Виртуальная экскурсия по страницам произведения С.Я. Маршака "Город детства"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Виртуальная экскурсия по страницам произведения С.Я. Маршака "Город детства" Целевая аудитория: ученики 5-ого класса Цель виртуальной экскурсии: расширить имеющиеся у школьников представления о творчестве С.Я.Маршака. Задачи: • Перечитать уже известные стихотворения С.Я.Маршака с целью выявления их художественного своеобразия. • Познакомить с новыми литературными понятиями (эпиграмма, художественное пространство) на доступном для пятиклассников материале. • Способствовать формированию устойчивого интереса к занятию в литературном кружке. Оборудование: • компьютер, • мультимедийный проектор, • экран; • презентация Microsoft Office PowerPoint-2007; • детские книги со стихами С.Я.Маршака.
Иконка файла материала Виртуальная экскурсия по страницам произведения С.Я. Маршака.doc
Виртуальная экскурсия по страницам произведения С.Я. Маршака "Город детства" Целевая аудитория: ученики 5­ого класса Цель виртуальной экскурсии: расширить имеющиеся у школьников представления о творчестве С.Я.Маршака. Задачи:  Перечитать уже известные стихотворения С.Я.Маршака с целью выявления их художественного  своеобразия.  Познакомить с новыми литературными понятиями (эпиграмма, художественное пространство) на  доступном для пятиклассников материале.  Способствовать формированию устойчивого интереса к занятию в литературном кружке. Оборудование:      компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация Microsoft Office PowerPoint­2007; детские книги со стихами С.Я.Маршака. Рекомендации по использованию ресурса: внеклассные мероприятия, посвящённые творчеству С.Я.Маршака  в 5 классе, уроки литературного чтения в начальной школе. Учитель Ход заседания кружка (слайд №1) Самуил Яковлевич Маршак. Кому не известно имя этого поэта, переводчика!? 3 ноября 2012 года исполнилось 125 лет со дня рождения этого замечательного человека, произведения  которого читали вам, пятилетним, и которые вы непременно будете помнить пятидесятилетними, когда будете  знакомить своих внуков с его произведениями. Чтец 1 Маршак, сегодня юбилей, Как много сделал для детей, Это его Рассеянный, Так много раз осмеянный. Литературный перевод, Поэтов ярких небосвод, Среди которых сам Шекспир, Его сонетов целый мир. Он диссидентов защищал И молодёжи помогал, Достойно прожил он свой век, Был благородный человек!  (Марк Львовский) Чтец 2 Достоин чести юбиляр, Но, к сожаленью, слишком стар. Едва сидит он в кресле жестком. Он мог гораздо веселейАвансом справить юбилей, Покуда был еще подростком. Так шутливо ответил Самуил Яковлевич Маршак правлению Союза писателей РСФСР в связи со своим  семидесятипятилетием. Учитель (слайд №2) Сегодняшнее заседание нашей Литературной гостиной посвящено творчеству этого  необыкновенного человека. Мы с вами отправляемся на виртуальную экскурсию, тема которой – “Город  детства”. Что же это за город такой? Это не Воронеж, где родился поэт, не Петербург, где он учился и потом  трудился, не Ялта, где лечился и тоже учился, не Лондон, в университете которого он получал образование.  Сколько вы ни будете искать, вы никогда не найдёте населённого пункта с таким названием. Это город для  детей, который он создал в своих произведениях. Сегодня вы экскурсоводы и экскурсанты одновременно.  Нашими помощниками в путешествии будут ваши любимые с детства книги С.Я.Маршака. (слайд №3 ) Знакомимся с маршрутом нашей экскурсии: Зоосад – Площадь Базарная – Цирк – Карусели – Школа  – Детский сад – Детский театр – Станция – Почта – Тир. Как видите, в этом городе детства есть всё для того, чтобы его маленьким жителям жилось комфортно, весело,  интересно и безопасно. Цель нашей экскурсии: II Виртуальная экскурсия в Город детства С.Я. Маршака Остановка “Зоосад” (слайд 4) Творческий отчёт 1 группы детей, участвующих в подготовке экскурсии. Не случайно станция “Зоосад” первая в нашем путешествии: первое произведение С.Я. Маршака для детей – его  книга “Детки в клетке”. Тема её традиционна: детских стихов о диких зверях и домашних животных всегда было  много. Но только в Зоосаде Маршака можно посетить необыкновенный Детский дом, устроенный для животных: Весною в нынешнем году В зоологическом саду  Олень и лев, барсук и рысь И медвежата родились. Для них устроен детский дом  С зеленым лугом и прудом. Погружение в произведения С.