В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с повестью «В дурном обществе».
Оценка 4.8

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с повестью «В дурном обществе».

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
13.02.2018
В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с повестью  «В дурном обществе».
данный конспект поможет учителю провести урок по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" на высоком методическом уровне. Ребята должны усвоить содержание 1 главы повести, продолжать формировать понятия завязка, развитие действия, закреплять навыки и умения работы с текстом, выстраивать осмысленное логическое рассуждение по анализу эпизодов литературного текста и произведений живописи, работать над развитием речи.разработка урока литературы в 5 классе
64 короленко.doc
ПЛАН – КОНСПЕКТ  УРОКА (ФГОС). 5 класс Тема урока: В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с повестью  «В дурном обществе».   Автор УМК В.Я К.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература. 5 класс. 2 часть. Учебник для  общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Москва «Просвещение», 2015 Тип урока: урок «открытия» нового знания. Образовательная цель:  усвоить содержание 1 главы повести, продолжать формировать понятия завязка, развитие действия,   закреплять   навыки   и   умения   работы   с  текстом,  выстраивать   осмысленное     логическое   рассуждение   по анализу эпизодов литературного текста и произведений живописи, работать над развитием речи.    Развивающая цель: формировать умения работы с текстом, учить сравнивать героев произведений, различные виды искусства, делать обобщение, развивать самостоятельность, речь, мышление, вызывать эмоциональные переживания. Воспитательная   цель:   работать   над   формированием   духовно­нравственных   качеств:   милосердия,   сострадания, сочувствия,   сопереживания,   доброты,   ответственности   за   свои   поступки,   действия,   воспитывать   чувство справедливости. Формирование УУД: Личностные действия: самоопределение, мотивация учения, нравственно­этическая ориентация, оценивание событий повести, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее оценку героев и их поступков . Регулятивные действия: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно). Познавательные   действия:  самостоятельное   выделение   познавательной   цели,   поиск   и   выделение   информации, смысловое чтение. Коммуникативные   действия:   планирование   учебного   сотрудничества,   постановка   вопросов,   инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации, уважение мнения, позиции и оценки товарища, умение с достаточной полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   в   соответствии   с   задачами   и   условиями   коммуникации.   Владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка. Орг. момент. 1.Вступительное слово учителя: Здравствуйте! Когда люди встречаются, они, улыбаясь, обмениваются хорошим  настроением. Давайте и мы улыбнёмся друг другу и начнём наше занятие. ( Приветствие. Подготовка к уроку.  Самоорганизация. (Оценка готовности к уроку). 2.Мотивация к учебной деятельности. Постановка целей и задач. Появляется слайд. Портрет В.Г.Короленко ­Как вы считаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? Что нового вы узнаете? (ответы учащихся) ­Познакомимся     со   сведениями   о   жизни   и   творчестве     В.Г.   Короленко   и   поговорим   о   его   произведении   «Дети подземелья» ­ Владимир Галактионович Короленко ­ удивительный человек, «нравственный гений» русской литературы. Короленко родился в 1853 г. в Житомире, что  на Украине. Отец его, уездный судья, был известен своей кристальной честностью. Мать   была   очень   впечатлительна   и   религиозна.   Короленко   знал   русский,   польский   и   украинский   языки,   посещал православный и католический храмы. Отец умер, когда Владимиру было только тринадцать лет, и семья осталась без средств к существованию. Вскоре семья переехала в город Ровно, где Короленко начал учиться в реальной гимназии. Короленко окончил гимназию с серебряной медалью и приехал в Петербург, чтобы учиться. Материальные трудности мешали учебе: пришлось добывать деньги случайными заработками. Короленко раскрашивал ботанические атласы, читал корректуру и переводил. В 1874 г. Короленко переехал в Москву, которая тогда не была столицей, и поступил на лесное отделение Петровской академии (сейчас — Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева).  В 1881 г. был убит император Александр II. Все жители России должны были принести присягу верности новому императору — Александру   III.     Короленко   был   человеком,   который   ни   в   чем   не   мог   пойти   против   своей   совести,   и   отказался присягать на верность новому императору. Он написал: «Я испытал лично и видел столько неправды от существующего строя, что дать обещание в верности самодержавию не могу». За это он был отправлен в самую тяжелую и длительную ссылку — в Якутию, в слободу Амга. Именно там, в далекой­далекой Якутии, Короленко стал настоящим писателем, именно там создал повесть «В дурном обществе» (произведение много лет называлось «Дети подземелья»). До конца жизни Короленко остается защитником справедливости, в своих произведениях всегда выступая на стороне тех, кто несчастен. В этой верности правде и голосу своей совести заключалась уникальность личности Короленко, стойкость и мужество которого удивляли современников и могут служить примером для нас с вами. Он – Человек с большой буквы. И сегодня мы будем вести разговор о его замечательной повести «В дурном обществе».   ( Учащиеся слушают ) ­Можете ли вы теперь определить тему нашего урока? Какие цели поставим? :   В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. По    весть «В дурном обществе»; усвоить содержание 1­2 глав повести, закреплять навыки и умения работы с текстом, выстраивать осмысленное  логическое рассуждение по анализу эпизодов литературного текста и произведений живописи, работать над развитием речи.  