Визуализация информации как средство формирования компетенций обучающихся

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Визуализация информации как средство формирования компетенций обучающихся Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”. Можно соглашаться с запросами общества, предъявляемыми к образованию, или нет, но адаптировать методические приемы и средства к современному образовательному процессу необходимо, потому как методика, как и общество в целом развивается спиралеобразно, улучшая и модернизируя “хорошо работающие старые приемы” - одним из которых является визуализация. Психологи считают, что 80% современных школьников визуалы и только 20% аудиалы и кинестетики. Наверное, это закономерно, учитывая приоритетность клиповой культуры в век глобальной компьютеризации, поэтому школе важно своевременно корректировать преподавание сообразно запросам общества, ибо разумной методикой обеспечивается “и успеваемость, и реализация программы, и дисциплина, и плодотворность работы учителя, и дальнейший рост и развитие возможностей ученика”, - так считала М.А.Рыбникова. Нам кажется, что слова корифея литературного чтения звучат вполне современно и актуально. Какие же основные компетенции формируются методом визуализации? Мы считаем, что все ключевые компетенции (по Хуторскому А.В.) предполагают формирование способностей у учащихся находить и применять нужную информацию, работать в команде, быть готовым в течение всей жизни к постоянному самосовершенствованию. Визуализация же подготавливает и создает благоприятные условия для их формирования.
Иконка файла материала Визуализация информации.doc
Визуализация информации как средство формирования компетенций обучающихся Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”. Можно соглашаться с запросами общества, предъявляемыми к образованию,  или нет, но адаптировать методические приемы и средства к современному образовательному процессу  необходимо, потому как методика, как и общество в целом развивается спиралеобразно, улучшая и  модернизируя “хорошо работающие старые приемы” ­ одним из которых является визуализация. Психологи считают, что 80% современных школьников визуалы и только 20% аудиалы и кинестетики. Наверное,  это закономерно, учитывая приоритетность клиповой культуры в век глобальной компьютеризации, поэтому  школе важно своевременно корректировать преподавание сообразно запросам общества, ибо разумной  методикой обеспечивается “и успеваемость, и реализация программы, и дисциплина, и плодотворность работы  учителя, и дальнейший рост и развитие возможностей ученика”, ­ так считала М.А.Рыбникова. Нам кажется, что  слова корифея литературного чтения звучат вполне современно и актуально. Какие же основные компетенции формируются методом визуализации? Мы считаем, что все ключевые  компетенции (по Хуторскому А.В.) предполагают формирование способностей у учащихся находить и применять  нужную информацию, работать в команде, быть готовым в течение всей жизни к постоянному  самосовершенствованию. Визуализация же подготавливает и создает благоприятные условия для их  формирования. Мультимедийные энциклопедии, интеллектуальные компьютерные игры, индивидуальные и групповые создания  презентаций, опорные схемы, конспекты, планы, выполненные в электронном варианте, ­ формируют ценностно­ смысловые компетенции. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в учебной и  иной деятельности. Несомненна развивающая роль интерактивной доски в усвоении знаний. Учащиеся имеют наглядную  возможность коррекции и предупреждения ошибок. Интерактивную доску можно использовать для  демонстрации картин, портретов, иллюстраций; для оформления и правки творческих работ, для групповой  работы на разных этапах урока. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются  умения самостоятельно вырабатывать учебно­познавательные компетенции. Умение создавать презентации, электронные варианты схем, учебные и внеучебные проекты; способность  интегрировать науку и видеть в частном целое ­ формируют общепредметные и коммуникативные компетенции,  которые способствуют умению общаться в группе, создавать коммуникативное поле, разумно использовать  ресурсы интернета. Огромное количество тренинговых дисков дает возможность самостоятельно проверять  свои знания, умения и навыки; выявлять проблемы, улучшать результаты. Учителю такие тренинги дают  возможность осуществлять системный контроль за усвоением знаний, выработкой навыков и умений как на  уроках русского языка, так и литературы. Существует большое разнообразие видов визуализация на уроке: видеоролики, фрагменты кинофильмов,  презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, матрицы­подсказки,  речевые штампы, тренажеры. Все средства зрительного восприятия помогает создать технически оснащенный  кабинет русского языка и литературы, в котором обязательны компьютер, интерактивная доска, принтер,  сканер, мультимедийные сопровождения и интернет. Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; при  повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних  заданий, заучивании наизусть; при работе с текстом произведения; при самостоятельной работе…и еще можно  назвать множество при..., которые учитель самостоятельно определяет в учебном процессе. Самая используемая и любимая учителями литературы составная визуализации – это презентация. Чаще всего на уроках литературы используется презентация как фрагмент урока: компануется иллюстративный  материал, биография писателя; создается образная или сравнительная характеристика героев, комплектуется  видеоряд иллюстраций, возможно, с вкраплениями видеофрагментов; используются демонстрационныепрограммы. Реже учителя проводят уроки­презентации (урок­лекция, урок­путешествие, урок­открытие…), что  более приемлемо для проведения уроков в старших классах. Одним из самых активно­деятельностных средств при работе с текстом на уроке является опорная схема. Учитель должен помнить, что схема не самоцель, а только метод концентрации внимания на тексте, проблеме;  регулятор погружения обучающихся в ткань повествования. Предназначение схемы ­ помочь учащимся  разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста. Предпочтение всегда отдается схемам­заготовкам, которые можно использовать в работе с любым текстом. 1. Особенности жанра произведения Автор Названи е Тем а Иде я Композици я 2. Литературные герои произведения Главное действующее лицо Портретные характеристики Условия жизни Характеристика Взаимоотношения с образа миром 3. Сопоставление героев Эпизоды для  сопоставления Сходств а Различи я 4. Сюжетная линия героев Глава Место и время  действия Хроника  событий Круг  общения Восприятие  мира Характер  героя 5. Этапы композиционного развития драматического действия Действие. Место  действия Завязк а Кульминаци я Развязк а Более интересны матричные схемы или речевые штампы; они помогают ученику вырабатывать стиль, усваивать  терминологию, связно излагать материал. Нравственные уроки Достоевского. ­ Разгадать тайну своего предназначения для мира главный герой решает не в акте созидания, а … Возможно  ли дать счастье людям таким образом? Идейная направленность романа связана с внутренней борьбой между  Богом и Дьяволом в сердце человека. По мнению Достоевского, победа остается за … Согласны ли вы с  писателем? … Мы боимся людского суда, злимся даже, когда всякий пытается разбираться в тебе и поступках  твоих. Страшен для человека суд... Работа с главой из романа Гончарова: Схема­план активизирует работу с текстом 1. Композиционная роль главы. 2. Месторасположение, описание Обломовки: какие художественные средства используются. Для чего? 3. Детство Обломова: в какой атмосфере рос, какие люди окружали, как к нему относились? 4. Образ жизни обломовцев: кого и почему напоминают жители Обломовки? 5. Отношения к образованию Обломова и его родителей (литературная параллель). 6. Сказки и байки нянюшек. Раскройте положительные и отрицательные стороны взаимосвязи менталитета русского народа и характера Обломова? 7. Счастье в понимании “обломовцев”? (Сравнить с “мечтой” Обломова) Подобные схемы помогает систематизировать материал и подготовить ученика к написанию сочинения.Метод визуализации удобен при заучивании стихов. Для быстрого заучивания наизусть предлагаем  реанимировать старую систему иллюстрирования стихов. Читаем выразительно стихотворение, затем построчно записываем на интерактивной доске, подбирая к каждой строке визуальный ряд. После прочтения целой  строфы оставляем на доске только визуальный ряд и воспроизводим по нему стихотворение. Подобная игровая  форма визуализации развивает память и способствует формированию образного мышления. Конечно, литературу невозможно уложить в яркую картинку или схему, но украсить и сделать насыщеннее урок  можно попытаться… Визуализация не замена живому слову учителя. Навыки оформления презентаций, схем, помогающие в работе с текстом, анализом произведения, видеоролики  нужны как средство, обогащающее воспитанников мыслями и чувствами; способное разнообразить и сделать  ярче методическое построение современного урока. При планировании урока следует помнить: “В поступках учителя всегда лежит расчет и вдохновение”, ­  напоминает учителю М.А. Рыбникова. Не следует игнорировать на уроках визуализацию, так как она способствует развитию образно­эмоциональной  памяти обучающихся и формирует множество вышеуказанных компетенций. Современный урок ценен не только  получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания,  систематизации, обмена, эстетического оформления и демонстрации результатов. 1.www.1imu.com. –Интерактивный класс. Литература 2. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях, М.: Народное  образование, 2010 г. 3. Розов Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и технологий при обучении в средней  школе // Вестник МГПУ. Серия “Информатика и информатизация образования” № 1 – М.: МГПУ, 2003., с. 102­106. 4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии  обучения и теории педагогики. РАО23.

Посмотрите также