Викторина "Шаг в мир Толстого". 8-й класс
На протяжении вот уже более чем двух столетий программному изучению литературы в школе сопутствует внеклассная работа, значительно расширяя возможности общения школьников с миром искусства, неизменно оставаясь важным каналом освоения литературы.
Прежде всего, внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений - читательских, музейных, театральных, музыкальных, от встреч с интересными собеседниками.
Главной движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что можешь и хочешь: попробовать себя в роли актёра, художника, экскурсовода: Наконец, во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.
Викторина "Шаг в мир Толстого". 8-й класс
На протяжении вот уже более чем двух столетий программному изучению литературы в школе сопутствует
внеклассная работа, значительно расширяя возможности общения школьников с миром искусства, неизменно
оставаясь важным каналом освоения литературы.
Прежде всего, внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с гораздо более широким, чем на уроке,
кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений
читательских, музейных, театральных, музыкальных, от встреч с интересными собеседниками.
Главной движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке,
регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы
знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой
индивидуального выбора способов творческого самовыражения возможностью делать то, что можешь и
хочешь: попробовать себя в роли актёра, художника, экскурсовода: Наконец, во внеклассной работе более
откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное,
художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и
неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.
Свобода, импровизационность, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной
деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа явление чисто стихийное.
Можно сухо перечислять всем известные формы работы: факультатив, кружок, экскурсия, литературный
вечер:Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их воедино, каким содержанием
наполним и каким образом приведём в действие. Фактором развития может быть лишь системное воздействие".
Между тем в реальной школьной практике внеклассная работа нередко сводится к эпизодическим массовым
"мероприятиям" юбилейного характера, к просмотру экранизации либо знакомству с музейной экспозицией, т.е.
наблюдается разнонаправленность элементов эстетической активности, неоправданная
диспропорциональность отдельных видов и форм внеклассной работы.
На определённом этапе педагогической деятельности и я пришла к осознанию эпизодичности обращения к
внеклассной работе и необходимости решения следующих вопросов: Как же в многообразии видов и форм
внеурочной деятельности обнаружить внутреннее единство? Как выстроить систему, которая стимулировала бы
интерес учащихся к литературе, делая его неугасающим?
В конечном счёте урок и внеклассная работа должны вырасти в строгую, целостную и единую систему. Поэтому
я видела свою задачу в разработке таких моделей уроков и внеклассных занятий, когда школьнику радостен был
бы прежде всего сам процесс интеллектуального общения.
Одним из основных тезисов, прочно бытующих в сознании учителя, является тезис о логическом продолжении
урока во внеклассной работе по предмету. Опыт показывает, что внеклассные занятия могут вклиниваться в
систему уроков. Для этого совсем необязательно разрушать классическую систему и структуру урока,
достаточно вносить в неё определённые коррективы. Иногда возможны такие формы урока, которые на первый
взгляд более свойственны по характеру внеклассным занятиям (игра, конференция, викторина, инсценировка:)
Введение даже элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность,
формирует положительные мотивы учения. Игра принципиально меняет обстановку на уроке, его нравственный
климат, способствует неформальному, раскованному, свободному общению учеников и учителя в учебном
процессе. А самое главное ролевые игры дают возможность преодолеть укоренившийся стереотип урока,
изменить привычные способы общения, создать благоприятные условия для эмоционального восприятия
произведения, усвоения его идейнонравственного содержания.
Игры соревнования, не требующие вхождения в роль, я применяю на уроке литературы для проверки и
актуализации знаний учеников. Опрос, проводимый в виде викторины, конкурса "знатоков", экзамена гораздо
интереснее школьникам, чем обычный опрос. Дети учатся отстаивать своё мнение, использовать полученные
знания.Все учебные предметы могут развивать творческий потенциал подрастающего человека. Но в том и заключается
одна из самых "обаятельных" сторон работы на уроке литературы, что здесь открывается безбрежное поле
творчества и для учителя, и для ребят.
Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть, что творчество учителя, его поиск обновления содержания и
методики литературного образования имеют важнейшее значение для повышения эффективности
преподавания литературы.
Известно, что нормальное учение есть учение с интересом. Скука на уроках один из барьеров на пути к
гармоничному учебновоспитательному процессу. Преодоление его является важным условием
совершенствования преподавания. А пути преподавания активная внеклассная работа или привнесение её
элементов в урок.
Это необходимо для воспитания творческой личности. И дело здесь не столько в непосредственной тренировке
способностей учащихся, вдумчивого отношения к действительности, выработанного в атмосфере всеобщего
творчества. Ученик постоянно должен видеть перед собой пример такого отношения к делу своих наставников,
тогда он сам всё время учится творчеству и уже не представляет другого возможного для себя стиля
деятельности.
