Урок по литературному чтению.Это второй урок на эту тему. Урок-закрепление и усвоение новых знаний.
урок очень интересный, который ведётся по новой технологии в начальных 3 классах. Урок в таком виде не даст ребёнку скучать. И обязательно запомнится на долго. Далее ребята с увлечением будут пересказывать произведение.Урок по литературному чтению
Городок в табакерке В. Одоевский.doc
Тема: В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)
Литературное чтение
Цели: продолжить знакомство учащихся с литературными сказками на примере научно
познавательной сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»; привести детей к выводу о том, что
все прекрасное очень легко сломать, поэтому нужно бережно относиться к нему; учить детей
интерпретации художественного текста через вдумчивое чтение Способствовать развитию
метапредметных умений и навыков учащихся (анализ, синтез, сравнение); формировать умение
пользоваться литературоведческими терминами (система образов, портрет, художественные средства
выразительности и др.); совершенствовать навыки грамотной монологической речи школьников;
развивать навыки самооценки обучающихся. Воспитывать у учащихся бережное отношение к
окружающему миру, ответственность за совершаемые поступки.
Оборудование: ИД, презентация, музыкальная шкатулка.
Ход урока
1 I.
Вступительное слово учителя.
Этапы урока, их содержание
Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла на урок (учитель показывает шкатулку). Вспомните,
как называется этот предмет.
Ответы детей с опорой на знания, данные на предыдущем уроке.
Для чего он предназначен? В табакерках хранили табак, потому и называли их табакерками.
Табакерки были символом богатства и знатности своего хозяина.
А музыкальные табакерки были в особом почете. Хозяин такой табакерки, прежде чем открыть
крышечку, некоторое время держал табакерку в руках, чтобы окружающие его люди могли
полюбоваться прелестными миниатюрами, изображенными на стенках шкатулки и крохотной поющей
птичкой, выпархивающей из недр табакерки.
II. Работа с текстом по биографии писателя.
У вас на партах лежат таблицы, в которые вам необходимо вписать ответы на поставленные
вопросы, вспомнив биографические сведения об авторе.
III. Проверка домашнего задания.
С автором сказки мы уже знакомы – пора познакомиться поближе с героями. Итак, в путь.
Однако в путешествие принято брать багаж. Сегодня это будут знания по теории литературы и ваше
домашнее задание.
Кто же является главным героем сказки?
А о том, каким вы себе его представляете, нам расскажут синквейны, которые вы составили
дома.
IV. Знакомство с темой урока, актуализация знаний.
Скажите, к какому виду сказок относится «Городок в табакерке»? Скажите, к какому виду сказок
относится «Городок в табакерке»?
Какие признаки сказки как жанра проявляются в этом произведении?
V. Целеполагание.
Ребята, а в качестве эпиграфов к нашему разговору я взяла строки из самого произведения.
Зачитайте их и давайте вместе попробуем сформулировать цели нашего урока. Причем, первая цель
должна быть связана с первым эпиграфом, вторая – со вторым.
(Дети высказывают возможные формулировки целей, учитель корректирует их и
впечатывает на слайд).
Ребята, уроки, извлеченные Мишой, мы будем записывать в тетрадь.
VI. Проверка домашнего задания – лексическая работа.
(Оформление заголовка)
Чтобы не сбиться с пути, давайте дадим объяснение незнакомым словам, встретившимся вам при
чтении сказки. На экране поочередно будут появляться изображения. Ваша задача – определить слово,
обозначающее изображенный предмет и дать его толкование.
VII. Работа по содержанию сказки.
Итак, багаж собран, и мы на пороге волшебной страны.
Зачитайте отрывок из текста сказки, который мог бы стать подписью к данной иллюстрации.
(«Папенька поставил на стол табакерку. «Подика сюда, Миша, посмотрика», сказал он.
Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошел к папеньке. Да уж и было чего
посмотреть!»)
Что же необычного увидел Миша в табакерке? Об этом нам расскажут …. (называются имена
детей, готовившихся художественное чтение наизусть отрывков из произведения)
(Чтение наизусть отрывка: «Какая прекрасная табакерка» «…расходятся по всему небу»).
2 Что же это за городок?
Это городок ДиньДинь, в котором….
(чтение наизусть отрывка: «…изза деревьев солнышко выходит…» «потянулись синеватые
лучи»).
VIII. Наблюдение за авторским стилем повествования.
Ребята, действительно, мы оказались в удивительной стране, создать которую автору помогают
художественные средства выразительности. Давайте понаблюдаем над языком сказки.
(следует работа с таблицей «Средства художественной выразительности…»)
Часть таблицы уже заполнена. Наша задача – восстановить пустые строки таблицы, вписав
название терминов или примеры, из второго отрывка, прочитанного наизусть.
