “И еще одно чудеснейшее свойство было у котелка: если подержать над паром, который из него поднимался,
подержать палец и понюхать, то по запаху можно было узнать, какое у кого в городе готовится кушанье”.
(“Новый наряд короля”)
(“Свинопас”)
Г) “А солдат уже успел так полюбить принцессу, что от всей души хотел жениться на ней. Да и принцем стать
было бы недурно!”
Д) “У ворот стояла принцесса. Боже мой! На кого она была похожа! Вода ручьями стекала с ее волос и платья
прямо на туфельки. Бедняжка была такая мокрая, как будто ее только что вытащили из реки”.
Е) “Поцелуй ее был холоднее льда, пронизал его холодом насквозь и дошел до самого сердца, а оно и без того
уже было наполовину ледяным”.
(“Принцесса на горошине”)
(“Снежная королева”)
Ж) “Теперьто он зажил весело: ходил в театры, ездил кататься в королевский сад и раздавал деньги бедным. И
хорошо делал: он ведь по себе знал, каково сидеть без гроша в кармане”.
(“Огниво”)
(“Огниво”)
З) “Фи, какой страшный! И совсем непохож на остальных! Неужели это индюшонок? Ну, да в водето он у меня
побывает, хоть бы мне пришлось столкнуть его туда силой!”
Вторая станция “Замок героев”.
В этом замке живут герои разных сказок Андерсена. Ребята, я вам буду показывать героев сказок, а вы должны
вспомнить из какой сказки эти герои. (Учитель показывает предметы и игрушки: горошину, розу, солдатика,
лягушку, ореховую скорлупу и т.д.)
Третья станция – “Остров рисунков”.
Ребята, вы должны узнать сказку по рисунку. (Учитель показывает слайды – иллюстрации сказок Х.К.Андерсена
– дети отгадывают).
(“Гадкий утенок”)Четвертая станция – “Поселок чтения”.
(Выразительное чтение и пересказ отрывков сказки “Дюймовочка”. Вывод: добро всегда побеждает зло, добро
правит миром).
Пятая станция – “Найди меня”.
Нам с вами, ребята, необходимо помочь заблудившимся словам попасть в свою сказку.
1. Собака, ведьма, солдат, принцесса, дупло. (“Огниво”)
2. Красная и белая роза, олень, осколки зеркала, мальчик и девочка. (“Снежная королева”).
3. Нитки, ткань, ткацкие станки, ложь. (“Новый наряд короля”)
4. Утка, яйцо, лебедь, мечта. (“Гадкий утенок”)
Шестая станция – “Замок кроссворд”. (Кроссворд лучше всего начертить на листе ватмана и закрепить его на
доске. Дети будут подходить и вписывать маркером каждое слово).
С О Л О В Й
Д ЮЙ М В О Ч А
Л Е Б Е Д
О Д Е С Е
В Е Д МА
В Ч Н С Т Ь
1. Что подарил принц капризной принцессе в сказке “Свинопас”?
2. Название сказки Андерсена, главная героиня которой была такой маленькой, что ее постель помещалась в
ореховую скорлупу.
3. На каких птиц хотел быть похожим гадкий утенок?
4. Город, в котором родился Андерсен.
5. Кто помог солдату стать богатым в сказке “Огниво”?
6. Слово, которое должен был составить Кай в замке Снежной королевы.
Ключевое слово кроссворда – любовь. В своих сказках Андерсен воспевал любовь, справедливость, добро,
дружбу, чувство человеческого достоинства. Сказочник учит нас разбираться в людях, учит ненавидеть ложь и
несправедливость.
5. Теперь пришла пора обратиться к выставке рисунков. (Все ученики рассказывают о своем рисунке).
6. Чтение стихотворения Андерсена. Выяснение первого впечатления, восприятия детей.
Андерсен известен во всем мире именно как сказочник, но он писал и пьесы, и стихи. Послушайте его
стихотворение и подумайте, как относился к жизни этот замечательный человек.
“Картинка”
Вьется змейкою дорожка;
Покосившийся немножко
Набок домик там стоит.Дверь с петель слететь грозит;
Словно щурятся оконца
От лучей вечерних солнца.
Вьются ласточки…Щенок
Лает, глядя на порог.
На пороге улыбаясь
И с ребенком забавляясь,
Матькрасавица сидит;
На щеках заря горит.
Мальчуган здоровьем дышит
И румянцем так и пышет.
Он совсем не хочет спать!
По ножонкам толстым мать
Бьет его за то шутливо.
Кот преважно, молчаливо
Дремлет…Ах. Какой испуг!
На нос муха села вдруг!
Цап! – Не будь такой задорной! –
И опять что твой придворный,
Развалился – важный вид!
А дитя как ангел спит!…
(Ответы: 1. Он любил жизнь, людей, любовался животными. 2. Он радовался жизни. 3. Он любил детей).
Вернемся к теме нашего урока – “Великий сказочник Датского Королевства”.
Как вы думаете, по праву ли Андерсена назвали великим сказочником? (Да).
Почему? (Ответы детей)
7. Подведение итогов. Награждение победителей (можно сделать медали “Лучшему знатоку сказок Андерсена”
и т.д.).
8. Домашнее задание (творческое)
1. Придумать продолжение какойлибо полюбившейся сказки Х.К.Андерсена и записать тетрадь. Нарисовать
героев этой сказки.
2. Сочините свою сказку о какихлибо привычных предметах, например, о своем будильнике, или о своем
портфеле. Это задание сложнее.