Метапредметный урок «Быть как все!? (о пользе и вреде стереотипов)» был проведен в 7 классе в рамках экспериментальной синхронизированной авторской программы изучения предметов гуманитарной направленности. Данный урок синхронизирует предметы: обществознание, история, русский язык и литература, а потому проводился учителями обществознания и литературы. Программа 7 класса предполагает изучение темы «Мы и другие» и по литературе (программа А.Бунеева), и по обществознанию (программа А.Кравченко) Данная тема заинтересовала и школьников и учителя. Обсуждаемые на уроке вопросы довольно слабо знакомы в аспекте практического применения в конкретных жизненных условиях. Среди них - взаимоотношения между людьми, оптимальное взаимодействие между ними, механизмы регулирования процесса общения в обществе.
Задача учителей сводилась к тому, чтобы совместно с учениками сформулировать проблемные вопросы для обсуждения и помочь ученикам задуматься об ответственной позиции в мире, способности мыслить свободно. Ибо именно преобладание стереотипов в поведении, атрофия ответственности и бегство от критического осмысления происходящих событий и окружающих людей - одна из характеристик современного человека. Промолчать и присоединиться к большинству, возможно пытаясь защитить себя, «умыть руки», проще, чем, прислушавшись к себе и услышав голос совести, проявить личную позицию.
Урок построен на феномене удивления, парадоксальности, противоречия между привычными установками учащихся и представленными литературными и историческими источниками, проблемными ситуациями и т.д. Это позволяло педагогам воздействовать на чувственно-эмоциональную сферу школьников и пробуждать критическое начало в их восприятии действительности. На уроке поднимаются важные морально-психологические проблемы поведения людей, проблемы стыда и совести, душевных сил и слабости духа.
Урок построен в логике технологии модерации, разбит на этапы, логически соответствует поставленным целям и задачам. Педагоги в пошаговом режиме отрабатывают с учащимися различные аспекты темы, фиксируя промежуточные результаты образования. Результаты каждого этапа урока фиксируются в заполнении отдельных «пазлов», закрепляются в ходе обсуждения и на этапе складывания общей картины.
Много внимания на уроке уделяется работе с литературными и историческими источниками, формированию навыков осознанного чтения, развитию интереса к письменным источникам как источникам самопознания себя и общества.
Урок предполагает групповую работу учеников, выполняющих работу по выполнению определенных заданий. На этапе самостоятельной работы с кейсами учащиеся анализировали предложенные материалы и отвечали на вопросы к ним, решая, таким образом, свою часть общей проблемы.
Формы организации учебной деятельности:
· фронтальная;
· индивидуальная;
· групповая.
Методы и технологии обучения:
· технология модерации;
· технология обучения в сотрудничестве;
· технология проблемного обучения;
· практический;
· дискуссионный.
Приемы деятельности педагогов в ходе уроков:
· мотивация;
· использование принципа парадоксальности;
· эвристическая беседа;
· моделирование ситуации;
· обобщающая беседа;
· организация работы в группа.
Рефлексия проводилась с использования метода «свободный микрофон».
Домашнее задание творческого характера позволяет выявить личностные особенности подростков, развивать их креативные способности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.