Я предлагаю викторину по творчеству Л.Н.Толстого, но не в виде унылого перечня вопросов и фронтального
опроса, а игру. На таких уроках равнодушных и пассивных нет.
Цели:
формировать умение самостоятельно добывать знания, стимулировать работу с дополнительной
литературой;
развивать монологическую речь учащихся, умение обобщать и систематизировать изученный материал
воспитывать чувство товарищества, взаимной ответственности, любви к творчеству Л. Н. Толстого.
Оформление доски:
1. Портрет Л. Н. Толстого
2. Эпиграф: Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком:
М. Горький
3. Сектора:
1. Вступительное слово учителя.
Ход игры
Толстой это целый мир, а познание мира бесконечно. Это процесс непрерывных открытий, которые вам ещё
предстоят. Но хочется верить, что первый шаг в мир Толстого мы сделали вместе на уроках литературы.
У нас игравикторина. Во всякой игре присутствует элемент удачи. Вот и сегодня какойто из команд повезёт
она вытянет "счастливый билетик", по которому получит 2 балла, не отвечая на вопрос. Комуто, напротив,
выпадет "пропуск хода". Но определят победителя, конечно, не эти обстоятельства. Главное, насколько
серьёзно вы относились к подготовке к урокам и к игре.
2. Условия игры:
а) правильный полный ответ 2 б.
б) неполный, дополнение к ответу противников 1 б.
в) вопрос повышенной сложности 3 б. фишки игрокам:
жёлтая дополнение
красная полный ответ
синяя неполный ответ
3. Игра.
Команды поочерёдно открывают любой билет из любого сектора. (Рекомендуется сделать билеты каждого
сектора из картона разного цвета. На внутренней стороне записывается вопрос и количество баллов за него, на
внешней номер вопроса). Ассистент сразу записывает результат на доску. Ещё 2 ассистента в ходе игры
раздают фишки игрокам.
Вопросы в секторах:( Количество вопросов и их содержание может быть любым, по усмотрению учителя)
"После бала"
1. Почему в 900е г.г. Толстой обращается к событиям далёкого прошлого? 2 б.
2. Пропуск хода. 0 б.
3. Есть ли разница между позицией автора и героя рассказчика? В чём она заключается? 2
4. Дать определение композиции. Какой вид композиции использует автор и почему? 2 б.
5. Жизненные источники рассказа? 2 б.
6. Вопрос внимательному читателю: Фероньерка это что? И к кому из героев рассказа она имеет
отношение? 2 б.
Биография
1. Родословная Л. Н. Толстого. 3 б.
2. Игра в "муравейных братьев" 2 б.
3. Кроме писательства, чем ещё очень серьёзно занимался Толстой в Ясной Поляне? 3 б.
4. Какое место в жизни Толстого занимал спорт? 3 б.
5. Каковы причины ухода Толстого из Ясной Поляны на склоне лет? Как он окончил свой жизненный путь?
3 б.
6. Первое опубликованное произведение Льва Николаевича? 2 б.
7. Пропуск хода.
8. Даты жизни Л. Н. Толстого
"ХаджиМурат"
1. Задать вопрос командепротивнику по содержанию повести. 2 б.
2. История написания и опубликования повести. 2 б.
3. Отрывок из повести наизусть. 3 б. (домашнее задание)
4. Как создаёт Толстой поэтический ореол вокруг своего героя? 3 б.
5. Счастливый билетик! 2 б.
6. В знак того, что они теперь кунаки, ХаджиМурат и князь обменялись подарками. Чем? При каких
обстоятельствах? 2 б.
7. Чем был связан Хаджи Мурат? Почему не мог сразу выступить на стороне русских против Шамиля? 2 б.
8. Какой "дефект" был во внешности ХаджиМурата? Как он его приобрёл? 2 б.
9. Какое обстоятельство помешало Хаджи Мурату и его нукерам уйти от погони? 2 б.
10. Как связана судьба Толстого с Кавказом? 3 б.
4. Музыкальнопоэтическая пауза (пока подводятся итоги)
Наш разговор о Толстом будет неполным, если мы не попытаемся хотя бы чуточку прикоснуться к его
собственному духовному миру; не постараемся понять, чем ещё, кроме литературы, он жил, откуда черпал
жизненные и творческие силы. С юных лет Лев Николаевич страстно любил музыку. Он говорил: "Музыка очень
трогает меня. До слёз сердце сжимает". Самым любимым композитором его был Шопен. Его произведения
служили для писателя художественной нормой и образцом.
Ценил Толстой и настоящую поэзию, хотя был очень строг в оценках. Он считал, что нужно учиться стихам у
Тютчева, Пушкина. Я предлагаю послушать любимую музыку и стихотворение Толстого.(Звучит вальс Шопена, на фоне которого ученик читает "Селентиум" Ф. Тютчева.)
5. Подведение итогов. Награждение (грамоты)