Викторина «Занимательная фразеология».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно», - утверждал П.Лаплас. Воспитать у учащихся стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию в области русского языка помогут внеклассные занятия, например, викторина «Занимательная фразеология». Такое внеклассное мероприятие поможет учителю в игровой форме проверить теоретические навыки учащихся, а так же вызовет интерес ребят к изучению фразеологии родного языка.
Иконка файла материала фразеологизмы.docx
«То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, ­ бесконечно», ­ утверждал  П.Лаплас. Воспитать у учащихся стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию в области русского языка помогут внеклассные занятия, например, викторина  «Занимательная фразеология».  Такое внеклассное мероприятие поможет учителю в игровой форме проверить  теоретические навыки учащихся, а так же вызовет интерес ребят к изучению фразеологии  родного языка.        Викторина «Занимательная фразеология». Ведущий: Каждый из вас хорошо знает, что фразеологизмы – это устойчивые  сочетания слов, используемые для называния отдельных предметов, признаков, действий.  Докажите устойчивость данных сочетаний. I.             «Устойчивые сочетания». Вставить слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов. За тридевять ….. .  Душа в пятки ….. . Без ….. в голове . Семи пядей во ….. . И в ус не ….. . Мерить на свой ….. . Как сыр в масле ….. . Как с гуся ….. . Ведущий: Русский язык необычайно богат и предоставляет нам возможность выбора  наиболее подходящего к любой ситуации фразеологизма. II.              «Четвертый лишний». В каждом из столбцов определить четвертый лишний фразеологизм и объяснить,  почему он лишний. 1) В два счёта  В одно мгновение В один миг В час по чайной ложке. 2) Стреляный воробей. Тёртый калач. Желторотый птенец. Собаку съел. 3) И был таков. Поминай как звали. В одну минуту. Только(его) и видели.4)  Без сучка без задоринки. Комар носа не подточит. Вилами на воде писано. Тютелька в тютельку. 5) В двух шагах. У чёрта на куличках. Рукой подать. Под боком. 6) Сколько душе угодно. Конца – края не видно. Капля в море. Хоть отбавляй. Ведущий: Фразеологизмы в русском языке имеют синонимы и антонимы ­ другие  фразеологизмы. III.              «Другие фразеологизмы». Заменить данные фразеологизмы сначала синонимичными, а затем антонимичными  фразеологизмами или выражениями, близкими по значению.  Например: засучив рукава ­ не покладая рук, не щадя сил, в поте лица – спустя  рукава, гонять лодыря, бить баклуши. Как в воду канул ­ …  Доводить до белого коления ­ …  Пускать пыль в глаза ­ … Попасть в просак ­ …  IV.              «Одним словом». Заменить фразеологизм одним словом. Коптить небо ­ …  Сорвать маску ­ … Вилять хвостом ­ … Наломать дров ­ … Пальчики оближешь ­ …. Родиться в сорочке ­ … Прикусить язык ­ … Умывать руки ­ … Обвести вокруг пальца ­ … Считать ворон ­ … Намылить шею ­ … Ведущий: Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека, например его  отношение к труду, к другим людям, личные достоинства и недостатки. Некоторые из них  имеют «близнецов» в иностранных языках. V.             «А как говорят русские?». 1. Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины,  шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как два яйца. А как говорят русские?2. Англичане говорят о таком человеке: негнущийся, как кочерга, французы –  прямой, как кол; испанцы – прямой, как палец святого Иоанна. А как говорят  русские? 3. Если англичанин знает что­либо очень хорошо, он говорит: знаю, как кисть своей руки, а француз и немец – как собственный карман. А русские? Ведущий: Конечно, фразеологизмы используются не только в обыденной речи, но и в  художественных произведениях, в которых они служат средством создания образности. VI.              «Средства создания образности». Определить, в каких значениях использованы фразеологизмы в юмористическом  стихотворении Ф.Кривина «Сочувствие». Повесив медный нос, Кран изливает душу. Растроганный всерьёз, Ушат развесил уши. Стоит, развесив рот, Понуро и убито. И горько слёзы льёт. На каменные плиты VII.              «Откуда эти строки?».  Назвать литературное произведение, его автора и раскрыть значение выделенных  фразеологизмов. 1. Пора нам, Тётка, делом заняться.  Довольно тебе БИТЬ БАКЛУШИ. 2. И растет ребенок там НЕ ПОДНЯМ, А ПО ЧАСАМ. 3. У наших УШКИ НА МАКУШКЕ!  Чуть утро освежило пушки и леса синие верхушки – французы тут как тут. 4. Как счастье многие находят лишь, тем что хорошо НА ЗАДНИХ ЛАПКАХ  ХОДЯТ. 5. Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да ПОНЮХАЕТ ПОРОХУ, да  будет солдат, а не шаматон. 6. И ЗОЛОТОЙ МЕШОК и метит в генералы. 7. Ей­ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька ЗАТКНЁТ ЗА  ПОЯС. 8. Знаю я – Цыганок вам ПОПЕРЕК ГОРЛА СТАЛ. Ключ: 1) А.П.Чехов «Каштанка».       2) А.С.Пушкин «сказка о царе Салтане».       3) М.Ю.Лермонтов «Бородино».4) И.А.Крылов «Две собаки».       5) А.С.Пушкин «Капитанская дочка».       6) А.С.Грибоедов «Горе от ума».       7) Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».       8) М.Горький «Детство».  Ведущий: Как ни странно, фразеологизмы употребляются и в деловой речи. VIII.              «Деловая речь». Определить, какие из приведенных фразеологизмов употребляются в деловой речи.  Почему таких фразеологизмов в русском языке мало? В рабочем порядке, золотая середина, повестка дня, ни кола ни двора, буква закона, лезть  на рожон, линейка готовности, смотреть сквозь пальцы, держаться в рамках, ломать голову, держать в курсе, приводить в соответствие.         Нурманова Замира Аблокуловна, Учитель русского языка и литературы высшей категории общеобразовательной школы №21 г.Ангрена  Ташкентской области. Тел: +998909571197

Посмотрите также