В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»
Оценка 4.6

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
чтение
3 кл
02.04.2017
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»
Урок по литературному чтению.Это второй урок на эту тему. Урок-закрепление и усвоение новых знаний. урок очень интересный, который ведётся по новой технологии в начальных 3 классах. Урок в таком виде не даст ребёнку скучать. И обязательно запомнится на долго. Далее ребята с увлечением будут пересказывать произведение.Урок по литературному чтению
Городок в табакерке В. Одоевский.doc
Тема:  В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок) Литературное чтение Цели:  ­ продолжить знакомство учащихся с литературными сказками на примере научно­ познавательной сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»;  привести детей к выводу о том, что  все прекрасное очень легко сломать, поэтому нужно бережно относиться к нему; ­ учить детей  интерпретации художественного текста через вдумчивое чтение Способствовать развитию  метапредметных умений и навыков учащихся (анализ, синтез, сравнение);     формировать умение  пользоваться литературоведческими терминами (система образов, портрет, художественные средства  выразительности и др.); совершенствовать навыки грамотной монологической речи школьников; развивать   навыки   самооценки   обучающихся.   Воспитывать   у   учащихся   бережное   отношение   к окружающему миру, ответственность за совершаемые поступки. Оборудование: ИД, презентация, музыкальная шкатулка. Ход урока 1 I. Вступительное слово учителя. Этапы урока, их содержание ­ Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла на урок (учитель показывает шкатулку). Вспомните, как называется этот предмет.     Ответы детей с опорой на знания, данные на предыдущем  уроке.   ­ Для чего он предназначен? В табакерках   хранили табак, потому и называли их табакерками. Табакерки были символом богатства и знатности своего хозяина.   ­ А музыкальные табакерки были в особом почете. Хозяин такой табакерки, прежде чем открыть крышечку,   некоторое   время   держал   табакерку   в   руках,   чтобы   окружающие   его   люди   могли полюбоваться прелестными миниатюрами, изображенными на стенках шкатулки и крохотной поющей птичкой, выпархивающей из недр табакерки.  II. Работа с текстом по биографии писателя.  ­ У вас на партах лежат таблицы, в которые вам необходимо вписать ответы на поставленные вопросы, вспомнив  биографические сведения об авторе.      III. Проверка домашнего задания. ­ С автором сказки мы уже знакомы – пора познакомиться поближе с героями. Итак, в путь. Однако в путешествие принято брать багаж. Сегодня это будут знания по теории литературы и ваше домашнее задание. ­ Кто же является главным героем сказки? ­ А о том, каким вы себе его представляете, нам расскажут синквейны, которые вы составили дома. IV. Знакомство с темой урока, актуализация знаний.  ­ Скажите,  к какому виду сказок относится «Городок в табакерке»? ­ Скажите,  к какому виду сказок  относится «Городок в табакерке»?  ­ Какие признаки сказки как жанра проявляются в этом произведении? V. Целеполагание. ­ Ребята, а в качестве эпиграфов к нашему разговору я взяла строки из самого произведения. Зачитайте их и давайте вместе  попробуем  сформулировать цели нашего урока. Причем, первая цель должна быть связана с первым эпиграфом, вторая – со вторым. (Дети   высказывают   возможные   формулировки   целей,   учитель   корректирует   их   и впечатывает на слайд).  ­ Ребята, уроки, извлеченные Мишой, мы будем записывать в тетрадь.  VI. Проверка домашнего задания – лексическая работа. (Оформление заголовка) ­ Чтобы не сбиться с пути, давайте дадим объяснение незнакомым словам, встретившимся вам при чтении сказки. На экране поочередно будут появляться изображения. Ваша задача – определить слово, обозначающее изображенный предмет и дать его толкование.  VII.  Работа по содержанию сказки.  ­ Итак, багаж собран, и мы на пороге волшебной страны.  ­ Зачитайте отрывок из текста сказки, который мог бы стать подписью к данной иллюстрации.  («Папенька поставил на стол табакерку. «Поди­ка сюда, Миша, посмотри­ка»,   ­ сказал он. Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошел к папеньке. Да уж и было чего посмотреть!»)  ­ Что же необычного увидел Миша в табакерке? Об этом нам расскажут …. (называются имена детей, готовившихся художественное чтение наизусть отрывков из произведения)  (Чтение наизусть отрывка: «Какая прекрасная табакерка» ­ «…расходятся по всему небу»).  2 ­ Что же это за городок? ­ Это городок Динь­Динь, в котором….  (чтение наизусть отрывка: «…из­за деревьев солнышко выходит…» ­ «потянулись синеватые лучи»).  VIII. Наблюдение за авторским стилем повествования. ­ Ребята, действительно, мы оказались в удивительной стране, создать которую автору помогают художественные средства выразительности. Давайте понаблюдаем над языком сказки.  (следует работа с таблицей «Средства художественной выразительности…») ­   Часть   таблицы   уже   заполнена.   Наша   задача   –   восстановить   пустые   строки   таблицы,   вписав название терминов или примеры, из второго отрывка, прочитанного наизусть. IX. Работа над системой образов (начало). ­ Ребята, а кто же живет в этой удивительной стране? X. Физкультминутка. ­ Предлагаю наглядно представить, как же создается движение механизма шкатулки. Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь,  (приседания) Раз­два, раз­два сжимаемся туда­сюда.   (приседания) Валиком свободно спинку покрути.  (повороты корпуса вправо­влево) Теперь, как молоточком, головку наклони (наклоны головы вперед, в стороны) И звонким колокольчиком, всем нам позвени.  (движения кистями рук) XI. Работа над системой образов (продолжение). ­ Ребята, как вы считаете, какой житель этого городка самый главный? ­ Послушайте описание царевны Пружинки.   (чтение отрывка наизусть: «Смотрит, золотой шатер… ­ очень удивился») ­ Давайте попробуем определить, как взаимодействуют жители городка Динь­Динь. Кто из них, по­ вашему мнению, должен оказаться на верхней строчке нашей схемы? Почему?  (выразительное чтение отрывка «Кабы я валик не толкала…» ­ «и музыки не было бы!») ­ Давайте проверим, верно ли мы составили эту цепочку, зазвучит ли музыка в нашей табакерке. Постарайте  услышать звуки, издаваемые всеми жителями этого городка. (Звучит запись пьесы А.Лядова «Музыкальная шкатулка»)  XII.  Работа по содержанию сказки. ­ И захотелось Мише узнать, правду ли говорит царевна. «Он наклонился и прижал ее пальчиком – и что же?» Найдите описание дальнейших событий. При чтении постарайтесь выбрать нужную интонацию. (выразительное чтение отрывка «В одно мгновение…. – домики изломались…») ­ Ребята, этот самый напряженный момент в развитии  действия сказки называется кульминация. (Запись определения в тетрадь) ­ Так какой же урок извлек Миша из этой истории?    (Запись в тетрадь)  ­ Это, ребята, пожалуй, самый главный урок, который извлек для себя Миша. Но были и другие. Давайте вернемся в самое начало и проследим, чему же еще научился Миша.   ­ Найдите в тексте слова, которыми можно подписать иллюстрацию на данном слайде.  («В самом деле, с каждым их шагом… ­ а подойдешь – большое») ­ Какое же открытие сделал для себя Миша, проходя под сводами этого городка? ­ Вывод запишем в тетрадь.   ­ «А вот перед ними еще дверцы: они отворились, и Миша очутился на улице».   (чтение отрывка наизусть «Что за улица!» ­ «…и все млал­мала меньше»)  XIII. Наблюдение за языком сказки. ­   Что   же   помогает   автору   создать   такое   удивительное   описание?   Составьте   словосочетания   со 3 словами, представленными на слайде.  ­ Что же объдиняет все эти слова?  ­ Почему автору понадобились слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами? XIV. Работа по содержанию сказки (продолжение). ­ Колокольчики, самые многочисленные жители этого городка, рады были приветствовать Мишу своими песнями. Какое же открытие помог сделать Мише мальчик­колокольчик? (чтение отрывка «Это так только мне кажется… ­ …кто из нас побольше, у того и голос ­ «Между тем их окружили мальчики­колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, потолще») (Запись вывода в тетерадь)  бегали. «Весело вы живете», ­ сказал им Миша…». Согласились ли с ним мальчики­колокольчики? (чтение эпизода «Нет, Миша, плохое нам житье…» ­ «…очень, очень скучно»). (Запись вывода в тетрадь)  XV. Наблюдение за особенностями стиля автора. ­   Ребята,   вместе   с   Мишей   мы   проделали   большой   путь.   Скажите,   а   могла   ли   на  самом   деле произойти такая история? Как автору удается заставить читателя поверить в рассказанное?  ­ Сон – одна из распространенных в литературе форм представления вымышленного, нереального, фантастического.  XVI. Подведение итогов урока. ­ Много уроков извлек для себя Миша, путешествуя по удивительному городку Динь­Динь. Он, как сказал его папенька, «в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет». ­ А вы, ребята, поняли, почему музыка в шкатулке играет?  ­ А еще лучше поймете, когда механику изучать будете. Что такое механика? ­ Вот поэтому, ребята, сказку В.Ф.Одоевского и принято называть научно­познавательной.  ­ Ребята, какой же урок извлекли из сегодняшнего урока вы? ­ Достигли ли мы целей нашего урока?(открыть слайд с целями урока) XVII. Рефлексия. ­ Ребята, мы познакомились с очень интересными жителями сказочного городка. Скажите, а сегодня на уроке с кем бы вы себя могли сравнить? Почему? XVIII. Домашнее задание. ­ Несмотря на то что путешествие наше подошло к концу, знакомство с литературными сказками продолжается. На следующем уроке нас ждет новая удивительная история о Черной курице, которую написал Антоний Погорельский.  XIX. Оценивание работы учащихся. 4

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017