Место проведения: ближайшее окружение школы, водоём.
Цели:
– ознакомить учащихся с изменениями, происходящими в природе весной;
– сформировать представление о состоянии природных объектов и явлений, происходящих в природе в весенний период;
– научить определять признаки весны.
Оборудование: карточки для наблюдения во время экскурсии (см. конспект).
Окружающий мир
Урок 43.
Тема: Весна: пробуждение природы. Весенняя экскурсия.
Место проведения: ближайшее окружение школы, водоём.
Цели:
– ознакомить учащихся с изменениями, происходящими в природе весной;
– сформировать представление о состоянии природных объектов и явлений, происходящих в природе в весенний период;
– научить определять признаки весны.
Оборудование: карточки для наблюдения во время экскурсии (см. конспект).
Символы:
1Этапы урока
. Ι
Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы
Ход урока
1. – Ребята, посмотрите, как хорошо на улице! Деревья пробудились от зимнего
сна. Греет солнышко.
– А что ещё изменилось с приходом весны? (Ответы детей.)
2. – Сегодня мы с вами пойдём на экскурсию.
– На какие экскурсии на уроках окружающего мира мы уже ходили?
– Какие наблюдения проводили?
– За какими объектами наблюдали?
– Давайте составим план сегодняшней экскурсии.
Составление плана.
Дети предлагают, учитель обобщает.
На доске появляется примерный план.
1
1. Наблюдение за признаками погоды.
2. Наблюдение за земляным покровом.
3. Наблюдение за явлениями природы.
4. Наблюдение за растениями.
5. Наблюдение за птицами.
6. Выявление различий с признаками, характерными для зимнего периода.
– Какой вопрос заинтересовал вас больше всего?
– Почему?
– Что мы сейчас делали? (Составляли план урока.)
– Какое умение формировали? (Умение организовывать свои дела.)
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1) формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текста, таблиц;
2) формируем умение
представлять информацию
в виде схемы;
3) формируем умение
выявлять сущность,
особенности объектов;
4) формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы;
5) формируем умение
устанавливать аналогии;
6) формируем умение
обобщать и
классифицировать по
признакам.
2Зима
Весна
Учитель предлагает разделиться ученикам на группы. Каждая группа
получает своё задание. 4 1 2
1я группа.
Задание: Отметьте крестиком признаки погоды.
Признаки
Тепло
Холодно
Прохладно
Морозно
Ясно
Облачно
Осадки: снег
дождь
нет осадков
Сильный ветер
Нет ветра
Вьюга
Метель
2я группа.
Задание: Определите, чем покрыта земля.
Признаки
Снег
Лёд
Весна
Зима
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение
слушать и понимать
других;
2) формируем умение
строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами;
3) формируем умение
оформлять свои мысли в
устной форме;
4) формируем умение
совместно договариваться
о правилах общения и
поведения.
Личностные УУД:
1) формируем умение
определять и высказывать
самые простые, общие для
всех людей правила.
3Трава
3я группа.
Задание: Отметьте явления природы.
Весна
Зима
Признаки
Оттепель
Ледоход на реках
Появление проталин
Сосульки
4я группа.
Задание: Определите, как выглядят деревья.
Признаки
Стоят без листьев
Набухли почки
Распустились листья
Весна
Зима
5я группа.
Задание: Определите, как выглядят травы.
Признаки
Покрыты снегом
Появилась зелёная трава
Появились первые
Весна
Зима
Регулятивные УУД:
1) формируем умение
определять цель
деятельности на уроке;
2) формируем умение
определять успешность
выполнения своего
задания в диалоге с
учителем;
3) формируем умение
оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей;
4) формируем умение
осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание
нравственного чувства,
этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в
4цветы
Весна
6я группа.
Задание: Определите, каких встретили птиц.
Признаки
Ворона
Воробей
Галка
Грач
Скворец
Ласточка
Зима
том числе речевые;
2) гражданско
патриотическое
воспитание;
3) воспитание
трудолюбия, способности
к познанию;
4) воспитание здорового
образа жизни;
5) экологическое
воспитание;
6) эстетическое
воспитание.
. Проведение
ΙΙ
экскурсии
Непосредственно на природе учащиеся по плану своих исследований
знакомятся с состоянием природных объектов и явлений, отмечая их
признаки, характерные для весеннего времени и вместе с тем определяя,
какие изменения произошли в природе весной по сравнению с зимой. Данные
наблюдений ученики фиксируют на своих карточках.
. Обобщение
ΙΙΙ
результатов
наблюдений.
Применение
нового знания
1. Проводится анализ исследований и составляется сравнительная
характеристика.
2. – Всю весну природа будет просыпаться, но свои тайны она тщательно
прячет. Постарайтесь обнаружить их. А результаты отметьте в рабочей тетради
на с. 53–55.
Учитель знакомит детей с заданиями на этих страницах. Обращает
внимание на то, как постепенно нужно будет их выполнять.
5Ι
V. Домашнее
задание
Если позволяет время, т.е. если объём д/з по обучению грамоте, математике
не будет превышать 30 минут, то дети вместе с родителями могут
поработать на с. 53–55 рабочей тетради.
V. Итог урока
– Почему мы начали изучать такое время года, как весна?
– Что нового вы узнали на уроке? 2
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой в группе?
ТООУ
Эта тема способствует экологическому воспитанию учащихся.
6Урок 44.
Тема: Самостоятельная работа № 6 («Самостоятельные и итоговые работы»).
Комментарии к самостоятельной работе.
Задания 1 и 3 вряд ли вызовут трудности при оценке. В задании 2 в самостоятельной работе в 1м варианте неверно
указаны особенности жизни птиц и характер листвы, во 2м варианте ученики должны отметить такие признаки весны, как
«стало теплее», «образовались проталины», «день увеличивается», «лёд на реке тает», «листья распускаются», «птицы
прилетают с юга».
До начала работы или после её проведения можно поработать с тетрадью и/или учебником.
71. Работа в тетради. 1
– Откройте рабочие тетради на с. 52, № 3.
– Обведите красным цветом предметы, которые встречаются чаще всего весной, синим – в том числе весной, зелёным – не
встречаются весной.
Самостоятельная работа и проверка.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Полностью или частично ты закрасишь свой кружокотметку в дневнике? Почему?
– Отметь в дневнике.
2. Работа в тетради. 1
– Откройте тетради на с. 52, выполните задание № 4.
Выполняется самостоятельно.
Проверка.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Полностью или частично ты закрасишь свой кружокотметку в дневнике? Почему?
8– Отметь в дневнике.
3. Работа в учебнике. 1 4 1
– Откройте учебники на с. 42. Посмотрите на верхний рисунок. Какие признаки весны изображены на нём?
– Что изображено на нижнем рисунке?
– Кого можно встретить в весеннем лесу?
– Кто из зверей просыпается после зимней спячки?
– Какие животные меняют окраску шерсти?
– Весной у зверей рождается потомство. В чём причина всех этих изменений?
Дети вместе с учителем делают вывод о весенних изменениях в природе.
9