Виртуальная гостиная "Входи, Эпоха!"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: • продолжить знакомство учащихся с понятием “древнерусская литература”, жанром “житийная повесть”, с духовной литературой; • определить роль искусства слова в ряду других искусств на историческом фоне; • расширение словарного запаса учащихся в процессе словарной работы; • отработать навыки работы в сети Интернет, использования поисковых систем; • отработать навыки правописания в ходе работы над созданием ЕОТС (Единого толкового орфографического словаря); Тип урока: урок с использованием информационных технологий, ТПУ (Технологии продуктивного успеха. Автор – Назарова М.Д.) На доске (и в тетрадях учащихся): • Вчера: переходная установка – урок-тренинг; чтение из тетради для Души с защитой. • Сегодня: виртуальная гостиная “Входи, эпоха! ”. • Завтра: урок теории.
Иконка файла материала Виртуальная гостиная Входи.doc
Виртуальная гостиная "Входи, Эпоха!" Цели урока:      продолжить знакомство учащихся с понятием “древнерусская литература”, жанром “житийная повесть”, с духовной литературой; определить роль искусства слова в ряду других искусств на историческом фоне; расширение словарного запаса учащихся в процессе словарной работы; отработать навыки работы в сети Интернет, использования поисковых систем; отработать навыки правописания в ходе работы над созданием ЕОТС (Единого толкового  орфографического словаря); Тип урока: урок с использованием информационных технологий, ТПУ (Технологии продуктивного успеха. Автор  – Назарова М.Д.) На доске (и в тетрадях учащихся): Вчера: переходная установка – урок­тренинг; чтение из тетради для Души с защитой.   Сегодня: виртуальная гостиная “Входи, эпоха! ”.  Завтра: урок теории. Оборудование урока:  литературная тетрадь ученика,  текст “Повести…”,  Интернет­ресурсы. Зрительный ряд: иллюстрации икон святых Петра и Февронии Муромских,   фотографии Храма Вознесения Господня, где находится частица святых мощей князя Петра и княгини  Февронии, иллюстрации иконы Сергия Радонежского  Музыкальный ряд:     отрывки из Песни “Ты моя крепость, Господи…” в исполнении хора “Древнерусский распев” под  управлением Анатолия Гринденко , распев “Воскресни, Боже” в исполнении хора братии Спасо­Преображенского Валаамского  Ставропигиального мужского монастыря , либретто оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” (текст В.И.Бельского, музыка  Н.А. Римского­Корсакова), колокольные звоны: Красный звон (звонари А. Иванов, Д.Петров), звонница Успенского кафедрального  собора в Ростове Великом ( Литературный ряд:     “Житие преподобного отца Сергия Радонежского”, “Повесть о Шемякином суде”, “Повесть о горе­злосчастии”, “Повесть о Ерше Ершовиче” Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного. ХОД УРОКАI. Организационный момент Учитель: Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках вы познакомились с “Повестью о Петре и Февронии  Муромских”, жанром духовной литературы “житийной повестью”, научились создавать запас мыслей, провели  словарную и терминологическую работу, изучили виды и способы чтения литературных отрывков. К уроку вы должны были найти материал для проведения виртуальной литературной гостиной по “Повести о  Петре и Февронии”: о музыке и живописи Древней Руси или другие сведения для виртуального вернисажа,  ссылки Интернет­ресурсов по данной теме, записать на странице “Медиатека” вашей Литературной тетради  выходные данные собранного к уроку материала.  На сайте “Антология Древнерусской литературы” вы могли найти все, что необходимо для этого увлекательного  путешествия! А.С. Демин Учитель предлагает учащимся адрес Интернет­ресурса на предыдущем уроке. II. Основная часть урока 1. Учитель напоминает о содержании урока “Литературная гостиная” – Помните, что литературная гостиная – это еще и Турнир Эрудитов. Эрудитом окажется тот, кто сумеет  представить самую богатую медиатеку (собрание аудио, видео, фото материалов), чья книжная полка поможет  составить наиболее полное представление об изучаемом авторе и его творчестве, а также тот, кто ответит в  конце урока на все вопросы по “Повести…”. – Эпохи сменяют одна другую, а интерес к “Повести о Петре и Февронии” не угасает. В “Повести о Петре и Февронии Муромских” речь идет о событиях XIII века, но так как написано это  произведение в XVI веке, то именно этот век мы приглашаем в нашу Виртуальную гостиную. Поделитесь друг с  другом своими находками­иллюстрациями, репродукциями картин, газетными и журнальными статьями,  монографиями, звуковыми ресурсами и другими дополнительными материалами по изучаемой теме. Учитель: Ребята, вы выполнили все задания и готовы к уроку. Итак, приглашаем всех в нашу виртуальную  литературную гостиную “Входи, Эпоха!” Традиционно гости нашей Литературной гостиной – герои “Повести о Петре и Февронии Муромских”, критики,  литературоведы, искусствоведы, лексикографы, публицисты. 