Визуализация информации как средство формирования компетенций обучающихся
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”. Можно соглашаться с запросами общества, предъявляемыми к образованию, или нет, но адаптировать методические приемы и средства к современному образовательному процессу необходимо, потому как методика, как и общество в целом развивается спиралеобразно, улучшая и модернизируя “хорошо работающие старые приемы” - одним из которых является визуализация.
Психологи считают, что 80% современных школьников визуалы и только 20% аудиалы и кинестетики. Наверное, это закономерно, учитывая приоритетность клиповой культуры в век глобальной компьютеризации, поэтому школе важно своевременно корректировать преподавание сообразно запросам общества, ибо разумной методикой обеспечивается “и успеваемость, и реализация программы, и дисциплина, и плодотворность работы учителя, и дальнейший рост и развитие возможностей ученика”, - так считала М.А.Рыбникова. Нам кажется, что слова корифея литературного чтения звучат вполне современно и актуально.
Какие же основные компетенции формируются методом визуализации? Мы считаем, что все ключевые компетенции (по Хуторскому А.В.) предполагают формирование способностей у учащихся находить и применять нужную информацию, работать в команде, быть готовым в течение всей жизни к постоянному самосовершенствованию. Визуализация же подготавливает и создает благоприятные условия для их формирования.
Визуализация информации как средство
формирования компетенций обучающихся
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с “усвоения знаний” на
формирование “компетентности”. Можно соглашаться с запросами общества, предъявляемыми к образованию,
или нет, но адаптировать методические приемы и средства к современному образовательному процессу
необходимо, потому как методика, как и общество в целом развивается спиралеобразно, улучшая и
модернизируя “хорошо работающие старые приемы” одним из которых является визуализация.
Психологи считают, что 80% современных школьников визуалы и только 20% аудиалы и кинестетики. Наверное,
это закономерно, учитывая приоритетность клиповой культуры в век глобальной компьютеризации, поэтому
школе важно своевременно корректировать преподавание сообразно запросам общества, ибо разумной
методикой обеспечивается “и успеваемость, и реализация программы, и дисциплина, и плодотворность работы
учителя, и дальнейший рост и развитие возможностей ученика”, так считала М.А.Рыбникова. Нам кажется, что
слова корифея литературного чтения звучат вполне современно и актуально.
Какие же основные компетенции формируются методом визуализации? Мы считаем, что все ключевые
компетенции (по Хуторскому А.В.) предполагают формирование способностей у учащихся находить и применять
нужную информацию, работать в команде, быть готовым в течение всей жизни к постоянному
самосовершенствованию. Визуализация же подготавливает и создает благоприятные условия для их
формирования.
Мультимедийные энциклопедии, интеллектуальные компьютерные игры, индивидуальные и групповые создания
презентаций, опорные схемы, конспекты, планы, выполненные в электронном варианте, формируют ценностно
смысловые компетенции. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в учебной и
иной деятельности.
Несомненна развивающая роль интерактивной доски в усвоении знаний. Учащиеся имеют наглядную
возможность коррекции и предупреждения ошибок. Интерактивную доску можно использовать для
демонстрации картин, портретов, иллюстраций; для оформления и правки творческих работ, для групповой
работы на разных этапах урока. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются
умения самостоятельно вырабатывать учебнопознавательные компетенции.
Умение создавать презентации, электронные варианты схем, учебные и внеучебные проекты; способность
интегрировать науку и видеть в частном целое формируют общепредметные и коммуникативные компетенции,
которые способствуют умению общаться в группе, создавать коммуникативное поле, разумно использовать
ресурсы интернета. Огромное количество тренинговых дисков дает возможность самостоятельно проверять
свои знания, умения и навыки; выявлять проблемы, улучшать результаты. Учителю такие тренинги дают
возможность осуществлять системный контроль за усвоением знаний, выработкой навыков и умений как на
уроках русского языка, так и литературы.
Существует большое разнообразие видов визуализация на уроке: видеоролики, фрагменты кинофильмов,
презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, матрицыподсказки,
речевые штампы, тренажеры. Все средства зрительного восприятия помогает создать технически оснащенный
кабинет русского языка и литературы, в котором обязательны компьютер, интерактивная доска, принтер,
сканер, мультимедийные сопровождения и интернет.
Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; при
повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних
заданий, заучивании наизусть; при работе с текстом произведения; при самостоятельной работе…и еще можно
назвать множество при..., которые учитель самостоятельно определяет в учебном процессе.
Самая используемая и любимая учителями литературы составная визуализации – это презентация.
