Викторина "Шаг в мир Толстого". 8-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Викторина "Шаг в мир Толстого". 8-й класс На протяжении вот уже более чем двух столетий программному изучению литературы в школе сопутствует внеклассная работа, значительно расширяя возможности общения школьников с миром искусства, неизменно оставаясь важным каналом освоения литературы. Прежде всего, внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений - читательских, музейных, театральных, музыкальных, от встреч с интересными собеседниками. Главной движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что можешь и хочешь: попробовать себя в роли актёра, художника, экскурсовода: Наконец, во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.
Иконка файла материала Викторина Шаг в мир Толстого.doc
Викторина "Шаг в мир Толстого". 8-й класс На протяжении вот уже более чем двух столетий программному изучению литературы в школе сопутствует  внеклассная работа, значительно расширяя возможности общения школьников с миром искусства, неизменно  оставаясь важным каналом освоения литературы. Прежде всего, внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений ­  читательских, музейных, театральных, музыкальных, от встреч с интересными собеседниками. Главной движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке,  регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы  знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой  индивидуального выбора способов творческого самовыражения ­ возможностью делать то, что можешь и  хочешь: попробовать себя в роли актёра, художника, экскурсовода: Наконец, во внеклассной работе более  откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное,  художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и  неформальность, атмосфера подлинного сотворчества. Свобода, импровизационность, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной  деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа ­ явление чисто стихийное. Можно сухо перечислять всем известные формы работы: факультатив, кружок, экскурсия, литературный  вечер:Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их воедино, каким содержанием  наполним и каким образом приведём в действие. Фактором развития может быть лишь системное воздействие". Между тем в реальной школьной практике внеклассная работа нередко сводится к эпизодическим массовым  "мероприятиям" юбилейного характера, к просмотру экранизации либо знакомству с музейной экспозицией, т.е.  наблюдается разнонаправленность элементов эстетической активности, неоправданная  диспропорциональность отдельных видов и форм внеклассной работы. На определённом этапе педагогической деятельности и я пришла к осознанию эпизодичности обращения к  внеклассной работе и необходимости решения следующих вопросов: Как же в многообразии видов и форм  внеурочной деятельности обнаружить внутреннее единство? Как выстроить систему, которая стимулировала бы интерес учащихся к литературе, делая его неугасающим? В конечном счёте урок и внеклассная работа должны вырасти в строгую, целостную и единую систему. Поэтому  я видела свою задачу в разработке таких моделей уроков и внеклассных занятий, когда школьнику радостен был бы прежде всего сам процесс интеллектуального общения. Одним из основных тезисов, прочно бытующих в сознании учителя, является тезис о логическом продолжении  урока во внеклассной работе по предмету. Опыт показывает, что внеклассные занятия могут вклиниваться в  систему уроков. Для этого совсем необязательно разрушать классическую систему и структуру урока,  достаточно вносить в неё определённые коррективы. Иногда возможны такие формы урока, которые на первый  взгляд более свойственны по характеру внеклассным занятиям (игра, конференция, викторина, инсценировка:) Введение даже элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность,  формирует положительные мотивы учения. Игра принципиально меняет обстановку на уроке, его нравственный  климат, способствует неформальному, раскованному, свободному общению учеников и учителя в учебном  процессе. А самое главное ­ ролевые игры дают возможность преодолеть укоренившийся стереотип урока,  изменить привычные способы общения, создать благоприятные условия для эмоционального восприятия  произведения, усвоения его идейно­нравственного содержания. Игры­ соревнования, не требующие вхождения в роль, я применяю на уроке литературы для проверки и  актуализации знаний учеников. Опрос, проводимый в виде викторины, конкурса "знатоков", экзамена гораздо  интереснее школьникам, чем обычный опрос. Дети учатся отстаивать своё мнение, использовать полученные  знания.Все учебные предметы могут развивать творческий потенциал подрастающего человека. Но в том и заключается одна из самых "обаятельных" сторон работы на уроке литературы, что здесь открывается безбрежное поле  творчества и для учителя, и для ребят. Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть, что творчество учителя, его поиск обновления содержания и  методики литературного образования имеют важнейшее значение для повышения эффективности  преподавания литературы. Известно, что нормальное учение есть учение с интересом. Скука на уроках ­ один из барьеров на пути к  гармоничному учебно­воспитательному процессу. Преодоление его является важным условием  совершенствования преподавания. А пути преподавания ­ активная внеклассная работа или привнесение её  элементов в урок. Это необходимо для воспитания творческой личности. И дело здесь не столько в непосредственной тренировке  способностей учащихся, вдумчивого отношения к действительности, выработанного в атмосфере всеобщего  творчества. Ученик постоянно должен видеть перед собой пример такого отношения к делу своих наставников,  тогда он сам всё время учится творчеству и уже не представляет другого возможного для себя стиля  деятельности. Я предлагаю викторину по творчеству Л.Н.Толстого, но не в виде унылого перечня вопросов и фронтального  опроса, а игру. На таких уроках равнодушных и пассивных нет. Цели:  формировать умение самостоятельно добывать знания, стимулировать работу с дополнительной  литературой; развивать монологическую речь учащихся, умение обобщать и систематизировать изученный материал воспитывать чувство товарищества, взаимной ответственности, любви к творчеству Л. Н. Толстого.   Оформление доски: 1. Портрет Л. Н. Толстого 2. Эпиграф: Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком: М. Горький 3. Сектора: 1. Вступительное слово учителя. Ход игры Толстой ­ это целый мир, а познание мира бесконечно. Это процесс непрерывных открытий, которые вам ещё  предстоят. Но хочется верить, что первый шаг в мир Толстого мы сделали вместе на уроках литературы. У нас ­ игра­викторина. Во всякой игре присутствует элемент удачи. Вот и сегодня какой­то из команд повезёт ­  она вытянет "счастливый билетик", по которому получит 2 балла, не отвечая на вопрос. Кому­то, напротив,  выпадет "пропуск хода". Но определят победителя, конечно, не эти обстоятельства. Главное, насколько  серьёзно вы относились к подготовке к урокам и к игре. 2. Условия игры: а) правильный полный ответ ­ 2 б. б) неполный, дополнение к ответу противников ­ 1 б. в) вопрос повышенной сложности ­ 3 б. фишки игрокам:    жёлтая ­ дополнение красная ­ полный ответ синяя ­ неполный ответ 3. Игра. Команды поочерёдно открывают любой билет из любого сектора. (Рекомендуется сделать билеты каждого  сектора из картона разного цвета. На внутренней стороне записывается вопрос и количество баллов за него, на  внешней ­ номер вопроса). Ассистент сразу записывает результат на доску. Ещё 2 ассистента в ходе игры  раздают фишки игрокам. Вопросы в секторах:( Количество вопросов и их содержание может быть любым, по усмотрению учителя) "После бала" 1. Почему в 900­е г.г. Толстой обращается к событиям далёкого прошлого? ­ 2 б. 2. Пропуск хода. ­ 0 б. 3. Есть ли разница между позицией автора и героя­ рассказчика? В чём она заключается? ­2 4. Дать определение композиции. Какой вид композиции использует автор и почему? 2 б. 5. Жизненные источники рассказа? 2 б. 6. Вопрос внимательному читателю: Фероньерка ­ это что? И к кому из героев рассказа она имеет  отношение? ­ 2 б. Биография 1. Родословная Л. Н. Толстого. ­ 3 б. 2. Игра в "муравейных братьев" ­ 2 б. 3. Кроме писательства, чем ещё очень серьёзно занимался Толстой в Ясной Поляне? ­ 3 б. 4. Какое место в жизни Толстого занимал спорт? ­ 3 б. 5. Каковы причины ухода Толстого из Ясной Поляны на склоне лет? Как он окончил свой жизненный путь? ­ 3 б. 6. Первое опубликованное произведение Льва Николаевича? ­ 2 б. 7. Пропуск хода. 8. Даты жизни Л. Н. Толстого "Хаджи­Мурат" 1. Задать вопрос команде­противнику по содержанию повести. ­ 2 б. 2. История написания и опубликования повести. ­2 б. 3. Отрывок из повести ­ наизусть. ­3 б. (домашнее задание) 4. Как создаёт Толстой поэтический ореол вокруг своего героя? ­ 3 б. 5. Счастливый билетик! ­2 б. 6. В знак того, что они теперь кунаки, Хаджи­Мурат и князь обменялись подарками. Чем? При каких  обстоятельствах? ­ 2 б. 7. Чем был связан Хаджи ­ Мурат? Почему не мог сразу выступить на стороне русских против Шамиля? ­ 2 б. 8. Какой "дефект" был во внешности Хаджи­Мурата? Как он его приобрёл? 2 б. 9. Какое обстоятельство помешало Хаджи ­ Мурату и его нукерам уйти от погони? ­ 2 б. 10. Как связана судьба Толстого с Кавказом? ­3 б. 4. Музыкально­поэтическая пауза (пока подводятся итоги) Наш разговор о Толстом будет неполным, если мы не попытаемся хотя бы чуточку прикоснуться к его  собственному духовному миру; не постараемся понять, чем ещё, кроме литературы, он жил, откуда черпал  жизненные и творческие силы. С юных лет Лев Николаевич страстно любил музыку. Он говорил: "Музыка очень  трогает меня. До слёз ­ сердце сжимает". Самым любимым композитором его был Шопен. Его произведения  служили для писателя художественной нормой и образцом. Ценил Толстой и настоящую поэзию, хотя был очень строг в оценках. Он считал, что нужно учиться стихам у  Тютчева, Пушкина. Я предлагаю послушать любимую музыку и стихотворение Толстого.(Звучит вальс Шопена, на фоне которого ученик читает "Селентиум" Ф. Тютчева.) 5. Подведение итогов. Награждение (грамоты)

Посмотрите также