Я. Маршака (5 слайд) ­ Кого мы можем встретить в зоологическом саду? (слона, жирафа, тигрёнка, зебру, медведей, совят, кенгуру,  шакала...) ­ В какой тональности построены стихотворения этой книги? (шутливой) ­ Какие шутливые сравнения помогают представить жителей зоосада? Внимание: слово! Некоторые стихотворения из книги “Детки в клетке” можно назвать эпиграммами. Эпиграмма – короткое и яркое насмешливое стихотворение. ­ Подтвердите цитатами стихотворений мысль о том, что С.Я. Маршак в этой книге достигает “портретной”  точности изображения. 2) Остановка “Площадь Базарная” 1. Творческий отчёт 2 группы учащихся (слайд 6 ) А теперь отправляемся на главную площадь города Детства – Базарную. Одно из первых детских произведений С.Я. Маршака  ‒ Так во времена Маршака выглядела пожарная каланча.  рассказ в стихах “Пожар”. На площади базарной, На каланче пожарнойКруглые сутки Дозорный у будки Поглядывал вокруг...  Погружение в произведения С.Я. Маршака (7 слайд) ­ Можно ли сказать, что это рассказ о пожаре? ­ О чём это произведение? ­ При помощи чего поэт передаёт напряжённую ситуацию? (при помощи многочисленных  глаголов: начинается работа, отпираются ворота, выезжают с треском бочки, пролетел через базар,  задрожалрукав упругий...) ­ Как может охарактеризовать читатель труд пожарного? (благородный, нелёгкий, опасный, героический) 3) Остановка “Цирк” 1. Творческий отчёт 3 группы учащихся (слайд 8 )  ‒ В городе детства мы посетим цирк. Праздничность, таинственность, необыкновенная ловкость, веселье  именно с этими понятиями связано слово “цирк”. В конце 20­х годов прошлого века имя Маршака буквально  гремело в Москве, строчки из стихотворения “Цирк” знали наизусть и маленькие, и взрослые читатели. Говорят,  известный поэт В.Маяковский любил произносить: По проволоке дама  Идет, как телеграмма. По словам Л.Кассиля, Маяковский признавался: “Если бы я придумал такие строки, я...целый месяц гордый бы  ходил. До чего же здорово!” Погружение в произведения С.Я.Маршака (9 слайд) ­ Кто же из артистов блистал на арене цирка, созданного С.Я. Маршаком? ­ По каким произведениям они уже знакомы читателю? (“Детки в клетке”) ­ В какой тональности построено это стихотворение? Как она создаётся? 4) Остановка “Карусели” 1. Творческий отчёт 4 группы учащихся (слайд 10 ) Бесконечно разнообразна жизнь города детства, созданного С.Я. Маршаком. Зоосад и цирк , Площадь  Базарную мы посетили, а теперь предлагаем насладиться катанием на карусели. Как завораживающе для  маленького читателя звучат стихи: Под шатром широким кругом Мчатся кони друг за другом... Погружение в произведение С.Я. Маршака ­ Какое изобразительно – выразительное средство помогает создать яркий праздник детства – катание на  карусели? (Олицетворение, эпитет) 5) Остановка “Школа” 1. Творческий отчёт 4 группы учащихся (слайд 11) В творчестве С.Я.Маршака не одно – несколько стихотворений посвящены теме школы. Кто из нас ежегодно 1  сентября не вспоминает строчки давно известного стихотворения “Первый день календаря”: Первое Сентября! Первое Сентября! Первое Сентября­  Первый день Календаря,­Потому что в этот день Все девчонки  И мальчишки Городов  И деревень Взяли сумки, Взяли книжки, Взяли завтраки Под мышки И помчались в первый раз В класс! Поэт даёт возможность послевоенному маленькому читателю побывать на уроке родного языка, где дети пишут  заветные и такие дорогие по тем временам слова: “Нам не нужна война!”. О том, как надо учиться и трудиться и  сегодняшний ученик может узнать из стихотворения “Школьнику на память” 2. Погружение в произведения С.Я.Маршака. ­ Какие важные советы С.Я.Маршака кажутся актуальными и сегодня? ­ Как в стихотворениях на школьную тематику раздвигается художественное пространство одного города? 6) Остановка “Детский сад” 1. Творческий отчёт 5 группы учащихся (слайд 12 ) Сам поэт признавался: Читатель мой особенно рода, Умеет он под стол ходит пешком. Но радостно мне знать, что я знаком С читателем двухтысячного года. Еще при жизни Самуила Яковлевича Маршака один замечательный детский врач, настоящий "доктор Айболит",  Георгий Нестерович Сперанский, опираясь на свой многолетний опыт общения с детьми, рекомендовал  прописывать малышам стихи Маршака как целебное средство, как один из самых надежных "витаминов роста".  