Весна: пробуждение природы. Весенняя экскурсия.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Место проведения: ближайшее окружение школы, водоём. Цели: – ознакомить учащихся с изменениями, происходящими в природе весной; – сформировать представление о состоянии природных объектов и явлений, происходящих в природе в весенний период; – научить определять признаки весны. Оборудование: карточки для наблюдения во время экскурсии (см. конспект).
Иконка файла материала Okruzhayuschiy_mir_24n+.doc
Окружающий мир Урок 43. Тема: Весна: пробуждение природы. Весенняя экскурсия. Место проведения: ближайшее окружение школы, водоём. Цели: – ознакомить учащихся с изменениями, происходящими в природе весной; – сформировать представление о состоянии природных объектов и явлений, происходящих в природе в весенний период; – научить определять признаки весны. Оборудование: карточки для наблюдения во время экскурсии (см. конспект).   Символы: 1Этапы урока . Ι Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы  Ход урока 1. – Ребята, посмотрите, как хорошо на улице! Деревья пробудились от зимнего  сна. Греет солнышко. – А что ещё изменилось с приходом весны? (Ответы детей.) 2. – Сегодня мы с вами пойдём на экскурсию. – На какие экскурсии на уроках окружающего мира мы уже ходили? – Какие наблюдения проводили? – За какими объектами наблюдали?  – Давайте составим план сегодняшней экскурсии.  Составление плана.  Дети предлагают, учитель обобщает.  На доске появляется примерный план.    1 1. Наблюдение за признаками погоды. 2. Наблюдение за земляным покровом. 3. Наблюдение за явлениями природы. 4. Наблюдение за растениями. 5. Наблюдение за птицами. 6. Выявление различий с признаками, характерными для зимнего периода. – Какой вопрос заинтересовал вас больше всего? – Почему? – Что мы сейчас делали? (Составляли план урока.) – Какое умение формировали? (Умение организовывать свои дела.) Формирование УУД Познавательные УУД: 1) формируем умение  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текста, таблиц;  2) формируем умение  представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение  выявлять сущность,  особенности объектов; 4) формируем умение на  основе анализа объектов  делать выводы; 5) формируем умение  устанавливать аналогии; 6) формируем умение  обобщать и  классифицировать по  признакам. 2Зима Весна Учитель предлагает разделиться ученикам на группы. Каждая группа  получает своё задание. 4   1   2 1­я группа. Задание: Отметьте крестиком признаки погоды. Признаки Тепло Холодно Прохладно Морозно Ясно Облачно Осадки: снег                дождь                нет осадков Сильный ветер Нет ветра Вьюга Метель 2­я группа. Задание: Определите, чем покрыта земля. Признаки Снег Лёд Весна Зима Коммуникативные УУД: 1) формируем умение  слушать и понимать  других; 2) формируем умение  строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами; 3) формируем умение  оформлять свои мысли в  устной форме; 4) формируем умение  совместно договариваться  о правилах общения и  поведения. Личностные УУД:  1) формируем умение  определять и высказывать  самые простые, общие для всех людей правила. 3Трава 3­я группа. Задание: Отметьте явления природы. Весна Зима Признаки Оттепель Ледоход на реках Появление проталин Сосульки 4­я группа. Задание: Определите, как выглядят деревья. Признаки Стоят без листьев Набухли почки Распустились листья Весна Зима 5­я группа. Задание: Определите, как выглядят травы. Признаки Покрыты снегом Появилась зелёная трава Появились первые  Весна Зима Регулятивные УУД: 1) формируем умение  определять цель  деятельности на уроке; 2) формируем умение  определять успешность  выполнения своего  задания в диалоге с  учителем; 3) формируем умение  оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей; 4) формируем умение  осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Духовно­нравственное  развитие и воспитание: 1) воспитание  нравственного чувства,  этического сознания и  готовности совершать  позитивные поступки, в  4цветы Весна 6­я группа. Задание: Определите, каких встретили птиц. Признаки Ворона Воробей Галка Грач Скворец Ласточка Зима том числе речевые; 2) гражданско­ патриотическое  воспитание; 3) воспитание  трудолюбия, способности  к познанию; 4) воспитание здорового  образа жизни; 5) экологическое  воспитание; 6) эстетическое  воспитание. . Проведение  ΙΙ экскурсии Непосредственно на природе учащиеся по плану своих исследований  знакомятся с состоянием природных объектов и явлений, отмечая их  признаки, характерные для весеннего времени и вместе с тем определяя,  какие изменения произошли в природе весной по сравнению с зимой. Данные  наблюдений ученики фиксируют на своих карточках. . Обобщение ΙΙΙ результатов  наблюдений.  Применение  нового знания 1. Проводится анализ исследований и составляется сравнительная  характеристика. 2. – Всю весну природа будет просыпаться, но свои тайны она тщательно  прячет. Постарайтесь обнаружить их. А результаты отметьте в рабочей тетради  на с. 53–55. Учитель знакомит детей с заданиями на этих страницах. Обращает  внимание на то, как постепенно нужно будет их выполнять. 5Ι V. Домашнее  задание Если позволяет время, т.е. если объём д/з по обучению грамоте, математике не будет превышать 30 минут, то дети вместе с родителями могут  поработать на с. 53–55 рабочей тетради. V. Итог урока – Почему мы начали изучать такое время года, как весна? – Что нового вы узнали на уроке?   2 – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой в группе? ТООУ Эта тема способствует экологическому воспитанию учащихся. 6Урок 44. Тема: Самостоятельная работа № 6 («Самостоятельные и итоговые работы»). Комментарии к самостоятельной работе. Задания 1 и 3 вряд ли вызовут трудности при оценке. В задании 2  в самостоятельной работе в 1­м варианте неверно  указаны особенности жизни птиц и характер листвы, во 2­м варианте ученики должны отметить такие признаки весны, как «стало теплее», «образовались проталины», «день увеличивается», «лёд на реке тает», «листья распускаются», «птицы  прилетают с юга». До начала работы или после её проведения можно поработать с тетрадью и/или учебником. 71. Работа в тетради.  1   – Откройте рабочие тетради на с. 52, № 3. – Обведите красным цветом предметы, которые встречаются чаще всего весной, синим – в том числе весной, зелёным – не встречаются весной. Самостоятельная работа и проверка. Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Полностью или частично ты закрасишь свой кружок­отметку в дневнике? Почему? – Отметь в дневнике. 2. Работа в тетради.  1   – Откройте тетради на с. 52, выполните задание № 4.  Выполняется самостоятельно. Проверка. Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Полностью или частично ты закрасишь свой кружок­отметку в дневнике? Почему? 8– Отметь в дневнике. 3. Работа в учебнике.   1   4    1 – Откройте учебники на с. 42. Посмотрите на верхний рисунок. Какие признаки весны изображены на нём? – Что изображено на нижнем рисунке?  – Кого можно встретить в весеннем лесу? – Кто из зверей просыпается после зимней спячки? – Какие животные меняют окраску шерсти? – Весной у зверей рождается потомство. В чём причина всех этих изменений? Дети вместе с учителем делают вывод о весенних изменениях в природе. 9