IX. Работа над системой образов (начало).
Ребята, а кто же живет в этой удивительной стране?
X. Физкультминутка.
Предлагаю наглядно представить, как же создается движение механизма шкатулки.
Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь, (приседания)
Раздва, раздва сжимаемся тудасюда. (приседания)
Валиком свободно спинку покрути. (повороты корпуса вправовлево)
Теперь, как молоточком, головку наклони (наклоны головы вперед, в стороны)
И звонким колокольчиком, всем нам позвени. (движения кистями рук)
XI. Работа над системой образов (продолжение).
Ребята, как вы считаете, какой житель этого городка самый главный?
Послушайте описание царевны Пружинки.
(чтение отрывка наизусть: «Смотрит, золотой шатер… очень удивился»)
Давайте попробуем определить, как взаимодействуют жители городка ДиньДинь. Кто из них, по
вашему мнению, должен оказаться на верхней строчке нашей схемы? Почему?
(выразительное чтение отрывка «Кабы я валик не толкала…» «и музыки не было бы!»)
Давайте проверим, верно ли мы составили эту цепочку, зазвучит ли музыка в нашей табакерке.
Постарайте услышать звуки, издаваемые всеми жителями этого городка.
(Звучит запись пьесы А.Лядова «Музыкальная шкатулка»)
XII. Работа по содержанию сказки.
И захотелось Мише узнать, правду ли говорит царевна. «Он наклонился и прижал ее пальчиком – и
что же?» Найдите описание дальнейших событий. При чтении постарайтесь выбрать нужную интонацию.
(выразительное чтение отрывка «В одно мгновение…. – домики изломались…»)
Ребята, этот самый напряженный момент в развитии действия сказки называется кульминация.
(Запись определения в тетрадь)
Так какой же урок извлек Миша из этой истории? (Запись в тетрадь)
Это, ребята, пожалуй, самый главный урок, который извлек для себя Миша. Но были и другие.
Давайте вернемся в самое начало и проследим, чему же еще научился Миша.
Найдите в тексте слова, которыми можно подписать иллюстрацию на данном слайде. («В самом
деле, с каждым их шагом… а подойдешь – большое»)
Какое же открытие сделал для себя Миша, проходя под сводами этого городка?
Вывод запишем в тетрадь.
«А вот перед ними еще дверцы: они отворились, и Миша очутился на улице». (чтение отрывка
наизусть «Что за улица!» «…и все млалмала меньше»)
XIII. Наблюдение за языком сказки.
Что же помогает автору создать такое удивительное описание? Составьте словосочетания со
3 словами, представленными на слайде.
Что же объдиняет все эти слова?
Почему автору понадобились слова с уменьшительноласкательными суффиксами?
XIV. Работа по содержанию сказки (продолжение).
Колокольчики, самые многочисленные жители этого городка, рады были приветствовать Мишу
своими песнями. Какое же открытие помог сделать Мише мальчикколокольчик?
(чтение отрывка «Это так только мне кажется… …кто из нас побольше, у того и голос
«Между тем их окружили мальчикиколокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали,
потолще») (Запись вывода в тетерадь)
бегали. «Весело вы живете», сказал им Миша…». Согласились ли с ним мальчикиколокольчики?
(чтение эпизода «Нет, Миша, плохое нам житье…» «…очень, очень скучно»). (Запись вывода в
тетрадь)
XV. Наблюдение за особенностями стиля автора.
Ребята, вместе с Мишей мы проделали большой путь. Скажите, а могла ли на самом деле
произойти такая история? Как автору удается заставить читателя поверить в рассказанное?
Сон – одна из распространенных в литературе форм представления вымышленного, нереального,
фантастического.
XVI. Подведение итогов урока.
Много уроков извлек для себя Миша, путешествуя по удивительному городку ДиньДинь. Он, как
сказал его папенька, «в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет».
А вы, ребята, поняли, почему музыка в шкатулке играет?
А еще лучше поймете, когда механику изучать будете. Что такое механика?
Вот поэтому, ребята, сказку В.Ф.Одоевского и принято называть научнопознавательной.
Ребята, какой же урок извлекли из сегодняшнего урока вы?
Достигли ли мы целей нашего урока?(открыть слайд с целями урока)
XVII. Рефлексия.
Ребята, мы познакомились с очень интересными жителями сказочного городка. Скажите, а сегодня
на уроке с кем бы вы себя могли сравнить? Почему?
XVIII. Домашнее задание.
Несмотря на то что путешествие наше подошло к концу, знакомство с литературными сказками
продолжается. На следующем уроке нас ждет новая удивительная история о Черной курице, которую
написал Антоний Погорельский.
XIX. Оценивание работы учащихся.
4
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.