Цели:02.09.18
Урок 23
Тема:
Виды предложений
по цели высказывания
и интонации
Цели: познакомить учащихся с основами лингвистических знаний.
Задачи: повторение видов предложений по цели высказывания и интонации, тренировка в определении цели и интонации предложений.
Характеристика деятельности учащихся:
Различать предложения по цели высказывания и интонации. Определять тип предложения по цели высказывания и интонации. Устанавливать границы предложений, выбирать знаки препинания в конце предложений, обосновывать гной выбор. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группе). Составлять предложения, удовлетворяющие нескольким заданным условиям
Оборудование: опора «Предложение», «По цели и интонации предложения»
Ход урока
I. Чистописание.
К К // К К //
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
II. Словарная работа.
Учитель. Отгадайте загадку.
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки.
(Морковь.)
Запишите отгадку, подберите родственные слова и разберите их по составу.
III. Изучение нового материала.
1. Беседа по вопросам:
– Какие предложения произносятся с целью сообщить что-то? Приведите примеры.
– Какие предложения произносятся с целью спросить о чем-то? Приведите примеры.
– Какие предложения произносятся с целью восхититься чем-то? Приведите примеры.
– Какие предложения произносятся с целью приказать кому-то, попросить о чем-то? Приведите примеры.
– Какие предложения вы знаете по цели высказывания? Назовите виды.
– Какие предложения вы знаете по интонации? Назовите виды.
Физкультминутка
Учитель. Определите границы предложений в упражнении 1 (учебник). Прочитайте.
– С какой интонацией вы их прочитали? Понятно ли по интонации, какие знаки препинания нужно ставить в конце предложения? Все ли виды предложений по цели высказывания есть в этом тексте? Спишите текст.
2. Упражнение в определении цели высказывания предложений.
1) Выполнение упражнения 2 (учебник).
Учащиеся отгадывают загадку и устно определяют цель высказывания каждого предложения в стихотворении.
2) В рубрике «Путешествие в прошлое» прочитайте о происхождении слова окно (учебник).
3) Рассмотрите рисунки в упражнении 3 (учебник). Составьте и запишите три побудительных невосклицательных предложения, в которых бы выражались просьба, совет, пожелание.
По окончании работы учащиеся зачитывают составленные предложения, выбирают лучшие из них, записывают в тетрадь.
IV. Итог урока.
– Что выражают побудительные предложения?
– Какова цель высказывания у повествовательного предложения? Вопросительного? Восклицательного?
Домашнее задание: составьте и запишите предложения с целью сообщить что-то, спросить о чем-то, восхититься чем-то, приказать что-то.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.