2. Выступление команд учащихся Класс разделен на две команды, обе команды класса заранее получают задание выбрать историка,  экскурсовода, литературоведа­исследователя или музыкального критика, “очевидца” (свидетеля) событий,  простого или знатного русича XVI века. – Ребята, рассмотрим, как представлено искусство слова в ряду других искусств на историко­литературном  фоне.  Коротко опишите особенности церковного устройства, властных структур, культуры, языка, литературы, одежды и быта, кухни Древней Руси XVI века. Расскажите также о своих находках: познакомьте одноклассников со  своей медиатекой, которую вы приготовили к уроку. – Слово предоставляется историкам, которые воссоздадут хронику событий эпохи XVI века. Выступления учащихся. Историки сообщают, что культура Древней Руси разделяется на духовную (церковную) и  светскую (“мирскую”), приводят примеры, как обыденные, повседневные заботы и радости отразились полнее  всего в фольклоре. Духовная жизнь человека запечатлелась в храмовом искусстве. 3. Демонстрация примеров фольклорного и храмового искусства XVI века – Элементы древнерусского быта, костюма, особенности древнерусского храмового искусства описывают в  своих сообщениях “очевидцы” событий. Выступления учащихся. – Выступают литературоведы (критики). Учащиеся сообщают о том, что до XV века литература и фольклор резко разделялись. В XVI веке в обстановке  Предвозрождения, когда начинает разрушаться жесткая система литературных жанров, эти традициизначительно изменились. Ученики приводят примеры, как в высокую литературу входят сказочный сюжет и  фольклорная образность. Учитель: При подготовке к урокам по данной теме на сайтах, предложенных учителем, вы могли изучить  избранные статьи “Великое наследие…” Д. С. Лихачева Лихачев Д.С. "Повесть о Петре и Февронии Муромских"  из цикла Избранные статьи “Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси”). – Кто из ребят хочет что­либо дополнить по данной теме? Выступления учащихся. – Спасибо. О музыке и направлениях расскажут наши музыкальные критики. В выступлениях ребята отмечают, что в музыке, так же как и в словесном искусстве, наметились признаки  нарушения строгих канонов, установленных отцами Церкви. Даже в богослужебном знаменном пении,  важнейшим отличием которого был унисон, как пение “едиными усты и единым сердцем” при обращении к  единому Богу, появилось “совратительное” (Митрополит Антоний) многоголосье, “свойственное театру, а не храму  Божию” (иеромонах Иоанн). Учитель: Прочитайте высказывание В. А. Сухомлинского о музыке. Пусть это высказывание поможет вам  “настроить чуткие струны сердца” и станет своеобразной инструкцией ваших действий при слушании и анализе  музыкальных произведений: “Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой  тончайшей сфере познания чувств. …Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки  должно нести в себе что­то поэтическое, что­то такое, что приближало бы слово к музыке”. – Зайдите на сайты, прослушайте и сохраните в папку “Избранное” понравившиеся отрывки из произведений:  песни “Ты моя крепость, Господи…” в исполнении хора “Древнерусский распев” под управлением Анатолия  Гринденко, знаменный распев “Воскресни, Боже” в исполнении хора братии Спасо­Преображенского  Валаамского Ставропигиального мужского монастыря , либретто “Сказание о невидимом граде Китеже и деве  Февронии”Текст В.И.Бельского. Музыка Н.А.Римского­Корсакова, колокольные звоны – Красный звон (звонари  А.Иванов, Д.Петров) Звонница Успенского кафедрального собора в Ростове Великом  4. Выборочное прослушивание учащимися музыкальных отрывков 5. Обобщение учителя по микротеме “Древнерусская музыка” – Действительно, “…красота древней культовой музыки поразительна, но для того, чтобы ее понять,  необходимо прежде всего отрешиться от восприятия музыки как самовыражения. Главным и определяющим в  ней было то, что человек выражал в искусстве не себя, а те ценности, которые он ставил выше себя. Целью  пения было не услаждение слуха, то есть не удовольствие, но единение людей, слияние их голосов в соборной  молитве. Высшим смыслом музыки должно быть “ангельское”, “ангелоподобное пение”, когда хору “сопоют  ангелы”. Такая музыка способна очищать и возвышать душу, ограждать ее от зла и приближать к Творцу. Для ее создания одного таланта мало, нужна чистота души, освобождение ее от всего дурного, а для этого, в свою  очередь, необходим духовный подвиг, то есть борьба со своими страстями”. 6. Просмотр иллюстраций икон с изображением святых Петра и Февронии Муромских.Муромский историко­художественный музей. Икона "Петр и Феврония Муромские", конец XVI – начало XVII века. Группа учащихся, используя поисковые системы сети Интернет www.yandex.ru, www.google.ru и др., подготовила к уроку иллюстрации икон, памятников архитектуры, музыкальных отрывков к повести. Иллюстрации оформлены в  виде слайдов в программе PoverPoint.  