«То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно», - утверждал П.Лаплас. Воспитать у учащихся стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию в области русского языка помогут внеклассные занятия, например, викторина «Занимательная фразеология».
Такое внеклассное мероприятие поможет учителю в игровой форме проверить теоретические навыки учащихся, а так же вызовет интерес ребят к изучению фразеологии родного языка.
фразеологизмы.docx
«То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, бесконечно», утверждал
П.Лаплас. Воспитать у учащихся стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию в
области русского языка помогут внеклассные занятия, например, викторина
«Занимательная фразеология».
Такое внеклассное мероприятие поможет учителю в игровой форме проверить
теоретические навыки учащихся, а так же вызовет интерес ребят к изучению фразеологии
родного языка.
Викторина «Занимательная фразеология».
Ведущий: Каждый из вас хорошо знает, что фразеологизмы – это устойчивые
сочетания слов, используемые для называния отдельных предметов, признаков, действий.
Докажите устойчивость данных сочетаний.
I.
«Устойчивые сочетания».
Вставить слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.
За тридевять ….. .
Душа в пятки ….. .
Без ….. в голове .
Семи пядей во ….. .
И в ус не ….. .
Мерить на свой ….. .
Как сыр в масле ….. .
Как с гуся ….. .
Ведущий: Русский язык необычайно богат и предоставляет нам возможность выбора
наиболее подходящего к любой ситуации фразеологизма.
II.
«Четвертый лишний».
В каждом из столбцов определить четвертый лишний фразеологизм и объяснить,
почему он лишний.
1) В два счёта
В одно мгновение
В один миг
В час по чайной ложке.
2) Стреляный воробей.
Тёртый калач.
Желторотый птенец.
Собаку съел.
3) И был таков.
Поминай как звали.
В одну минуту.
Только(его) и видели. 4)
Без сучка без задоринки.
Комар носа не подточит.
Вилами на воде писано.
Тютелька в тютельку.
5) В двух шагах.
У чёрта на куличках.
Рукой подать.
Под боком.
6) Сколько душе угодно.
Конца – края не видно.
Капля в море.
Хоть отбавляй.
Ведущий: Фразеологизмы в русском языке имеют синонимы и антонимы другие
фразеологизмы.
III.
«Другие фразеологизмы».
Заменить данные фразеологизмы сначала синонимичными, а затем антонимичными
фразеологизмами или выражениями, близкими по значению.
Например: засучив рукава не покладая рук, не щадя сил, в поте лица – спустя
рукава, гонять лодыря, бить баклуши.
Как в воду канул …
Доводить до белого коления …
Пускать пыль в глаза …
Попасть в просак …
IV.
«Одним словом».
Заменить фразеологизм одним словом.
Коптить небо …
Сорвать маску …
Вилять хвостом …
Наломать дров …
Пальчики оближешь ….
Родиться в сорочке …
Прикусить язык …
Умывать руки …
Обвести вокруг пальца …
Считать ворон …
Намылить шею …
Ведущий: Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека, например его
отношение к труду, к другим людям, личные достоинства и недостатки. Некоторые из них
имеют «близнецов» в иностранных языках.
V.
«А как говорят русские?».
1. Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины,
шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как два яйца. А как говорят русские? 2. Англичане говорят о таком человеке: негнущийся, как кочерга, французы –
прямой, как кол; испанцы – прямой, как палец святого Иоанна. А как говорят
русские?
3. Если англичанин знает чтолибо очень хорошо, он говорит: знаю, как кисть своей
руки, а француз и немец – как собственный карман. А русские?
Ведущий: Конечно, фразеологизмы используются не только в обыденной речи, но и в
художественных произведениях, в которых они служат средством создания образности.
VI.
«Средства создания образности».
Определить, в каких значениях использованы фразеологизмы в юмористическом
стихотворении Ф.Кривина «Сочувствие».
Повесив медный нос,
Кран изливает душу.
Растроганный всерьёз,
Ушат развесил уши.
Стоит, развесив рот,
Понуро и убито.
И горько слёзы льёт.
На каменные плиты
VII.
«Откуда эти строки?».
Назвать литературное произведение, его автора и раскрыть значение выделенных
фразеологизмов.
1. Пора нам, Тётка, делом заняться.
Довольно тебе БИТЬ БАКЛУШИ.
2. И растет ребенок там НЕ ПОДНЯМ, А ПО ЧАСАМ.
3. У наших УШКИ НА МАКУШКЕ!
Чуть утро освежило пушки и леса синие верхушки – французы тут как тут.
4. Как счастье многие находят лишь, тем что хорошо НА ЗАДНИХ ЛАПКАХ
ХОДЯТ.
5. Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да ПОНЮХАЕТ ПОРОХУ, да
будет солдат, а не шаматон.
6. И ЗОЛОТОЙ МЕШОК и метит в генералы.
7. Ейей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька ЗАТКНЁТ ЗА
ПОЯС.
8. Знаю я – Цыганок вам ПОПЕРЕК ГОРЛА СТАЛ.
Ключ: 1) А.П.Чехов «Каштанка».
2) А.С.Пушкин «сказка о царе Салтане».
3) М.Ю.Лермонтов «Бородино». 4) И.А.Крылов «Две собаки».
5) А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
6) А.С.Грибоедов «Горе от ума».
7) Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».
8) М.Горький «Детство».
Ведущий: Как ни странно, фразеологизмы употребляются и в деловой речи.
VIII.
«Деловая речь».
Определить, какие из приведенных фразеологизмов употребляются в деловой речи.
Почему таких фразеологизмов в русском языке мало?
В рабочем порядке, золотая середина, повестка дня, ни кола ни двора, буква закона, лезть
на рожон, линейка готовности, смотреть сквозь пальцы, держаться в рамках, ломать голову,
держать в курсе, приводить в соответствие.
Нурманова Замира Аблокуловна,
Учитель русского языка и литературы высшей категории
общеобразовательной школы №21 г.Ангрена
Ташкентской области. Тел: +998909571197
Викторина «Занимательная фразеология».
Викторина «Занимательная фразеология».
Викторина «Занимательная фразеология».
Викторина «Занимательная фразеология».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.