Ответы уч­ся: знать содержание произведения, выстраивать логическое рассуждение, задавать и отвечать на вопросы, работать над развитием своей речи (Узнать о жизни и творчестве писателя Короленко, познакомиться с главными героями повести на материале 1,2 главы – Васей и его отцом.) ­ Спасибо. Запишите тему в тетрадях. ­ Что такое повесть? (может кто­то знает ответ?) Повесть — один из видов эпического произведения. ­А какие виды эпических произведений вы знаете? Виды эпических произведений: (Рассказ — малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой. Повесть — средняя форма: две­три сюжетные линии, два­три главных героя. Роман — большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев). ­Давайте найдем это определение: Задание в группах: 1.Первый ряд ищет определение в словаре 2.Второй ряд ищет определение в учебнике литературы (работа около 4­5 минут) ­Давайте посмотрим, что вы смогли найти? (дети зачитывают определения, которые  нашли) ­Запишите определение в тетради. Выразительное чтение 1 главы повести  «В дурном обществе» Мир подземелья, мир серых камней, дурное общество…Вот куда мы попадаем, открывая первую страницу  произведения Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе». А сокращённый вариант текста назван  «Дети подземелья».        ( Я хочу, чтобы текст повести как можно чаще звучал на уроке. В 5 классе, когда круг читательских интересов у  детей только формируется, восприятие произведения и интерес к творчеству его создателя зависят от того, насколько  эмоциональным и личностно мотивированным было первое знакомство с произведением. Я  считаю, что знакомство с  большинством произведений, включенных в учебную программу, должно начинаться на уроке при эмоциональном  подъеме. Хорошее чтение учителя увлечет детей и побудит их к дальнейшему активному чтению программного и  других произведений). Читать необходимо тихим спокойным голосом, делая акценты на деталях.       Чтение первых двух глав произведения занимает (в зависимости от темпа чтения) 10—15 минут. Физкультминутка Звучит музыка  А.Вивальди «Адажио» (демонстрируются картины русских художников) Дети делают плавные движения Дети выполняют движения : Один ­ подняться, потянуться. Два ­ согнуться, разогнуться, Головою три кивка. На четыре ­ руки шире, Пять ­ руками помахать. Шесть ­  на место тихо сесть. Учитель: Ребята, музыка и картины  физкультминутки подходят нашему уроку? Ученик: Музыка передаёт настроение героев, через музыку и картины можно передать настроение человека. Почему же  картины об осени, потому что действия развиваются осенью.  Словарная работа      Убежище ­ это место, где можно укрыться, найти спасение от чего­нибудь.      Слово ютиться означает помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении.      Кров ­ слово высокого стиля, обозначает жилище, приют.      Потомок ­ человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», то есть о детях и внуках тех, кто когда­то служил графу.      Выражение «дурная слава» употребляют, когда хотят сказать, что о ком­то или о чём­то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой». Повторение теории Экспозиция­ вступительная часть литературного произведения Эпизод­ часть художественного произведения, которая воспринимается зрителем, слушателем как  относительно самостоятельный и завершённый отрывок, фрагмент и т. д.  Дети читают эпизоды К эпизодам демонстрируются иллюстрации: «Княжье­Вено», «Старый замок» «Валек и Маруся» Стадия осмысления. ­ Давайте теперь попытаемся задать вопросы к этой главе.      Учащиеся друг другу задают вопросы: 1. Что из себя представляет Княж­городок? 2. Кто живёт в этом местечке?  3. Каково настроение  первых глав повести? 4. Почему Васе «замок стал противен»? Задания для работы с текстом. ­Как вы понимаете значение слов «сжималось  сердце»? (У кого­либо становится очень тяжело, горько, грустно на  душе) ­Найдите эпизоды, где говорится, что у Васи «сжималось сердце». »?( Познание Васей жизни идёт как вширь, так и  вглубь. Выйдя на улицу, он не только накапливает всё новые впечатления, он ещё и пропускает их через сердце. Так,  переживая переворот в замке, он скажет: "У меня сжималось сердце при воспоминании об изгнанных”),( «На старом  кладбище в сырые осенние ночи загорались синие огни, а в часовне сычи кричали так пронзительно и звонко, что  сжималось сердце»). ­О каких чертах характера Васи говорит этот эпизод?   ­ Составление кластера                                                                        Описание   Тыбурций Валек Возраст Место ­Ребята, как будут развиваться события в повести? ­Сегодня мы с вами познакомились   с творчеством    Владимира Галактионовича Короленко и с 1 главой  повести  «В дурном обществе». О том как будут развиваться события, вы прочтете дальше, но я уверяю вас, что не один из вас не останется равнодушным к судьбе героев, наших новых друзей. Рефлексия ­  А теперь оценим   свою работу   на уроке.   Каждому ученику предлагается заполнить лист самооценки и поставить себе отметку. ­ Сумел ли ты получить новые знания? ­ Можешь ли ты передать другому? ­ Был ли активен на уроке? ­ Сумел ли показать свои знания? ­ Сегодня на уроке я научился… ­ Урок заставил меня задуматься… ­ Я понял, что… ­ Для меня стало открытием… Домашнее задание:        ­Рассказать, какую иллюстрацию вы нарисовали бы к 1 главе повести        ­ Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца; Работа в группах(3) : 1­ с 2 по 4гл, 2 гр. С5­6 гл, 3 гр. С 7 по 8  выделить эпизоды.

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с повестью «В дурном обществе».

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с повестью  «В дурном обществе».

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с повестью «В дурном обществе».

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с повестью  «В дурном обществе».

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с повестью «В дурном обществе».

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с повестью  «В дурном обществе».

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с повестью «В дурном обществе».

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с повестью  «В дурном обществе».

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с повестью «В дурном обществе».

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с повестью  «В дурном обществе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018