Книги Маршака – это не только “витамин роста”, но и “витамин взросления”, помогающий юному читателю  открывать окружающий мир, понимать его. 2. Погружение в произведение “Сад идёт” ­ Каким настроением проникнуто стихотворение Маршака? ­ Почему современные мамы могут только мечтать о таком детском садике, о котором рассказал Маршак? 7) Остановка “Детский театр” (слайд 13) 1. Творческий отчёт 5 группы учащихся В городе Детства Маршака есть и свой детский театр. Поэт неоднократно признавался: “В деле  художественного воспитания большое значение может иметь не детский театр, а "театр для детей", то есть  такой театр, в котором участниками являются взрослые, а зрителями дети” 2. Погружение в произведение ­ Почему от начала стихотворения и до его конца сохраняются интонации торжественности? 8) Остановка “Станция” (слайд 14) 1. Творческий отчёт 6 группы учащихся Сегодня бы мы сказали, что героиню стихотворения Маршака “Багаж” можно увидеть на железнодорожном  вокзале, а в стихотворении поэта – на станции, поэтому и наша остановка называется “Станция”. 2. Погружение в произведение Давайте поиграем: вспомните, какие предметы сдавала Дама в багаж в той последовательности, в какой это  происходит в стихотворении?(слайд 15)­ Как поэт расширяет художественное пространство в этом произведении? 9) Остановка “Почта” (слайд 16) 1. Творческий отчёт 6 группы учащихся В городе детства, созданного Маршаком, есть, как полагается, и Почта. Через четыре года после рассказа в  стихах “Пожар” поэт создаёт произведение “Почта”. Стихотворение Маршака “Почта”, как кажется, давно  потеряло свою актуальность. И в самом деле, кто из нас сегодня ассоциирует слово “письмо” не с электронным  ящиком, а с бумажным конвертом? Наверное, никто. Вот именно поэтому стихотворение Маршака “Почта” ­  прекрасный способ рассказать о том, что же это такое — почта 20 века, как почтальоны разносили письма по  домам, и как радовались люди, получая такие долгожданные письма от своих родных и знакомых. Ведь как бы  там ни было, а почта все еще работает и сейчас. И до сих пор ходят люди с толстой сумкой на ремне. 2. Погружение в произведение ­ Что бы вы могли сказать о своеобразии начала этого стихотворения? (представляет собой загадку) ­ Что вы можете сказать о художественном пространстве этого стихотворения? Заключительное слово учителя (слайд17) Итак, мы завершаем с вами виртуальную экскурсию по страницам произведений С.Я. Маршака “Город детства”.  Перед вами последний слайд презентации – “Непрочитанный Маршак”. Сколько бы ни было нам лет, но  творчество этого поэта можно открывать и открывать для себя, для своих детей и внуков, для своих учеников  вновь и вновь, находить самые заветные и порой такие необходимые слова, наносить на нашу маршрутную карту всё новые и новые остановки: это и улица Бассейная, на которой живёт Человек Рассеянный, и улица Садовая,  по которой ходят новые трамваи, и дом № 113 на одной из этих улиц, в котором живёт Великан, возводящий  города на столе и... Мы с вами много работали, чтобы сегодняшнее мероприятие состоялось, и вот оно уже позади. ­ Что нового и интересного вы сегодня унесёте с собой? ­ Что у нас с вами получилось, а над чем предстоит ещё поработать? ­ Ребята, а как вы думаете, на какую тему можно было бы составить виртуальную экскурсию по творчеству  поэта. (Пятиклассники называли следующие темы: 1) “В мире профессий” 2) “Так живёт наша школа”) Много лет своей жизни посвятил творчеству для детей С.Я Маршак, занимаясь при этом и другой работой,  связанной с детскими проблемами и интересами. Он принимал непосредственное участие в создании Детских  домов, помогал беженцам с детьми в трудные для России годы, ему принадлежит и создание детского театра.  Также писатель работал в детском журнале, переводил детскую литературу, оставаясь однако при таком  напряженном ритме жизни человеком, способным создавать чудесные стихи для детей и взрослых. И закончить заседание нашей Литературной гостиной, посвящённой юбилею замечательного поэта , хочется  необычно. К вам, дорогие читатели и почитатели творчества С.Я.Маршака, обращается автор. Пожелания друзьям (звучит аудиозапись, стихотворение в исполнении Маршака. Слайд 18) Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути ­ Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А все хорошее, друзья, Дается нам недешево!

Посмотрите также