Чаще всего на уроках литературы используется презентация как фрагмент урока: компануется иллюстративный
материал, биография писателя; создается образная или сравнительная характеристика героев, комплектуется
видеоряд иллюстраций, возможно, с вкраплениями видеофрагментов; используются демонстрационныепрограммы. Реже учителя проводят урокипрезентации (уроклекция, урокпутешествие, урокоткрытие…), что
более приемлемо для проведения уроков в старших классах.
Одним из самых активнодеятельностных средств при работе с текстом на уроке является опорная схема.
Учитель должен помнить, что схема не самоцель, а только метод концентрации внимания на тексте, проблеме;
регулятор погружения обучающихся в ткань повествования. Предназначение схемы помочь учащимся
разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста. Предпочтение всегда отдается
схемамзаготовкам, которые можно использовать в работе с любым текстом.
1. Особенности жанра произведения
Автор Названи
е
Тем
а
Иде
я
Композици
я
2. Литературные герои произведения
Главное действующее
лицо
Портретные
характеристики
Условия
жизни
Характеристика
Взаимоотношения с
образа
миром
3. Сопоставление героев
Эпизоды для
сопоставления
Сходств
а
Различи
я
4. Сюжетная линия героев
Глава Место и время
действия
Хроника
событий
Круг
общения
Восприятие
мира
Характер
героя
5. Этапы композиционного развития драматического действия
Действие. Место
действия
Завязк
а
Кульминаци
я
Развязк
а
Более интересны матричные схемы или речевые штампы; они помогают ученику вырабатывать стиль, усваивать
терминологию, связно излагать материал.
Нравственные уроки Достоевского.
Разгадать тайну своего предназначения для мира главный герой решает не в акте созидания, а … Возможно
ли дать счастье людям таким образом? Идейная направленность романа связана с внутренней борьбой между
Богом и Дьяволом в сердце человека. По мнению Достоевского, победа остается за … Согласны ли вы с
писателем? … Мы боимся людского суда, злимся даже, когда всякий пытается разбираться в тебе и поступках
твоих. Страшен для человека суд...
Работа с главой из романа Гончарова:
Схемаплан активизирует работу с текстом
1. Композиционная роль главы.
2. Месторасположение, описание Обломовки: какие художественные средства используются. Для чего?
3. Детство Обломова: в какой атмосфере рос, какие люди окружали, как к нему относились?
4. Образ жизни обломовцев: кого и почему напоминают жители Обломовки?
5. Отношения к образованию Обломова и его родителей (литературная параллель).
6. Сказки и байки нянюшек. Раскройте положительные и отрицательные стороны взаимосвязи менталитета
русского народа и характера Обломова?
7. Счастье в понимании “обломовцев”? (Сравнить с “мечтой” Обломова)
Подобные схемы помогает систематизировать материал и подготовить ученика к написанию сочинения.Метод визуализации удобен при заучивании стихов. Для быстрого заучивания наизусть предлагаем
реанимировать старую систему иллюстрирования стихов. Читаем выразительно стихотворение, затем построчно
записываем на интерактивной доске, подбирая к каждой строке визуальный ряд. После прочтения целой
строфы оставляем на доске только визуальный ряд и воспроизводим по нему стихотворение. Подобная игровая
форма визуализации развивает память и способствует формированию образного мышления.
Конечно, литературу невозможно уложить в яркую картинку или схему, но украсить и сделать насыщеннее урок
можно попытаться…
Визуализация не замена живому слову учителя.
Навыки оформления презентаций, схем, помогающие в работе с текстом, анализом произведения, видеоролики
нужны как средство, обогащающее воспитанников мыслями и чувствами; способное разнообразить и сделать
ярче методическое построение современного урока.
При планировании урока следует помнить: “В поступках учителя всегда лежит расчет и вдохновение”,
напоминает учителю М.А. Рыбникова.
Не следует игнорировать на уроках визуализацию, так как она способствует развитию образноэмоциональной
памяти обучающихся и формирует множество вышеуказанных компетенций. Современный урок ценен не только
получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания,
систематизации, обмена, эстетического оформления и демонстрации результатов.
1.www.1imu.com. –Интерактивный класс.
Литература
2. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях, М.: Народное
образование, 2010 г.
3. Розов Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и технологий при обучении в средней
школе // Вестник МГПУ. Серия “Информатика и информатизация образования” № 1 – М.: МГПУ, 2003., с. 102106.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии
обучения и теории педагогики. РАО23.