Владимир Дубровский и Маша Троекурова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Владимир Дубровский и Маша Троекурова Цели: Продолжить обучение анализу эпического произведения через исследование текста. Дать ученикам почувствовать динамику чувств в отдельной сцене и представить в целом всю линию отношений Маши и Владимира Дубровского. Совершенствовать, активизировать читательское восприятие, эмоции, подвести к основной мысли произведения. Формировать умения: выразительно читать, аргументировать мнение цитатами из произведения, пересказывать от лица героя. Закрепить понятия: сюжет, композиция, цитата, антитеза. Воспитывать нравственные категории: честь, любовь, доверие, ответственность за выбор. Оборудование: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. 6 класс. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2010 г., тетради, медиаустановка, презентация к уроку, кинофильм Дубровский”, разрезные карточки, цветные мелки.
Иконка файла материала Владимир Дубровский и Маша Троекурова.doc
Владимир Дубровский и Маша Троекурова Цели: Продолжить обучение анализу эпического произведения через исследование текста. Дать ученикам  почувствовать динамику чувств в отдельной сцене и представить в целом всю линию отношений Маши и  Владимира Дубровского. Совершенствовать, активизировать читательское восприятие, эмоции, подвести к  основной мысли произведения. Формировать умения: выразительно читать, аргументировать мнение цитатами  из произведения, пересказывать от лица героя. Закрепить понятия: сюжет, композиция, цитата, антитеза.  Воспитывать нравственные категории: честь, любовь, доверие, ответственность за выбор. Оборудование: Учеб.­хрестоматия для общеобразоват. учреждений. 6 класс. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2010 г.,  тетради, медиаустановка, презентация к уроку, кинофильм Дубровский”, разрезные карточки, цветные мелки. Ход урока 1. Организационный момент Учитель: Мы изучаем такое интересное произведение. Кто напомнит его автора и название? Слайд 1,   – Роман этот любят во всем мире: под впечатлением этого шедевра художники рисуют, композиторы сочиняют  музыку, режиссеры ставят спектакли и кино, поэты пишут стихотворения. Сейчас вы услышите стихотворение, которое вкратце напомнит сюжет романа. А что такое сюжет? Проверьте. Слайд 2 Выразительное чтение стихотворения “Дубровский” заранее подготовленное учеником. Сегодня ночью я не спал, Я повесть Пушкина читал “Дубровский”. И надо мною дух летал, Мятежный дух его и звал меня Дубровский… Усадьбы жёг и в гневе я Богатых грабил, будто я – Дубровский. И мною правил сатана В безумной мести за отца – я был Дубровским. Не знал, история твоя Так сможет потрясти меня, Дубровский. Ты близок мне и, как в аду, Сегодня ночью я горю с тобой, Дубровский. Твоя мечта, твоя судьба С Россией венчана была, Дубровский. Но в поле воином одним Ты был наследный дворянин. Ты проиграл, Дубровский. – Тему урока, как всегда, я только подскажу. Узнай героя по цитате. Что такое цитата? Проверьте. Слайд 3 (На столах каждому полоска листка с цитатой.) Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, – он  ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек  извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью. Он мало занимался воспитанием маленького Саши, давал ему полную свободу повесничать, и не строго  взыскивал за уроки, задаваемые только для формы – зато с большим прилежанием следил за музыкальными  успехами своей ученицы, и часто по целым часам сиживал с нею за фортепьяно.Не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках,  учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною. Она не  заметила и впечатления, ею произведенного на Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося  голоса. Любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувств и мысли, ибо никогда не могла знать  наверно, каким образом будут они приняты. Она не имела подруг и выросла в уединении. – Проверьте. Слайд 4 Тема: Слайд 5 Цели : Слайд 6 Проверка домашнего задания – Как вы назвали главы? Слайд 7 XI – Превращение в Дефоржа. XII – Откровение Дубровского. XIII – Князь Верейский. XIV – Сватовство. XV – Предложение помощи. XVI – Маша под арестом. * К какой главе относятся иллюстрации на доске? (Свидание Владимира и Маши.) Домашнее задание Слайд 8 Знать главу XVII, выразительно читать и озаглавить её. * стр. 153 задание 3 сверху. Анализ текста (Выделенное записывается учителем на доске и учениками в тетрадях.) – Что мы узнаём из 11 главы? – Почему автор не раскрыл нам тайну Дефоржа сразу? – Как называется построение художественного произведения? Изучение стр.155 учебника. Слайд 10. Этот прием часто используют в современном кино. – С какой целью Дубровский проник в дом Троекурова? Стр.123 Любовь – Как возникло это прекрасное чувство у разбойника? Стр. 123она “..как небесное видение”, ему посланное Богом, судьбой для спасения от зла – А у Маши какое чувство к нему (тогда еще к Дефоржу)? Стр. 102,103 уважение к слуге за... храброс ть не  грабит простил теперь возродился : Вывод: Слайд 11 (анализ цитат) Любовь творит чудеса. – Что мешало любить? Стр. 122 Ничто, душа свободна <—> законы общества = оковы послушная                                                                                                  Честная – Какое событие произошло в её жизни, как гром среди ясного неба? Пересказ о сообщении Маше отцом страшной новости от её лица. – Почему Маша не сразу обратилась за помощью к Дубровскому? Умная, сильная духом 1 шаг (письмо Верейскому) 2 шаг Надеялась на милость отца 3 шаг послушная (см. кадр из к/ф, минуты 57 –  5820) решительная, гордая =  отец Борется за честь свою – Этот “брак пугал её…”. – Какой выход она видит? Умерть (грех), монастырь (спасти душу), за Дубровского (есть шанс счастья). – Что выбирает? Не переступает заповеди Божьей “не убей” сама и уберегает Владимира от греха стр. 132: “Я не хочу быть  виною ужаса…” = убийства – За какие качества Владимир любит Машу? Внутренняя красота, чистота. – А Маша почему в итоге спасителем выбрала его? Внутреннее богатство. Вывод: Оба ценят внутренние качества, которые помогают делать правильный выбор. – Какие качества помогают героям делать правильный выбор в жизни? Истинные, настоящие ценности: Честь, любовь, доброта, смелость, ответственность, следование заповедям Божьим. Слайд 12 Итог. Закончи фразы (письменно)“А.С.Пушкин на примере Маши учит……; на примере Владимира – …………. * Я постараюсь…………” Слайд 13 – Делайте правильный выбор и будьте счастливы! Дополнительно: Каковы ваши впечатления от изучаемого романа?

Посмотрите также