6. Просмотр иллюстраций икон святых Сергия Радонежского, благоверных князей Петра и Февронии  Муромских. Поиск в Интернет образцов древнерусской культуры. 7. Выступления учащихся (по одному из каждой группы) с анализом критических статей по разделу  “Древнерусская литература” 8. Просмотр иллюстрации из рукописи XVII в “Князь Петр убивает змея” Ермолая­ЕразмаГлавная цеpковь гоpода Муpома. Собоp во имя Рождества Богоpодицы Рака с мощами свв. Петра и Февронии в Муромском Свято­Троицком монастыреСвв. Петр и Феврония Муромские. Покров на раку с мощами. XVI век (После длительной реставрации в Муромский историко­художественный музей возвратился уникальный  экспонат – покров с мощей Петра и Февронии Муромских.) Учитель:  Ребята, в течение урока записывайте в вашу литературную тетрадь выходные данные книг и других  использованных материалов в рубрику "На вашу книжную полку". Вы обязательно должны указать их точно и  правильно, чтобы ими могли воспользоваться ваши товарищи! 9. Пауза здоровья – Молодцы, ребята, релаксация и пакет аутотренинговых программ позволят восстановить ваши силы. Аутотренинг " Внутренний луч” (тренируем подсознание) Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и  последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи,  плеч, рук и т.д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины,  исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, закрываются глаза,  ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. От выполнения упражнения необходимо получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается  упражнение словами: "Я стал новым человеком! Я стал сильным и спокойным! Я все буду делать хорошо!". 10. Турнир Эрудитов Учитель: Продолжим урок. Все участники виртуальной литературной Гостиной приглашаются на Турнир  Эрудитов. Отвечающие получают командные и личные очки. Вопрос 1: В "Повести о Петре и Февронии" есть такой эпизод: заточённый в монастырь и близкий к смерти Пётр  напомнил через посыльного Февронии о её обязательстве умереть вместе с ним. Феврония в этот момент  вышивала лик святого. Не доведя работы до конца, она сделала нечто, помолилась и умерла. Что же она  сделала, если жизнеутверждающая сила этой незначительной детали пережила века и до сих пор часто  женщины, прерывающие подобную работу, поступают также? Ответ: Она обмотала иголку ниткой и воткнула её в вышивку, чтобы кто­то окончил работу за неё.Вопрос 2: В известной повести "О Петре и Февронии" жена князя Петра была дочерью древолаза. Что это за  профессия? Ответ: Бортник. Вопрос 3: Переведите на греческий язык "лучезарная". Ответ: Феврония Вопрос 4: Архимандрит Филарет Московский, составитель Катехизиса, предлагал запретить большую часть  басен Крылова за глумление над святыми: Михаилом, Василием, Марией и Февронией. А как глумился Крылов  над ними? Ответ: Он называл именами христианских святых бессловесных животных. Вопрос 5: Где лежал Агриков меч? Ответ: В алтарной стене в щели меж плитами. Вопрос 6: Какие предметы просит сделать Петр Февронию? Ответ: Сорочку, одежду и платок. Вопрос 7: Как и из чего Феврония приготовила целебную мазь для князя Петра? Ответ: Взяв небольшую плошку, зачерпнула ею хлебной закваски и дунула на нее. Вопрос 8: Что увидел князь Петр, когда после обеда разжал руку Февронии? Ответ: Ладан благоухающий и фимиам. Вопрос 9: Как назывались древнерусские звуки (и соответствующие им буквы), изменение звучания которых  привело к появлению беглых гласных? 11. Подведение итогов Оцениваются ответы каждого ученика, подготовившего материал к виртуальной гостиной, а также набравшего  очки в ходе Турнира эрудитов. III. Рефлексия Учитель: Сегодня мы рассматривали искусство слова в связи с другими искусствами (музыка, живопись,  архитектура). Наши предки оставили нам великое искусство, утверждающее идеи, важные во все времена: место человека в мире, его отношение к Богу, добро и зло, земное и небесное, временное и вечное. За время урока  невозможно охватить огромное наследие искусства Древней Руси, но, соприкоснувшись с ним, понимаешь его  истинно глубокое значение. Запишите выходные данные (источники) ресурсов и книг на странице “Виртуальная литературная гостиная”. IV. Итог урока – Ребята, вы все отлично работали в течение урока. Откройте Литературную тетрадь, поставьте самооценку за  урок. Благодарю за ваше внимание и активную работу на уроке. Оценивание учащихся (ОУ – оценка учителя). V. Домашнее задание Перечитать любимые страницы “Повести о Петре и Февронии Муромских”. Эрудиту: Феврония Муромская не единственная в истории Христианства святая дева, имевшая ручного зайца.  Какая святая изображена на иконе и почему она держит зайца на руках?Подсказка: отгадку ищите в Загадках святой Февронии Муромской

Посмотрите также